Роль коммуникативной компетентности в успешности школьной адаптации : Администрирование школы

Чтобы понять, что же такое школьная адаптация и какую роль в ее успешности играет коммуникативная компетентность предлагаю разобраться подробнее в вопросе, а что же такое «адаптация»?

Может ли кто-нибудь из сидящих в зале привести пример адаптации из окружающего нас всех природного сообщества?

Попробуйте сформулировать понятие адаптации.

Адаптациями называются свойства и признаки организмов, которые обеспечивают приспособление к той среде, в которой эти организмы живут.

Адаптацией также называют процесс возникновения приспособлений.

Адаптация (в широком смысле) – это приспособление (прилаживание) кого-то или чего-то к чему-то или кому-то. Мы можем наблюдать примеры адаптации в растительном мире, животном мире, адаптацию человека в природе, адаптацию человека в обществе.

Многие факторы могут быть источниками адаптации как внутренние, так и внешние.

Примеры: Мимикрия - покровительственная, предостерегающая и подражательная окраска животных и насекомых.

Зимняя спячка некоторых животных и насекомых умеренного пояса.

Приспособление растений к жизни в суровых условиях – это изменение соотношений между длиной ствола и корневой системы, видоизменение листовых пластин (саксаул, кактус в пустынях, карликовые ива и береза – в тундре).

Приспособление человека к жизни в суровых условиях - узкий разрез глаз у жителей степей с их пыльными бурями, курчавые волосы и черный цвет кожи жителей жарких стран. Это все примеры адаптации объектов живой природы к окружающей среде обитания.

Почему адаптация присуща и живой природе, и человеку, и обществу? Почему адаптация является каким-то универсальным свойством, присущим и живой природе, и человеку, и обществу, и культуре?

Приспособление свойственно всему живому.

Адаптация обеспечивает выживание (сохранение).

Адаптация – это динамический процесс, благодаря которому живые организмы, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжение рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.

Все примеры адаптации, приведенные выше, относятся к системе «организм-среда», процессы изменений, в которых протекают постоянно и продолжительны по времени. Человек отличается тем, что решающую роль в процессе поддержания адекватных отношений в системе «индивидуум-среда» играет психическая адаптация.

Психическая или психологическая адаптация – это процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности. Этот процесс позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения требованиям среды.

Психические адаптационные процессы тесно связаны с эмоциональным напряжением и стрессом, источником возникновения которых является чувство тревоги. Чувство тревоги возникает чаще всего при изменении привычных условий окружающей среды человека.

Тревога – это ощущение неопределенной угрозы, чувство тревожного ожидания, неопределенное беспокойство. С тревогой связывают усиление поведенческой активности, изменение характера поведения или включение механизмов адаптации.

Тревога может как стимулировать адаптационные процессы, так и препятствовать формированию адаптационного поведения, приводить к дезорганизации поведения и даже разрушать физическое здоровье.

Все зависит от того, насколько человек готов психологически приспособиться к новой среде и взаимоотношениям.

Чаще всего именно неосознанную тревогу испытывают малыши, когда приходят впервые в детский сад или в школу. Известно, что в самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т. д.

О сложности и значимости периода, связанного с адаптацией ребенка в школе, сказано и написано в отечественной психологической и педагогической литературе убедительно и достаточно (Дубровина И. В., Гончарова Р. В., Гуткина Н. И. и др.). Именно в эти первые месяцы начинают формироваться те системы отношений ребенка с миром и самим собой, те устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми и базовые учебные установки, которые в существенной мере определят в дальнейшем успешность его школьного обучения, эффективность стиля общения, возможности личностной самореализации в школьной среде.

То, по какому магистральному пути пойдет развитие школьника в ближайшие годы, будет ли в период адаптации заложен социальный и интеллектуальный фундамент дальнейшего успешного обучения, или с приходом в школу ребенок попадет в чужой, непонятный, а следовательно, и враждебный ему — школьный мир, во многом зависит от профессиональной и собственно личностной зрелости взрослых: родителей, педагогов, воспитателей, школьных психологов. Эффективность адаптации зависит от организации взаимодействия в группе, классе, социальной сплоченности, способности строить межличностные отношения, возможность открытой коммуникации, т.е. эффективность адаптации зависит от развития коммуникативной компетентности.

Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным. Иногда наиболее гуманистически настроенные педагоги добавляют еще один критерий — важно, говорят они, чтобы это приспособление было осуществлено ребенком без серьезных внутренних потерь, ухудшения самочувствия, настроения, самооценки. Мы полностью согласны с тем, что все эти критерии должны входить в понятия адаптации, но их явно недостаточно.

Адаптация — это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию. Обучение в школе должно обеспечить формирование у людей не только новых компетенции, знаний и умений, но и опыта деятельности, который им потребуются в новой информационной среде обитания, в том числе и для получения образования в условиях широкого использования современных информационных технологий обучения, а также нового целостного миропонимания и информационного мировоззрения. Решающую роль в этом играет процесс формирования именно коммуникативной компетентности.

Наиболее часто встречающейся проблемой является то, что в настоящее время зачастую мы сталкиваемся с тем, что при большом объеме информации теряется эффективность информационной деятельности ребенка, что ведет к его дезадаптации в обществе. Среди причин дезадаптации можно назвать недостаточную эффективность умений выбора нужной информации и нужной деятельности; большой объем знаний и неправильная методика обучения, что ведет к перегрузке ребенка, следовательно, неправильно формируется мышление и коммуникативный опыт.

Что же такое коммуникативный опыт, который должен наработать первоклассник?

Каким коммуникативным опытом должны овладеть наши ученики на уровне стереотипа, алгоритма?

Ученики должны приобрести коммуникативно значимые качества личности:

Коммуникативный опыт - свободное владение вербальными и невербальными средствами общения, в том числе информационными, техникой общения, способами и инструментарием достижения коммуникативных целей.

Необходимо сформировать эмоционально-ценностное отношение к коммуникативной деятельности гуманистической направленности:

Для того, чтобы сформировать все это в ходе реального образовательно – воспитательного процесса, необходимо, на наш взгляд, в рамках программы развития достичь следующего:

  1. стандартизировать коммуникативные способности учащихся;
  2. выделить этапы целостного процесса их формирования в зависимости от ступени обучения;
  3. определить педагогические возможности и особенности образовательно – воспитательного процесса через коммуникативные способности.

Использование учителями методов и приемов коммуникативного обучения позволит создать условия для компетентностного развития всех субъектов образовательного процесса. Формирование коммуникативной компетентности происходит через неразрывное развитие у учащихся таких коммуникативных компетенций как социальная, языковая и информационная.

Какие пути формирования коммуникативной компетентности для успешной адаптации первоклассников выбраны коллективом школы:

На уроках и во внеурочной деятельности учителя учат детей.

Выстраивание межличностных отношений.

Через:

Самоконтроль, саморегулирование.

Через:

Моделирование общения.

Через:

Овладение информационно – коммуникативными технологиями.

Через:

Знакомство с информационными технологиями наши дети начинают с предшкольной подготовки в Школе раннего развития. Мы используем авторскую программу, созданную специалистами ТОИПКРО «Информационные технологии как средство развития познавательных процессов у дошкольников и младших школьников»

Кроме уроков информатики в гимназических классах, наши ученики, начиная с 1 класса овладевают автоматизированной технологией, учатся на информационно-дидактических устройствах-тренажерах «Символ-Тест», разработанных учеными в ТУСУРе, новым формам самоконтроля и контроля.

(ПОКАЗАТЬ УЧЕБНИК МАТЕМАТИКИ И РУССКОГО, УСТРОЙСТВО Символ).

Также на средства, полученные от выигранного гранта в рамках ПНПО, закуплена психопрофилактическая антистрессовая программа «Волна». Эта программа может использоваться с детьми, начиная с 3 лет и до старшего школьного возраста. Основной целью программы «Волна» является обучение ребенка навыку правильного, оптимального типа дыхания.

Занятия по данной программе, предназначенной для обучения диафрагмально-релаксационному типу дыхания, позволяют проводить диагностику, а также корректировать дезадаптацию школьников, обучают детей саморегуляции поведения, корректируют логопедические нарушения, повышают стрессоустойчивость, способствуют снижению заболеваемости, повышают уровень академической успеваемости.

Нами предприняты управленческие действия по реализации инновационной образовательной программы:

Миссия школы: через развитие коммуникативной компетентности учащихся способствовать становлению устойчивой творческой личности, готовой войти в информационное сообщество. Мы надеемся, что коллектив справится и сумеет ее реализовать.

Читать еще:


Новые материалы:

Математический КВН "Путешествие в страну невыученных уроков" :: Воспитание детей на традициях народной культуры :: Новогодняя дискотека :: Путешествие на неизвестную планету (познавательный конкурс) :: Проект "Ветеран" "1941-й. Как это было! Как совпало! Война, беда, мечта и юность!" :: Жизнь Кабачка ( Ma vie de Courgette ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для спальни/Мебель/Детская/Детские кровати от 3 лет/Матрасы / Столлайн / Матрас Спокойной ночи - Лотос 900x2000 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD