Рабочий лист как инструмент формирующего оценивания : Администрирование школы

Рабочий лист как инструмент формирующего оценивания : Администрирование школы

Из опыта работы учителей проблемно-творческой группы МБОУ “СОШ № 32” г. Братска по разработке системы оценивания в рамках подготовки к введению ФГОС ООО

(Приложение 1 - презентация)

Слайд 1.

Контрольно-оценочная деятельность в педагогическом процессе никогда не должна быть и не будет прекращена ни на каком этапе обучения, она не должна и слабеть, она должна только качественно меняться.

5-балльная система оценки, существующая в школе, по своей сути является 3-х балльной.

Слайд 2. И мы часто сталкиваемся с проблемой: ЧТО поставить ученику за работу на уроке, если он сегодня “поднялся” на одну ступеньку выше, но все еще не “дотягивает” до желаемой “4” или “5”, или даже “3”, но “рост” ученика заметен!!! Как не дать угаснуть тому огоньку, который теплится в нем?

Этим вопросом педагоги нашей школы стали заниматься задолго до того времени, когда в школу пришел ФГОС. Сначала школа I-ой, а затем и II-ой ступени работала над поиском решения этого вопроса. Еще в рамках эксперимента по безотметочному обучению в основной школе мы рассматривали разные подходы к уроку, к формам и методам контроля, оценки и самооценки обучающихся на уроке... вот тогда совместными усилиями педагогов и учеников школы стали появляться листы оценки, самооценки, рабочие листы к отдельным урокам и темам.

Слайд 3. Часто рабочий лист к уроку включал уже тогда элементы оценивания на разных этапах урока, итоговую самооценку ученика, оценку учителя, имел набор образцовых заданий, был своего рода ориентиром при изучении некоторых тем курса отдельного предмета. Вместе с тем Рабочие листы становились постепенно своего рода диагностической картой по изучению предмета, демонстрируя при этом личностный рост ученика, связь с другими предметами.

Слайд 4. Итак, Рабочий лист – это лист,

  • где прописаны все задания, которые ученики могут выполнить на уроке; чёткие указания, как и что должны ученики сделать за урок;
  • где ученику предоставляется возможность самостоятельного формулирования целей и задач предстоящего урока;
  • условие самостоятельного освоения учебным материалом, часто с предложением нескольких маршрутов для этого;
  • возможность оценить свою работу (сравнить с эталоном, образцом выполнения...).

Слайд 5. Рабочий лист может быть в 2-х видах: одинаковый для всех учащихся класса или индивидуальный.

Слайд 6. Индивидуальный Рабочий лист содержит инструкции и материалы, предназначенные для отдельных учащихся с учетом их индивидуальных возможностей и способностей.

Поскольку преподавание информатики предполагает немалое количество практических и творческих работ, то Рабочие листы дают возможность сделать их максимально индивидуальными.

Слайд 6 второй щелчок.

В ходе изучения графического редактора Paint в 5 классе Рабочий лист составляется на основе заполненного учащимися Листа умений работать в ГР Paint, тогда и Рабочий лист к уроку практической работы составляется индивидуально для каждого ученика, Слайд 6 третий щелчок . где может быть не только задание для практической работы, но и подробный обучающий алгоритм её выполнения и результат, особенно для тех, кто не опытный пользователь этой программы. Видя перед собой конечный результат, ученик может планировать темп работы индивидуально, а учитель – контролировать формирование практических навыков у каждого ученика.

Слайд 7. Использование индивидуальных рабочих листов позволяет каждому ученику определять цель своих действий в предложенных рамках работы, искать возможные решения, чувствовать свободу выбора знаний и практических возможностей, проявлять самостоятельность при решении возникших проблем, то есть ученик становится активным участником процесса обучения. На уроке “Строение кольчатых червей на примере дождевого червя” каждый выбирает вариант работы в зависимости от сложности, но на листе даны также общие вопросы, и обучающийся может предположить, каков должен быть итог урока, какой вид работы поможет в достижении целей.

Слайд 8 На уроке “Центры происхождения культурных растений и домашних животных” вариант определяется успешностью выполнения теста по ранее изученной теме.

На современном уроке реализуется системно-деятельностный подход, который лежит в основе стандартов. Рабочие листы помогают сделать процесс обучения именно деятельностным и реализуют образовательную функцию урока. В структуру листа сегодня включаются задания на формирование различных УУД.

Слайд 9 Это может быть контролирующий блок с заданиями разной степени сложности, направленный на контроль и актуализацию знаний, блок формирования новых понятий и терминов, включающий задания по структуризации материала, работе с терминологией, по составлению кластеров разного уровня. Кроме того, есть элементы, соответствующие требованиям стандартов второго поколения – самооценивание работы на уроке. И что очень важно – практически весь урок обучающиеся самостоятельно, опираясь на схему рабочего листа, изучают новый материал.

Слайд 10 Рабочие листы могут включать задания более высокого уровня, требующие умения анализировать, сравнивать, применять знания в новых ситуациях. Вся работа на этом уровне построена на том, что теоретические основы материала изучаются на примерах, практических заданиях, обучающиеся добывают знания самостоятельно, делают выводы и сравнивают их с теорией учебника или иного источника. Задания рабочего листа могут дополнять и иллюстрировать материал уроков, на которых изучаются наиболее сложные темы, что позволяет расширить информационное пространство урока, а также сделать процесс усвоения материала более эффективным. Кроме того, заполнение листа непосредственно по ходу урока позволяет сразу теоретические знания переводить в практическую форму.

Каждый рабочий лист – это модель урока, которую можно корректировать, дополнять, а затем использовать как опорный материал для закрепления или повторения материала. Кроме того, рабочий лист можно дополнить информационным листом, где каждый найдёт для себя новую интересную информацию, что в конечном итоге повышает интерес к предмету, то есть мотивирует на успешное обучение.

Слайд 11 Стимулом к изучению предмета и получению знаний может быть и личная значимость материала для каждого школьника, поэтому, например, на уроке “Приспособленность организмов – результат действия естественного отбора” Рабочий лист включает задания и информацию именно практической направленности.

В настоящее время все большее значение приобретает самообразовательная функция урока. Поэтому работа ученика должна быть в первую очередь осознанной.

Слайд 12 На уроке природоведения в 5 классе “Карлики и гиганты” по ходу чтения текста в рабочем листе предлагается не просто заполнить таблицу, а поработать в знаковой системе (технология РКТМЧП). Знакомство с текстом в этом случае становится осмысленным, происходит сложный процесс анализа уже имеющихся знаний, сравниваются знакомые факты с теоретической основой.

Слайд 13 На уроке “Становление систематики” в 9 классе ученики сами определяют цель урока, а в (Слайд 14) 7 классе “Диаграммы” самостоятельно формулируют тему урока, ставят цели и планируют изучение темы.

Для осуществления воспитательной функции урока нужна целенаправленная продуманная деятельность в системе уроков. Использование рабочих листов в системе даёт возможность реализовать и эту функцию, поскольку он представляет собой некий план к самостоятельной работе ученика, в основе которого лежит логика процесса усвоения знаний: (Слайд 14 второй клик мыши) восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение – рефлексия. В этом случае очень важно, чтобы обучающийся видел не только план работы на уроке, но и мог по нему определить цели, а также личную значимость получаемых знаний. На этом этапе учитель реализует функцию тьютора, организующего и сопровождающего процесс обучения. Работа с листами может быть не только индивидуальной, но и предусматривать достижение целей в микро- и макро-группах, что помогает социализации обучающихся, формирует коммуникативные компетенции детей.

Слайд 15 Развивающая функция урока направлена на развитие у школьников личностных психологических особенностей: памяти, внимания, мышления, речи, наблюдательности, любознательности. Поэтому в рабочий лист включаются проблемный вопрос, развивающие задания (Рабочий лист к уроку “Мхи. Плауны. Хвощи. Папоротники”)

Несомненно, при использовании Рабочих листов необходимо корректировать и план урока, прописывая все этапы работы с Рабочими листами. Слайд 16 Только тогда можно контролировать формирование основных компетенций учащихся, предвидеть результат, контролировать и сопровождать процесс обучения.

Отдельно нужно сказать о преимуществах, которые дает работа по Рабочим листам учителю. Если обучающийся работает непосредственно в Рабочем листе, то есть возможность оценить как каждый вид работы в отдельности, так и выполнение работы в целом. Учитель может оценить индивидуальные возможности каждого, прослеживать формирование УУД и участие в процессе обучения, видеть пробелы в изучении темы, корректировать процесс обучения индивидуально, что делает обучение более эффективным. Использование Рабочих листов на уроках и анализ их позволяет проследить личностный рост каждого ребёнка. Работа по алгоритму облегчает и процедуру самооценивания для ученика, поскольку по заполненному листу обучающийся может оценить весь объём выполненной им работы, планировать дальнейшие успехи.

Выводы: Слайд 17

Рабочий лист позволяет организовать продуктивную самостоятельную работу учащихся с учебным материалом на уроке, помогает активизировать учеников на любом этапе урока, является замечательным средством получения обратной связи.

Разработанный специально к уроку, рабочий лист помогает ученику разобраться в композиции урока, увидеть, от чего и к чему он в процессе учёбы "двигался". Значит, ученику легче сделать выводы по уроку, "пробежав ещё раз глазами" по своей работе, оценить, насколько он был активен на уроке, насколько продуктивно "учился", есть возможность оценить себя, одноклассников, корректировать оценку в оде урока, серии уроков.

Процесс разработки и подготовки как урока, так и Рабочего листа ОЧЕНЬ трудоёмкий!

Учитель на таком уроке не выполняет главенствующую роль, не является основным “вещателем” знаний, а становится консультантом, координатором и наблюдателем, тогда как ученики становятся учителями, исследователями и сотрудниками.

Что делать с заполненными Рабочими листами?

Из опыта работы мы пришли к выводу, что Рабочие листы можно накапливать в портфолио по предмету (как результат продвижения обучающегося), Слайд 18 можно сводить промежуточные данные по учащимся, полученные в Рабочих листах, в сводные таблицы “Достижения результатов освоения программы” по классу для получения полной картины по предмету.

Слайд 19 Таким образом, проанализировав основные момента работы с Рабочими листами, можно уверенно говорить о выполнении основной функции учителя на современном уроке как организатора, управляющего процессом познания, сопровождающего процесс обучения, создающего условия и образовательную среду для каждого ребёнка. Ведь, по словам Конфуция, “самое прекрасное зрелище на свете – это вид ребёнка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь”.

Читать еще:


Новые материалы:

Технологическая карта урока английского языка по теме «Великобритания. Путешествие по Лондону». 6-й класс :: Образовательная программа обучения английскому языку в 1-м классе "English Сlub" :: К юбилею первого полета в космос :: Мифы древних славян - основа обрядов россиян :: Урок-мастерская "Моделирование экологических систем". 11-й класс :: Аквамен ( Aquaman ), 2018 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list27.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list27.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list27.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Подводная эра ( Deep ), 2017 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD