Изучение состояния уровня знаний учащихся старшей школы МБОУ СОШ №20 г. Невинномысска о химическом загрязнении окружающей среды : Администрирование школы

Изучение состояния уровня знаний учащихся старшей школы МБОУ СОШ №20 г. Невинномысска о химическом загрязнении окружающей среды : Администрирование школы

Говорить сегодня об экологии – это говорить не об изменении жизни, а о спасении её. Говорить сегодня об экологии намного легче и намного труднее, чем 10 лет назад… Легче потому, что не надо никого убеждать в существовании проблемы, Труднее потому, что происходит постепенное привыкание к опасности. В своей работе мы попытались оценить уровень экологических знаний старшеклассников нашей школы, сравнить их с литературным источником. Проблему, которую мы исследовали в данной работе, считаем актуальной. Эта работа обладает определённой новизной, поскольку мы впервые обратились к данной теме.

Цель нашего исследования: изучить состояние экологических знаний старшеклассников нашей школы.  Считаем, что тема данная актуальна и своевременна.

В связи с поставленной целью, решались следующие задачи:  собрать и изучить состояние данной проблемы по литературным источникам; провести анкетирование старшеклассников и сделать анализ полученных результатов; познакомить с полученными данными педагогический коллектив, родителей и учащихся школы; выступить  на классных часах с презентацией об экологической обстановке в нашей городе.

Итак, объект исследования: учащиеся 9-11 классов МБОУ СОШ № 20 города Невинномысска. Предмет исследования: экологические знания старшеклассников.

Методы исследования: поиск и анализ литературы и других источников информации по данной тематике; социологический опрос учащихся МБОУ СОШ № 20, составление таблиц и графиков по полученным результатам. В настоящее время экологическое образование школьников реализуется по трём моделям:

  • многопредметная модель (главная её идея состоит в том, чтобы, используя уже имеющийся в школе «набор» учебных предметов, усовершенствовать их содержание и раскрыть экологические вопросы);
  • однопредметная модель (предполагает создание специальных интегрированных предметов по экологии);
  • смешанная модель (экологизация учебных предметов с учетом их функций в экологическом образовании и введение интегрированных экологических курсов).

В связи с тем, что введение отдельных дисциплин связано со многими трудностями, большую жизнеспособность имеет смешанная модель.

Основное внимание должно быть сосредоточено на тех явлениях, которые вызывают серьёзное беспокойство по поводу состояния природной среды и будущего цивилизации. К таким явлениям можно отнести глобальное потепление климата, истощение стратосферного озонового слоя, кислотные дожди, накопление в почве токсичных тяжёлых металлов и пестицидов, истощение природных ресурсов и др. Сегодня хозяйственная деятельность человека всё чаще становится основным источником загрязнения биосферы.

В природную среду во все больших количествах попадает газообразные, жидкие и твёрдые отходы производств. Различные химические вещества, находящиеся в отходах, попадая в почву, воздух или воду, переходя по экологическим звеньям из одной цепи в другую и попадают, в конце концов, в организм человека [1]

Роль химии в решении экологических проблем на современном этапе значительна: ? изучая состав, строение и свойства веществ, химия может ответить на вопросы о том, как ведёт себя то или иное вещество в атмосфере, почве, водной среде, какие воздействия оказывают оно и продукты его превращения на биологические системы; раскрывая механизм биогеохимических процессов в природном круговороте элементов, химия способствует решению задач наиболее естественного и безболезненного вхождение промышленного производства в природные циклы, делая его частью какой-либо экосистемы; используя разнообразные методики, химия изучает потенциал состояния объектов окружающей среды или качество готовой продукции ряда отраслей промышленности (химической, нефтехимической, микробиологической, фармацевтической), что позволяет получить информацию, необходимую для последующего принятия решения о предотвращении поступления вредных веществ в контролируемые объекты, очистке этих объектов, способах защиты и т.д. Экологизированный курс различных предметов даст возможность преодолеть экологическое невежество учащихся. Особенностью современной экологической ситуации является глобальный характер экологических проблем, поэтому необходима интеграция зданий.

Содержание экологического воспитания можно сгруппировать в четыре компонента: научный, ценностный, нормативный и деятельностный. Научный – ведущие идеи, теории и концепции, характеризующие здоровье человека и природную среду его обитания, происхождение, эволюцию и организацию природных систем как объектов использования и охраны.

Ценностный – цели, идеалы, идеи, характеризующие человека и природу как универсальные ценности, понятия экономической оценки окружающей среды, ущерба, наносимого ей, затрат, необходимых на её восстановление и предотвращение дальнейшего ущерба, а также информация об экологической ориентации человека на различных этапах развития истории общества. Нормативный – система нравственных и правовых принципов, норм и правил, предписаний и запретов экологического характера. Деятельностный – конкретные действия и поступки, направленные на сохранение природной среды.

По мнению ученых, в России существует не менее чем 15-летнее отставание уровня экологического образования от мирового [3]. А ведь от состояния российского экологического потенциала (Россия занимает 1/8 часть площади всей суши на планете) зависят возможности всех стран мира, и, прежде всего, государств Северного полушария. Россия отнесена ООН к странам с наихудшей экологической обстановкой: 15 % ее территории – зоны экологического бедствия и экологического неблагополучия. Конституция (ст. 42), основной закон РФ предусматривает право на здоровую и благоприятную окружающую природную среду. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической грамотности, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь. Качество окружающей среды определяет здоровье – основное право человека и главную цель развития цивилизации. В ст. 74 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» сказано, что овладение минимумом экологических знаний, необходимых для формирования экологической культуры граждан, во всех дошкольных, средних и высших учебных заведениях, независимо от профиля, обеспечивается обязательным преподаванием экологических знаний. Обязательность преподавания экологических знаний относится к числу важнейших принципов экологической политикиРоссии. В Большой Советской энциклопедии под понятием «грамотность» понимается определенная степень владения навыками устной и письменной речи, которые являются одним из важнейших показателей культурного уровня. На наш взгляд, достаточно важным событием в России можно назвать тот факт, что 2013 год в России объявлен президентом В.В. Путиным «Годом охраны окружающей среды». Очень важно знать состояние уровня знаний учеников, т.к. тогда будет возможно корректировать ошибка и проблемы в знаниях учащихся о химическом загрязнении окружающей среды . Проверка знаний проводилась в начале учебного года среди учащихся  9,10,11 классов средней школы №20 города Невинномысска (79 человек), Ставропольского края. Вопросы анкеты рассчитаны на «среднего ученика», они были взяты из литературного источника [1]. Типы заданий:  задания, имеющие несколько вариантов решений, из которых учащиеся должны выбрать одно в соответствии со своими знаниями;  задания, требующие от учащихся выработки самостоятельного решения по какой-либо экологической проблеме;  задания, предусматривающие оценку (анализ) экологической ситуации, прогнозирование возможных последствий и выбор природозащитных мер;  задания, требующие объяснения явлений (процессов), происходящих в природной среде естественно или вызванных хозяйственной деятельностью человека. (Приложение 1)

Ниже приведены  данные анализа анкетирования старшеклассников: формулировка вопроса, варианта ответа (там, где они предусмотрены), уровень требования к знаниям, ключ к ответу, результаты комментарии к ним.

1. Какие неорганические вещества-загрязнители атмосферы вы знаете?
Ключ: озон, оксиды углерода, оксиды азота, оксиды серы, аммиак, галогены, сероводород, кремнезем.
Результаты:

Количество перечисленных веществ

0

1

2

3

4

5

6

Количество учащихся, человек

32

21

12

6

5

3

0

Процент учащихся, %

41

27

15

7

6

4

0

Мы видим, что менее половины учащихся назвали 1-2 загрязнителя окружающих веществ. Максимальное количество названных веществ  –5. В нашем же литературном источнике, их было 7.
2.Что такое загрязнение?
А) привнесение в среду или возникновение в ней новых физических, химических, биологических… агентов или увеличение концентрации агентов, ведущее к негативным последствиям;
Б) количество вредного вещества в окружающей среде, которое способно вызывать гибель животных и растений;
В) свойство атмосферы пропускать солнечную радиацию, задерживать земное излучение, способствуя аккумуляции тепла нашей планетой. Ключ: а.
Результаты:

Вариант ответа

А

Б

В

Отсутствует

Количество учащихся, человек

44

34

1

0

Процент учащихся, %

56

43

1

0

На этот вопрос большинство ответило правильно, но надо заметить, что 44% учащихся неясно представляют себе, что такое «загрязнение», следовательно, надо чаще напоминать на уроках определение этого понятия.

3. Что такое парниковый эффект, дайте определение. 

Результаты:   

Правильность ответа

Правильно

Частично правильный

Неправильно

Отсутствует

Количество учащихся, человек

19

34

14

12

Процент учащихся, %

24

43

18

15

Многие школьники (43%) дают частично правильный ответ, например, забывают, что парниковый эффект вызывается не только СО2, но и другими газами (О3,СН4, NOх, фреоны). То, что 33% учащихся дали неправильный ответ или не ответили, говорит о том, что этой проблемой нежно уделять больше внимания.

4. Какие нужно провести мероприятия, чтобы уменьшить поступление СО2 в атмосферу?

Результаты:

Количество мер

0

1

2

3

4

Количество учащихся, человек

50

18

9

2

0

Процент учащихся, %

62

23

12

3

0

У большинства обучающихся знание природоохранных мер и мер борьбы с глобальными проблемами находится на низком уровне. 

5. Перечислите основные последствия кислотных осадков для окружающей среды и человека.

Результаты:

Количество ответов

0

1

2

3

4

5

Количество учащихся, человек

39

16

14

5

4

1

Процент учащихся, %

49

20

18

6

5

2

Знания последствий выпадения кислотных дождей учащихся находится на низком уровне.

6. Перечислите известные вам способы очистки веществ.

Результаты:                                              

Количество правильных ответов

0

1

2

3

4

5

6

7

Количество учащихся, человек

34

26

5

9

5

0

0

0

Процент учащихся, %

43

33

7

11

6

0

0

0

Обучающиеся отмечали фильтрацию, адсорбцию, отстаивание, кипячение, кристаллизацию, но совсем забыли о дистилляции и хроматографии – процессах, которые они изучали в начале 8-го класса на уроках химии.

7. Считаете ли вы, что нужно обоснованные нормы предельно допустимых концентраций в окружающей среде отражают истинную  картину загрязнения? Обоснуйте ответ.

Результаты:

Ответ

Да

Обоснование

Нет

Отсутствует

Да

Нет

Количество учащихся, человек

8

4

12

14

41

Процент учащихся, %

10

5

15

18

52

Всего 5%  обучающихся смогли обосновать свой ответ, т.е. большинство обучающихся имеют смутное представление о ПДК и о том, от чего она зависит. Учебники ничего не знают об эффекте суммации.

8. Один из путей защиты биосферы от загрязнения – очистка отходящих газов и сточных вод на промышленных предприятиях. Современные очистные сооружения достаточно эффективны, но дорогостоящи. Как бы вы поступили, если бы были директором крупного завода и имели в своём распоряжении значительную сумму денег?

А) положили бы деньги в банк для уплаты штрафов за загрязнение природоохранной среды – это выгоднее строительства очистных сооружений;
Б) вложили бы деньги в строительство очистных сооружений;
В) часть денег вложили бы в расширение производства, а часть использовали бы для увеличения зарплаты рабочим.

Ключ: б.

Результаты представлены в таблице:

Вариант ответа

А

Б

В

Отсутствует

Количество учащихся, человек

7

53

11

8

Процент учащихся ,%

9

67

14

10

Наши исследования показали, что уровень экологической грамотности старшеклассников  требует значительного повышения. И это полностью совпадает с данными литературного источника [1]Экологическая доктрина Российской Федерации определяет цели, направления, задачи и принципы проведения в стране единой государственной политики в области экологии на долгосрочный период. Сохранение природы и улучшение окружающей среды являются приоритетными направлениями деятельности государства и общества. Экологическая доктрина базируется на Конституции Российской Федерации, федеральных законах и иных нормативных правовых актах, на международных договорах Российской Федерации в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также на фундаментальных научных знаниях в области экологии и смежных наук; оценке современного состояния природной среды и ее воздействия на качество жизни населения; признании важного значения природных систем Российской Федерации для глобальных биосферных процессов; учете глобальных и региональных особенностей взаимодействия человека и природы. Ведь в конечном итоге, эти знания помогут молодому поколению в дальнейшей жизни, от этого зависит их здоровье и здоровье последующих поколений. Конечно, эту проблему  надо решать на уровне педагогического сообщества. Мы же результаты своих исследований  довели до сведения старшеклассников, родителей и педагогов, составили презентацию об основных экологических проблемах города, выступили с ней на классных часах, проводим различные экологические мероприятия, вместе с обучающимися принимаем участие в конкурсах и конференциях. Считаем, что задачи, поставленные нами в начале исследования мы выполнили полностью.

Используемая литература

1. Малышева Г.И. Использование технологии критического мышления при реализации экологической компоненты на уроках химии . Библиотечка «Первое сентября», Химия», вып.31
2. Флеенко А.В. Экологическая грамотность: современное состояние и проблемы // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 6–4. – С. 930-934;
URL: www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=10000875 (дата обращения: 23.10.2015).
3. Василенко В.А. Экология и экономика: проблемы и поиски путей устойчивого развития. – Новосибирск, 1997. – 123 с.
4. Грамотность // БСЭ. – 3-е изд. – М., 1972. – Т. 7. – С. 245.
5. Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы. – Ростов н/Д.: Март, 2002. – 320 с.
6. Лаптев И.П. Теоретические основы охраны природы. – Томск : Изд-во Том.ун-та, 1975. – 276 с.

Приложение 1
      

Экологическая грамотность школьников. Анкета:

1. Какие неорганические вещества – загрязнители атмосферы вы знаете?
2. Что такое загрязнение?
А) привнесение в среду или возникновение в ней новых физических, химических, биологических… агентов или увеличение концентрации агентов, ведущее к негативным последствиям;
Б) количество вредного вещества в окружающей среде, которое способно вызывать гибель животных и растений;
В) свойство атмосферы пропускать солнечную радиацию, задерживать земное излучение, способствуя аккумуляции тепла нашей планетой.
3. Что такое парниковый эффект, дайте определение.
4. Какие нужно провести мероприятия, чтобы уменьшить поступление СО2 в атмосферу?
5. Перечислите основные последствия кислотных осадков для окружающей среды и человека.
6. Перечислите известные вам способы очистки веществ.
7. Считаете ли вы, что научно обоснованные нормы предельно допустимых концентраций в окружающей среде отражают истинную картину загрязнения? Обоснуйте ответ.
8. Один из путей защиты биосферы от загрязнения – очистка отходящих газов и сточных вод на промышленных предприятиях. Современные очистные сооружения достаточно эффективны, но дорогостоящи. Как бы вы поступили, если бы были директором крупного завода и имели в своём распоряжении значительную сумму денег?
А) положили бы деньги в банк для уплаты штрафов за загрязнение природоохранной среды – это выгоднее строительства очистных сооружений;
Б) вложили бы деньги в строительство очистных сооружений;
В) часть денег вложили бы в расширение производства, а часть использовали бы для увеличения зарплаты рабочим.

Читать еще:


Новые материалы:

"Экономический звездный час" :: Урок русского языка по теме "Предложения бывают сложными. Закрепление" :: Урок-викторина по сказкам А.С. Пушкина :: Сложение и вычитание многозначных чисел. 2-й класс :: Ладошки множества детей сердца согреют всех людей :: В гостях у Элис ( Home Again ), 2017 :: Мебель/Мебель для ванной/Колонки для ванной/Колонки для ванной / Teak House / Стеллаж подвесной Sangu ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.

Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD