Метапредметные технологии на уроке русского языка. Урок развития речи + резервный урок после повторения темы «Наречие». 5-й класс : Русский язык

Среди основных компетентностей, определенных стандартами последнего поколения, важнейшее место принадлежит компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности учащихся, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, а умение работать с источниками информации – приоритетная составляющая современного образования.

Но необходимо отметить, что формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности не учтено ни в одной из рекомендуемых программ по русскому языку и фактически не является предметом работы учителя на уроках русского языка.

Ситуация требует скорейшего решения, так как для современного школьника чтение становится техническим процессом, лишенным культурных и метапредметных ассоциаций. Следовательно, требуется новая форма заданий, включающая информационную обработку текста, групповую исследовательскую работу и, что очень важно для учеников 5-6 классов, игровой и творческий компонент.

Предлагаю вашему вниманию один из вариантов подобных заданий.

Урок развития речи + резервный урок после повторения темы «Наречие». 5-й класс

Цель: Развитие ассоциативного чтения и логического мышления.

Задачи: ориентированы на преодоление дефицитов, таких как:

  • навыки работа с текстами;
  • овладение разными способами чтения (подробное, просмотровое, выборочное);
  • работа с поиском и выявлением необходимой информации (ряд заданий ориентирован на поиск в тексте и вычленение определенных деталей и фактов);
  • интерпретация текста (задания, ориентированные на понимание общего содержания текста и отдельных его фрагментов);
  • умение составлять вторичные тексты на основе полученной информации.
  • формулирование своей собственной точки зрения и ее обоснование.
  •  Обучающие – формирование навыка информационной обработки текста.
  • Развивающие – формирование навыка работы с различными источниками информации с целью отбора необходимого материала; формирование самостоятельности мышления в условиях фронтальной, индивидуальной и групповой работы. Расширение кругозора и творческих способностей учащихся.
  • Воспитательные – воспитание  коммуникабельности, умения работать в группе, уважительного отношения к мнению других, чёткости действий в процессе работы.

Тип урока: урок практического применения навыков работы с текстом.

Форма проведения урока: урок-путешествие.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная работа.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, подготовленные иллюстративные слайды.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Я приглашаю вас в путешествие, но путешествие не простое, а виртуальное. Мы представим себя пассажирами поезда дальнего следования, а вот куда мы поедем - выбирать вам.

Задания:

  • Прочитайте текст. Все ли слова понятны? (выяснить понимание слов полуденное, пункт отправления, прославленный, электровоз, зорко) Составить с этими словами словосочетания и предложения, подтверждающие понимание лексического значения и лексической сочетаемости.

В тексте есть слова с пропущенными буквами. Сравните слова 1 и 2 абзаца. Выявите закономерность пропуска букв.
Св…тило яркое полуденное  солнце. Птицы на д…ревьях  расп…вали в…селые песни, ласково поглядывая на пт…нцов, недавно по…вившихся в гн….зде.
Вдоль опушки леса проходила железная дорога, соединяющая пункт отправления с прославленным в стихах городом. Поезд долг… мчался по рельсам.  В вагонах крепк… спали  пассажиры. Тольк…, машинист электровоза, не спал, он зорк… смотрел вперед, ведя состав по  бескрайним просторам России.

(1 абзац – пропущены безударные гласные корня, 2 абзац – написание суффиксов наречий)

  • Выявите противоречие в тексте. Докажите. (Солнце – полуденное, а пассажиры крепко спят.
  • Найдите утверждения, которые можно назвать не фактом, а мнением. (веселые песни птиц, ласково глядели на птенцов, бескрайние просторы)
  • Как зовут машиниста? Имя дано не в полной официальной форме. Его можно спутать со словом другой части речи. (Толька)
  • В какой (какие ) город мог следовать поезд. Приведите примеры. (самые очевидные ответы – Москва, СПб)

Словарная работа: Спишите текст, подберите проверочные слова к словам 1 абзаца. Проверьте по словарю написание слов 2 абзаца,

Домашнее задание (по группам)

  • Группа – биологи - Какие птицы пели за окном поезда, какие деревья росли в лесу?
  • Группа – литературоведы - Подобрать стихотворения, в которых есть строки, прославляющие города России (на забудьте – через этот город должна проходить железная дорога).
  • Группа – математика – рассчитайте возможное количество пассажиров в поезде (найти информацию о возможном числе вагонов и купе в поезде дальнего следования)
  • Группа краеведы – работая с географической картой, проложите возможный маршрут поезда и расскажите, какие достопримечательности встретятся на пути следования состава.

Работа на следующем уроке: Составление вторичных текстов (расширение): после проверки групповых заданий коллективно составить полный рассказ с добавлением уточненных деталей от имени пассажиров поезда.

Использование атомиков МЭШ – текст, интерактивная карта, таблица, видеосюжет из окна поезда, аудиофайл – звук движения поезда, фото наиболее известных городов России.

Читать еще:


Новые материалы:

Конкурс знаний по английскому языку. Интеллектуальная игра "Великобритания" :: English as a global language :: Урок английского языка по теме «Охрана окружающей среды» :: Дидактический материал на уроках английского языка :: Изучение английского алфавита и обучение навыкам чтения :: Жмот ( Radin ! ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Комоды/Детская мебель/Шкафы, тумбы, комоды/Комоды / Интеди / Комод с зеркалом Интеди ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Питание и упражнения для похудения

Диета с пошаговым описанием и комплексом упражнений Любой девушке хочется выглядеть прекрасно и привлекать внимание противоположного пола. Главное, чтобы это...

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Упражнения чтобы убрать ляшки за неделю

Как убрать толстые жирные ляхи за неделю упражнения Ляшками женщины в обиходе называют свои бедра. Но это тогда, когда они только начинают толстеть, если...

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD