Обращение. Знаки препинания при обращении. Обращения в произведении донского писателя П.В.Лебеденко «Сказки Тихого Дона» : Русский язык

Урок русского языка, 5 класс по программе М.М. Разумовской

Цели урока:

Образовательная: 

  • уметь находить обращение в предложении;
  • отличать обращение от подлежащего, составлять предложения с обращением;
  • использовать обращения как средство оценки того, кто говорит, и того, к кому обращаются с речью; уметь выразительно  читать предложения с обращением.

Развивающая: развивать умение видеть обращения в текстах, правильно выделять их, чувствовать стилистические особенности обращений в разговорной речи.

Воспитывающая: воспитывать любовь к культуре и литературе донского края; учить детей гордиться родным языком, уважительно и бережно относиться к нему.

Предполагаемые результаты урока:

  • Личностные: бережное и внимательное отношение к русскому языку, обогащение словарного запаса учащихся, развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
  • Метапредметные: развитие навыков целеполагания и планирования; совершенствование умений анализа, сравнения, обобщения; формирование навыков извлечения информации из различных источников и ее преобразования; овладение умениями делать выводы, строить рассуждения; осуществление коммуникативного взаимодействия с одноклассниками и учителем, умение приходить к общему решению в совместной деятельности, создание высказываний в устной и письменной форме.
  • Предметные: расширение знаний об обращении; применение знаний в различных речевых практических ситуациях; расширение лексического запаса учащихся.

Ход урока

Приветствие. Организационный момент. Знакомство с целями

Учитель:

- Ребята, у нас сегодня  уроке встретились школьные предметы - спутники: русский язык  и литература.

А так как каждый из нас любит свой край, так и хочется воскликнуть: «Люблю тебя, мой край донской!»

Что содержит эта выразительная фраза?

Так  о чём же нам предстоит сегодня на уроке поговорить?

Значит, тема урока будет ……..

Итак, тема урока русского языка “Обращение. Знаки препинания при обращении».

Запишем тему в тетрадь.

А вот говорить об обращении, находить его и уметь правильно расставлять знаки препинания мы будем средствами литературного произведения. Сегодня у нас на уроке в гостях донской писатель, автор замечательных сказок, повестей и романов Пётр Васильевич Лебеденко. «Сказки Тихого Дона» - его первая книга, в которой этот самобытный автор слова сумел донести до своих читателей мотивы донского фольклора и показать всю прелесть и красоту русского языка.

Именно «Сказки Тихого Дона» помогут нам сориентироваться в изучении обращения путём погружения в уникальную языковую среду донского региона. Мы научимся находить обращения в тексте, выразительно читать предложения с обращениями, расставлять знаки препинания.

Прочитайте выразительно предложения. Выделите интонацией слово, обозначающее лицо или предмет (явление природы), к которому обращаются.

Здравствуй, батюшка Тихий Дон, здравствуй, земля русская!

Садись на коня, дочка, скачи к нему, скажи, чтоб собрал людей в поход и вёл к нам на подмогу.

Здравствуй, рыбка-стерлядка!

Вот, детёныш человеческий, птицу тебе принёс из края твоего…

- Какие слова вы выделили интонацией? Как они называются?

- Вспомните, что такое обращение?

- Давайте проверим, обратившись к теоретическому материалу учебника («Русский язык» 5 класс. Авторы: М.М. Разумовская, С.И.Львова, В.И. Капинос. М. «Дрофа», 2014)

Материал параграфа 62 стр.176-177.

- От чего же зависит  выбор обращений в сказках Петра Лебеденко? (от отношения к герою сказки, от отношения к поступку героя, от речевой ситуации).

- Давайте поработаем над текстами сказок и найдём подтверждение этому (для работы наряду с текстами предлагается раздаточный материал)

Работа учащихся

Так, уважительное отношение к герою можно определить по следующим предложениям с обращениями:

На пожаре был, дядя Макар. («Сказка о Песне Легкокрылой и Казаке Макаре Бесслёзном);

Да, горюю, чайка быстрокрылая.(«Сказка о Песне Легкокрылой и Казаке Макаре Бесслёзном);

Иди, казак, поспешай, вон там Лихо-Мрак Песню в неволе держит. («Сказка о Песне Легкокрылой и Казаке Макаре Бесслёзном);

Здравствуй, серая волчица, здравствуй, подружка моя верная. («Сказка о Чуде-чудище заморском, девице-красавице и серой волчице»);

Наш ведь он, батюшка Тихий Дон… («Сказка о Чуде-чудище заморском, девице-красавице и серой волчице»);

Отношение к поступку героя можно проследить, введя следующие обращения:

Вот тебе, выродок колдовской, за кровь русскую, за слёзы матерей наших! («Петрусь - мальчонка русский»);

Посмотрим, хвастун, чьим мясом будут кормиться рыбы твои? («Игнатка»).

А как выразительно, песенно могут звучать обращения в донском фольклоре:

Палица, палица,
Вольная удалица,
За русскую волюшку,
Вольное раздольюшко
Разгроми врага,
Сокруши врага,
Сокруши врага
И развей врага!..

(«Сказка о Чуде-чудище заморском, девице-красавице и серой волчице»);

- В чём помогает писателю использование обращений?

Итак, обращение зависит от:

  • языковых традиций;
  • от культуры собеседников;
  • от речевой ситуации.

Способы выражения обращений (с примерами из текста):

  • имя, отчество, фамилия;
  • наименование лица по роду занятий;
  • возраст;
  • пол;
  • место жительства;
  • национальная принадлежность;
  • родственные или иные отношения;
  • кличка животного;
  • неодушевлённые предметы.

Приведите примеры  из текста сказок П.Лебеденко с различными способами выражения обращений.

- Перед вами на экране предложения. Найдите в них обращения. Определите их место в предложении (начало, середина, конец предложения).

Определите их роль в предложении. 

Записываем предложения в тетрадь (комментированное письмо).

Ты, Лихо Дьявольское, Мрак ночной, силой своей не хвались, силу свою в бою покажешь. («Сказка о Песне Легкокрылой и Казаке Макаре Бесслёзном);

Прощайся с жизнью, заморыш человеческий! («Петрусь - мальчонка русский»);

Тоска-кручина, слеза-паутина, горе-паутина, с казаком сроднитесь, казака в полон возьмите. («Сказка о Песне Легкокрылой и Казаке Макаре Бесслёзном);

А что это у тебя, девица («Доброе сердце дороже красоты»)

А иди сюда, я дам тебе водицы, сестрица. («Доброе сердце дороже красоты»)

А ты, девица - доброе сердце, будь такой же красивой, как и доброй. («Доброе сердце дороже красоты»)

Итак, обращение может находиться в начале, в середине и в конце предложения. При этом на письме обязательно должно выделяться знаками (графическая таблица на слайде).

Рефлексия

Настало время подвести итог.

- Обращение

1. Называет того, к кому обращаются с речью;

2. Не является членом предложения;

3. Бывает распространённым и нераспространённым;

4. Имеет форму именительного падежа;

5. Произносится со звательной интонацией;

6. Может стоять в начале, в середине и в конце предложения;

7. Выделяется на письме запятыми или восклицательным знаком (графическая таблица на слайде).

- В каких жизненных ситуациях мы используем обращение?
- Каково место обращения в тексте?
- Какие знаки препинания необходимы при обращении? От чего они зависят?
- Для чего писатель П.В.Лебеденко использовал в своих произведениях предложения с обращениями?

Домашнее задание. Дома каждый из вас попытается побывать в творческой мастерской донского писателя и, используя выразительную лексику «Сказок Тихого Дона», составить предложения с обращениями, соблюдая грамматические и пунктуационные нормы.

Завершение урока

Читать еще:


Новые материалы:

Проект: Профессионально-прикладная направленность физического воспитания школьников в классах с углубленным изучением предметов ФВиС ОБ. :: Оздоровительный бег как средство укрепление сердечно-сосудистой системы на уроках физической культуры учащихся 8–9-х классов :: Здоровье — это вершина, на которую каждый должен подняться сам :: Урок физической культуры "Учись быть здоровым" :: "Совершенствование методики формирования двигательных навыков и развития двигательных качеств на уроках лёгкой атлетики" :: Фердинанд ( Ferdinand ), 2017 :: Дом и дача/Хозяйственные товары и аксессуары для дома/Хозяйственный инвентарь/Вешалки, плечики/Мебель для прихожей/Вешалки напольные / Мебелик / Вешалка костюмная Мебелик ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD