Урок-погружение «Путешествие по стилям русского языка» : Русский язык

3 урока по 45 минут.

Цель:

  • Способствовать усвоению и углублению знаний учащихся в функциональных стилях современного русского языка, научиться определять в тексте функциональные стили речи русского языка.
  • Совершенствовать грамматический строй речи, чуткость и внимательность к слову.
  • Повышать творческую активность учащихся.

План
1. Орг. момент (приветствие, деление на группы) – 5 мин
2. Вступительное слово. Инструктаж  – 5 мин
3. Остров «Научный» – 20 мин
4. Остров «Экспертов» – 15 мин
5. Остров «Юмористический» – 20 мин
6. Остров «Теоретический» – 20 мин
7. Остров «Театральный» – 40 мин
8. Рефлексия – 5 мин

Ход урока

1. Доброе утро, ребята. Сегодня у вас необычный день. На уроке русского языка вам предстоит погрузиться в тему «Стили речи». Для этого необходимо разделиться на четыре группы. Возьмите листочек любого цвета, на его обратной стороне написано название вашей команды.

Рассаживайтесь по своим местам. Листок верните мне, чтобы он вам не мешал. Назначьте капитана своего экипажа.

2. Как вы думаете, почему ваши команды так называются? Верно, это название стилей. А что такое стиль? Какого стиля не хватает? (разговорного)

Давным-давно жил моряк по фамилии Книжник. Он был начитанным человеком и очень любил приводить в порядок все книжные тексты. Когда он стал совсем стар, то занялся и своими «сокровищами». Так он распределил все тексты и бумаги по стилям – научному, официально-деловому, публицистическому и художественному, а заодно решил закопать клад. Это решение он принял во время путешествия, когда необыкновенным образом попал в Ирбейский район.

И сегодня мы с вами отправимся на поиски сокровищ, но без знаний нам этого не сделать. А еще необходимо соблюдать дисциплину и четко следовать инструкции.

Мне удалось раздобыть кусочек карты, я вам его отдаю. Собирая кусочки карты, мы сможем найти место, где закопан клад. Итак, приготовились – отдать швартовые, поднять якорь. Мы отправляемся. (звучит шум моря)

3. Посмотрите на карту, к какому острову мы приближаемся? Правильно – к Научному.

Чтобы попасть на этот остров необходимо выполнить одно очень важное задание. На столах у вас «бортовой журнал», его необходимо внимательно изучить, а после заполнить таблицу. Запомните, эту информацию, чтобы попасть на следующий остров. Внимание! На работу не более 20 мин, капитаны следите за временем. (приложение 1)

Отлично! Вы справились с заданием, держите второй фрагмент карты. Куда мы отправимся дальше? (на остров Экспертов)

4. На этом острове вам нужно ознакомить другие экипажи кораблей со своими бортовыми журналами, в этом вам поможет таблица, которую вы составили. Остальные экипажи кораблей должны все зафиксировать на своем судне, т.е записать в свою таблицу. (приложение 2) Капитаны следите за временем, вам дается 15 мин.

Перерыв

Итак, юнги прошли обучение и готовы отплыть к следующему острову, а к какому вы узнаете из нового кусочка карты. (даю карту)

5. Наша цель – Юмористический остров. Чтобы ступить на его землю нужно вспомнить жанры, которые принадлежат разным стилям. Какие жанры относятся к научному стилю? Какие – к публицистическому, деловому, художественному? Правильно, теперь вы можете сойти с корабля и посмотреть мультфильм по знакомой вам басне И.А. Крылова.

- Ребята, хотели бы вы оказаться на месте вороны и быть кем-то обмануты?

- Как вы думаете, можно ли вороне помочь?

- Как это можно сделать, если представить, что ворона – это обычный человек?

- Поможем вороне разрешить проблему, возникшую перед ней? Для этого экипажи должны выполнить задания, на цветном листе, которые лежат на столах. (приложение 3)

Сложно было написать текст в определенном жанре? Очень интересные работы у вас получились. А что вызвало улыбку во время выполнения заданий? Вы готовы к отплытию на следующий остров, держите фрагмент карты.

6. Мы оказались на Теоретическом острове. Но, к сожалению, его захватили пираты, и они не отдадут нам другой фрагмент, если мы не  ответим на их вопросы и не выполним задания.

1. Целью какого стиля речи является не только информирование,  но и влияние на слушателей и читателей, побуждение их к действию? (публицистического)  
2. К какому стилю принадлежат общеупотребительные слова? (никакому, всем стилям)
3. Какой стиль речи характеризуется изобилием художественных средств языка, например: метафор, эпитетов? (стиль художественной литературы)
4. Какой стиль речи должен использовать ученик, отвечая урок? (научный)
5. В основе какого стиля речи лежит общественно-политическая лексика? (публицистического)
6. К какому стилю речи принадлежат термины? (научный)
7. Когда Вы пишете объяснительную, средства какого стиля Вы используете? (официально-делового)
8. Верно ли, что стиль художественной литературы может использовать лексику всех стилей речи? (да)
9. Определите, какие жанры не относятся к художественному стилю: ода, роман, элегия, репортаж, рассказ.
10. о каком стиле идет речь: наиболее общими особенностями лексики этого стиля является употребление слов в их прямом значении, отсутствие образных средств, широкое использование абстрактной лексики и терминологии.
11. Определите стили представленных текстов. (приложение 4)

Перерыв

Молодцы! Главный пират отдает вам еще один фрагмент карты. И мы отправляемся на Театральный остров.

7. На нем мы проведем большую часть своего времени, т.к он требует большой подготовки.

Итак, юнги, вам необходимо, проявив свои творческие способности, составить сценарий фильма по заданному сюжету. (приложение 5)
Вы отлично справились с заданием, теперь сможете писать сценарии. И держите последний фрагмент карты, на нем увидите, где запрятан клад.

Команды находят клад, разбирают медали.

8. Рефлексия

- На карте оставьте свою метку:

  • веселая рожица – тема понятна, все удалось выполнить, чувствую себя хорошо
  • серьезная рожица – тема не совсем понятна, что-то не получилось, чувствую себя нормально
  • грустная рожица – тема не понятна, ничего не получилось, чувствую себя плохо
Читать еще:


Новые материалы:

Положение о дежурстве :: Летний санаторно-оздоровительный лагерь при школе :: Педсовет "Творчески работающий учитель. Найди себя!" :: Программа действий по развитию корпоративной культуры в ОУ ::
Warning: include(/home/u190093/detishka.ru/www/sitemap/list4.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 20

Warning: include(/home/u190093/detishka.ru/www/sitemap/list4.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 20

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/detishka.ru/www/sitemap/list4.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 20
Модель организации методической работы в муниципальном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе :: Квадрат ( The Square ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Детская мебель/Детские столы/Растущие парты / ДЭМИ / Растущая парта ДЭМИ ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Водоемы Краснодарского края. Их использование и их охрана : География

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Конспект урока литературного чтения. 3-й класс. Казахская сказка "Мастер Али"

Конспект урока литературного чтения. 3-й класс. Казахская сказка "Мастер Али"


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD