Статья "Системный педагогический мониторинг - основа управления качеством образования" : Администрирование школы

Как достигнуть качества образования? Одно из средств достижения – это мониторинг, мониторинг как функциональный инструмент управления качеством УВР.
Мониторинг – систематическое наблюдение и контроль за образовательным процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или предложениям.
В системе мониторинга надо различать качество преподавания и качество обучения. Вопрос качества преподавания особо актуален сейчас, когда в рамках приоритетного национального проекта образования определяются гранты, премии за качество преподавания.
Давайте рассмотрим 2 направления в мониторинге.

1. Качество преподавания.

 Чтобы оценить качество преподавания, нужно иметь механизм оценивания этого качества. Во многих авторитетных журналах «Завуч», «Практики управления современной школой» федерального уровня, даются формулы расчёта, шкалы определения качества преподавания. Но в каждой отдельно взятой школе или гимназии разработаны и приняты, исходя из конкретных условий УВР свои механизмы. К примеру, у нас в гимназии есть механизм оценки качества урока в 5-9, 10-11 классах. Причём в 10-11 кл. отдельно требования к уроку профильного обучения и базового обучения. Механизм оценивания прописан. Даже если некогда рассчитывать в % или в баллах, то сам перечень критериев качества проведения уроков является ценным для определения качества преподавания. В преподавании главным является урок, который мы и оцениваем.
Не забываем мы и такие моменты в преподавании, как качество планирования, оно у нас технологическое, так как прописывается конечный результат, но главное - урок.

2. Качество обучения.

 Мы все хорошо знаем, как рассчитывается уровень обученности и качество обученности.
Но у нас в гимназии, поскольку весь учебный процесс строится на технологиях РО (развивающего обучения), главным в мониторинге является мониторинг развития обучающихся.
Под мониторингом развития мы понимаем отслеживание уровня сформированности интеллектуальных умений, их в технологии РО называют «умственные действия», такие как:
- умения обобщать;
- выделять главное;
- сравнивать;
- классифицировать;
- устанавливать причинно-следственные связи и др.
Мониторинг развития этих умений отслеживается каждым учителем с помощью тематического контроля. Тематический контроль – это целая система, целый подход и к развитию, и к отслеживанию результатов обучения, выраженный в конкретных цифрах и по классу, и по каждому отдельному учащемуся.
Психологическая служба гимназии и в начальной, и в средней школе работает, выполняя заказ завуча, учителя, работая с классом, с группой, с отдельным учеником.
Главные показатели для нас - это обучаемость (потенциальные возможности ученика к обучению) и мотивация.
При анализе это все сопоставляется и делается вывод о качестве обученности. Если у ученика изначально низкий потенциал, а мы его обучили на «4», то это высокое качество обученности данного учащегося.
Для изучения уровня развития младшего школьника в обучении совместно с психологом разрабатывается программа педагогического мониторинга. В организации наблюдения важно продумать систему признаков, по которым можно фиксировать проявление тех или иных качеств личности школьника, соблюдать единство требований в применении этих признаков.
В качестве основных параметров изучения личности младшего школьника могут быть взяты учебные возможности, уровень самостоятельности в учебной деятельности, ОУУН, познавательный интерес, нравственные качества (доброта, честность, дисциплинированность, трудолюбие, агрессивность и т. д.
Кроме того, учитель начальных классов обобщает данные о состоянии здоровья детей (совместно с врачом гимназии), описывает социальный портрет класса.
Все это в 4 классе органично вписывается в портфолио выпускника начальной школы. Уровень обученности, качество обученности по предметам, по итогам ДКР и итогам успеваемости - это определяют все учителя и завучи, а вот отслеживание сформированности 3-х основных - ОУУН скорости письма, скорости вычислений и скорости чтения - у нас в центре внимания, так как увеличение этих параметров, их соответствие нормам каждого класса можно рассматривать как важнейший резерв обучения.
В качестве цели, к которой мы стремимся, используем экспериментальные наработки межрегиональной экспериментально-технологической площадки «Преемственность» под редакцией Вс. Зайцева.

 Эти результаты можно использовать как рекомендации.

Ученика Скорость чтения
слов в мин.
Скорость письма
букв в мин.
Скорость вычислений цифр
в мин.
Отличники 150 80 40
Хорошисты 120 60 30
Троечники 90 40 20

Конечно, нельзя ставить задачу сделать всех учеников отличниками – этот уровень доступен немногим. Но поголовный нормативно-троечный уровень тоже нельзя выбрать в качестве ориентира. Надо стремиться к тому, чтобы большая часть учеников уже в 5-ом имела уровень хорошистов – 120слов в минуту - 60букв в минуту - 30 цифр в минуту.
Естественно, что выполнение такой рекомендации потребует усиленной тренировки в начальной школе, в 5-6 классах в течение учебного года. При этом надо ежемесячно проводить контрольные замеры, стимулирующие еженедельные взаимозамеры и ежедневные самозамеры. И надо ввести единые требования для их проведения.
Все требования прописаны. Кроме этого, прописаны технологии совершенствования общеучебных умений (СОУ):

  • технология достижения оптимального чтения,
  • технология вычислительных умений,
  • технология увеличения скорости письма.

Все они применяются учителями начальной школы, а на малых педсоветах по преемственности все это предлагается учителям средней школы.
2-е направление мониторинга – диагностика сформированности учебно- коммуникативных умений, где вычленяем 3 раздела и 3 уровня сформированности:
1. навык чтения
2. культура письма и устной речи
3. работа с текстом

3 уровня:
- высокий;
- средний;
- низкий.
Здесь также присутствует оценка учителя и самооценка ученика, поскольку в РО с 1 класса начинается работа по формированию оценки, самооценки, коррекции оценки и самокоррекции. Эта работа продолжается до 6 класса.
В параллели 4-х классов к наблюдению (отслеживанию) привлекаются учителя-предметники, принимающие детей в среднем звене. В апреле-мае проводится психолого-педагогический консилиум (малый педсовет) учителей начальных классов и среднего звена, принимающих 4 класс. Это позволяет, сопоставляя получаемые независимые характеристики (портфолио) по каждому ученику, получать достаточно близкие к объективным выводы о зоне его ближайшего развития, уровне обученности, воспитанности, творческом потенциале, а в последующем своевременно определить программу помощи конкретному ребёнку и в целом педагогическую стратегию в отношении каждого класса, обеспечить сопровождение детей при переходе в 5 класс.
Введение в практику начальной школы педагогического мониторинга нацеливает учителей на диагностический подход, способствует выработке наблюдательности, улучшению качества педагогической деятельности, постоянной потребности в профессиональном саморазвитии. Корректируется программа развития ученического коллектива, намечается педагогическая помощь конкретным детям.
В этом залог качественного обучения и воспитания: не к среднеарифметической, статистической цифре, а к личности.
Отличие мониторинга в системе РО от ТО (традиционного обучения) в том, что выход результатов наблюдения, анализа направлен на ребёнка, на траекторию индивидиульного развития ребёнка.

Читать еще:


Новые материалы:

Открытый урок "Как не полюбить эту орфографию?!" :: Урок риторики "Напиши мне письмо" :: Урок-проект "Басни" :: Урок математики по теме "Закрепление и повторение темы "Умножение". 2-й класс :: Компьютерные технологии на уроке русского языка в начальной школе :: Проект «Флорида» ( The Florida Project ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Кровати/Детские кроватки / Polini / Люлька Polini ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Чем мазать живот чтобы убрать жир

Как убрать живот с помощью пищевой пленки в домашних условиях - обертывания для похудения Популярный метод похудения касается использования пленки. Он простой,...

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Л карнитин сколько принимать для похудения

Как принимать жидкий Л-карнитин для похудения Л-карнитин – пищевая добавка, используемая в спорте и хорошо известна как жиросжигатель. Л-карнитин вырабатывается...

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

За сколько реально накачать попу

За сколько можно накачать ягодицы в домашних условиях? Перед летним сезоном все девушки толпами идут в спортивные залы, дабы сделать из себя конфетку. Многим...

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Как похудеть на грейпфрутах

Грейпфрут для похудения отзывы, сок грейпфрукта Содержание статьи« Худеем с помощью грейпфрута», — многие из женщин слышали или читали об этом методе избавления...

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD