Формирование целостной картины мира и ценного духовного опыта подрастающего поколения средствами курса ОРКСЭ : Администрирование школы

Добрый день, уважаемые коллеги.

Тема моего выступления: “Формирование целостной картины мира и ценного духовного опыта подрастающего поколения средствами курса ОРКСЭ”

На самых первых уроках обществознания мы с учениками пытаемся ответить на вопрос, что же такое человек: разум или душа, “общественное животное” или “частица Бога”? Вывод, к которому дети должны прийти в итоге, звучит следующим образом: (Слайд №3) человек – это единение, единение души и разума. И только в результате этого единения мы можем стать полноценной личностью, а общество – достойной существования частью вселенной.

Разделяя и противопоставляя эти две основы, которые являются колыбелью Человечества, мы разверзаем непреодолимую пропасть между собой и самой возможностью нашего будущего.

Сегодня мы живем в очень непростые времена. Мир, который человечество создавало для себя тысячелетиями, стоит на краю пропасти. Ибо мы забили о единении. Мы разделили и противопоставили разум и душу, веру, религию и науку. В результате, нас преследуют насилие и расколы в обществе, обесценивание морально-нравственных норм, несоответствие буквы и духа закона и многое, многое другое.

Исправить сложившуюся ситуацию крайне сложно, но возможно.

“Знание, вера, нравственность” - вот один из шагов на пути, выбранным нашим государством для восстановления страны и российского общества. Этот шаг заключается в ведение в учебный процесс школ курса “Основы религиозных культур и светской этики”. Курса, который поможет восстановить единение, единение разума и души, веры и науки. Курса, который поможет справиться с не всегда положительными последствиями НТП и глобализации: интенсивная миграция населения, сепаратистские идеологии, индивидуализм, перерастающий в эгоизм и скептицизм, грозящий стать нигилизмом.

Цель учебного курса ОРКСЭ — формирование у подростка мотиваций к осознанному морально-нравственному и законно-правовому поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  • развитие представлений о значении морально-нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества и государства;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной и всемирной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развитие способностей школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Как мы видим, курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагает научить наших детей правильно, без конфликтов, толерантно взаимодействовать между собой. Это позволит избежать ложных представлений о мире и обществе, защитит от влияния религиозных сект, экстремистских/фашистских организаций, а также политической пропаганды, будет способствовать формированию понимания ценностей религиозной культуры и необходимости её сохранения, формированию представления о том, каким должен быть современный человек, гражданин и патриот.

Как я уже говорила ранее, курс “Основы религиозной культуры и светской этики”, а также любой из его модулей носит сугубо светский, культурно-исторический ознакомительный характер. Можно даже сказать, что он и его темы во многом являются пропедевтическими, так как знания, полученные на этом уроке, впоследствии пригодятся учащимся и в средней, и в старшей школах на уроках истории, обществознания, права, МХК, ИЗО и литературы.

Именно на эту его особенность делается упор при ознакомлении родителей учащихся с данной дисциплиной. (Клик) Так же внимание родительской общественности обращается на содержание модулей курса и учебников по данному предмету. В результате родитель должен понять, по какому принципу строится преподавание, и какая цель в результате изучения достигается.

Основы исламской культуры

Модуль “Основы исламской культуры” познакомит школьников с основами духовно-нравственной культуры ислама, который возник в VII веке у жителей Аравийского полуострова. Его появление связано с именем пророка Мухаммада, с Откровением, записанным в Коране.

Коран - главный источник вероучения ислама, его нравственно-этических и правовых норм. Постепенно многие другие народы приняли ислам. При этом в каждом мусульманском регионе сохранились свои особенные традиции и обычаи, отражающие их географические, исторические и этнические условия существования.

Культура мусульманства в нашей стране самобытна и уникальна, она имеет свои особенности, формировавшиеся на протяжении многих веков под влиянием российских реалий, в условиях тесного взаимодействия мусульман с последователями других традиционных для России религиозных верований, культур.

Основными темами модуля “Основы исламской культуры” в рамках курса “Основы религиозных культур и светской этики” являются: “Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции”, “Ислам в России”, “Семья в исламе”, “Нравственные ценности ислама”, “Искусство ислама”. Кроме сведений о мусульманских праздниках, учащиеся узнают о праздниках народов России, для которых ислам является традиционной религией.

Основы буддийской культуры

Модуль “Основы буддийской культуры” ориентирован на семьи, для которых близка культура этой древней, возникшей в VI веке до нашей эры в Индии и затем получившей распространение в Китае, в Тибете, в Монголии, одной из трёх мировых религий В настоящее время разные направления буддизма исповедуют в мире более 500 млн. человек.

Буддизм — одна из традиционных религий народов Российской Федерации.

Изучение в школе этого модуля призвано ознакомить учащихся с основами буддийской культуры: ее основателем, буддийским учением, нравственными ценностями, священными книгами, ритуалами, святынями, праздниками, искусством.

В рамках этого курса предусматривается освоение учащимися следующих основных тем: “Будда и его учение”, “Семья в буддийской культуре и её ценности”, “Буддизм в России”, “Искусство в буддийской культуре”.

Основы иудейской культуры

Иудаизм — одна из монотеистических религий, число последователей которой в мире от 10 до 15 млн. человек. В России общины последователей иудаизма существуют с самых древних времён. Модуль “Основы иудейской культуры” ориентирован на семьи, сознающие свою связь с религиозной традицией и культурой иудаизма.

Школьники осваивают такие понятия как “монотеизм”, “религия”, “культура”, “иудаизм”, “священный текст”, понимаемые в контексте этой религиозной традиции.

Большое значение уделяется обычаям, праздникам, памятным историческим датам. Большое место занимают темы семьи как нравственной ценности, духовного союза; семейной жизни; гармонии человека в окружающем его мире. Рассматриваются вопросы о том, какие качества необходимы для создания прочной семьи, какие качества родители стараются передать своим детям, что говорится об отношении к старшим, о воспитании, о цели человеческой жизни.

Содержание модуля включает следующие темы: “Введение в иудейскую духовную традицию”, “Иудаизм в России”, “Ответственное принятие заповедей”, “Еврейские праздники: их история и традиции”, “Ценности семейной жизни в иудейской традиции”.

Основы мировых религиозных культур

Модуль предполагает изучение основ мировых религий (буддизм, христианство, ислам) и национальной религии (иудаизм), направлен на развитие у учеников 4 класса представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религий, традиционных для нашей многонациональной страны.

На уроках дети осваивают понятия “культура” и “религия”, узнают о религиях и их основателях. В процессе обучения они знакомятся со священными книгами, религиозными сооружениями, святынями, религиозным искусством, религиозными календарями и праздниками. Большое внимание уделяется семье и семейным ценностям в религиозных культурах, милосердию, социальным проблемам и отношению к ним в разных религиях.

Поняв то, что будет изучаться на уроках ОРКСЭ, родитель станет нашим преданным союзником, который никогда не скажет своему ребенку или в его присутствии о необязательности, незначительности предмета ОРКСЭ. Ибо любой родитель найдет в этом курсе то, что считает нужным и необходимым для своего чада, к какой бы этнической и религиозной группе они не принадлежали, ведь главная цель предмета – научить ребенка понимать бесценность семьи, рода, Родины, осознавать, что значит быть настоящим человеком, гражданином, патриотом.

Таким образом, цель, поставленная перед образовательной системой государством, будет достигнута и, как мне кажется, даже перевыполнена. Ведь процесс обучения предполагает общение, а любое общение оказывает влияние на всех участников. И в нашем случае, мы будем учить и воспитывать не только детей, но и их родителей, корректируя и формируя морально-нравственные, этические и гражданственно-правовые устои и представления двух поколений одновременно.

Благодарю вас за внимание.

Презентация.

Читать еще:


Новые материалы:

Сценарий проведения урока математики в 5-м классе по теме "Решение комбинаторных задач" :: Урок повторения в 5-м классе по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел" :: Познавая, учимся :: План-конспект урока по теме "Теорема Пифагора" ::
Warning: file_get_contents(http://detishka.ru/sitemap/list2.php) [function.file-get-contents]: failed to open stream: HTTP request failed! HTTP/1.1 404 Not Found in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 22
"Проценты". 5-й класс. Урок с использованием ИКТ :: Берлинский синдром ( Berlin Syndrome ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Стеллажи/Стеллажи и полки / Ангстрем / Полки Шейла ШЛ-006.00 Ангстрем ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Как похудеть без ущерба для здоровья

Как похудеть без вреда для здоровья Обнаружив у себя лишний вес, мы задаемся вопросом: как похудеть, при этом не причинив вред своему здоровью? Причем похудеть...

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Как качать пресс при сколиозе

Спорт и сколиоз: показания и противопоказания Большинство из нас хотя бы раз сталкивались с болями в спине. К самым распространенным заболеваниям можно отнести...

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD