Комплексная контрольная работа по русскому языку и литературе для 8-го класса : Русский язык

Инструкция для учащихся. Комплексная контрольная работа содержит задания по русскому языку и литературе. Для выполнения заданий нужно прочитать текст.

М.В. Ломоносов

Никто не знает, когда он родился. Никаких документов о рождении Ломоносова не сохранилось. В начале 20 века, когда понадобилась точная дата к 200-летию Михаила Васильевича, взяли на вскидку – 19 ноября, т.к. по церковному календарю, 21 ноября – день Михаила Архангела.
Михайло Ломоносов родился в деревне Мишанинской, расположенной на острове на Северной Двине в Архангельской губернии.

В декабре 1730 года Михаил тайно ночью покинул дом и отправился вместе с рыбным караваном в Москву. Путешествие до Москвы заняло три недели. До пожалования Ломоносову дворянского титула в 1747 году, он считался беглым крестьянином и жил с просроченным паспортом.

К этому времени Михаил Ломоносов уже был вполне грамотен, чтобы поступить в Московскую славяно-греко-латинскую академию. В приемной комиссии он соврал, что он сын холмогорского дворянина.

В 1736 году, в возрасте 25 лет, Ломоносов в числе лучших учеников академии по государственной программе отправился в Германию для дальнейшего обучения. Это время он посвятил не только естественным наукам – химии и физике, но и прикладным наукам – металлургии и горному делу, а также изучению европейской литературы и даже переводам стихотворений.

Ломоносов с легкостью владел 12 языками, а разговаривать мог на 19.

Современный русский язык страдает от засилья аббревиатур. А ведь ввел их в обиход Ломоносов. Именно ему первому пришла в голову мысль заменять отдельные фразы начальными буквами этих фраз. Правда, применительно только к одной сфере – учебному процессу в академической гимназии. Например, «НУ» напротив фамилии гимназиста означало, что он «не знал урока», а «ББ» объясняло, что данный юноша «был болен». Тогда в 18-м веке, идея не прижилась, зато в 20-м расцвела новыми красками…

«Российская грамматика» - основы и нормы русского языка, в которой Ломоносов разработал понятия о частях речи, правописание и произношение того или иного слова. Орфоэпические рекомендации «Российской грамматики» опираются на специфику «московского наречия»: «Московское наречие не только для важности столичного города, но и для своей отменной красоты прочим справедливо предпочитается». Ломоносов ввел понятие художественно-выразительных приемов. Разработал стилистическую систему русского языка – «теорию трех штилей».

М.В. Ломоносов осуществил вместе с В.К. Тредиаковским силлабо-тоническую реформу («Письмо о правилах российского стихотворства»), причем именно опыты Ломоносова были восприняты поэтами в качестве образцовых. Создал по немецкому образцу классический русский четырехстопный ямб.

Ломоносов впервые ввел в русский язык и науку множество новых научных терминов, которые большей частью закрепились и в быту. Часть из них явилось транскрипцией и транслитерацией устоявшихся или только еще вводимых в научную лексику терминов: атмосфера, микроскоп, минус, полюс, селитра, формула, горизонт, диаметр, радиус, пропорция, барометр, метеорология, оптика, эфир и тому подобных.
Научные труды не уменьшили физической силы Ломоносова и его крутого нрава, чему есть много свидетельств его современников. Такой исторический анекдот связан с литературными талантами Ломоносова. В 1748 году Ломоносов написал оду в честь годовщины восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны. За это он был награждён двумя тысячами рублей, но в казне на тот момент были только медные деньги, и награда была выдана именно ими. Чтобы получить «литературную награду», Ломоносову потребовалось два воза, куда он и погрузил медные деньги.

Талантливый человек во всем талантлив – это выражение полностью соответствует необыкновенному дарованию Ломоносова. Универсальный человек, многогранная личность, гордость и пример.

А.С. Пушкин писал о нем: «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериной II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

Задания базового уровня

Задание № 1

Где можно опубликовать данный текст:

1) в сборнике рассказов

2) в энциклопедии

3) в газете

Ответ _______________________________________

Задание № 2

На какой вопрос нельзя ответить, используя информацию в тексте?

1) Когда родился М.В. Ломоносов?

2) Где родился М.В. Ломоносов?

3) Когда М.В. Ломоносов отправился в Москву?

4) Где учился М.В. Ломоносов?

Ответ _______________________________________

Задание № 3

Проанализируйте глаголы из 2 абзаца. Что их объединяет? Какой опознавательный признак говорит об этом объединении?

Ответ _______________________________________

Задание № 4

Найдите в тексте, какие научные термины, введенные Ломоносовым, являются транскрипцией и транслитерацией других слов. Проанализируйте их. Выпишите слова, в которых количество букв не совпадает с количеством звуков.

Ответ _______________________________________

Задание № 5

В каком труде М.В. Ломоносов дал орфоэпические рекомендации?

Ответ _______________________________________

Задание № 6

Ниже приведены суждения. Соответствуют ли суждения содержанию текста? Напишите, верно или неверно суждение.

Суждение

Верно/неверно

1.Однажды Михаил Васильевич Ломоносов соврал, что он сын холмогорского дворянина.

 

2. Ломоносов знал более 12 языков.

 

3. В академической гимназии «Н» напротив фамилии гимназиста означало, что он «не был на уроке».

 

 

Задания повышенной сложности

Задание № 1

М.В. Ломоносов разработал стилистическую систему русского языка – «теорию трех штилей». К «высокому штилю» он относит героические поэмы, оды, трагедии. К «среднему штилю» - драмы, сатиры, эклоги, дружеские письма, элегии. К «низкому» - комедии, эпиграммы, песни, басни.

Найдите в тексте название произведения, написанного М.В. Ломоносовым, которое по своему жанру относится к «высокому штилю».

Ответ _______________________________________

Задание № 2

Перед вами фотографии памятников М.В. Ломоносову. Что можно рассказать о М.В. Ломоносове, посмотрев на фотографии? Сделайте подписи под картинками и выпишите из текста подходящие строки.

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

Задание № 3

Перед Вами отрывки из стихотворных произведений. Определите их размер. А затем выпишите те строки, которые соответствуют размеру, который создал М.В. Ломоносов.

1)

Буря мглою небо кроет
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя…
(А.С. Пушкин)

2)

Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
(А.С. Пушкин)

3)

Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц.
(Н.А. Некрасов)

Ответ _______________________________________

Задание № 4

Какой вклад внес М.В. Ломоносов в развитие русского языка? Запишите ответ.

1) ___________________________________________

2) ___________________________________________

3) ___________________________________________

Ответы и критерии

№ задания

Ответ

Критерии оценивания

 

Задания базового уровня

 

1

2

1 балл

2

1

1 балл

3

Все глаголы стоят в прошедшем времени (родился, жили, выходили, служил, начал помогать), опознавательный признак – суффикс –л-.

По 1 баллу за каждый правильный ответ.
Итого: 2 балла

4

Пропорция, метеорология

По 1 баллу за каждый правильный ответ.
Итого: 2 балла

5

«Российская грамматика»

1 балл

6

1. Верно
2. Верно
3. Неверно

По 1 баллу за каждый правильный ответ.
Итого: 3 балла

 

Задания повышенной сложности

 

1

«Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны»

1 балл

2

Фото 1
М.В. Ломоносов внес вклад не только в точные науки, но в литературу и русский язык. Талантливый человек талантлив во всем. Универсальный человек, многогранная личность, гордость и пример.

Фото 2
М.В. Ломоносов основал Московский Государственный университет. Ломоносов – образованнейший академик. Он внес вклад в химию, физику, металлургию, горное дело и другие науки. «Он сам был первым нашим университетом».

По 3 балла за подпись к памятнику (в зависимости от полноты ответа).
Итого: 6 баллов.

3

1) Хорей, 2) Ямб, 3) Амфибрахий.
М.В. Ломоносов создал четырехстопный ямб. Верные строки:

Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.

По 1 баллу за каждый правильный ответ.
Итого: 4 балла

4

1) М.В. Ломоносов ввел в обиход аббревиатуры.
2) М.В. Ломоносов разработал понятия о частях речи, правописание, и произношение того или иного слова.
3) М.В. Ломоносов ввел в русский язык множество научных терминов.

По 1 баллу за каждый правильный ответ.
Итого: 3 балла

 

 

За работу можно набрать 24 балла.
«5» - 21-24 баллов
«4» - 15-20 баллов
«3» - 8-14 баллов
«2» - 0-7 баллов

Читать еще:


Новые материалы:

"Развитие творческих способностей учащихся средствами этнокультурной педагогики" :: Классный час по экологии окружающей среды для 4-го класса :: Классное мероприятие как событие, демонстрирующее усвоение ребенком новых норм, ценностей :: Классный час "Курить – здоровью вредить" :: Программа воспитательной работы "Исток" :: Белый парень Рик (White Boy Rick), 2018 :: Дом и дача/Мебель/Мягкая мебель/Диваны и кушетки/Мебель для гостиной/Мягкая мебель/Диваны / Dupen / Диван двухместный Dupen ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Жиросжигающие таблетки для похудения самые эффективные

Жиросжигающие таблетки для похудения  Жиросжигающие таблетки для похудения помогают эффективно сбросить вес. И являются своего рода альтернативной для тех, у...

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Упражнения чтобы убрать складки на спине под лопатками

Как убрать складки на спине женщинам и мужчинам в домашних условиях - упражнения с видео Полные и худые, молодые и люди в возрасте обнаруживают проблемную зону...

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Когда начинаешь худеть после родов

Как похудеть после родов Хотя рождение ребенка является прекрасным событием для любой женщины, после долгих девяти месяцев беременности большинство женщин...

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Как правильно худеть на гречке

Как правильно худеть на гречке? Гречка является одним из самых популярных продуктов у худеющих, поскольку известна как кладезь белка и витаминов. Съеденная порция...

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD