Формирование гражданской позиции личности через приобщение к отечественным культурным, нравственным и патриотическим традициям обучающихся сельской школы : Администрирование школы

Обоснование актуальности проекта

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, возросла ответственность за свою судьбу и судьбу  других людей. В то же время мы видим, как нарастает миграция молодежи из села в город. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический потенциал.

Сельская школа призвана заботиться о будущем деревни, поскольку готовить подрастающее поколение к жизни и труду невозможно без четкого представления перспективы развития деревни и обучения людей, которые в ней живут. В связи с этим сельская школа формирует систему образовательно-культурной деятельности, нацеленную на подготовку обучающихся к успешной жизни в условиях сельской местности. Особую значимость приобретает задача подготовки личности современного жителя деревни - человека с широким кругозором, культурного, рачительного хозяина, готового успешно трудиться в новых экономических условиях, активного гражданина, способного на коренные преобразования общественной жизни в сельской местности.

Деятельность по гражданско- патриотическому воспитанию включена в воспитательную систему нашего образовательного учреждения и является частью её образовательной среды, реализуется через интеграцию урочной и внеурочной деятельности (уроки, кружки, внеклассные и внешкольные мероприятия, коллективно-творческие дела). В школе разработана система мероприятий, направленных на патриотическое воспитание обучающихся. На уроках и внеклассных мероприятиях педагоги стремятся формировать у ребят активную жизненную позицию личности, приобретать опыт гражданских действий, демократического поведения и общения, развивать умения и навыки конструктивно - критического мышления, самостоятельности, воспитывать уважение к народным традициям и культуре, уважительного и толерантного отношения к культуре и традициям других народов, учат детей понимать принципы и ценности демократического гражданского общества, жизни и деятельности человека в таком обществе.

Осуществляется взаимодействие коллектива образовательного учреждения с общественными организациями, учреждениями дополнительного образования, учреждениями культуры в гражданском и патриотическом воспитании молодежи. Проводятся совместные праздники, вечера, конкурсы, концерты. Учащиеся образовательного учреждения ежегодно успешно участвуют в конференциях, конкурсах, фестивалях, соревнованиях разного уровня.

В образовательном учреждении 20 лет функционирует комплексный школьный музей, в рамках работы которого ведется большая поисковая и просветительская работа по истории, традициям и культуре Донского края. Традиционным стало проведение фестиваля "Мы - граждане России", дней Российской Государственной символики, уроков, посвященных родному краю, внеклассных мероприятий, направленных на пропаганду культуры народов, проживающих на Дону.

Таким образом, накопленный педагогическим коллективом МБОУ СОШ № 81 п. Юловский опыт гражданско-патриотического воспитания и намеченные ориентиры дают основание для систематизации работы по воспитанию у обучающихся сельской школы гражданского долга, патриотизма - важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.

Цели проекта:

  • Систематизация и обобщение опыта по гражданско-патриотическому воспитанию как основы для углубления межпредметной интеграции, интеграции учебной и воспитательной работы в сельской школе на школьном уровне и в образовательной практике региона.
  • Создание содержательно-деятельной основы для становления ученических самодеятельных объединений и движений (краеведческого, эстетического, экологического и др. профилей).
  • Расширение деятельности школьного комплексного музея, помогающего совершенствовать обучение по разным дисциплинам, выступающего в качестве воспитательной среды и средства подготовки к осуществлению школьниками профессионального выбора в условиях сельской местности.
  • Подготовка методических рекомендаций и инструментария для использования системы гражданско-патриотического воспитания в сельской школе.

Задачи проекта:

  • Приобщить учащихся к изучению прошлого родного края, его традициям и обычаям.
  • Активизировать экскурсионно-исследовательскую работу с учащимися.
  • Определить тематическое планирования по учебным дисциплинам, предусматривающее диффузное включение краеведческого материала в изучаемые разделы и темы программ.
  • Разработать системы творческих и проблемных заданий по разным учебным дисциплинам, реализующих гражданско-патриотическое направление работы школы.
  • Проводить интегрированные уроки на краеведческом гражданско-патриотическом материале.
  • Создать условия для творчества обучающихся сельской школы, их гражданского становления и формирование активной жизненной позиции.
  • Сформировать политико-правовое понимание воинского долга, политических событий, процессов в обществе.

Принципы гражданско-патриотического воспитания:

  • гуманистический (признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью);
  • природосообразный (учет в работе с детьми половозрастных, психофизиологических особенностей учащихся);
  • культуросообразный (опора в воспитании на национальные традиции народа, его культуру, а также на достижения мировой культуры);
  • деятельностный (организация ведущей для данного возраста деятельности);
  • средовый (учет, использование в процессе воспитания окружающей среды: семьи, учреждений дополнительного образования, общественных организаций и другого окружения ученика);
  • дифференцированный (отбор содержания, форм, методов с учетом особенностей групп и каждого ученика в отдельности).

Направления работы и формы реализации проекта.

Организационно-методическая деятельность:

  • Проведение методических семинаров с учителями-предметниками и классными руководителями.
  • Участие в заседаниях МО по вопросу организации урочной, внеурочной и внеклассной деятельности.
  • Планирование и проведение традиционных общешкольных мероприятий.
  • Организация и проведение выборов школьного самоуправления.
  • Организация и проведение концертов, посвященных знаменательным датам.

Информационно-пропагандистская деятельность:

  • Оформление тематических уголков по государственной символике, краеведению, патриотическому воспитанию в рекреациях школы, кабинетах истории, литературы, в библиотеке школы.
  • Выпуск стенгазет, плакатов и бюллетеней.
  • Создание экспозиций школьного музея.
  • Выпуск календаря знаменательных дат в кабинете истории.
  • Проведение открытых уроков, ролевых игр по теме "Выборы" с приглашением главы местного самоуправления и депутатов.
  • Оформление книжных тематических выставок.

Поисково-исследовательская деятельность:

  • Организация исследовательской деятельности и участие в краеведческих конференциях истории родного края .
  • Организация и проведение конкурсов сочинений и рисунков "Мой край родной".
  • Проведение исследований по созданию бюллетеней о традициях и обычаях Донского края.

Нравственно-гражданская деятельность:

  • Организация и проведение операций "Забота" и "Ветеран живет рядом" по оказанию помощи ветеранам трудового фронта, престарелым и одиноким жителям поселка.
  • Уборка территории школы и памятника погибшим воинам.
  • Оказание шефской помощи ветеранам.
  • Проведение деловой игры "Выборы-20.." по выборам главы сельского поселения.

Туристко-краеведческое-экологическая деятельность:

  • Организация турпоходов, экскурсий по историческим местам Ростовской области, Сальского района и поселка Юловский .
  • Создание исследовательских групп учащихся с целью изучения экосистемы, истории школы, лингвистического краеведения и т.п.

Эстетическое направление, организация досуга учащихся:

  • Участие в сельских концертах, посвященных календарным датам.
  • Участие в работе выставок декоративно-прикладного творчества.

Изучение и привитие народных традиций:

  • Проведение классных часов и бесед по изучению традиций и обычаев Донской земли.
  • Проведение тематических уроков русского языка и литературы, истории, географии, технологии, ИЗО, МХК.
  • Посещение экспозиций школьного музея с целью ознакомления с культурными традициями родного края.

Политико-правовая деятельность:

  • Изучение российской, областной, районной символики.
  • Изучение прав человека и прав ребенка.
  • Организация и проведение работы по изучению избирательного права.

Основное содержание процесса гражданско-патриотического образования

Для педагогов:

  • повышение квалификации и методическая подготовка педагогических работников по освоению философии содержания гражданско-патриотического образования;
  • разработка программ самообразования;
  • совершенствование педагогического мастерства, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта;
  • ориентация молодых специалистов на принятие традиций школы;
  • определение собственной гражданской позиции, предполагающей уважение к основам конституционного строя, систему ценностей, основанную на толерантности.

Для учеников:

  • освоение системы ценностей, основанной на признании многообразия мира и толерантности;
  • участие в общественной жизни школы;
  • умение давать нравственную оценку всех компонентов жизни, общества, истории, политики, культуры.

Структура гражданско-патриотического образования

Внедрение инновационной и экспериментальной работы:

  • внедрение инновационных технологий;
  • участие в профессиональных и творческих конкурсах различного уровня.

Профориентационная работа:

  • введение элективных курсов;
  • организация профориентационной работы через учебные предметы и внеурочную деятельность;
  • реализация программы профориентационных классных часов;
  • ведение портфолио учащихся;
  • реализация программы "Одаренные дети"
  • работа летнего лагеря труда и отдыха "Бригантина".

Активизация дополнительного образования и внеурочной деятельности:

  • создание военно-патриотического клуба "Орленок";
  • работа школьного комплексного музея;
  • проведение культурных мероприятий (посещение театров, музеев, библиотек и др.);
  • деятельность кружков и секций;
  • развитие системы детского ученического самоуправления;
  • участие в акциях социального характера;
  • участие в волонтёрском движении;
  • реализация программы "Мы растим таланты".

Гражданско-патриотическое становление учащихся через урочную деятельность:

  • Составление учебного плана с учетом выбранного направления деятельности ОУ;
  • Ориентация учебных рабочих программ на изучение вопросов гражданско-патриотического образования.

Механизм реализации программы

Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство МБОУ СОШ № 81 п. Юловский, а также тесное сотрудничество с Администрацией поселения, сельской библиотекой, Домом культуры, филиалом МБУ ДОД ДШИ № 2 г.Сальска, общественными организациями.

Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия.

При планировании работы учитываются традиционные общешкольные, районные, областные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения о муниципальных, областных, всероссийских конкурсах.

Ожидаемые результаты внедрения программы

Ожидаемые результаты внедрения Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.

Нравственно-духовные параметры

1. Сформированность гражданских навыков:

- умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;

- знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;

- умение принимать и защищать свои решения;

- готовность к участию в общественных делах;

- готовность к образованию;

2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:

-  патриотизм и любовь к Родине;

- права и свободы человека и гражданина;

- символика Российской Федерации;

- национальное самосознание;

- уважение чести и достоинства других граждан;

- гражданственность.

Количественные параметры:

- включенность каждого школьника в воспитательные ситуации;

- качество школьных отношений (отношения детей к реалиям школьной жизни, к школе, к учителю, классу, совместным делам);

- отсутствие детей с девиантным поведением;

- деятельность детско-юношеской организации;

- участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике; - проведение мероприятий.

Социальная и воспитательная значимость ожидаемых результатов

В школе как в образовательной системе:

- создание системы гражданско-патриотического воспитания;

-обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;

- вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

В образе выпускника:

- в познавательной сфере: развитие творческих способностей; - в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений; - в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

- в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ПРОЕКТА

I этап - организационно подготовительный

20..-20.. учебный год

  1. Обоснование актуальности избранной темы.
  2. Формирование проблемы, определение целей, задач проекта.
  3. Определение принципов, направлений, научных и педагогических идей работы.
  4. Определение целевых показателей индикаторов, отражающих стратегию развития школы. Разработка программ учебно-исследовательских сессий краеведческого характера.
  5. Разработка программ элективных курсов и курсов по выбору.
  6. Проведение разъяснительной работы и согласование со всеми участниками образовательного процесса.
  7. Распределение функциональных обязанностей участников проекта, внедрение психолого-педагогических диагностик гражданско-патриотического образования.
  8. Определение материально-технической базы, учебно-методического обеспечения эксперимента (проекта).
  9. Согласование проекта с научным руководителем (координатором) и Управлением образования.
  10. Определение схем отслеживания результатов проекта и форм подведения итогов, трансляции результатов.

II этап - практический

20..-20.. учебный год

  1. Накопление банка данных.
  2. Работа по новым тематическим планам.
  3. Создание клубов "Орлёнок", "Добрый Дом".
  4. Апробация новых методик, применение современных педтехнологий, активных форм, способов, видов работы по гражданско-патриотическому образованию школьников в социуме.
  5. Работа методического семинара по проблеме:
    1. на муниципальном уровне
    2. семинар для заместителей директоров по воспитательной работе (20.. г.)
    3. на школьном уровне
    4. семинар для учителей начальных классов (ноябрь, 20.. г.)
    5. семинар для классных руководителей 5-8 классов (декабрь, 20..г.)
    6. семинар для классных руководителей 9-11 классов (февраль, 20.. г.)
  6. Разработка и внедрение современных методик всестороннего изучения системы работы по гражданско-патриотическому образованию.
  7. Ознакомление с содержанием программы по гражданско-патриотическому образованию школьников и методикой её внедрения и вовлечение в совместную учебную и внеклассную деятельность родителей.
  8. Внедрение системы учебно-исследовательских отчетов краеведческого характера, системы экскурсионной работы.
  9. Изучение и обобщение передового педагогического опыта.
  10. Работа с кадрами, повышение их квалификации посредством развития методической службы.
  11. Анализ промежуточных результатов.
  12. Информирование всех участников проекта о ходе экспериментальной работы.

III этап - аналитический

20..-20.. учебный год

  1. Анализ и обобщение опыта результатов эксперимента.
  2. Обобщение и распространение опыта работы учителей.
  3. Совместная работа с коллективами других школ по внедрению отдельных направлений проекта.
  4. Формирование банка данных по итогам работы.
  5. Представление отчёта о проделанной работе по проведению эксперимента.
  6. Проведение итоговой конференции.
  7. Информирование педагогов, родителей и учащихся о результатах реализации проекта.
Читать еще:


Новые материалы:

Урок "How to get to the top of success". 9-й класс :: Внеклассное мероприятие по литературе на тему: "Белая береза – русская душа" :: Сравнительный анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова "Бородино" и "Поле Бородина" :: Статья "Книга и подросток" :: Презентация к уроку по теме "Travelling" :: Чудеса в Париже ( Paris pieds nus ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Детская мебель/Детская мебель/Аксессуары / ДЭМИ / Подставка ДЭМИ ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD