Технологическая карта изучения темы «Знакомство с 11 глаголами-исключениями. Освоение способа действия по определению спряжения глаголов». 4-й класс : Русский язык

Технологическая карта изучения темы «Знакомство с 11 глаголами-исключениями. Освоение способа действия по определению спряжения глаголов». 4-й класс : Русский язык

Тип урока

Освоение новых знаний.

Вид урока

Урок по проблемно-диалоговой технологии.

Цель

Познакомить с глаголами-исключениями.

Задачи

Образовательные:

Формировать представление о глаголах-исключениях.
Формировать умение находить глаголы-исключения в тексте и определять их спряжение.
Совершенствовать умение определять спряжение глаголов и правильно писать  их личные окончания.
Способствовать развитию орфографической зоркости, внимания, речи, памяти, наблюдательности.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, работе в парах и группе. Прививать интерес к русскому языку.

Формировать УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке; оценивать правильность выполнения задания; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД:умениеоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в паре.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Предметные:
Уметь находить  в тексте глаголы-исключения. Уметь определять спряжение глаголов и знать правописание их личных окончаний.
Личностные:
Уметь проводить самооценкуна основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Основные понятия

Глаголы-исключения,  Iспряжение,  II спряжение, личные окончания глаголов, неопределённая форма глаголов.

Межпредметные связи

Литературное чтение.

Ресурсы:
- основные
- дополнительные

- Учебник «Русский язык» авторы Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.
- презентация
- рабочая тетрадь, ТПО
- раздаточный материал

Организация пространства

Фронтальная работа, работа в парах игруппах, индивидуальная работа.

 

Технология проведения

Деятельность
учеников

Деятельность учителя

УУД

I. Организационный момент (Мотивация к учебной деятельности)

Цели:
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

 

 

 

 

 

 

 

Организует  актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.
Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

- Ребята, послушайте!
Какая в школе тишина.
Мы не будем тратить время зря, (хором говоря ребята)
А приступим дружно все к работе.

Сегодняшний урок для вас будет очень полезным.
Будем наслаждаться общением друг с другом.
А самое главное - вы пополните багаж своих знаний.

Итак, урок русского языка.
Открываем тетради, записываем дату и вид работы.
Соблюдаем все орфографические правила.
Ошибкоопасные места, подчёркиваем.

 

 

 

 

 

II. Актуализация знаний.

Цель: актуализировать знания по теме глагол

 

Отвечают на вопросы блицтурнира
Обобщают знания по теме глагол.
Выявляют проблемные вопросы

Организует деятельность обучающихся.

- Сегодня мы должны вспомнить то, что знаем о глаголе и выделить то, над чем нам нужно поработать.

Для этого для вас приготовлен Блиц-опрос.

Прочитайте вопрос и дайте на него полный ответ.

УСЛОВИЕ. Что не знаем – на доску. (Раздаются карточки с вопросами)

Блиц-опрос

1. Что обозначает глагол?

2. В каких формах употребляются глаголы?

3. Какая помета указывает на глагол прошедшего времени?

4. О чём рассказывают глагольные окончания?

5. Имена склоняются, а глаголы …? Сколько склонений у имён? Сколько спряжений у глаголов?

6. Глаголы какого времени спрягаются?

7. Какая гласная пишется в безударном личном окончании глаголов 1 спряжения?

8. Какая гласная пишется в безударном личном окончании глаголов 2 спряжения?

9. Назови окончания глаголов 1 спряжения.

10. Назови окончания глаголов 2 спряжения.

11. Чтобы определить спряжение глагола с безударным личным окончанием, нужно….

12. На какие вопросы отвечает глагол неопределённой формы?

13. На что обращаем внимание в глаголах н.ф.?

14. Назови глаголы-исключения 2 спряжения на - ать.

 (не знаем – на доску)

1. Назови глаголы - исключения 2 спряжения на -еть.

(не знаем – на доску)

2. Назови глаголы - исключения 1 спряжения на -ить.

(не знаем – на доску)

Познавательные УУД: классифицировать объекты (объединять в группы по
существенному признаку); приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых
положений;
Коммуникативные УУД:умениеоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других;

 

II. Определение темы и цели урока.

 Цель:
-умение определять формулировать тему, цель и задачи урока;
- планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами.

 

- Прочитайте вопросы. Чем они объединены?

- Какова тема урока?  (СЛАЙД 1)

- Какова цель урока? Определите задачи для себя.

- Тема определена, цель и задачи поставлены. Можно изучать тему?

- Нужно ли составлять план урока? Зачем?

- Я предлагаю такой план. (на доске план на карточках вперемешку)

- Можем ли мы работать по данному плану?

- Составьте план работы на уроке.

  1. Исследуем, наблюдаем
  2. Открываем новые знания
  3. Применяем (выполняем задания)
  4. Проверяем
  5. Оцениваем

- Каждый из вас сам себя оценивает, согласно критериям, определённых нами. Оценивать можете как себя, так и своего напарника.

Помимо того, что мы определили вопросы для своей работы, будем ещё формировать умения работать в парах. А самое главное – это узнавать новое.

 

III. Проблемное объяснение нового знания.
Цель: Создать проблемную ситуацию, которая спровоцирует обучающихся на решение проблемы.

 

 

Анализируют полученную информацию, делают выводы и формулируют правило.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обращаются к толкованию слова

 

 

 

 

 

 

Организует проблемную ситуацию и помогает обучающимся сформулировать правило.

1. Исследуем и наблюдаем.

Задачник. Упр. 418. С. 36

- Работаем в паре. Помогаем соседу, оцениваем друг друга.

- Сколько нарушений обнаружили?

- Что не так?

У нас возникла проблема, которую мы с вами постараемся решить.

Что будем делать? (обратимся к учебнику)

2. Открываем новые знания

А). Правило с. 42  упр. 419

Б). Толкование слова – ИСКЛЮЧЕНИЕ

(учащаяся объясняет значение слова)

в словаре Ефремовой

ИСКЛЮЧЕ́НИЕ, ср

1) Процесс действия по знач. глаг.: исключать
2) Отступление от правила, от обычного порядка.

в словаре Ожегова

ИСКЛЮЧЕ́НИЕ, -я, ср.

1. То, что не подходит под общее правило, отступление от него.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.
Коммуникативные УУД:умениеоформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;
Личностные УУД: применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные
точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
Регулятивные УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результата

  Рассказывают сказку про царство «Глагол»

В). Давайте вспомним сказку про страну Глаголов.

Было у царя два сына: 1 спряжение и 2 спряжение. Призвал однажды царь Глагол сыновей и говорит им:
- Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам я три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать.
И после этих слов отпустил царь своих сыновей.
Думали они три дня и три ночи и решили: 2 спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределённой форме заканчиваются на -ить, а 1 спряжение – всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своём решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети и издал указ о разделении царства.

Вступление учителя.
- Но у этой сказки есть продолжение.

Некоторые семьи оказались в двух разных царствах. Это были глаголы: гнать, держать, дышать, слышать; смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть и брить, стелить. Пришли они к царю с просьбой:
- Милостивый государь, славный царь Глагол, помоги нам.
По твоему указу оказались мы в разных царствах с нашими старыми родителям. Разреши нам остаться с ними.
Не мог устоять царь перед просьбой и издал Указ.

Я, царь Глагол, повелеваю:
жителей своего царства – глаголы гнать, держать, дышать, слышать; смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть  оставить проживать во 2 спряжении, а глаголы брить, стелить  -  в 1 спряжении.

- Так и появились глаголы – исключения. (СЛАЙД 2)

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Цель: отдых

Выполняют движения вместе с учителем.

Показывает движения глаголов исключения.

 

IV. Первичное закрепление.

Цель: Закрепить полученные знания, применяя их в практических заданиях.

Определяют спряжение глаголов-исключений.
Спрягают глаголы исключения.
Вставляют пропущенные буквы в текст (личные окончания глаголов-исключений)
Находят лишнее слово среди глаголов (глагол-исключение)
Знакомятся со стихотворениями о глаголах-исключениях

Организует деятельность обучающихся. Контролирует правильность выполнения заданий.

3. Применяем (выполняем задания)
-Для закрепления нового материала, мы выполним несколько заданий.

1  Задание. Запишите глаголы – исключения в двух формах:

1 лица и 3 лица мн. числа (2 учащихся – у доски)

1 ряд 2 ряд
Смотреть
Дышать

видеть

слышать

1 л. - (мы) смотрим, дышим, видим, слышим
3 л. - (они) смотрят, дышат, видят, слышат   

(Проверка на доске)

- Поднимите руки те, кто справился с заданием без ошибок. Оцените себя.

2 Задание.

А). Упр. 420.   Работа с таблицей.

- Какая новая графа появилась в таблице? (искл.)

Б). Самостоятельная работа. (СЛАЙД 3)

- Прочтите текст. К какому жанру устного народного творчества он относится?
Мягко стелет, да жестко спать. В чужом глазу соринку видит, в своём бревна не замечает. Любят того, кто не обидит никого. Не глаза видят, а человек; не ухо слышит, а душа.
- Выпишите в первую графу таблицы глаголы в указанных формах и реши орфографические задачи.  Задачника с. 37 
(первый глагол «стелет» проговаривается как образец для всех)

(Взаимопроверка)

- Поднимите руки те, кто справился с заданием без ошибок.
- Поднимите руки те, у кого возникли противоречия.
- Оцените свои работы

4. Проверяем

А). Задание на СЛАЙДЕ 4 (устно)
- Прочитайте глаголы. Исключите лишнее слово в каждой группе. Объясните свой выбор.

Писать, дышать, бежать, читать
Гореть, смотреть, петь, лететь
Ходить, чистить, стелить, купить

Б). Рифмованное стихотворение. (СЛАЙД 5)
- Для того, чтобы эти глаголы было легче запомнить, предлагаю вам такие стихотворения. (выдаются учащимся)

Глаголы-исключения 2 спряжения

Ко второму же спряженью
Отнесём мы, без сомненья,
Все глаголы, что на -ить,
Исключая: брить, стелить.
И ещё: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть,
И зависеть, и терпеть
.
Вы запомните, друзья:
Их на - спрягать нельзя!  

Глаголы-исключения 1 спряжения
Чтобы курицу соседки
Чисто наголо побрить,
Надо бы на табуретке
Две салфетки постелить

Познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для
решения учебной задачи;
применять схему для получения информации;
Регулятивные УУД: ;оценивать правильность выполнения задания; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД:умениеоформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в паре.

V. Итог урока.

Цель: Обобщить полученные знания и сделать выводы.

Анализируют полученную информацию, делают выводы.

Организует деятельность обучающихся
- Вспомните, какие цели определили в начале урока. Выполнили ли поставленные задачи?
- Состоялась ли наша учебная деятельность? Почему?
- По всем пунктам прошли? Оцените свою работу, на сколько вы успешны.

Регулятивные УУД: осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано»)

Оценка работы обучающихся на уроке.

 

Оценивание

Оценивает работу обучающихся

 

VI. Домашнее задание.

 

1. Помоги себе запомнить глаголы-исключения, сделай красивую карточку-подсказку или выучите стихотворения.

2. Упр. 424 с.43

 

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цели: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Делают самооценку своей деятельности.

Организует рефлексию.

- Предлагаю вам написать СМС сообщение о нашем уроке и оценить свою работу на уроке:

СМС
На уроке русского языка мы изучали глаголы-исключения.

№ 1  Мне понравился урок, я справился со всеми заданиями. 

№2 Мне понравился урок, но не все задания я сделал самостоятельно.

№3 Мне было трудно на уроке, я не смог справиться с заданиями.

Личностные УУД: способность к самооценке
Регулятивные УУД: анализировать эмоциональные состояния, полученные от
успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.

Читать еще:


Новые материалы:

Внедрение эффективно дидактических средств и метод для усвоения математических понятий в дошкольном возрасте :: Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей первой младшей группы :: Занятие в средней группе "Спички – не игрушки" :: Взаимодействие логопеда, воспитателя, родителей в совместной работе по преодолению у детей общего недоразвития речи :: Урок по теме: "Кусудамы - волшебные шары" :: Голос монстра ( A Monster Calls ), 2016 :: Все для офиса/Мебель/Офис/Офисные кресла/Компьютерные кресла / Chairman / Кресло компьютерное Chairman 795 LT ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.

Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD