Проблема развития творческой личности учащихся в условиях современного образования и пути ее решения : Администрирование школы

Проблема развития творческой личности учащихся в условиях современного образования и пути ее решения : Администрирование школы

1. Актуальность темы.

Происходящие в настоящее время изменения в социально-экономической жизни нашей страны и всего мирового сообщества требуют наличия не просто образованных специалистов, владеющих знаниями и технологиями в тех или иных областях, а людей с творческим отношением к делу, предприимчивостью, инициативностью, самостоятельностью, конкурентоспособностью, мобильностью. Нынешний информационный век вызывает необходимость переработки больших потоков информации, а условием успешной карьеры становится, прежде всего, умение работника ориентироваться в постоянно меняющейся обстановке, проблемных ситуациях, справляться с внезапными трудностями, принимать нестандартные решения [1].

Основы всего перечисленного закладываются еще в детстве, и наши дети (как и все мы) должны быть готовы к жизни в быстро меняющихся условиях, уметь эффективно и нестандартно решать возникающие проблемы, иначе говоря, проявлять творческий подход.

Поэтому одна из основных задач современного образования в целом и общеобразовательной школы в частности заключается в воспитании и развитии творческой личности и способностей учащихся, в формировании у них инициативности, самостоятельности, развитии фантазии, а также универсального умения ставить и решать задачи.

Все это определяет объективную актуальность темы представленной статьи, имеющей реферативный характер. В статье я провожу систематизацию и обобщение информации из различных источников и отражаю собственную точку зрения по тем или иным вопросам.

Цель статьи – раскрыть сущность проблемы развития творческой личности учащихся в условиях современного образования и отразить возможные пути ее решения. Достижению представленной цели способствует решение ряда задач, чему и посвящены разделы 2–5.

Для начала затронем вопрос о терминологии отдельных понятий и определим, что следует считать “развитием творческой личности”.

2. Современное представление о развитии творческой личности.

Во-первых, коснемся вопроса о том, что такое “личность”. В литературе [2] данное понятие определяют, как:

  • объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, деятельности, поведении (В.А. Ганзен, А.Н. Леонтьев);
  • субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности (А.В. Петровский);
  • формирующаяся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру (Ю.В. Щербатых).

Отсюда видно, что личностью человек становится под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия. Вместе с тем, нельзя сказать, что личность – исключительно продукт общественных отношений; она способна преобразовывать окружение и быть активным субъектом деятельности, общения, взаимодействия [2].

Понятие “личность” граничит с понятием “индивидуальность”, которую обычно разъясняют как особенную, непохожую на других личность с творческим преломлением в человеке социальных качеств, с его неповторимой системой отношений к миру, особенностями [2].

Каждая личность и индивидуальность может быть охарактеризована определенными способностями, под которыми понимают индивидуально-психологические качества, позволяющие человеку сравнительно легко добиваться успеха в той или иной деятельности [3, 4]. Нельзя не согласиться с Р.С. Немовым, Б.М. Тепловым и др. [3], считающими, что способности всегда связаны с деятельностью, и в то же время их формирование и развитие происходит в процессе деятельности.

Понятие “развитие” определяется как изменение во времени, совершенствование, процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное [4].

Развитие личности происходит в течение всей жизни и предполагает изменения мировоззрения, самосознания человека, его отношений к действительности, характера, различных способностей, психических процессов, накопление опыта [4]. Другими словами, развитие личности – постоянное расширение ее возможностей и формирование новых потребностей, ее совершенствование.

Все рассмотренные понятия достаточно тесно связаны с понятиями творчества и творческой личности, которые, как показывает анализ литературы [5], нельзя определить однозначно. Ряд авторов (Я. Полонский, Б.А. Лезин, А.Я. Пономарев и др.) склоняются к определению творчества, как высшей формы деятельности человека, в которой продукт оценивается по его социальной значимости и оригинальности, новизне.

Однако мне более близко мнение Л.С. Выготского [6]: “Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созданное какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке”, “именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее”.

Как отсюда видно, творческая деятельность, с одной стороны, определяется каким-либо новым, оригинальным продуктом, имеющим социальную значимость; с другой стороны, совсем необязательно, чтобы эта новизна была объективной.

Наоборот, поскольку разговор идет о школьном возрасте, мне представляется вполне логичным, что не следует ожидать от детей каких-либо открытий, обладающих большим значением для общества. Я считаю, тут правильнее говорить о субъективной новизне, присущей только субъекту творчества (ученику), открывающему что-то новое именно для себя, по-новому что-то осмысливающему, а главное, развивающемуся.

Вот почему все рассмотренные выше понятия взаимосвязаны. Развитие личности подразумевает формирование и развитие каких-либо способностей, движение вперед, совершенствование. Творчество также представляет собой движение вперед: от старого к новому, от простого к сложному, от худшего к лучшему, к прогрессу, к совершенству.

Таким образом, под развитием творческой личности я предлагаю понимать развитие в школьниках стремления, активности и желания к постоянному совершенствованию, созданию материальных или нематериальных продуктов, обладающих субъективной или объективной новизной, уникальностью.

Теперь постараемся охарактеризовать проблему развития творческой личности учащихся в рамках современной образовательной системы, а также рассмотреть, какие условия необходимы для ее решения.

3. Характеристика проблемы развития творческой личности учащихся.

И первое, на что хотелось бы обратить внимание, это мотивы творческого развития и непосредственно связанные с ними интересы и потребности. Именно потребностно-мотивационная сфера составляет основу любого вида деятельности и развития личности человека, тем более, творческого [7]. Вполне очевидно, что те или иные способности проявляются с наибольшей силой только в тех видах деятельности, которые глубоко интересуют человека, захватывают всю его личность и способствуют ее развитию.

В школьной практике учителя часто сталкиваются с тем, что у определенной группы детей (порой это большинство учащихся в классе) отсутствует мотивация (интерес, потребность) к изучению того или иного предмета (бывает и так, что у ребенка совсем нет желания учиться и даже ходить в школу). Это часто оказывает решающее влияние на процесс развития личности учащегося.

Поэтому вся тонкость педагогического искусства сводится к тому, чтобы заинтересовать ребенка в той или иной деятельности, выявить его потребности или как-то иначе мотивировать. При этом, я считаю, мотивы не должны быть навязанными (например, когда ребенка в чем-то ограничивают ради хорошей отметки). В такой ситуации ученик действует, что называется, из-под палки, а искренний интерес отсутствует. Если же у ребенка есть этот интерес, есть потребность (например, узнать что-то, научиться чему-то), то и работа учителя, в значительной степени упрощается и состоит лишь в том, чтобы помочь ученику, направить его, подсказать. Ребенок сам будет активно действовать и узнавать что-то новое, а значит развиваться как творческая личность.

Верную подсказку учителям дают Р.С. Немов и С.А. Левин [8], указывающие на то, что ребенка легче мотивировать (обеспечить его интерес), если его деятельность сама по себе будет носить творческий характер, связанный с открытием нового.

Важную роль в процессе развития творческой личности обучающихся, безусловно, играет и один из самых актуальных и обсуждаемых на сегодняшний день вопросов – вопрос содержания образования. Не буду долго рассуждать о том, требует ли это содержание кардинальной перестройки, но, очевидно, что некоторые изменения в него внести вполне возможно, хотя это и потребует значительного количества времени и усилий.

В нынешней школе мы зачастую сталкиваемся с нетворческим характером обучения детей, предполагающим передачу учащимся знаний, умений, навыков (ЗУН) и организующим их деятельность по некоему шаблону, стереотипу. Такой подход формирует у большинства детей интеллектуальную пассивность, безынициативность, репродуктивное, а не творческое мышление. Ученики с переменным успехом усваивают эти ЗУН, но руководствуются исключительно шаблонами, т.е. могут решить типичные задачи, используя типичные приемы, которым их научили. Вместе с тем, они, как правило, не могут найти решение какой-либо нестандартной проблемы, выпадающей из шаблона. Это, естественно, уводит нас с пути творческого развития.

Возникает вопрос о том, будут ли знания, которые передаются ученикам, ими потом востребованы? К сожалению, даже мой собственный жизненный опыт дает отрицательный ответ на этот вопрос. В частности, из школы и университета лишь около 30% информации оказалось для меня полезной и нужной в профессиональной деятельности (я имею ввиду свой первый опыт работы – в научно-исследовательском институте по специальности химик-технолог).

Очевидно, нужно что-то менять. И в качестве одного из путей таких изменений некоторые авторы [7] предлагают ориентацию содержания образования на практическую и творческую деятельность, причем на такую, которая уже сейчас актуальна для ребенка и отвечает его каким-либо жизненным потребностям и интересам. Желательно, чтобы ребенок видел конечный результат и понимал, что знание или умение, полученное им, действительно необходимо. Это, конечно, сложно сделать со всем содержанием образования, но вполне возможно хотя бы на отдельных уроках или во внеклассной деятельности.

Говоря о ЗУН, я не хочу быть неправильно понятым. Я их вовсе не отрицаю. Наоборот. Результатов в любой деятельности можно и нужно достигать с помощью освоения знаний и умений, ранее полученных другими людьми. Это, конечно, не творчество, но… Это его важная предпосылка, фундамент, без которого нет творчества.

Таким образом, ЗУН необходимы, в т.ч. и в процессе творческого развития. Но сами по себе они не представляют большой ценности. Гораздо важнее, на мой взгляд, умение добывать и использовать эти ЗУН, умение видеть и решать проблемы, вникать в то, что до этого вообще никогда и нигде не изучал, нестандартно мыслить, постоянно узнавать новое, двигаться вперед и развиваться, что и составляет основу творчества.

На большинстве производств работников ценят не за знания, а за определенные качества, в частности умения добывать знания (в т.ч. и те, которые когда-то нами были получены, но затем “успешно” забыты за ненадобностью) и решать проблемы. Все это напрямую связано с развитием творческой личности учащихся, ведь творческая деятельность обладает важной особенностью – универсальностью своих методик, которые применимы практически везде.

Могу привести еще один пример из собственной жизни. На первом месте работы (химик-технолог) меня ценили не за красный диплом, полученный по окончании университета, а именно за умение вникать в различные вопросы, понимать суть тех или иных производственных задач. Также и сейчас, когда я работаю в школе, где важны не мои знания в педагогической теории, а умение ориентироваться в различных ситуациях, связанных с детьми, учителями, родителями, умение общаться, взаимодействовать, находить и предлагать решения.

Поэтому я склоняюсь к тому мнению, что самыми ценными умениями, которые мы можем дать детям, являются именно умения учиться (самостоятельно добывать новые знания или познавательные умения) и решать проблемы. Это пригодится в любой жизненной ситуации.

4. Условия развития творческой личности школьников.

Как видно из раздела 3, проблема развития творческой личности достаточно сложна. Нельзя решить ее в один день, но создать определенные условия для ее решения вполне возможно. Коснемся того, что при этом нужно учитывать.

Так, Г.Линдсей, К.Халл и Р.Томпсон [9] считают, что серьезным препятствием на пути к творческой деятельности учащихся могут выступать:

  • склонность к конформизму (стремление быть похожим на других);
  • боязнь показаться глупым или смешным в своих суждениях, поведении;
  • боязнь возмездия со стороны другого человека, чья позиция критикуется;
  • завышенная оценка значимости собственных идей и желание ими ни с кем не делиться;
  • высокоразвитая тревожность, неуверенность в себе.

Вполне очевидны и следующие препятствия: лень, неспособность довести дело до конца, отсутствие поддержки со стороны сверстников, родителей, учителей, неверие в себя и т.д.

Факторов, препятствующих творческому развитию, довольно много. Как их преодолеть и дать учащимся возможность раскрыть себя и свои способности? Во-первых, следует учитывать интересы, потребности и мотивы самих детей, среди которых могут быть: желание быть признанным, быть сильным, здоровым, стремление достичь успехов, признания и т.д.

Во-вторых, нужно учитывать, что творческие способности, как и любые другие способности, развиваются в деятельности. Поэтому важнейшим свойством личности является ее собственная активность, напрямую обусловленная интересами и потребностями.

Но перед тем, как ребенок сможет начать активные творческие действия, он должен оказаться окруженным средой, которая поддерживает творчество, а не подавляет его. Для этого необходимо создать особую атмосферу доверия, свободного общения и взаимного сотрудничества для всех учащихся независимо от их индивидуальных и возрастных особенностей. Оказавшись в такой среде, ребенок почувствует свободу, что поможет ему без страха выражать свое мнение и творческие мысли, проявлять интерес.

Важно, однако, помнить и о том, что у творчества есть субъективная сторона, связанная с переживанием самого процесса творчества, которая может вызывать как положительные, так и отрицательные эмоции. Мой собственный опыт работы в качестве руководителя школьной театральной студии показывает, что если какая-либо деятельность приносит ребенку удовольствие, становится желанной, то он сам проявляет к ней огромный интерес, с наслаждением занимается ею, совершенствует свой индивидуальный опыт и способности.

Авторы [8] отмечают, что для развития творческой личности детей необходим развивающий характер их деятельности, что может быть достигнуто с помощью создания проблемных ситуаций. Деятельность должна быть максимально трудной, но одновременно выполнимой, находиться в зоне потенциального (ближайшего) развития ребенка.

Личность самого педагога тоже имеет значительное влияние на процесс творческого развития детей. Ребенку, безусловно, нужна помощь учителя, который заметит творческую индивидуальность своего ученика и позволит ей раскрыться в самых различных видах деятельности. По мнению А.Н. Лука, если учитель обладает высшими творческими возможностями, то и одаренные ученики добиваются блистательных успехов [10].

Обобщая сказанное, отмечу, что наша задача, как учителей и воспитателей, состоит в формировании и поддержании в детях (на основании их интересов и потребностей) активности, “огонька в глазах”, состояния радости от осознания собственных результатов, желания постоянно развиваться, совершенствоваться, находить пути самореализации, открывать для себя новые горизонты.

5. Возможные пути решения проблемы развития творческой личности в условиях современной школы.

Нужно отметить, что при всех трудностях современная школа в условиях изменения системы образования предоставляет довольно широкие возможности для развития творческих способностей и личности учащихся. Сама по себе школа уже является средой творческой. Дети учатся, растут, развиваются, узнают что-то новое.

Основной формой деятельности в школе является урок. В целях эффективного развития творческих способностей учащихся при выборе форм уроков следует учитывать то, что лучше всего может увлечь детей (тут снова возникает вопрос мотивации), и выбирать такие занятия, где можно пофантазировать, поразмышлять, предложить различные варианты.

При устном изложении учебного материала творческая активность учащихся может быть достигнута приемами проблемного обучения: выдвижением предположений, постановкой проблемных вопросов, организацией дискуссий. На лабораторных занятиях можно использовать задания исследовательского характера, задачи по поиску ошибок. В самостоятельные и контрольные работы можно в ряде случаев включать нестандартные задачи.

Возможно использование во время уроков творческих задач, в которых ребенок сам определяет для себя верное решение. Достаточно эффективны методы дифференцированного обучения (с разделением учеников на группы), способствующие проявлению самостоятельности как сильных, так и слабых учеников. Полезными окажутся и межпредметные связи, интегрированные уроки.

При любой форме важно, чтобы ученики находились в ситуации успеха, не боялись делать ошибки, осмысливали бы свои достоинства и недостатки.

Важное место в развитии творческих способностей учащихся занимает проектная исследовательская деятельность, организовать которую можно как на уроках, так и в дополнительное время. Я, как заместитель директора, возглавляю работу лицея в данном направлении и могу сказать, что она весьма продуктивна для развития не только творческих способностей, но и самостоятельности учеников, их коммуникативных навыков, а также умения самопрезентации (заключительный этап исследовательского проекта – публичная защита), что очень важно для жизни. Основой исследовательской работы является самостоятельная деятельность учащихся по постановке и решению различных проблемных вопросов. Задача наставника – направить ребенка в соответствии с его личными интересами, мотивировать его на проведение исследования, выполнение работы. Тогда ученик сам проявляет активность, ставит перед собой цели, задачи, находит ответы на возникающие вопросы, самостоятельно приобретает новые знания и умения, что способствует его интеллектуальному и творческому развитию.

Не только как заместитель директора, но и как педагог дополнительного образования (руководитель театральной студии), я могу сказать, что огромную роль в развитии творческой личности детей играет внеурочная деятельность, а также дополнительное образование. Эти направления работы сочетают в себе как коллективное, так и индивидуальное творчество и отличаются большим разнообразием: центры народных промыслов, художественные мастерские, танцевальные студии, школы искусств, исторические и краеведческие кружки, спортивные секции и т.д. При этом ребенок сам волен выбирать любимые виды деятельности, без страха пробовать свои силы, развивать их. Тут активность исходит от самого ребенка, задача педагога снова состоит лишь в том, чтобы поддержать его, подсказать, направить, способствовать его обучению, развитию творческих способностей.

Отмечу и другие возможности и формы организации образовательного процесса с целью развития творческой личности учащихся:

  • проведение детских фестивалей и конкурсов (как внутри школы, так и на муниципальном, областном и других уровнях), где дети могут представить поделки, рисунки и другие продукты собственной творческой деятельности;
  • проведение предметных олимпиад и научно-исследовательских конкурсов, где ребятам дается возможность решать нестандартные задачи или комплексные проблемы;
  • использование технологии педагогических мастерских [11], модульной технологии, кейс-стадии, технологии адаптивного обучения, Дальтон-технологии и др.

6. Заключение.

В данной статье я попытался раскрыть сущность проблемы развития творческой личности учащихся в условиях современного образования и представить возможные пути ее решения. Считаю целесообразным сформулировать ряд выводов:

  • под развитием творческой личности учащихся следует понимать развитие в школьниках на основании их интересов и потребностей активности и желания к постоянному совершенствованию, созданию материальных или нематериальных продуктов, обладающих субъективной или объективной новизной, уникальностью, оригинальностью;
  • проблема развития творческой личности учащихся может быть охарактеризована такими компонентами как: потребностно-мотивационная сфера, содержание образования и его связь с практикой, условия развития творческой личности школьников. Все составляющие необходимо учитывать при организации деятельности детей, направленной на их творческое развитие;
  • в современных условиях школа предоставляет широкие возможности для развития творческой личности учащихся; творческая деятельность может быть организована как во время уроков, так и во внеурочное время (исследовательская работа, объединения дополнительного образования и т.д.).

Список литературы

  1. Терелянская И.В. Психологическое сопровождение развития творческой конкурентоспособности личности студента в образовательном процессе ВУЗа: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – Нижний Новгород – 2012. – 25 с.
  2. Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов: 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 236 с.
  3. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. – М.: Знание, 1981. – 96 с.
  4. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2005. – 350 с.
  5. Козлов В.В. Психология творчества. Свет, сумерки и темная ночь души. – М.: Гала-издательство, 2009. – 45 с.
  6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: Союз, 1997 – 96 с.
  7. Мурашковска И.Н. Формирование творческой личности как проблема содержания образования. // Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ: тезисы докл. VII междунар. науч.-практ. конф. – Челябинск: ИИЦ “ТРИЗ-инфо”, 2004. – с. 23-38.
  8. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. Заведений. В 3-х кн: 4-е изд. – Кн. 1: Общие основы психологии. – М.: Владос, 2003. – 688 с.
  9. Линдсей Г., Халл К.С., Томпсон Р.Ф. Творческое и критическое мышление. Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. – М., 1981. – c. 149-152.
  10. Лук А.Н. Психология творчества. – М.: Наука, 1978. – 128 с.
  11. Степанова Г.В. Педагогические мастерские как условие развития творческой личности. – М.: Чистые пруды, 2007. – 32 с.
Читать еще:


Новые материалы:

Утренник "Прощание с 3-м классом" :: Урок трудового обучения во 2-м классе. Оригами "Рыбки в аквариуме" :: Урок развития речи во 2-м классе :: Урок чтения во 2-м классе. Э.Успенский. "Чебурашка" :: Классный час: "Искусство жить. Как быть счастливым?" :: Веном ( Venom ), 2018 :: Кровати без ПМ / MOON TRADE / Кровать двуспальная Паола 160х200 Модель 1201 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.

Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD