Диагностика сформированности личностных универсальных учебных действий в рамках введения ФГОС : Администрирование школы

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

  1. самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное);
  2. смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, “какое значение, смысл имеет для меня учение”, и уметь находить ответ на него.
  3. нравственно-этического оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Личностные УУД:

  1. действие смыслообразования (интерес, мотивация);
  2. действие нравственно-этического оценивания (“что такое хорошо, что такое плохо”);
  3. формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру;
  4. формирование интереса к себе и окружающему миру (когда ребенок задает вопросы);
  5. эмоциональное осознание себя и окружающего мира;
  6. формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру;
  7. формирование желания выполнять учебные действия;
  8. использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий.

К окончанию учащимися 4 класса в сфере личностных УУД у них будут сформированы:

  1. внутренняя позиция школьника;
  2. личностная мотивация учебной деятельности;
  3. ориентация на моральные нормы и их выполнение.

Очень важно на ступени предшкольного образования выявить у детей предпосылки для формирования универсальных учебных действий прежде всего в личностной готовности к школьному обучению, которая может быть исследована как психологом, так и учителем начальной школы (воспитателем ГПД) по специальным методикам. Эту же работу необходимо провести и по окончанию детьми начальной школы.

Для определения уровня сформированности мною была составлена следующая таблица:

Личностные универсальные учебные действия

1 класс

4 класс

Самоопределение

внутренняя позиция учащегося

Беседа о школе (модифици-рованный вариант) (Нежнова Т.А.

Эльконин Д.Б.

Венгер А.Л.)

Определение сформированности "Внутренней позиции школьника"

самооценка

Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейна (адаптированный для младших школьников вариант)

Методика каузальной атрибуции успеха/неуспеха

Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан

Методика “10 Я” М. Кун

Методика “Хороший ученик”

Методика каузальной атрибуции успеха/неуспеха

Смыслообразование

мотивация учебной деятельности и ее ведущие мотивы

“Незавершенная сказка”

“Беседа о школе”

(модифицированный вариант) (Нежнова Т.А.

Эльконин Д.Б.

Венгер А.Л.)

 Анкета "Оценка уровня школьной мотивации"

Н.Г. Лускановой

Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Ксензовой Г.Ю.)

Опросник мотивации

Анкета "Оценка уровня школьной мотивации"

Н.Г. Лускановой

Ориентация на моральные нормы и их выполнение

нравственно-этическая ориентация “Раздели игрушки”

(норма справедливого распределения)

Разбитая чашка (модификация задачи Ж. Пиаже) (учет мотивов героев)

“Невымытая посуда” (учет чувств героев)

Анкета “Выявления уровня воспитанности школьника”

После уроков

(норма взаимопомощи)

Опросник Е.Кургановой

“Булочка” (модификация задачи Ж.Пиаже)

(координация трех норм – ответственности, справедливого распределения, взаимопомощи) и учет принципа компенсации

Анкета “Выявления уровня воспитанности школьника”

Кроме этого для диагностики отдельных свойств личности можно использовать Опросник Р.Кеттела:

Эмоциональные свойства личности Факторы:

С – эмоциональная стабильность

Н – смелость

I - чувствительность

L – подозрительность

O - тревожность

Q4 – внутренняя тревожность

Коммуникативные свойства личности Факторы:

А - общительность

Н - смелость

Е - доминантность

F - беспечность

N - дипломатичность

Q2 - самостоятельность

Интеллектуальные

свойства личности

Факторы:

В - интеллектуальность

М - мечтательность

Q1 - ориентация на новое

Свойства самоконтроля

и саморегуляции

Факторы:

G - добросовестность

Qj - дисциплинированность

Все перечисленные в таблице методики подробно представлены в Приложении 1. Опросник Р.Кеттела я использую в компьютерном варианте.

В Приложении 1 представлены все использованные в диагностике методики.

В Приложении 2 находится бланк для фиксации результатов диагностики учащегося.

В Приложении 3 содержится справка по результатам диагностики учащихся.

Читать еще:


Новые материалы:

Урок истории в 5-м классе. Тема: "В афинских школах и гимнасиях" :: Программа элективного курса "Амурское казачество в XIX- XX веках" :: Урок–презентация в 11-м классе по теме "Российский парламент. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" :: Семинар "Феномен сталинизма в истории России" :: Иллюстрации и рисунки по истории России IX в. начало XVI в. :: Двуличный любовник ( L'amant double ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Стеллажи/Стеллажи и полки / Ангстрем / Полка навесная Изотта 66 Ангстрем ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет! - Хелси и Смарт

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Карта ветров и загрязнения воздуха в режиме реального времени

Пока сайт Мосэкомониторинга никак не откроется вновь, предлагаю посмотреть на глобальную карту ветров с данными загрязненности воздуха диоксидом серы, предоставляемую NASA. Эта карта настолько завораживает, что на нее можно смотреть вечно.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет! - Хелси и Смарт

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Карта ветров и загрязнения воздуха в режиме реального времени

Пока сайт Мосэкомониторинга никак не откроется вновь, предлагаю посмотреть на глобальную карту ветров с данными загрязненности воздуха диоксидом серы, предоставляемую NASA. Эта карта настолько завораживает, что на нее можно смотреть вечно.

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD