Синтаксический разбор простого предложения. 5-й класс : Русский язык

Цели:

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки

Ход урока

1. Орг. момент.

Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на уроке русского языка.

Надеюсь, вы будете стараться работать хорошо, активно, творчески.

Давайте, друзья, улыбнемся друг другу, улыбки подарим гостям и поздороваемся с ними.

Итак, к уроку готовы? Тогда за работу, всем удачи.

Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно - покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.

Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни...
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни -

Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю...
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою...

- Это отрывок из стихотворения А.Н.Некрасова «Железная дорога». А какую тему поднимает Некрасов в этом отрывке? Тема природы.

- Ребята, вы наверное, знаете, что 2017 год в России – год экологии, но уже сейчас мы с вами задумываемся об этом, и на уроке  мы также будем говорить о природе.

Презентация.

2. Проверка домашнего задания. Открыли тетради, записали число, классная работа.

1) Терминологический диктант

Подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство, определение, обращение.

- Написать слова и подчеркнуть их так, как мы обозначаем их при разборе предложения. (Взаимопроверка в парах. Учитель проверяет 1 работу, оценивая и комментируя (на доске)

- А сейчас, ребята, мы с вами проверим, как вы усвоили материал. Я буду задавать вам вопросы, на которые вы мне будете отвечать только «да» или «нет», а также такие вопросы, на которые надо ответить подробно.

2) Приём «Верные и неверные утверждения».

  1. Согласны ли вы, что предложения по эмоциональной окраске бывают восклицательные и невосклицательные? (да)
  2. Верите ли вы, что предложения по цели высказывания бывают распространённые и нераспространённые? (нет) А какие они бывают? (повествовательные, побудительные, вопросительные)
  3. Верите ли вы, что в  простых предложениях одна грамматическая основа, а в сложных – две и более грамматических основ? (да)
  4. Согласны  ли вы, что дополнение, обстоятельство и определение – это главные члены предложения? (нет) А какие члены предложения являются главными? (подлежащее и сказуемое)
  5. Верите ли вы, что обращение - это слово, называющее того, к кому обращаются с речью? (да)
  6. Согласны ли вы, что между однородными членами предложения запятая не ставится? (и да, и нет) Почему?

- Ребята, скажите мне, пожалуйста, а на какую тему я вам задавала вопросы? (Предложение)

- Какой раздел науки о языке изучает предложение? (Синтаксис)

- Ребята, а как называется вид работы, когда нужно подчеркнуть члены предложения? (Синтаксический разбор)

- Объясните подробнее, что значит сделать синтаксический разбор?

- Значит,  о чем мы будем с вами говорить на уроке. Сформулируйте тему урока.

- Запишите, пожалуйста, тему урока в тетрадь.

- Чему мы должны научиться на уроке? (Синтаксическому разбору простого предложения.)

- Давайте сформулируем цели нашего урока.

1)  познакомиться с порядком синтаксического разбора простого   предложения;

2) учиться  производить синтаксический разбор (устный и письменный) простого предложения;

3) писать правильно, уметь проверять написанное

4) обобщить знания по теме «Синтаксис»

3. Объяснение нового материала.

1) - Что значит выполнить синтаксический разбор предложения?

Я вам, друзья, открою тайны здешних мест.

А теперь откройте учебники на стр. 104. Познакомимся с порядком синтаксического разбора простого предложения.

Работа с учебником.

А теперь составим памятку «Порядок синтаксического разбора».

- На столе у вас карточка-памятка. Заполним вместе пропуски, вспомнив теоретический материал.

По каким признакам характеризуется предложение

Вид предложения

1

По цели высказывания

1) ________________________________
2) ________________________________
3) ________________________________

2

По эмоциональной окраске

1) ________________________________
2) ________________________________

3

По количеству грамматических основ

1) _________________________________
2) _________________________________

4

По наличию или отсутствию главного члена предложения

1) _________________________________
2) _________________________________

5

По второстепенным членам предложения

1) _________________________________
2) _________________________________

6

Осложнено

1)__________________________________
2) __________________________________

6. Конструирование предложения.

- А сейчас, работая по теме, попробуем составить предложение, используя указанные члены предложения. Внимание на слайд.

Опустились лёгкие снежинки на тропинки.

- Дайте характеристику предложения (устно).

7. Физкультминутка. (Повторяй за улочкой).

8. Работа с текстом.

8. Самостоятельная работа с текстом.

А теперь самостоятельная работа, запишите  предложение из стихотворения М.А.Лермонтова. Произведите синтаксический разбор одного предложения.

На севере диком стоит одиноко на голой вершине сосна

- Проверим, оцените себя. Прочитайте еще раз  это предложение. Что необычного заметили в построении предложения. Какой член предложения находится на первом месте?

- Инверсия – обратный порядок слов.

9.  – Ребята, а кто из вас знает, как зовут художника, который написал очень много разных картин о природе? (Шишкин Иван Иванович)

- А вы знаете, что эту картину, изображающую сосну, тоже написал Шишкин.

- У Шишкина много картин, изображающих природу, посмотрите на слайды.

10. Проверочная работа. У Вас на парте листочки с заданием. Подпишите их, выполните задание.

11. Подведение итогов урока.

Наш урок подходит к концу, вы сегодня все очень хорошо поработали. Молодцы! На память о нашем уроке у вас останутся смайлики, на обратной стороне которых вы найдёте мои пожелания вам.

Я желаю вам, ребята,
Быть здоровыми всегда,
Но добиться результата
Невозможно без труда.

Урок окончен, всем спасибо!

Читать еще:


Новые материалы:

Новые подходы в обучении младших школьников :: Ведение понятия "задача". Составные части задачи. 1-й класс :: Комплексный подход к проблеме готовности детей г. Кунгура к школе :: Урок-аукцион "Части речи – имена". 4-й класс :: Урок развития речи. Литературное чтение: "Моя осень". 1-й класс :: Ральф - 2 (Ralph Breaks the Internet: Wreck-It Ralph 2), 2018 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для спальни/Матрасы/Мебель для спальни/Матрасы, подушки/Матрасы / Лонакс / Матрас Лонакс ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD