Обращение. Знаки препинания при обращении. Обращения в произведении донского писателя П.В.Лебеденко «Сказки Тихого Дона» : Русский язык

Урок русского языка, 5 класс по программе М.М. Разумовской

Цели урока:

Образовательная: 

  • уметь находить обращение в предложении;
  • отличать обращение от подлежащего, составлять предложения с обращением;
  • использовать обращения как средство оценки того, кто говорит, и того, к кому обращаются с речью; уметь выразительно  читать предложения с обращением.

Развивающая: развивать умение видеть обращения в текстах, правильно выделять их, чувствовать стилистические особенности обращений в разговорной речи.

Воспитывающая: воспитывать любовь к культуре и литературе донского края; учить детей гордиться родным языком, уважительно и бережно относиться к нему.

Предполагаемые результаты урока:

  • Личностные: бережное и внимательное отношение к русскому языку, обогащение словарного запаса учащихся, развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
  • Метапредметные: развитие навыков целеполагания и планирования; совершенствование умений анализа, сравнения, обобщения; формирование навыков извлечения информации из различных источников и ее преобразования; овладение умениями делать выводы, строить рассуждения; осуществление коммуникативного взаимодействия с одноклассниками и учителем, умение приходить к общему решению в совместной деятельности, создание высказываний в устной и письменной форме.
  • Предметные: расширение знаний об обращении; применение знаний в различных речевых практических ситуациях; расширение лексического запаса учащихся.

Ход урока

Приветствие. Организационный момент. Знакомство с целями

Учитель:

- Ребята, у нас сегодня  уроке встретились школьные предметы - спутники: русский язык  и литература.

А так как каждый из нас любит свой край, так и хочется воскликнуть: «Люблю тебя, мой край донской!»

Что содержит эта выразительная фраза?

Так  о чём же нам предстоит сегодня на уроке поговорить?

Значит, тема урока будет ……..

Итак, тема урока русского языка “Обращение. Знаки препинания при обращении».

Запишем тему в тетрадь.

А вот говорить об обращении, находить его и уметь правильно расставлять знаки препинания мы будем средствами литературного произведения. Сегодня у нас на уроке в гостях донской писатель, автор замечательных сказок, повестей и романов Пётр Васильевич Лебеденко. «Сказки Тихого Дона» - его первая книга, в которой этот самобытный автор слова сумел донести до своих читателей мотивы донского фольклора и показать всю прелесть и красоту русского языка.

Именно «Сказки Тихого Дона» помогут нам сориентироваться в изучении обращения путём погружения в уникальную языковую среду донского региона. Мы научимся находить обращения в тексте, выразительно читать предложения с обращениями, расставлять знаки препинания.

Прочитайте выразительно предложения. Выделите интонацией слово, обозначающее лицо или предмет (явление природы), к которому обращаются.

Здравствуй, батюшка Тихий Дон, здравствуй, земля русская!

Садись на коня, дочка, скачи к нему, скажи, чтоб собрал людей в поход и вёл к нам на подмогу.

Здравствуй, рыбка-стерлядка!

Вот, детёныш человеческий, птицу тебе принёс из края твоего…

- Какие слова вы выделили интонацией? Как они называются?

- Вспомните, что такое обращение?

- Давайте проверим, обратившись к теоретическому материалу учебника («Русский язык» 5 класс. Авторы: М.М. Разумовская, С.И.Львова, В.И. Капинос. М. «Дрофа», 2014)

Материал параграфа 62 стр.176-177.

- От чего же зависит  выбор обращений в сказках Петра Лебеденко? (от отношения к герою сказки, от отношения к поступку героя, от речевой ситуации).

- Давайте поработаем над текстами сказок и найдём подтверждение этому (для работы наряду с текстами предлагается раздаточный материал)

Работа учащихся

Так, уважительное отношение к герою можно определить по следующим предложениям с обращениями:

На пожаре был, дядя Макар. («Сказка о Песне Легкокрылой и Казаке Макаре Бесслёзном);

Да, горюю, чайка быстрокрылая.(«Сказка о Песне Легкокрылой и Казаке Макаре Бесслёзном);

Иди, казак, поспешай, вон там Лихо-Мрак Песню в неволе держит. («Сказка о Песне Легкокрылой и Казаке Макаре Бесслёзном);

Здравствуй, серая волчица, здравствуй, подружка моя верная. («Сказка о Чуде-чудище заморском, девице-красавице и серой волчице»);

Наш ведь он, батюшка Тихий Дон… («Сказка о Чуде-чудище заморском, девице-красавице и серой волчице»);

Отношение к поступку героя можно проследить, введя следующие обращения:

Вот тебе, выродок колдовской, за кровь русскую, за слёзы матерей наших! («Петрусь - мальчонка русский»);

Посмотрим, хвастун, чьим мясом будут кормиться рыбы твои? («Игнатка»).

А как выразительно, песенно могут звучать обращения в донском фольклоре:

Палица, палица,
Вольная удалица,
За русскую волюшку,
Вольное раздольюшко
Разгроми врага,
Сокруши врага,
Сокруши врага
И развей врага!..

(«Сказка о Чуде-чудище заморском, девице-красавице и серой волчице»);

- В чём помогает писателю использование обращений?

Итак, обращение зависит от:

  • языковых традиций;
  • от культуры собеседников;
  • от речевой ситуации.

Способы выражения обращений (с примерами из текста):

  • имя, отчество, фамилия;
  • наименование лица по роду занятий;
  • возраст;
  • пол;
  • место жительства;
  • национальная принадлежность;
  • родственные или иные отношения;
  • кличка животного;
  • неодушевлённые предметы.

Приведите примеры  из текста сказок П.Лебеденко с различными способами выражения обращений.

- Перед вами на экране предложения. Найдите в них обращения. Определите их место в предложении (начало, середина, конец предложения).

Определите их роль в предложении. 

Записываем предложения в тетрадь (комментированное письмо).

Ты, Лихо Дьявольское, Мрак ночной, силой своей не хвались, силу свою в бою покажешь. («Сказка о Песне Легкокрылой и Казаке Макаре Бесслёзном);

Прощайся с жизнью, заморыш человеческий! («Петрусь - мальчонка русский»);

Тоска-кручина, слеза-паутина, горе-паутина, с казаком сроднитесь, казака в полон возьмите. («Сказка о Песне Легкокрылой и Казаке Макаре Бесслёзном);

А что это у тебя, девица («Доброе сердце дороже красоты»)

А иди сюда, я дам тебе водицы, сестрица. («Доброе сердце дороже красоты»)

А ты, девица - доброе сердце, будь такой же красивой, как и доброй. («Доброе сердце дороже красоты»)

Итак, обращение может находиться в начале, в середине и в конце предложения. При этом на письме обязательно должно выделяться знаками (графическая таблица на слайде).

Рефлексия

Настало время подвести итог.

- Обращение

1. Называет того, к кому обращаются с речью;

2. Не является членом предложения;

3. Бывает распространённым и нераспространённым;

4. Имеет форму именительного падежа;

5. Произносится со звательной интонацией;

6. Может стоять в начале, в середине и в конце предложения;

7. Выделяется на письме запятыми или восклицательным знаком (графическая таблица на слайде).

- В каких жизненных ситуациях мы используем обращение?
- Каково место обращения в тексте?
- Какие знаки препинания необходимы при обращении? От чего они зависят?
- Для чего писатель П.В.Лебеденко использовал в своих произведениях предложения с обращениями?

Домашнее задание. Дома каждый из вас попытается побывать в творческой мастерской донского писателя и, используя выразительную лексику «Сказок Тихого Дона», составить предложения с обращениями, соблюдая грамматические и пунктуационные нормы.

Завершение урока

Читать еще:


Новые материалы:

Материалы к урокам окружающего мира по теме "Птицы Севера" :: "Почему их так назвали". Урок-презентация "Окружающий мир". 1-й класс :: Урок по краеведению (начальная школа) "Город под солнцем. Мое родное Солнечногорье" :: Сложение и вычитание в пределах 100. 2-й класс :: Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова :: Безумные соседи ( À bras ouverts ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Детская мебель/Парты и стулья/Мебель/Детская/Столики и Стульчики/Столы детские / Дэми / Стол учебный СУТ 15-01-Д1 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Упражнение для похудения на мяче

Упражнения на мяче для похудения живота — самые эффективные Упражнения на мяче для похудения живота достаточно эффективны и доступны каждому, что очень важно...

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Как отжиманиями накачать спину

Отжимания для спины для укрепления позвоночника Всем привет! После того как появились множество разных тренажеров, об отжиманиях забыли. И очень зря! Это простое...

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Фруктоза вместо сахара при похудении

Не вредна ли фруктоза при похудении? О фруктозе все знают еще со школьного курса химии. Среди худеющих очень распространено мнение о том, что данный вид сахара...

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Убрать жир со спины и боков

Как убрать жир со спины — упражнения(6 4,00 из 5) Загрузка... Избыточный вес напоминает о себе в виде совершенно не привлекательных складок, особенно заметных в...

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD