Метапредметные технологии на уроке русского языка. Урок развития речи + резервный урок после повторения темы «Наречие». 5-й класс : Русский язык

Метапредметные технологии на уроке русского языка. Урок развития речи + резервный урок после повторения темы «Наречие». 5-й класс : Русский язык

Среди основных компетентностей, определенных стандартами последнего поколения, важнейшее место принадлежит компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности учащихся, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, а умение работать с источниками информации – приоритетная составляющая современного образования.

Но необходимо отметить, что формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности не учтено ни в одной из рекомендуемых программ по русскому языку и фактически не является предметом работы учителя на уроках русского языка.

Ситуация требует скорейшего решения, так как для современного школьника чтение становится техническим процессом, лишенным культурных и метапредметных ассоциаций. Следовательно, требуется новая форма заданий, включающая информационную обработку текста, групповую исследовательскую работу и, что очень важно для учеников 5-6 классов, игровой и творческий компонент.

Предлагаю вашему вниманию один из вариантов подобных заданий.

Урок развития речи + резервный урок после повторения темы «Наречие». 5-й класс

Цель: Развитие ассоциативного чтения и логического мышления.

Задачи: ориентированы на преодоление дефицитов, таких как:

  • навыки работа с текстами;
  • овладение разными способами чтения (подробное, просмотровое, выборочное);
  • работа с поиском и выявлением необходимой информации (ряд заданий ориентирован на поиск в тексте и вычленение определенных деталей и фактов);
  • интерпретация текста (задания, ориентированные на понимание общего содержания текста и отдельных его фрагментов);
  • умение составлять вторичные тексты на основе полученной информации.
  • формулирование своей собственной точки зрения и ее обоснование.
  •  Обучающие – формирование навыка информационной обработки текста.
  • Развивающие – формирование навыка работы с различными источниками информации с целью отбора необходимого материала; формирование самостоятельности мышления в условиях фронтальной, индивидуальной и групповой работы. Расширение кругозора и творческих способностей учащихся.
  • Воспитательные – воспитание  коммуникабельности, умения работать в группе, уважительного отношения к мнению других, чёткости действий в процессе работы.

Тип урока: урок практического применения навыков работы с текстом.

Форма проведения урока: урок-путешествие.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная работа.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, подготовленные иллюстративные слайды.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Я приглашаю вас в путешествие, но путешествие не простое, а виртуальное. Мы представим себя пассажирами поезда дальнего следования, а вот куда мы поедем - выбирать вам.

Задания:

  • Прочитайте текст. Все ли слова понятны? (выяснить понимание слов полуденное, пункт отправления, прославленный, электровоз, зорко) Составить с этими словами словосочетания и предложения, подтверждающие понимание лексического значения и лексической сочетаемости.

В тексте есть слова с пропущенными буквами. Сравните слова 1 и 2 абзаца. Выявите закономерность пропуска букв.
Св…тило яркое полуденное  солнце. Птицы на д…ревьях  расп…вали в…селые песни, ласково поглядывая на пт…нцов, недавно по…вившихся в гн….зде.
Вдоль опушки леса проходила железная дорога, соединяющая пункт отправления с прославленным в стихах городом. Поезд долг… мчался по рельсам.  В вагонах крепк… спали  пассажиры. Тольк…, машинист электровоза, не спал, он зорк… смотрел вперед, ведя состав по  бескрайним просторам России.

(1 абзац – пропущены безударные гласные корня, 2 абзац – написание суффиксов наречий)

  • Выявите противоречие в тексте. Докажите. (Солнце – полуденное, а пассажиры крепко спят.
  • Найдите утверждения, которые можно назвать не фактом, а мнением. (веселые песни птиц, ласково глядели на птенцов, бескрайние просторы)
  • Как зовут машиниста? Имя дано не в полной официальной форме. Его можно спутать со словом другой части речи. (Толька)
  • В какой (какие ) город мог следовать поезд. Приведите примеры. (самые очевидные ответы – Москва, СПб)

Словарная работа: Спишите текст, подберите проверочные слова к словам 1 абзаца. Проверьте по словарю написание слов 2 абзаца,

Домашнее задание (по группам)

  • Группа – биологи - Какие птицы пели за окном поезда, какие деревья росли в лесу?
  • Группа – литературоведы - Подобрать стихотворения, в которых есть строки, прославляющие города России (на забудьте – через этот город должна проходить железная дорога).
  • Группа – математика – рассчитайте возможное количество пассажиров в поезде (найти информацию о возможном числе вагонов и купе в поезде дальнего следования)
  • Группа краеведы – работая с географической картой, проложите возможный маршрут поезда и расскажите, какие достопримечательности встретятся на пути следования состава.

Работа на следующем уроке: Составление вторичных текстов (расширение): после проверки групповых заданий коллективно составить полный рассказ с добавлением уточненных деталей от имени пассажиров поезда.

Использование атомиков МЭШ – текст, интерактивная карта, таблица, видеосюжет из окна поезда, аудиофайл – звук движения поезда, фото наиболее известных городов России.

Читать еще:


Новые материалы:

Занятие по сказке Р.Киплинга "Кошка, гулявшая сама по себе" :: Урок "Что за прелесть эти сказки!" :: Приемы работы, помогающие осуществлять контроль и оценку знаний учащихся начальной школы :: Урок математики.Вычитание числа 5 :: Интегрированные уроки в 1-м классе :: Пассажир ( The Commuter ), 2018 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list6.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list6.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list6.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Иллюзия любви ( Mal de pierres ), 2016 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD