Комплексная контрольная работа по русскому языку и литературе для 8-го класса : Русский язык

Комплексная контрольная работа по русскому языку и литературе для 8-го класса : Русский язык

Инструкция для учащихся. Комплексная контрольная работа содержит задания по русскому языку и литературе. Для выполнения заданий нужно прочитать текст.

М.В. Ломоносов

Никто не знает, когда он родился. Никаких документов о рождении Ломоносова не сохранилось. В начале 20 века, когда понадобилась точная дата к 200-летию Михаила Васильевича, взяли на вскидку – 19 ноября, т.к. по церковному календарю, 21 ноября – день Михаила Архангела.
Михайло Ломоносов родился в деревне Мишанинской, расположенной на острове на Северной Двине в Архангельской губернии.

В декабре 1730 года Михаил тайно ночью покинул дом и отправился вместе с рыбным караваном в Москву. Путешествие до Москвы заняло три недели. До пожалования Ломоносову дворянского титула в 1747 году, он считался беглым крестьянином и жил с просроченным паспортом.

К этому времени Михаил Ломоносов уже был вполне грамотен, чтобы поступить в Московскую славяно-греко-латинскую академию. В приемной комиссии он соврал, что он сын холмогорского дворянина.

В 1736 году, в возрасте 25 лет, Ломоносов в числе лучших учеников академии по государственной программе отправился в Германию для дальнейшего обучения. Это время он посвятил не только естественным наукам – химии и физике, но и прикладным наукам – металлургии и горному делу, а также изучению европейской литературы и даже переводам стихотворений.

Ломоносов с легкостью владел 12 языками, а разговаривать мог на 19.

Современный русский язык страдает от засилья аббревиатур. А ведь ввел их в обиход Ломоносов. Именно ему первому пришла в голову мысль заменять отдельные фразы начальными буквами этих фраз. Правда, применительно только к одной сфере – учебному процессу в академической гимназии. Например, «НУ» напротив фамилии гимназиста означало, что он «не знал урока», а «ББ» объясняло, что данный юноша «был болен». Тогда в 18-м веке, идея не прижилась, зато в 20-м расцвела новыми красками…

«Российская грамматика» - основы и нормы русского языка, в которой Ломоносов разработал понятия о частях речи, правописание и произношение того или иного слова. Орфоэпические рекомендации «Российской грамматики» опираются на специфику «московского наречия»: «Московское наречие не только для важности столичного города, но и для своей отменной красоты прочим справедливо предпочитается». Ломоносов ввел понятие художественно-выразительных приемов. Разработал стилистическую систему русского языка – «теорию трех штилей».

М.В. Ломоносов осуществил вместе с В.К. Тредиаковским силлабо-тоническую реформу («Письмо о правилах российского стихотворства»), причем именно опыты Ломоносова были восприняты поэтами в качестве образцовых. Создал по немецкому образцу классический русский четырехстопный ямб.

Ломоносов впервые ввел в русский язык и науку множество новых научных терминов, которые большей частью закрепились и в быту. Часть из них явилось транскрипцией и транслитерацией устоявшихся или только еще вводимых в научную лексику терминов: атмосфера, микроскоп, минус, полюс, селитра, формула, горизонт, диаметр, радиус, пропорция, барометр, метеорология, оптика, эфир и тому подобных.
Научные труды не уменьшили физической силы Ломоносова и его крутого нрава, чему есть много свидетельств его современников. Такой исторический анекдот связан с литературными талантами Ломоносова. В 1748 году Ломоносов написал оду в честь годовщины восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны. За это он был награждён двумя тысячами рублей, но в казне на тот момент были только медные деньги, и награда была выдана именно ими. Чтобы получить «литературную награду», Ломоносову потребовалось два воза, куда он и погрузил медные деньги.

Талантливый человек во всем талантлив – это выражение полностью соответствует необыкновенному дарованию Ломоносова. Универсальный человек, многогранная личность, гордость и пример.

А.С. Пушкин писал о нем: «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериной II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

Задания базового уровня

Задание № 1

Где можно опубликовать данный текст:

1) в сборнике рассказов

2) в энциклопедии

3) в газете

Ответ _______________________________________

Задание № 2

На какой вопрос нельзя ответить, используя информацию в тексте?

1) Когда родился М.В. Ломоносов?

2) Где родился М.В. Ломоносов?

3) Когда М.В. Ломоносов отправился в Москву?

4) Где учился М.В. Ломоносов?

Ответ _______________________________________

Задание № 3

Проанализируйте глаголы из 2 абзаца. Что их объединяет? Какой опознавательный признак говорит об этом объединении?

Ответ _______________________________________

Задание № 4

Найдите в тексте, какие научные термины, введенные Ломоносовым, являются транскрипцией и транслитерацией других слов. Проанализируйте их. Выпишите слова, в которых количество букв не совпадает с количеством звуков.

Ответ _______________________________________

Задание № 5

В каком труде М.В. Ломоносов дал орфоэпические рекомендации?

Ответ _______________________________________

Задание № 6

Ниже приведены суждения. Соответствуют ли суждения содержанию текста? Напишите, верно или неверно суждение.

Суждение

Верно/неверно

1.Однажды Михаил Васильевич Ломоносов соврал, что он сын холмогорского дворянина.

 

2. Ломоносов знал более 12 языков.

 

3. В академической гимназии «Н» напротив фамилии гимназиста означало, что он «не был на уроке».

 

 

Задания повышенной сложности

Задание № 1

М.В. Ломоносов разработал стилистическую систему русского языка – «теорию трех штилей». К «высокому штилю» он относит героические поэмы, оды, трагедии. К «среднему штилю» - драмы, сатиры, эклоги, дружеские письма, элегии. К «низкому» - комедии, эпиграммы, песни, басни.

Найдите в тексте название произведения, написанного М.В. Ломоносовым, которое по своему жанру относится к «высокому штилю».

Ответ _______________________________________

Задание № 2

Перед вами фотографии памятников М.В. Ломоносову. Что можно рассказать о М.В. Ломоносове, посмотрев на фотографии? Сделайте подписи под картинками и выпишите из текста подходящие строки.

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

Задание № 3

Перед Вами отрывки из стихотворных произведений. Определите их размер. А затем выпишите те строки, которые соответствуют размеру, который создал М.В. Ломоносов.

1)

Буря мглою небо кроет
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя…
(А.С. Пушкин)

2)

Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
(А.С. Пушкин)

3)

Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц.
(Н.А. Некрасов)

Ответ _______________________________________

Задание № 4

Какой вклад внес М.В. Ломоносов в развитие русского языка? Запишите ответ.

1) ___________________________________________

2) ___________________________________________

3) ___________________________________________

Ответы и критерии

№ задания

Ответ

Критерии оценивания

 

Задания базового уровня

 

1

2

1 балл

2

1

1 балл

3

Все глаголы стоят в прошедшем времени (родился, жили, выходили, служил, начал помогать), опознавательный признак – суффикс –л-.

По 1 баллу за каждый правильный ответ.
Итого: 2 балла

4

Пропорция, метеорология

По 1 баллу за каждый правильный ответ.
Итого: 2 балла

5

«Российская грамматика»

1 балл

6

1. Верно
2. Верно
3. Неверно

По 1 баллу за каждый правильный ответ.
Итого: 3 балла

 

Задания повышенной сложности

 

1

«Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны»

1 балл

2

Фото 1
М.В. Ломоносов внес вклад не только в точные науки, но в литературу и русский язык. Талантливый человек талантлив во всем. Универсальный человек, многогранная личность, гордость и пример.

Фото 2
М.В. Ломоносов основал Московский Государственный университет. Ломоносов – образованнейший академик. Он внес вклад в химию, физику, металлургию, горное дело и другие науки. «Он сам был первым нашим университетом».

По 3 балла за подпись к памятнику (в зависимости от полноты ответа).
Итого: 6 баллов.

3

1) Хорей, 2) Ямб, 3) Амфибрахий.
М.В. Ломоносов создал четырехстопный ямб. Верные строки:

Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.

По 1 баллу за каждый правильный ответ.
Итого: 4 балла

4

1) М.В. Ломоносов ввел в обиход аббревиатуры.
2) М.В. Ломоносов разработал понятия о частях речи, правописание, и произношение того или иного слова.
3) М.В. Ломоносов ввел в русский язык множество научных терминов.

По 1 баллу за каждый правильный ответ.
Итого: 3 балла

 

 

За работу можно набрать 24 балла.
«5» - 21-24 баллов
«4» - 15-20 баллов
«3» - 8-14 баллов
«2» - 0-7 баллов

Читать еще:


Новые материалы:

Формула расхода воды — пример расчета бытового водопотребления :: Лауреаты Нобелевский премии из России и СССР :: Всего через 500 лет Земля превратится в огненный шар :: Альтернативы Кучину: суровая реальность :: "Гармония жилья с природой" - изображение архитектурных сооружений родного края (КБР) в единстве с природой :: Вымирание ( Extinction ), 2018 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для спальни/Мебель/Детская/Детские кровати от 3 лет/Матрасы / Столлайн / Матрас Классик-Стандарт 900x2000 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD