Внутришкольная система повышения квалификации педагогов как условие развития их профессионального мастерства в рамках сетевого взаимодействия : Администрирование школы

Внутришкольная система повышения квалификации педагогов как условие развития их профессионального мастерства в рамках сетевого взаимодействия : Администрирование школы

В условиях перехода современной школы на новые образовательные стандарты возникает объективная потребность в такой системе повышения квалификации учителей, которая могла бы адекватно изменять и развивать школьную образовательную среду.

Задачу методической службы Новоалександровской средней школы мы видим в повышении уровня профессиональных компетенций учителя в условиях введения федерального государственного стандарта и, как следствие, формирование мотивации педагогов к применению новых подходов к обучению и воспитанию школьников, использованию исследовательских, информационно-коммуникативных, деятельностных методов обучения, где ребенок не присутствует, а включен в деятельность.

Поэтому прежде, чем приступить к моделированию внутришкольной системы повышения квалификации педагогов, мы проанализировали ресурсные возможности педагогического коллектива школы и выявили «точки роста» для формирования творческих групп, определив учителей-консультантов, учителей-тьюторов.

Проведённый мониторинг владения педагогами школы инновационными педагогическими технологиями помог выявить проблемы и обозначить пути их решения. На основе результатов данного мониторинга нами была разработана и внедрена программа внутришкольного повышения квалификации. С целью реализации программных мероприятий расширено сетевое взаимодействие с общеобразовательными учреждениями школьного округа и района в целом, разработаны индивидуальные траектории по повышению квалификации учителей.

Программа внутришкольного повышения профессиональной компетентности предусматривает:

  • использование гибких технологических процедур, методов и форм: наблюдения, анкетирования, собеседования, инструктажи, тренинги, деловые игры, экспертизы, мониторинги, семинары, панорамы, конференции.
  • обеспечение адресного потока педагогической информации для индивидуального использования в профессиональном саморазвитии учителя;
  • построение субъект-субъектных (учитель-тьютор, учитель-консультант) отношений корпоративного стиля, определяющих развитие самоуправления и соуправления в деятельности учителя;
  • комплексное проектирование содержания эффективной деятельности учителя на основе использования инновационных технологий в образовании;
  • создание комфортной, предсказуемой, здоровьесберегающей психологической среды для всех участников педагогического процесса;
  • внешнюю оценку профессиональной  деятельности учителя (результаты участия в различного рода публичных представлениях педагогического опыта);
  • результаты работы по самообразованию;
  • индивидуальный план развития педагога на ближайший учебный год.

С целью развития педагогов в рамках программы внутришкольного повышения квалификации педагог-тьютор, педагог-консультант сопровождают деятельность учителя на всех трех этапах реализации проекта.

Они организуют работу как с группой, так и с отдельными педагогами для того, чтобы расширить и углубить их знания в определенной области или обеспечить им индивидуальную консультативную помощь. При данном способе повышения квалификации обеспечивается комфортное психологическое самочувствие учителя, снижается эмоциональное выгорание, воспитывается корпоративная этика. Создаются благоприятные предпосылки для повышения уровня педагога и соответствие его современному обществу.

Созданная дистанционная образовательная среда способствует формированию индивидуальных траекторий обучения учителя, расширению возможностей для педагогов особенно в организации самостоятельной работы.

Вовлечение педагогов школы и учреждений школьного округа в деятельность творческих групп и педагогических объединений способствовало активизации их деятельности по самообразованию.

Внутришкольная система повышения квалификации педагогов Новоалександровской средней общеобразовательной школы ориентирована на тенденции модернизации образования, специфику общеобразовательного учреждения и конкретные образовательные потребности педагогов; характеризуется самостоятельностью в выборе направлений и технологий обучения.

Структура внутришкольной системы включает совокупность взаимосвязанных элементов, функционирование которых направлено на достижение высокой профессиональнойкультуры учителей.

Структура методической сети Новоалександровской средней школы включает следующие подразделения: межшкольные методические объединения, межшкольный методический совет, методический совет школы, методическое объединение учителей-предметников, творческие группы педагогов.

В целях повышения профессионального мастерства педагогических кадров, обеспечения методического сопровождения организации образовательного процесса на базе Новоалександровской средней школы действует межшкольный методический совет. В его состав входят руководители школ, их заместители, руководители ММО.

Целью работы базовой школы является распространение опыта и оказание методической помощи общеобразовательным учреждениям по приоритетным направлениям развития системы образования, рассмотрение актуальных вопросов реализации предпрофильной подготовки обучающихся 9 класса, профессионального обучения обучающихся 10 класса на базе Новоалександровской средней школы в условиях сетевого взаимодействия.

Основными задачами методической работы опорной школы определены следующие:

  • апробация инновационных образовательных технологий, адаптация их к условиям педагогической практики;
  • организация обучения педагогов по применению на практике новейших достижений педагогической науки, овладению новаторскими методами обучения и воспитания, навыками управления в условиях модернизации системы образования;
  • диссеминация актуального педагогического опыта по перспективным направлениям развития образования.

Уже традиционными формами проведения заседаний стали дискуссия, семинар-практикум, диспут, методический мост, методическая копилка, педагогическая студия, в ходе которых обсуждены программы и планы реализации предпрофильной подготовки, профильного обучения в условиях сети, программы инновационного развития общеобразовательных учреждений.

В результате деятельности межшкольного методического совета определены стратегические направления совершенствования методической работы образовательных учреждений школьного округа, осуществляющих деятельность в условиях сетевого взаимодействия.
На базе школы организована работа четырёх межшкольных методических объединений: учителей русского языка и литературы, начальных классов, математики, обществоведческих дисциплин. Включённость педагогов в деятельность объединений способствовала созданию благоприятной среды для творческой деятельности, обмену информацией, опытом, профессиональному росту и развитию педагогических кадров. Заседания проходят не реже четырёх раз в год.

Деятельность методических объединений направлена на реализацию следующих задач:

  • непрерывного обогащения новыми знаниями, умениями, навыками, перестройки учебно-воспитательного процесса, перевода школы в режим развития;
  • стимулирования педагогического мастерства, научно-педагогического поиска;
  • объединения всех участников процесса обучения для достижения положительного результата.

Деятельность межшкольных методических объединений строится на основе предварительной диагностики и имеет практическую направленность. Выявление актуальных вопросов деятельности педагогов общеобразовательных учреждений, отслеживание динамики уровня их компетенции по вопросам совершенствования учебно-воспитательного процесса, анкетирование позволяют определить наиболее важные проблемы в деятельности объединений и определить тематику заседаний.

Основными формами проведения заседаний в настоящее время являются семинары, мастер-классы, дискуссии, практикумы, творческие отчёты, проведение открытых учебных занятий.

Работа межшкольных методических объединений регулярно освещается на сайте общеобразовательного учреждения, на новостной странице. С целью обмена опытом педагоги размещают на сайте свои методические материалы, создают банки данных методических рекомендаций по предметам. Учителя активно размещают публикации в региональных («Учитель–учителю. Педагогическое мастерство учителей Белгородской области», «Педагогика искусства: региональный опыт»,  «Педагогика творчества», «Педагогический профессионализм: опыт и достижения») и всероссийских (сборники по материалам всероссийских научно-практических конференций «Актуальные проблемы современной школы в условиях внедрения ФГОС», «Научное творчество XXI века») сборниках, на сайтах в сети Интернет (сайт Томского ГПУ, Pedsovet, ProШколу, На Урок).

Вся деятельность межшкольных и школьных методических объединений носит практико-ориентированный характер, что способствует повышению квалификации педагогов в межкурсовой период, творческой активности педагогов.

Результат работы профессиональных объединений – включённость педагогов в творческий процесс, развитие педагогического профессионализма. Один из показателей профессионализма учителя - наличие первой и высшей квалификационной категории. В Новоалександровской школе ведется целенаправленная деятельность по аттестации педагогических кадров. 85% учителей имеют первую и высшую квалификационные категории. Это говорит о высоком творческом потенциале педагогического коллектива.

Результатом целенаправленной организованной системы повышения квалификации является не только создание ценного педагогического опыта, повышение уровня квалификации педагогов, но и эмоциональное переживание смысла общей деятельности, включенности каждого в контекст жизнедеятельности коллектива.

Такая системная работа даёт положительные результаты: педагоги являются победителями и призёрами профессиональных конкурсов, участниками семинаров, научно-практических конференций различного уровня:

  • 1 место в муниципальном этапе всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель года-2013»;
  • результативное участие в региональных семинарах, научно-практических конференциях по литературе, биологии, русскому языку, английскому языку; во II, III, IV Международных Бакушинских  педагогических чтениях;
  • 3 место в муниципальном конкурсе творческих работ по географии;
  • 2 место в муниципальном этапе областного конкурса «Лучший Интернет-урок», номинация «Лучший Интернет-урок предметов гуманитарного цикла».

Таким образом, можно сказать, что результатом обучения педагогов, помимо профессионального роста, является создание команды единомышленников, способных к решению стоящих перед современной школой задач. Важным эффектом внутришкольного образования является улучшение отношений в коллективе, повышение информированности членов коллектива о работе своих коллег, улучшения отношений в коллективе.

Библиографический список

  1. Богуславская, И.Г. Работа педагогического коллектива над единой методической темой // Методист. 2004. № 5. С. 50-51.
  2. Буянова, Т.А. Планирование, организация и контроль за деятельностью методических объединений в условиях развития образовательного учреждения // Завуч. 2002. № 6. С. 14-25.
  3. Глушенкова, А.В. Диагностика педагогического мастерства учителя в условиях модернизации содержания образования // Завуч. 2006. № 5. С. 15-26.
  4. Макарова, Т.Н. Планирование и организация научно-методической работы в школе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. 160 с.
  5. Миллер, А.Э. Организация школьной методической службы // Завуч. 2007. № 1. С. 72-75.
  6. Никишина, И.В. Технология управления методической работой в образовательном учреждении. Волгоград: Учитель, 2007. С. 117
  7. Сыромятникова Л.М. Настольная книга завуча: методическая работа в школе. М.: Глобус, 2007. С. 280.
Читать еще:


Новые материалы:

Адаптация первоклассников :: Концепция воспитательной системы в условиях сельской школы :: Гендерный подход в обучении и воспитании :: Дэрес-аукцион "Фигыль суз торкеме" :: Урок семинар по химии в 11-м классе "Сущность и классификация химических реакций" :: Флэш ( Flashpoint ), 2018 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для спальни/Матрасы/Матрасы / Ангстрем / Матрас Рим (1600х2000 мм) Ангстрем ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD