Формирование целостной картины мира и ценного духовного опыта подрастающего поколения средствами курса ОРКСЭ : Администрирование школы

Добрый день, уважаемые коллеги.

Тема моего выступления: “Формирование целостной картины мира и ценного духовного опыта подрастающего поколения средствами курса ОРКСЭ”

На самых первых уроках обществознания мы с учениками пытаемся ответить на вопрос, что же такое человек: разум или душа, “общественное животное” или “частица Бога”? Вывод, к которому дети должны прийти в итоге, звучит следующим образом: (Слайд №3) человек – это единение, единение души и разума. И только в результате этого единения мы можем стать полноценной личностью, а общество – достойной существования частью вселенной.

Разделяя и противопоставляя эти две основы, которые являются колыбелью Человечества, мы разверзаем непреодолимую пропасть между собой и самой возможностью нашего будущего.

Сегодня мы живем в очень непростые времена. Мир, который человечество создавало для себя тысячелетиями, стоит на краю пропасти. Ибо мы забили о единении. Мы разделили и противопоставили разум и душу, веру, религию и науку. В результате, нас преследуют насилие и расколы в обществе, обесценивание морально-нравственных норм, несоответствие буквы и духа закона и многое, многое другое.

Исправить сложившуюся ситуацию крайне сложно, но возможно.

“Знание, вера, нравственность” - вот один из шагов на пути, выбранным нашим государством для восстановления страны и российского общества. Этот шаг заключается в ведение в учебный процесс школ курса “Основы религиозных культур и светской этики”. Курса, который поможет восстановить единение, единение разума и души, веры и науки. Курса, который поможет справиться с не всегда положительными последствиями НТП и глобализации: интенсивная миграция населения, сепаратистские идеологии, индивидуализм, перерастающий в эгоизм и скептицизм, грозящий стать нигилизмом.

Цель учебного курса ОРКСЭ — формирование у подростка мотиваций к осознанному морально-нравственному и законно-правовому поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  • развитие представлений о значении морально-нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества и государства;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной и всемирной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развитие способностей школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Как мы видим, курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагает научить наших детей правильно, без конфликтов, толерантно взаимодействовать между собой. Это позволит избежать ложных представлений о мире и обществе, защитит от влияния религиозных сект, экстремистских/фашистских организаций, а также политической пропаганды, будет способствовать формированию понимания ценностей религиозной культуры и необходимости её сохранения, формированию представления о том, каким должен быть современный человек, гражданин и патриот.

Как я уже говорила ранее, курс “Основы религиозной культуры и светской этики”, а также любой из его модулей носит сугубо светский, культурно-исторический ознакомительный характер. Можно даже сказать, что он и его темы во многом являются пропедевтическими, так как знания, полученные на этом уроке, впоследствии пригодятся учащимся и в средней, и в старшей школах на уроках истории, обществознания, права, МХК, ИЗО и литературы.

Именно на эту его особенность делается упор при ознакомлении родителей учащихся с данной дисциплиной. (Клик) Так же внимание родительской общественности обращается на содержание модулей курса и учебников по данному предмету. В результате родитель должен понять, по какому принципу строится преподавание, и какая цель в результате изучения достигается.

Основы исламской культуры

Модуль “Основы исламской культуры” познакомит школьников с основами духовно-нравственной культуры ислама, который возник в VII веке у жителей Аравийского полуострова. Его появление связано с именем пророка Мухаммада, с Откровением, записанным в Коране.

Коран - главный источник вероучения ислама, его нравственно-этических и правовых норм. Постепенно многие другие народы приняли ислам. При этом в каждом мусульманском регионе сохранились свои особенные традиции и обычаи, отражающие их географические, исторические и этнические условия существования.

Культура мусульманства в нашей стране самобытна и уникальна, она имеет свои особенности, формировавшиеся на протяжении многих веков под влиянием российских реалий, в условиях тесного взаимодействия мусульман с последователями других традиционных для России религиозных верований, культур.

Основными темами модуля “Основы исламской культуры” в рамках курса “Основы религиозных культур и светской этики” являются: “Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции”, “Ислам в России”, “Семья в исламе”, “Нравственные ценности ислама”, “Искусство ислама”. Кроме сведений о мусульманских праздниках, учащиеся узнают о праздниках народов России, для которых ислам является традиционной религией.

Основы буддийской культуры

Модуль “Основы буддийской культуры” ориентирован на семьи, для которых близка культура этой древней, возникшей в VI веке до нашей эры в Индии и затем получившей распространение в Китае, в Тибете, в Монголии, одной из трёх мировых религий В настоящее время разные направления буддизма исповедуют в мире более 500 млн. человек.

Буддизм — одна из традиционных религий народов Российской Федерации.

Изучение в школе этого модуля призвано ознакомить учащихся с основами буддийской культуры: ее основателем, буддийским учением, нравственными ценностями, священными книгами, ритуалами, святынями, праздниками, искусством.

В рамках этого курса предусматривается освоение учащимися следующих основных тем: “Будда и его учение”, “Семья в буддийской культуре и её ценности”, “Буддизм в России”, “Искусство в буддийской культуре”.

Основы иудейской культуры

Иудаизм — одна из монотеистических религий, число последователей которой в мире от 10 до 15 млн. человек. В России общины последователей иудаизма существуют с самых древних времён. Модуль “Основы иудейской культуры” ориентирован на семьи, сознающие свою связь с религиозной традицией и культурой иудаизма.

Школьники осваивают такие понятия как “монотеизм”, “религия”, “культура”, “иудаизм”, “священный текст”, понимаемые в контексте этой религиозной традиции.

Большое значение уделяется обычаям, праздникам, памятным историческим датам. Большое место занимают темы семьи как нравственной ценности, духовного союза; семейной жизни; гармонии человека в окружающем его мире. Рассматриваются вопросы о том, какие качества необходимы для создания прочной семьи, какие качества родители стараются передать своим детям, что говорится об отношении к старшим, о воспитании, о цели человеческой жизни.

Содержание модуля включает следующие темы: “Введение в иудейскую духовную традицию”, “Иудаизм в России”, “Ответственное принятие заповедей”, “Еврейские праздники: их история и традиции”, “Ценности семейной жизни в иудейской традиции”.

Основы мировых религиозных культур

Модуль предполагает изучение основ мировых религий (буддизм, христианство, ислам) и национальной религии (иудаизм), направлен на развитие у учеников 4 класса представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религий, традиционных для нашей многонациональной страны.

На уроках дети осваивают понятия “культура” и “религия”, узнают о религиях и их основателях. В процессе обучения они знакомятся со священными книгами, религиозными сооружениями, святынями, религиозным искусством, религиозными календарями и праздниками. Большое внимание уделяется семье и семейным ценностям в религиозных культурах, милосердию, социальным проблемам и отношению к ним в разных религиях.

Поняв то, что будет изучаться на уроках ОРКСЭ, родитель станет нашим преданным союзником, который никогда не скажет своему ребенку или в его присутствии о необязательности, незначительности предмета ОРКСЭ. Ибо любой родитель найдет в этом курсе то, что считает нужным и необходимым для своего чада, к какой бы этнической и религиозной группе они не принадлежали, ведь главная цель предмета – научить ребенка понимать бесценность семьи, рода, Родины, осознавать, что значит быть настоящим человеком, гражданином, патриотом.

Таким образом, цель, поставленная перед образовательной системой государством, будет достигнута и, как мне кажется, даже перевыполнена. Ведь процесс обучения предполагает общение, а любое общение оказывает влияние на всех участников. И в нашем случае, мы будем учить и воспитывать не только детей, но и их родителей, корректируя и формируя морально-нравственные, этические и гражданственно-правовые устои и представления двух поколений одновременно.

Благодарю вас за внимание.

Презентация.

Читать еще:


Новые материалы:

Организация научно–практической, исследовательской и творческой деятельности младших школьников :: Урок окружающего мира в 3-м классе по теме "Экологическая безопасность" :: Урок литературного чтения по теме "Ненецкие сказки" :: Урок русского языка во 2-м классе по теме "Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами" :: Фрагмент занятия "Изготовление рыбы" :: Преисподняя ( Brimstone ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Столы и стулья/Столы и столики/Мебель для спальни/Туалетные столики, зеркала/Туалетные столики / Неман / Туалетный столик Неман ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD