Технология проблемного диалога на уроке русского языка при изучении новой темы. Тема «Союзы и союзные слова». 7-й класс : Русский язык

Технология проблемного диалога на уроке русского языка при изучении новой темы. Тема «Союзы и союзные слова». 7-й класс : Русский язык

Проблемный диалог – тип подачи материала, позволяющий создать рабочий диалог между учащимися, основанный на столкновении мнении по неизвестному вопросу, в процессе которого решается задача постановки проблемы и поиска её решения.

Цель: создать условия для осознания и осмысления знаний по теме “Что такое союзное слово?”

Тип урока: изучение нового материала. 

Методы обучения: технология проблемного диалога.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Словарная работа (текст задания проецируется на экран или раздается учащимся в распечатанном виде)

Вставьте пропущенные слова, распределите союзы по группам:

Союзы – это часть речи, которые связывают между собой члены предложения или части предложения. По значению и употреблению в речи союзы делятся.

  • Примеры сочинительных союзов: .............
  • Примеры подчинительных союзов: ..........

Слова для справок: однородные, служебная, на сочинительные и подчинительные, сложного. Где, и, если, когда, но, потому что, а, что, как.

Вопрос учителя

Ответ учеников

Этап формулировки проблемы:

Вы знаете что такое подчинительные СОЮЗЫ?

да

Какова роль п\союзов в предложении?

Соединение частей сложного предложения

А могут ли быть вместо союзов другие лексические формы, соединяющие части предложения?

ДА\НЕТ (создание ситуации противоречия)

В чем отличие  служебных частей речи от самостоятельных?

Самостоятельные части речи имеют лексическое значение. (Смысл)

Как вы думаете, можно ли соединить служебные и самостоятельные части речи?

Скорее всего – НЕТ

А если попробовать? Что может получиться?
Это будут слова, имеющие лексическое значение?
ДА\НЕТ

А будут ли соединять части предложения, т.е выполнять роль союзов?

ДА

Побуждение к формулировке проблемы:

Есть ли противоречие в таком соединении?

ДА\НЕТ

А давайте попробуем их соединить лексически в одно словосочетание ? Союзы и слова, какое словосочетание может получиться?
(Выбираем вариант, наиболее близкий к правильному)
Варианты учащихся.

Служебные слова. Будет ли это формулировкой нашей проблемы?

Есть ли проблема в такой формулировке?

Да

Нет

Мы будем говорить об известном нам понятии? Нет

Значит мы должны задать какой-то  вопрос. Какой вопрос поможет нам сформулировать учебную проблему?

Что такое союзные слова?

Записываем формулировку темы: «Что такое союзные слова?»

Этап разработки проблемы

Записываем предложение

Сражение выигрывает тот, кто решил его выиграть.

- Обозначьте основы.

- Определите Сл-Соч, или Сл-Подч предложение? Да/Нет
- Как мы можем найти правильный ответ? Задать вопрос от одной части к другой.
Выигрывает кто? (кто решил выиграть)

- Предложение сложно-подчиненное?

Да

- Посмотрите, чем соединяются части предложения?

Союз КТО

Вы уверены что это союз? Может ли это быть другая лексическая единица?

Может это и будет союзное слово

Можем ли мы ответить на этот вопрос?

нет

Почему?

Мы не знаем, что такое союзные слова

А как вы думаете, что это такое?

Варианты ответов учащихся

Какой смысл кроется за словом КТО в этом предложении? Представляете ли вы какой-нибудь образ?

Да, это люди, солдаты

Если есть смысл, лексическое значение у этого слова?

Да

Если соединяет части предложения – это союз?

Да

Так что такое союзное слово?

Имеет смысл и соединяет части сложного предложения

Стадия проверки гипотезы:

Записываем предложения в тетрадь. Попробуйте определить, чем  соединяются части данных сложноподчиненных предложений.

В Москве термометры показывают тридцать четыре градуса, а есть и такие чудаковатые градусники, которые показывают даже тридцать семь (И.Ильф и Е.Петров).
Я сидел на подоконнике, чертил пальцем по стеклу и слушал, что говорил солдат (А.Гайдар).
Я думал, что мне прочитать о вулканах.

Проверка работы.

В Москве термометры показывают тридцать четыре градуса, а есть и такие чудаковатые градусники, которые показывают даже тридцать семь (И.Ильф и Е.Петров). (которые  = термометры)

Я сидел на подоконнике, чертил пальцем по стеклу и слушал, что говорил солдат (А.Гайдар). (что = слова солдата)

Я думал, что мне прочитать о вулканах. (что = какие книги)

Я думал. что прочитаю книгу быстро. (союз – не имеет выраженного образа, можно убрать из предложения, не падает логическое ударение)

Действительно, в русском языке относительные местоимения и наречия называют союзными словами, которые соединяют в себе признаки местоимения и союза, наречия и союза. В одних случаях употребления они выступают в роли союзов, а в других – в роли союзных слов.

Подобный проблемный диалог строится по теме «Отличие союзных слов от союзов» и «Союзные слова – члены предложения или нет?»

Читать еще:


Новые материалы:

Совместная музыкальная деятельность по теме "У всех есть мамы" :: Развлечение "Путешествие в страну сказок" в старшей группе :: Интегрированное занятие в средней группе «В гостях у трех медведей» :: Занятие по изобразительной деятельности (аппликация) в старшей группе на тему "Цветные слоны" :: Структура урока информатики в начальной школе :: Не оставляй меня ( Darling ), 2017 :: Компьютерная техника/Аксессуары/Аксессуары и запчасти для ноутбуков/Подставки и столы/Мебель/Столы/Компьютерные столы/Прямые столы / Merdes / Стол компьютерный Домино СП-22 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD