Особенности и условия социализации учащихся из числа коренных малочисленных народов в общеобразовательных школах-интернатах : Администрирование школы

Особенности и условия социализации учащихся из числа коренных малочисленных народов в общеобразовательных школах-интернатах : Администрирование школы

Аннотация

Цель. Изучение особенностей и условий социализации учащихся из числа коренных малочисленных народов в условиях обучения в общеобразовательных школах-интернатах.

Метод проведения работы. Количественный и качественный анализ документов, изучение литературы.

Результаты. В результате изучения и обобщения данных, изучения особенностей и условий осуществления деятельности по социализации и формированию этнической идентичности учащихся и воспитанников общеобразовательных школ-интернатов, формулируются возможности образовательных учреждений интернатного типа по осуществлению деятельности, направленной на социализацию учащихся.

Область применения результатов. Кадровое и учебно-методическое сопровождение учебного процесса, формирование когнитивной, эмоционально-волевой, коммуникативной, информационно-технологической сфер личности учащегося в общеобразовательных школах-интернатах открытого типа.

Ключевые слова: социализация, этническая идентичность, гражданская идентичность, школа-интернат, обеспеченность процесса социализации.

Abstract

Purpose. A study of the characteristics and conditions of socialization of students from the indigenous peoples in terms of learning in secondary schools.

Methodology. Quantitative and qualitative analysis of documents, the study of literature.

The Results. As a result of the study and summarize the data, the study of the characteristics and performance conditions for socialization and the formation of ethnic identity of students and pupils of secondary schools, boarding schools, educational opportunities are formulated residential institutions for the implementation of activities aimed at the socialization of students.

Practical implications. Staffing and methodological support of educational process, formation of cognitive, emotional and volitional, communication, information technology areas of the individual student in secondary boarding schools open type.

Keywords: socialization, ethnic identity, civic identity, a boarding school, provision of the opportunity to carry out the process of the socialization.

В 2013-2014 годах нами было проведено исследование, которое имело целями выявление особенностей вторичной социализации учащихся из числа коренных малочисленных народов в общеобразовательных школах-интернатах, а также выявление возможностей общеобразовательных школ-интернатов по вторичной социализации учащихся из числа коренных малочисленных народов.

Объект исследования – социализация детей коренных малочисленных народов, обучающихся в общеобразовательных учреждениях интернатного типа.

Результаты исследования имеют практический прикладной характер. В результате исследования получены новые данные об особенностях и условиях социализации учащихся из числа коренных малочисленных народов в общеобразовательных учреждениях интернатного типа.

Под социализацией мы, вслед за Л.В. Ясной, понимаем “процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе” [12, с. 686].

Под школой-интернатом в энциклопедическом словаре понимается общеобразовательное учреждение для постоянного пребывания учащихся, не имеющих необходимых условий для воспитания в семье, а также для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [10, с. 320]. Следует делать отличие общеобразовательной школы-интерната и учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, например, детского дома. Ключевым отличием является то, что воспитанники школ-интернатов – по преимуществу из полных благополучных семей – находятся на государственном содержании, их общение с семьей затруднено в течение почти всего учебного года из-за труднодоступности и удаленности проживания их родителей от школы-интерната [2, с. 101].

В нормативной литературе сформулировано понятие “коренной малочисленный народ”: “народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями”[9]. Список и территория расселения коренных малочисленных народов зафиксированы в Постановлениях и Распоряжении Правительства РФ [3]. В данный список были внесены изменения, касающиеся коренных малочисленных народов Севера и коренных малочисленных народов республики Дагестан. В настоящее время насчитывается 54 коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих в 31 субъекте федерации.

В научной литературе выделяют следующие критерии отнесения народа к коренным малочисленным: 1) численность не превышает 50 тысяч человек, 2) занятие традиционными промыслами, 3) наличие самобытной культуры, 4) часто – отсутствие письменности на родном языке, 5) слаборазвитое этническое самосознание, 6) неразвитость межэтнических контактов, 7) низкая миграционная активность и др. Суммарно в справочной литературе говорится о более 60 коренных малочисленных народах в России [7, с. 191-193].

Мы в своем исследовании придерживаемся понятия “коренной малочисленный народ”, введенного в оборот в нормативной литературе.

В ходе исследования нами были определены направления для изучения материалов образовательных учреждений, в которых осуществляется вторичная социализация детей из числа коренных малочисленных народов:

  • общеобразовательное учебное заведение среднего (начального, среднего, полного) образования, деятельность которого регламентируется Типовым положением об общеобразовательной школе-интернате [8];
  • образовательное учреждение расположено в сельской местности в регионе, в котором компактно проживают коренные малочисленные народы;
  • образовательное учреждение не является специализированным (I-VIII вида, санаторным, спортивным).

Нами была изучена база данных образовательных учреждений РФ, представленная на Интернет-сайте “Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях” [6]. Данный ресурс предоставляет информацию о контактах образовательных учреждений, направлении их деятельности. На момент фиксации информации (06.12.2014г.) сайт по запросу “общеобразовательная школа-интернат” выдал данные о 1292 учреждениях. После фильтрации данных согласно принятым направлениям для изучения материалов в списке осталось 136 школ-интернатов, расположенных в регионах с компактным проживанием коренных малочисленных народов. После изучения контента Интернет-сайтов образовательных учреждений (учредительных документов, локальных нормативных актов, данных отчетности) и применения фильтра по направлениям для изучения определился список из 54 общеобразовательных школ-интернатов, расположенных в сельской местности с компактным проживанием коренных малочисленных народов и руководствующихся в своей деятельности Типовым положением об общеобразовательной школе-интернате (далее – группа 1). Основная их масса расположена в регионах: Алтайский, Забайкальский и Красноярский края; Кемеровская, Ленинградская, Мурманская, Сахалинская, Томская области; Республики: Бурятия, Дагестан, Саха (Якутия); автономные округа: Ханты-Мансийский, Чукотский и Ямало-Ненецкий. В этих образовательных учреждения обучаются 12340 учащихся. 28 из 54 образовательных учреждений сообщают о том, что в них обучаются 5527 представителей коренных народов.

Данные, представленные на Интернет-сайтах общеобразовательных школ-интернатов, расположенных в сельской местности, сравнивались с аналогичными данными общеобразовательных школ-интернатов, расположенных в сельской местности в тех же регионах, и не руководствующихся в своей деятельности Типовым положением об общеобразовательной школе-интернате. Чаще всего это образовательное учреждение с пришкольным интернатом, положение о котором разрабатывает учреждение самостоятельно. Нами выявлены 33 таких школы (далее – группа 2) в 16 субъектах РФ: Иркутской, Ленинградской, Магаданской, Томской областях, Камчатском, Красноярском, Хабаровском краях, Ненецком, Ханты-Мансийском, Чукотском, Ямало-Ненецком автономных округах, Республиках: Бурятии, Саха (Якутия), Удмуртии, Хакасии. В этих школах учатся 8550 учащихся. 12 образовательных учреждений сообщили о том, что в них обучаются 2947 представителей коренных малочисленных народов.

Осуществление вторичной социализации учащихся общеобразовательных учреждений интернатного типа возможно при использовании ресурсов, позволяющих влиять на формирование когнитивной, эмоционально-волевой, коммуникативной, информационно-технологической сфер личности учащегося. К таким ресурсам были отнесены:

  • библиотечный фонд, в том числе фонд библиотеки на родном языке,
  • компьютеризация школы-интерната,
  • общепедагогическая компетентность учителей и воспитателей (в т.ч. квалификация, стаж работы и возраст педагогов, их нагрузка, т.е. количество учащихся в классах-комплектах, группах интерната, количество рабочих часов в день),
  • этнопедагогическая компетентность учителей и воспитателей (владение педагогами родным для учащихся из числа коренных малочисленных народов языком и общекультурной информацией),
  • дополнительные возможности – разработанные и преподаваемые элективные курсы, направления дополнительного образования.

Также нами были изучены особенности контингента учащихся (количество учащихся в классах-комплектах, количество воспитанников в интернатских группах, количество учащихся из числа коренных малочисленных народов).

В результате проведенного изучения материалов школ-интернатов выявились следующие факты:

1) на протяжении периода сентябрь 2011 г. – ноябрь 2013 г. педагоги школ-интернатов группы 1 имели более высокую педагогическую нагрузку, чем педагоги школ-интернатов группы 2 в 2011 и 2013 годах (см. табл. 1). Примечателен сам по себе факт значительной нагрузки педагогов школ-интернатов группы 1. Такой объем нагрузки не позволяет качественно, за редким исключением, вести подготовку к урокам, занятиям, индивидуально относится к ученикам. Примечательно и увеличение педагогической нагрузки, произошедшее после значительного повышения заработной платы педагогов, проведенного в 2012 г.

Таблица 1
Объем педагогической нагрузки педагогов школ-интернатов [1].

Школы-интернаты 2011 г., ставок 2012 г., ставок 2013 г., ставок
группа 1 1,5 1,4 1,5
группа 2 1,3 1,4 1,3

2) Данные, полученные в результате изучения документов, характеризующие возможности педагогического персонала школ-интернатов по вторичной социализации учащихся, говорят об опыте работы педагогов. В среднем педагог начал свою трудовую деятельность в возрасте 20 лет в 1992 году, причем из 22,6 лет общего стажа 19,1 года составляет педагогический стаж. В этих значениях педагоги школ-интернатов группы 1 и группы 2 расходятся незначительно. Что более важно, как нам представляется, значительно более низкая квалификация воспитателей интернатов: к высококвалифицированным (высшей и первой квалификационных категорий) воспитателям можно отнести лишь 27% воспитателей школ-интернатов группы 1 и 12% воспитателей школ-интернатов группы 2. Это низкий уровень квалификации как сам по себе, так и в сравнении с другими группами педагогов – учителями начальных классов и учителями-предметниками. Воспитатели демонстрируют большую мобильность, больший стаж непедагогической работы и более низкий уровень образования – около 50% воспитателей имеют высшее профессиональное образование, в то время как среди других групп педагогов значительно большее их количество имеет высшее профессиональное образование (учителя начальных классов: 67% в группе 1 и 72% в группе 2; учителя-предметники: 90% и 87% соответственно).

3) Важным показателем этнопедагогической компетентности педагогов школ-интернатов со значительным контингентом учащихся из числа коренных малочисленных народов является знание ими родного для учащихся языка и умение понять ребенка, передать ему информацию о культуре народа. Полученные нами данные (документированные и информация Интернет-сайтов школ-интернатов) позволяют составить представление об этой стороне деятельности образовательных учреждений.

Таблица 2
Знание педагогами школ-интернатов родного языка

Количество учащихся / количество учащихся из числа коренных малочисленных народов Общее количество педагогов / педагоги, владеющие родным языком
Учителя Воспитатели
17 школ-интернатов группы 1 (5393 / 3582 – 66%) 522/118 – 23% 273/151 – 55%
8 школ-интернатов группы 2 (3154 / 2304 – 73%) 298/68 – 23% 145/73 – 50%

В целом соотношение общего количества педагогов к педагогам, владеющим родным для учащихся языком, в школах-интернатах группы 1 и группы 2 одинаковое. Однако следует отметить значительно меньшую долю учителей, владеющих родным языком относительно доли воспитателей интерната, владеющих родным языком. В то же время, факт того, что представители коренных малочисленных народов составляют абсолютное большинство воспитанников интернатов, но при этом наличие лишь половины воспитателей, владеющих родным языком, может представлять серьезное затруднение при осуществлении вторичной социализации воспитанников.

4) К информационным возможностям осуществления вторичной социализации учащихся мы отнесли библиотечные ресурсы, в том числе количество экземпляров учебной и художественной литературы на родном языке (см. табл. 3).

Таблица 3
Информационная сфера социализации учащихся школ-интернатов

Количество учащихся / детей из числа коренных малочисленных народов Учебная и методическая литература, экз. на 1 ученика Художественная литература, экз. на 1 ученика Литература на родном языке, экз. на 1 ученика Компьютеров в учебном процессе
(ученик / компьютер)
17 школ-интернатов группы 1: 5121 / 3988 17,3 15,9 3,4 3,5
10 школ-интернатов группы 2: 3690 / 2803 17,2 17,6 2,3 3,9

Министерство образования и науки РФ сформулировало нормативные требования к осуществлению образовательного процесса, внеся изменения в государственный образовательный стандарт начального общего [4] и основного общего [5] образования в части его обеспеченности учебными изданиями. Оба приказа фиксируют нормативное требование обеспечения образовательного процесса, исходя из расчета не менее одного учебника для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося. Как нам представляется, уровень обеспеченности учащихся учебной литературой недостаточен. Полученная информация свидетельствует об ограниченных возможностях школ-интернатов обеих групп по формированию когнитивной и эмоционально-волевой сфер личности учащихся из числа коренных малочисленных народов.

Другим важным каналом информационно-технологической сферы социализации учащихся школ-интернатов может стать компьютер, компьютерная сеть (локальная или глобальная) как хранилище информации, электронных изданий книг, в том числе о жизни своего этноса. В настоящее время существуют периодические и другие издания на родном языке в сети Интернет. В 2007 г. Российским комитетом Программы ЮНЕСКО было проведено специальное исследование “Информация для всех”. По результатам этого исследования в Рунете выявлено большое количество материалов на языках коренных малочисленных народов. В Интернете на языках народов России представлены самые разнообразные виды ресурсов: порталы средств массовой информации, сайты вузов и национальных библиотек, электронные библиотеки и электронные базы данных, содержащие материалы по языкам и культуре народов нашей страны. На сайтах некоторых вузов функционируют электронные словари, организовано интернет-вещание радио и телепрограмм. Кроме того, выпускаются компакт-диски, содержащие информацию об истории и культуре народов, проживающих на территории России, материалы для изучения языков, мультипликационные и документальные фильмы на национальных языках [11, с. 21]. Школы-интернаты имеют возможность организовать изучение этих материалов, информируя через свой интернет-сайт не только учащихся, но и любых посетителей о возможностях изучения культуры, общения на языках коренных народов в Интернете.

Изучение контента интернет-сайтов общеобразовательных школ-интернатов по вопросу наличия гиперссылок на внешние ресурсы, дающие дополнительные возможности для изучения культуры коренных народов, их языка показывают, что незначительное число образовательных учреждений использует такие возможности глобальной сети.

Педагогические коллективы школ-интернатов используют дополнительные возможности по формированию этнической идентичности учащихся и их социализации, разрабатывая и внедряя в учебный процесс элективные курсы, программы дополнительного образования. Среди имеющихся программ можно выделить: “Мир Севера”, “Бисероплетение”, “Мядтер (Моя семья)”, “Основы оленеводства, звероводства и ветеринарии”, “Первая медицинская помощь в тундре”, “Хозяйка чума”, а также программы дополнительного образования, направленные на профессиональную ориентацию учащихся: “Делопроизводство”, “Санитарный помощник”, “Путь к профессии: Профориентация выпускников” и другие.

В результате изучения документации нами были выявлены особенности вторичной социализации в школах-интернатах учащихся из числа коренных малочисленных народов. К ним мы отнесли:

  • изолированность учащихся из числа коренных малочисленных народов от родительской семьи, формирующей Я-образ коренного малочисленного народа;
  • усиление роли школы как института социализации;
  • преобладание в воспитательском и учительском составе мигрантов из других регионов России, слабое знание ими основных этносоциализирующих факторов способствуют замедлению процесса формирования этнической социализации данной категории учащихся.

Таким образом, в результате проведенного исследования нами были выявлены социализирующие возможности школы-интерната как института социализации, проанализированы количественные и качественные показатели, позволяющие осуществлять социализирующее воздействие при формировании этнической и гражданской идентичности учащихся общеобразовательных школ-интернатов.

Список литературы

1. Данные представлены на Интернет-сайте: URL: http://www.kpmo.ru/ (дата обращения: 18.01.2015).

2. Детский дом / В.М. Полонский / Понятийно-терминологический словарь по народному образованию и педагогике. М.: ИТОиП РАО, 2001. – 128 с.

3. Постановление Правительства РФ от 24.03.2000 г. № 255 в редакции Постановления от 13.10.2008 г. № 760, с изменениями от 17.06.2010 г. № 453, 18.05.2010 г. № 352 и 26.12.2011 г. № 1145.

Постановление Правительства РФ от 28.03.2001 № 236 “О постановлении государственного совета республики Дагестан от 18.10.2000 № 191”.

Распоряжение Правительства РФ от 17.04.2006 № 536-р (ред. от 26.12.2011) “Об утверждении перечня коренных и малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока”.

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014г. № 1643 “О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009г. № 373 “Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования”.

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014г. № 1644 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования”

6. “Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях”. URL: http://bus.gov.ru/public/home.html (дата обращения: 06.12.2014).

7. Тавадов Г.Т. Этнология: современный словарь-справочник / Г.Т. Тавадов. М.: АНО “Диалог культур”, 2007. 704 с.

8. Типовое положение об общеобразовательной школе-интернате, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995г. № 612 (с изм. от 14.10.1996г., 28.08.1997г.).

9. Федеральный закон от 30.04.1999 № 82-ФЗ (ред. 05.04.2009) “О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации”, ст. 1, ч. 1.

10. Школа-интернат / Бим-Бад Б.М. / Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002.

11. Языковое разнообразие в киберпространстве: российский и зарубежный опыт. Сборник аналитических материалов / Сост.: Е.И. Кузьмин, Е.В. Плыс. М.: МЦБС, 2008. 218 с.

12. Ясная Л.В. Социализация // Энциклопедический социологический словарь / Под общ. ред. академика РАН Г.В. Осипова. М.: РАН. Институт социально-политических исследований, 1995. 939 с.

Читать еще:


Новые материалы:

Открытый урок в 5-м классе по теме "The World of imagination" :: "Young people — old problems?" :: Этническая музыка как фактор стимулирования творческой активности и воспитания толерантности у учащихся в контексте диалога культур :: Проведение итогового контроля по теме "Осень" на уроках немецкого языка в 6-м классе основной школы с использованием методики "обучения по станциям" :: Интегрированный урок. Чтение и письмо. "Начальная школа ХХI" (1-й класс). Тема: "Заколдованная буква (по В. Драгунскому). Письменные буквы Щ, щ" :: Звезда родилась ( A Star Is Born ), 2018 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Полки/Детская мебель/Шкафы, тумбы, комоды/Полки / Неман / Полка Неман ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.

Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD