Система профориентационной работы с выпускниками детского дома : Администрирование школы

Система профориентационной работы с выпускниками детского дома : Администрирование школы

Профориентационную и социально-правовую работу в детском доме организуют заместители директора по УВР, ВР, в должностные обязанности которых входит планирование, организация, контроль и координация работы по данному направлению воспитателей, социальных педагогов, педагога-психолога, инструктора по труду.

Профориентационная работа ведётся воспитателями и специалистами детского дома в соответствии с рядом программ, разработанных в учреждении. Данные программы способствуют решению задач, стоящих пред детским домом, адекватны требованиям воспитательно-образовательного процесса в детском доме.

Содержательная сторона процесса профессиональной и социально-правовой ориентации планируется и осуществляется совместно с методическим объединением воспитателей.

Вопросы по организации, проведению и результативности данной работы с выпускниками систематически рассматриваются на заседаниях педагогического совета, совета профилактики, методического объединения, совещаниях при директоре. Педагогом-психологом, воспитателями, социальными педагогами проводится также индивидуальная работа по профориентации с воспитанниками.

Педагог-психолог проводит работу с воспитанниками детского дома по следующим программам:

  1. Программе психологического содействия социальной адаптации воспитанников детского дома. В ходе групповых занятий, которые проводятся 1 раз в неделю, происходит расширение коммуникативной и эмоциональной культуры воспитанников, развитие толерантности. Предусмотрена и профилактика аутоагрессивного поведения, формирование и развитие антинаркотических установок. Данная программа содействует расширению личностных возможностей, то она расширяет и профессиональные возможности выпускников, так как учит устанавливать эмоциональный контакт, социально-приемлемым способам выражения чувств, воспитывает навыки толерантного общения.
  2. Программе коррекции и развития когнитивной сферы выпускников. Работа направлена на целенаправленное развитие познавательных процессов и когнитивных возможностей, с целью обеспечения развития подростка в соответствии с нормой развития в данном возрасте. Реализация данной программы позволяет повысить возможности воспитанников к адаптации, успеваемость, развить учебно-интеллектуальные надпредметные способы деятельности. Занятия по программе проводятся с выпускниками 1 раз в неделю в течение всего учебного года.
  3. Программа коррекции асоциального поведения. Занятия по программе направлены на формирование установок на ЗОЖ, профилактику сексуальных девиации, коррекцию агрессивного поведения. В ходе занятий подростки знакомятся с негативным воздействием ПАВ на организм человека, учатся противостоять групповому давлению и социально-приемлемым способам выражения негативных чувств.
  4. Первичному профессиональному самоопределению выпускников способствует программа “Моя профессиональная карьера”. На уроках самопознания “Кем бы мне хотелось быть”, “Мои способности и возможности” воспитанники определяют свои возможности, соотносят их с требованиями, которые предъявляет профессия к человеку. Затем проводятся профессиональные пробы по профессиям типа “Человек-человек”, “Человек-техника” и другим, на которых подростки знакомятся с рядом профессий, которые совпадают с их желаниями и возможностями и определяются с выбором профессии. На конечном этапе происходит знакомство с профессиональными училищами в ходе экскурсий в виде мультимедийных презентаций и приглашения специалистов на занятия.

Цель работы по профессиональной ориентации педагога-психолога – помощь подросткам в выборе профессионального маршрута, соответствующего индивидуальным способностям и возможностям воспитанников. Работа включала в себя несколько этапов.

Этап 1. Диагностический.

Его цель – определение профессиональных склонностей и возможностей выпускников. Пакет включает методики для диагностики когнитивной, коммуникативной, эмоционально-волевой и профессиональной сфер подростков.

Цель диагностики познакомить подростков с результатами и определится с примерным кругом профессий, которые совпадают и с их желанием работать в той или иной области производства, и с их профессиональными возможностями (способностями).

На втором профориентационном этапе (январь-май) проводятся занятия с выпускниками по программе “Моя профессиональная карьера”, составленной педагогом-психологом на основе программ: “Твоя профессиональная карьера” В.Н. Бондарева и др. М.: Просвещение, 2006 г.; “Программа профориентационной работы” Н.С. Пряжкиной М.: ВАКО, 2005 г.; “Выбор профессии” С.Н. Чистяковой М.: ВАКО, 2009 г. Цель занятий – помощь воспитанникам в ориентации в мире профессий, соотнесение индивидуальных особенностей с требованиями, предъявляемыми различными профессиями к личностным особенностям человека. В ходе 15 занятий подростки выполняют тестовые задания, направленные на расширение самопознания, познакомились с миром профессий, а также профессионально-технологические пробы П.С. Лернера. Завершаются занятия познавательной игрой “Ярмарка профессий”, в ходе которой выпускники презентуют выбранные ими специальности.

Успешной профессиональной ориентации воспитанников способствует также система работы по дополнительному образованию детей. С 2011 года в детском доме работает Научное общество воспитанников под руководством заместителя директора по УВР. Благодаря этой работе воспитанники имеют возможность попробовать свои силы в разнообразных видах деятельности, открыть для себя мир новых профессий и видов деятельности, успешно участвовать в следующих мероприятиях различного уровня:

Название мероприятия результат
I открытая районная научно-практическая конференция младших школьников “Первооткрыватели” 1 сертификат участника
VIII городская научно-практическая конференция “Мир здоровья” диплом 3 степени,

4 сертификата участника

XX открытая городская эколого-биологическая конференция обучающихся 4 сертификата участника
IX региональная научно-исследовательская конференция Диплом 1 степени,

5 сертификатов

IX региональная научно-исследовательская конференция обучающихся по программе “Живи, Кузнецкая земля!” 3 сертификата участников
Всероссийский фестиваль творческих, исследовательских, проектных работ “Портфолио-2013” 10 дипломов, публикации в материалах и на сайте фестиваля

В детском доме также работает Творческое общество воспитанников “Общество. Наука. Творчество” под руководством педагога дополнительного образования. Работа данного объединения направлена и способствует эффективно осуществлять реабилитацию и социализацию воспитанников. В результате деятельности было организовано успешное участие воспитанников в следующих мероприятиях творческого, общественно значимого характера различного уровня:

Мероприятие Результат
Участие во Всероссийском конкурсе детского рисунка и прикладного творчества “Лето! Ах! Лето!” Дипломы:

1) за 3 место по России:

2) за 1, 2, 3 место по Сибирскому округу

3) за 1, 2 места по г. Новокузнецку

Участие в городском конкурсе фотографий “Профессии любимого города” 5 дипломов (3 место),

1 диплом (2 место)

1 диплом (за участие)

Участие в городской выставке детского прикладного изобразительного творчества ““Рождественская сказка” 2 диплома(3 место),

7 дипломов (участие).

Участие в городском заочном конкурсе семейного рисунка “Семейный очаг” 3 диплома за 3 место

1 диплом за 2 место

Участие в городском конкурсе “Вести из леса” 5 дипломов
Участие в Открытом Международном историко-краеведческом конкурсе “Морской венок славы” 2 сертификата
Участие в выставке - ярмарке, посвящённой Дню налогового инспектора 2 грамоты
Участие в Первом Всероссийском конкурсе социальных фоторабот “Моя Россия”, детских рисунков “Человек труда” 2 диплома,

2 благодарности

Участие в городском творческом конкурсе “Новая звезда” Диплом
Участие в акции “Рука помощи” (за волонтерскую помощь людям пожилого возраста и инвалидам в рамках акции “Зажги огонь добра”) Благодарственное письмо.
Участие в районном конкурсе экспозиций, посвящённом 70-летию Сталинградской битвы Грамота за 1 место.
Участие в волонтерской акции “Защитники Родины” Благодарность отдела полиции “Кузнецкий”
Участие в районном конкурсе стихов и песен “Знал солдат, что нет дороги назад, - он защищал Сталинград” Грамота за 1 место
Участие во Всероссийском творческом конкурсе “Арт-талант” Диплом лауреата
Участие в городском конкурсе детских рисунков “Как я провел зимние каникулы” 2 диплома
Участие в Межрегиональном конкурсе фотографий школьников “Зимушка-зима” 3 сертификата, 1 благодарность
Участие в X открытом всероссийском конкурсе юных художников “Я нарисую мир” Диплом 3 степени
Участие в областном конкурсе для обучающихся и воспитанников учреждений интернатного типа “Рабочие профессии - будущее Кузбасса” 1 диплом и 4 сертификата.
Участие в городском фестивале эко-подарков “Нестандартный Новый год” городской акции “Сохраним планету от мусора” 4 диплома
Участие в региональном этапе Всероссийского экологического форума “Зеленая планета – 2013” 6 дипломов и 6 сертификатов
Участие в межрегиональном конкурсе фотографий, рисунков школьников “Цветы весны” 5 сертификатов
Участие в городском конкурсе “Экология. Творчество. Дети” 10 дипломов и сертификатов

Большую работу проводят также социальные педагоги детского дома. Ими разработана и внедрена Программа профессиональной и социально-правовой ориентации выпускников. В рамках данной программы ежегодно составляется план работы социальных педагогов по профессиональной ориентации воспитанников детского дома.

Социальной службой детского дома проводится большая работа с выпускниками в соответствии с этим планом:

  • организация встреч со специалистами Центра занятости, проведение обзорных лекций: “Рынок труда в г. Новокузнецке”, “Учреждения профессионального образования г. Новокузнецка” и др.;
  • организация трудоустройства выпускников для выполнения ремонтных работ в Детском доме по договору с Центром занятости с целью приобретения трудовых навыков, а также навыков разумного использования заработанных денег;
  • проведение индивидуальных и групповых консультаций для ознакомления с учреждениями профессионального образования города и области, специальностями, которые там можно получить, льготами и выплатами, положенными детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;
  • обеспечение выпускников пособием в соответствии с распоряжением №515 от 25.12.2009 г. Коллегии Администрации Кемеровской области;
  • проведение экскурсий в учреждения профессионального образования, на предприятия города;
  • организация и проведение встреч с выпускниками предыдущих лет с обсуждением вопросов о требованиях в учреждениях профессионального образования, условиях жизни в общежитии, о стипендии, о культурной жизни учреждения образования;
  • подготовка с личными делами выпускников;
  • подготовка справок об общем состоянии здоровья выпускников;
  • бронирование мест для обучения и проживания в общежитиях;
  • ознакомление с памяткой выпускнику.

В 2012-2013 учебном году в МКОУ “Детский дом №1” администрацией и специалистами была проведена следующая работа:

  • в ресторане “Три толстяка” проведено профориентационное мероприятие по профессии повар-кондитер. Воспитанницам было предложено при помощи повара ресторана приготовить, оформить и украсить блюда. Также девочки были знакомились с системой приема заказов и передачи готовых блюд официантами заведения. Данной профессией заинтересовались все воспитанницы. Девочкам понравилось готовить и оформлять блюда. Повар рассказал о размере заработной платы и графике работы повара и шеф-повара ресторана;
  • проведены собрания выпускников, в ходе которых обсуждались планы на будущее;
  • заказано единовременное пособие по постановлению Администрации Кемеровской области № 515;
  • в марте 2013 проведена экскурсия в Новокузнецкий строительный техникум. Специалист по профессиональной ориентации данного учреждения подробно рассказала о профессиях, которые можно получить в техникуме, о том в какой отрасли они применяются, о досуговой деятельности студентов и причитающихся детям сиротам льготах;
  • в рамках проведения дня подростка (март 2013) был приглашен специалист по профориентации ГОУ НПО ПУ № 29 г. Новокузнецка. Она подробно рассказала об учебном учреждении, специальностях, досуговой деятельности студентов и льготах предоставляемых детям-сиротам. Проведена работа по обучению воспитанников заполнению бланков документов;
  • социальными педагогами МКОУ “Детский дом №1” разработана и выдана выпускникам памятка “В помощь выпускнику”, в которой представлены самые востребованные в нашем городе профессии, краткое руководство к выбору профессий;
  • в рамках проведения дня подростка (март 2013) были организованы встречи со специалистами Центра занятости г. Новокузнецка, управления опёки и попечительства, ПДН.
  • организована экскурсия в ГОУ НПО ПУ № 23 г. Калтана (апрель 2013) в ходе, которой ребятам показали общежитие, рассказали о профессиях, о досуговой деятельности студентов, показали слайд-шоу о городе и училище, была представлена концертная программа, подготовленная студентами училища.

В результате работы проведенной по профессиональной ориентации воспитанники детского дома определились с выбором профессий и местом дальнейшего обучения.

В сентябре-декабре 2013 администрация и воспитанники детского дома неоднократно посетили выпускников в общежитии, а также встретили их в гостях в детском доме. Администрация и специалисты поддерживают постоянную связь с мастерами и социальными педагогами колледжа. По итогам постинтернатного мониторинга все выпускники 2013 года успешно обучаются, проживают в общежитии колледжа, зарекомендовали себя как активные, дисциплинированные и инициативные студенты.

Читать еще:


Новые материалы:

Воспитательное мероприятие «Я люблю свой город» :: Занятие "Мое восприятие времени" из программы тренинга по тайм-менеджменту "Учимся ценить время" :: Конспект открытого занятия по хореографии "Цветик-семицветик" :: Новые формы работы с родителями в коррекционных классах V вида :: Особенности психолого-педагогического и медико-социального сопровождения учащихся специальной (коррекционной) школы-интерната :: МУЛЬТ в кино. Выпуск №45. Новые путешествия (), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Гостиная/Шкафы/Стеллажи / Компасс-мебель / Стеллаж СтОМ-1.1 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Водоемы Краснодарского края. Их использование и их охрана

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Урок истории в 5-м классе по теме "Жизнь египетского вельможи"

Данная статья включает организацию самостоятельной работы учащихся на разных этапах урока с использованием различных методов и приемов.

Задания для проведения школьной олимпиады по химии для учащихся 8–10-х классов

В работе представлены задачи для проведения школьного тура олимпиады по химии для обучающихся 8–10-х классов. Олимпиада может включать заочный и очный туры. Задания должны быть разнообразными по содержанию и типу. Уровень сложности заданий должен быть доступен для большинства школьников, но по своей форме задания должны отличаться от контрольной работы по химии необычностью постановки вопроса, а в ответах на них должны допускаться приемы решений, которые не являются стандартными.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD