Создание организационно-управленческих условий проектной деятельности в период введения ФГОС : Администрирование школы

Глубинное реформирование образовательной системы, введение Федеральных государственных образовательных стандартов предполагают необходимость проектирования образовательной траектории каждого ребёнка, включение его в гибкую динамическую среду, отличную по форме и содержанию от традиционных уроков. Большие возможности для этого открывает проектная деятельность, направленная на развитие обучающихся через организацию активных способов действий.

В проектной деятельности учащиеся приобретают навыки проектирования, исследования как универсальных способов освоения действительности, построения вариантов взаимодействия с ней. Это способствует повышению мотивации к учебной деятельности, личностная позиция учащегося в образовательном процессе активизируется [2]. Проектная деятельность даёт возможность формировать на её основе учебно-познавательную деятельность обучающихся, так как структурно эти виды деятельности схожи [3].

Осуществление проектной деятельности в период введения ФГОС предполагает создание организационно-управленческих условий. В МАОУ лицее № 77 г. Челябинска в течение многих лет ведётся работа по созданию и оптимизации таких условий [2]. Можно выделить основные направления работы: нормативно-правовое, информационное, научно-методическое, кадровое, материально-техническое, организационное обеспечение проектной деятельности.

Нормативно-правовое обеспечение проектной деятельности в лицее

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт: начальное общее образование [4].
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [5].
  3. Образовательная программа, включающая подпрограмму “Одарённые дети”.
  4. Программа развития лицея, включающая подпрограмму “Поддержка талантливых и одарённых детей”.
  5. Положение о психолого-педагогической поддержке талантливых и одарённых лицеистов, регламентирующее обязанности заместителей директора, руководителей структурных подразделений, классных руководителей, определяющее меру ответственности всех участников образовательного процесса, меры по сопровождению и поощрению перспективных и одарённых лицеистов [2].
  6. Положение о Ресурсном центре (РЦ) МАОУ лицея № 77, в котором зафиксирована одна из основных функций РЦ – поддержка талантливых и перспективных лицеистов [2].
  7. Положение о лаборатории РЦ МАОУ лицея № 77, регламентирующее работу четырёх лабораторий РЦ. Деятельность двух лабораторий направлена непосредственно на поддержку и сопровождение одарённых и перспективных лицеистов (лаборатория “Поддержка одарённых детей: научные исследования и проекты” и лаборатория “Поддержка одарённых детей: олимпиадное движение”) [2].
  8. Должностная инструкция руководителя РЦ МАОУ лицея № 77, определяющая основные виды деятельности руководителя РЦ в отношении создания условий проектной и учебно-исследовательской деятельности [2].
  9. Должностная инструкция руководителя лаборатории РЦ МАОУ лицея № 77, определяющая основные виды деятельности руководителя лаборатории РЦ в отношении создания условий проектной и учебно-исследовательской деятельности [2].

Информационное и научно-методическое обеспечение проектной деятельности в лицее

  1. Участие в работе сети ФЭП, МЭП, МИП, в семинарах и конференциях “Эврика – Авангард” (г. Москва).
  2. Организация научно-методических конференций, семинаров, мастер-классов, педагогических мастерских разного уровня (региональных, муниципальных и др.).
  3. Участие в межрегиональных научно-практических конференциях, международных заочных научно-практических конференциях, организованных ГБОУ ДПО ЧИППКРО.
  4. Участие в семинарах, организованных МБОУ ДПО УМЦ, ОУ города.
  5. Участие в интеллектуально-творческих конкурсах (“Шаг в будущее”, “Интеллектуалы XXI века”, “Отечество”, “Созвездие”, “Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского”, “Мой первый доклад”, “Познание и творчество”, Всероссийская олимпиада школьников, “Турнир им. М.В. Ломоносова”, “Покори Воробьёвы горы!”, Олимпиада УрФО, различные дистанционные олимпиады и др.).
  6. Участие в летних учебно-исследовательских проектах (лагерь НОУ “Курчатовец”, лицейский летний пришкольный лагерь НОУ, эколого-краеведческие экспедиции, пришкольный учебно-опытный участок и др.).
  7. Прохождение курсов повышения квалификации педагогических работников.
  8. Проведение ежегодной НПК педагогов МАОУ лицея № 77.
  9. Организация деятельности четырёх школ в стенах лицея (“Школа олимпиадников” и “Школа открытий” для обучающихся, “Школа инноваций” и “Школа наставничества” для педагогов лицея).
  10. Создание банка проетных работ учеников лицея.
  11. Использование ресурсов библиотеки МАОУ лицея № 77, медиатеки, специализированных сборников (“Юный исследователь”, “Сборник исследовательских работ участников Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского”, “Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве” и др.), Интернет-порталов.
  12. Организация функционирования и развития сайта МАОУ лицея № 77, сайта РЦ МАОУ лицея № 77.

Кадровое обеспечение проектной деятельности в лицее

  1. Педагогический коллектив лицея, в том числе педагоги дополнительного образования (руководители проектов);
  2. Учёные вузов г. Москвы, г. Челябинска (консультанты);
  3. Родители учащихся (консультанты, кураторы);
  4. Педагоги лицея, являющиеся аспирантами и соискателями;
  5. Выпускники лицея;
  6. Студенты-практиканты;
  7. Учащиеся старших классов (члены НОУ).

Решение проблемы кадрового обеспечения осуществляется через комплексное использование ресурсов.

Материально-техническое обеспечение проектной деятельности в лицее

  1. Современная библиотека с читальным залом, компьютерами с выходом в Интернет, медиатекой.
  2. Оборудование учебных кабинетов.
  3. Оборудование центров сопровождения проектной деятельности (информационно-аналитический центр, психологический центр, центр охраны здоровья).
  4. Лаборатория химии.
  5. Родительский фонд развития лицея “Пладис”.
  6. Сотрудничество с ОАО “ЧТПЗ”.

Организационное обеспечение проектной деятельности в лицее

Организация осуществляется в соответствии с возрастными особенности обучающихся. При организации проектной деятельности в лицее выделяются три сообщества лицеистов:

  • сообщество учеников начальной школы (обучающиеся 1-4 классов осваивают навыки написания реферативных работ, знакомятся с основами основами проектной деятельности в урочной и внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС);
  • сообщество учеников 5-8 классов (обучающиеся осваивают навыки проектирования);
  • сообщество учеников 9-11 классов (обучающиеся активно применяют навыки проектирования).

Выделяются следующие организационные формы проектной деятельности в МАОУ лицее № 77 в период введения ФГОС:

  • мини-проекты на учебном занятии;
  • долгосрочные проекты в рамках учебных занятий;
  • краткосрочные и долгосрочные проекты во внеурочной деятельности;
  • проектная деятельность в рамках дополнительного образования;
  • краткосрочные и долгосрочные проекты во взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности, основного и дополнительного образования.

Структура управления проектной деятельностью в МАОУ лицее № 77 включает:

  • административный корпус (директор МАОУ лицея № 77, два заместителя директора по учебно-воспитательной работе, заместитель директора по научно-методической работе, заместитель директора по воспитательной работе, заместитель директора по информатизации образовательного процесса, заместитель директора по административно-хозяйственной работе);
  • четыре методических объединения (МО учителей начальных классов, МО учителей естественно-научных дисциплин, МО учителей гуманитарных и общественных дисциплин, МО учителей эстетических и общекультурных дисциплин);
  • РЦ с 4 лабораториями (лаборатория “Поддержка одарённых детей: олимпиадное движение”, лаборатория “Поддержка одарённых детей: научные исследования и проекты”, лаборатория “Химия плюс”, лаборатория “Развитие педагогического потенциала”);
  • центры сопровождения проектной деятельности (информационно-аналитический центр, психологический центр, центр охраны здоровья).

РЦ МАОУ лицея № 77 – центр поддержки талантливых и перспективных детей. В РЦ открыта лаборатория “Поддержка одарённых детей: научные исследования и проекты”, под эгидой которой осуществляется проектная деятельность в лицее. Главная задача деятельности лаборатории – ативно реагировать на возникающие у учеников и педагогов идеи, запросы, учитывать все новейшие тенденции в современной науке и образовании, грамотно организовывать деятельность детско-взрослого сообщества, эффективно использовать доступные ресурсы [1].

МАОУ лицей № 77, работая в режиме ресурсного центра, находится в постоянном развитии, неизменно сосредоточивая свою деятельность на оптимизации организационно-управленческих условий проектной деятельности.

В 2012-2013 учебном году

  1. Научно-познавательное направление внеурочной деятельности в рамках ФГОС начального общего образования представлено новой программой “Исследователь”, включающей широкий спектр предметов (биология, химия, физика, математика). В рамках программы с учениками начальных классов работают педагоги-предметники старшего и среднего звена.
  2. Начала работу “Школа открытий”, школа для учеников 5-9 классов, где одарённые и перспективные лицеисты обучаются основам учебно-исследовательской и проектной деятельности, совершенствуют свои навыки в данной области на межпредметной основе. В рамках “Школы открытий” ученики, работая с одним педагогом, выполняющим функции методиста и тьютора, реализуют проекты в разных областях (психология, математика, юриспруденция, физика, социология). Выбор направления исследования зависит от интересов ученика, тьютор же обеспечивает взаимодействие с педагогами-предметниками и специалистами отдельных областей, не входящих в школьную программу, осуществляет взаимодействие с выпускниками лицея, ставшими успешными в отношении того или иного направления деятельности.
  3. Начала работу интеллектуальная естественно-научная школа для старшеклассников (10-11 класс), деятельность которой сосредоточена на решении нестандартных задач (физика, химия, биология, экология, математика, информатика). Вектор развития данного проекта – крупные вузовские олимпиады.
  4. Развитие педагогического потенциала осуществляется через работу с “Планом профессионального развития педагогов лицея”, в соответствии с которым педагоги в частности посещают занятия “Школы инноваций”, школы для учителей лицея № 77. Работа в рамках данной школы позволяет повышать профессиональный уровень педагогов в межаттестационный период без отрыва от учебного процесса. В I триместре 2012-2013 учебного года проведены занятия по теме “Традиционные и иновационные формы, методы, приёмы подготовки учеников к олимпиадам и научным конференциям”, в организации и проведении занятий участвовали педагоги лицея, являющиеся лидерами в отношении реализации программы “Одарённые дети”. Во II триместре 2012-2013 учебного года проведены занятия по теме “Инновационная работа в период введения ФГОС”.

Деятельность МАОУ лицея № 77 по оптимизации организационно-управленческих условий проектной деятельности в период введения ФГОС позволяет учитывать индивидуальные возможности и потребности одарённых и перспективных лицеистов, осуществлять педагогическую поддержку научно-исследовательской и творческой активности обучающихся, даёт возможность работать в соответствии с инновационными процессами в области образования.

Литература

  1. Вахидов М.Н. Ресурсный центр “Химия плюс”. Идея и реализация // Наша новая школа: совместная продуктивная деятельность / ред. Группа: В.М. Брюхова и др. – Челябинск: Взгляд, 2011. – C. 263-269.
  2. Наша новая школа: совместная продуктивная деятельность / ред. группа: В.М. Брюхова и др. – Челябинск: Взгляд, 2011. – 392 с.
  3. Проектная деятельность в условиях обновления образовательных стандартов: методические рекомендации / авт.-сост. Е.А. Антонова, И.И. Кацай. – Челябинск: МОУ ДПО УМЦ, 2011. – 28 с.
  4. ФГОС: начальное общее образование // http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588
Читать еще:


Новые материалы:

Классный час "Дети-герои Великой Отечественной войны" :: Праздник "Здравствуй, школа. Первый звонок для первоклассников" :: Литературно-музыкальная композиция на тему "Тамбовский край, ты – часть моей России" :: Биоиндикация загрязнения водоема :: Классный час, посвященный празднованию Дня Победы "Это надо не мертвым, это нужно живым" :: Ёлки новые, 2017 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Шкафы/Мебель для спальни/Шкафы, тумбы и комоды/Шкафы / МСТ / Шкаф угловой МСТ ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Приемы самообезболивания родов - Хелси и Смарт

Приемы самообезболивания родов

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD