Программа профилактики злоупотребления наркотиками и другими ПАВ среди детей и подростков : Социальная педагогика

Актуальность проблемы.

Молодежь и, особенно, подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от их последствий. Это побуждает искать средства, помогающие уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место вышла наркотизация подростков, а также различные виды злоупотреблений психоактивными веществами и алкоголем.

Создание данной программы является своевременной и необходимой.

Основная работа по реализации программы осуществляется заместителем директора по ВР, социальным педагогом, преподавателями физической культуры, классными руководителями, библиотекарем, Советом Школьного спортивного клуба, советом профилактики, общешкольным родительским комитетом, советом старшеклассников, медработником, инспектором ПДН, специалисты ПМСцентра. Для работы по направлениям не входящим в основную деятельность школы, планируется привлечение специалистов заинтересованных структур (нарколога, медицинских работников, сотрудников ПДН, КДН).

Реализация программы не требует дополнительных материальных затрат и не нужно специальное оборудование.

Профилактика наркомании будет эффективней, если:

  • детям и взрослым будет предоставлена объективная информация о наркотиках, их воздействии на человека и последствиях применения;
  • поток информации, ее источники будут строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей человека на основе позитива;
  • осознание сущности наркомании будет идти параллельно с формированием устойчиво-негативного личностного отношения к наркотическим веществам и умения общаться с другими, правильно организовать свое время и жизнь, справляться с конфликтами, управлять эмоциями и чувствами;
  • человек станет активным противником наркотиков, приобретет опыт решения своих проблем без их помощи, научиться бороться с наркотическими увлечениями близких и друзей;
  • в борьбе с наркотиком ребенок, родители, педагоги, специалисты будут едины;
  • но главное, если мы будем помогать человеку отказаться (или захотеть отказаться) от наркотиков самому.
  • Школа, как специальный институт, обладает рядом уникальных возможностей для успешной профилактики наркомании, а именно:
  • возможностью привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроля за их усвоением;
  • влиянием на уровень притязаний и самооценку;
  • свободным доступом к семье подростка для анализа и контроля ситуации;
  • возможностью привлечения специалистов по профилактике.

Цели программы:

  • Гармонизация личности ребенка на основе развития его эмоционально- волевой сферы;
  • Формирование и развитие навыков безопасного поведения в ситуациях, связанных с риском вовлечения несовершеннолетнего в наркотизацию (пробы ПАВ);
  • Профилактика правонарушений и преступлений, асоциальных явлений в молодежной среде;
  • Формирование и укрепление антинаркотических установок у подростков;

Задачи программы:

  • Создать комплексную систему мер, направленную на ликвидацию вредных привычек на территории школы.
  • Формирование у несовершеннолетних представления об употреблении ПАВ как угрозе внутренней стабильности;
  • Способствование неприятию несовершеннолетними любых форм наркотизации;
  • Знакомство подростков с различными, эмоциональными состояниями;
  • Развитие у подростков навыков самоконтроля и саморегуляции.

Структура программы.

1 блок

"Спорт и здоровый образ жизни"

1-11 кл

2 блок

"Наглядная агитация"

1-11кл

3 блок

"Информационно-обучающий жизненным навыкам"

2-11 кл

4 блок

Творческий

"Спасибо - нет!"

1-11 кл

5 блок

Программа "Рука помощи"

1-11 кл

ГРУППОВАЯ РАБОТА

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА

Программа рассчитана на работу с детьми и подростками школьного возраста (1-11 класс).

В процессе программы проводится работа с учителями, детьми, родителями.

В начале и в конце программы предполагается проведение "круглых столов", мониторинга: диагностика личностного роста школьников, выявление семей группы риска по методике "Социальный статус первоклассников", изучение личных дел первоклассников, анкетирование "Критерии агрессивности ребенка" (опросник Басса-Дарки), тест на конфликтность (Кеннет У. Томас), социограмма "Моя семья" (по Э.Г. Эйдемиллеру), диагностика готовности уч-ся к выбору профессии/карта интересов, методика "Знаете ли вы себя?" (по З.И. Васильеву).

Критерий эффективности - уменьшение факторов риска злоупотребления наркотиками и другими ПАВ:

Усиление личностных качеств, препятствующих развитию девиантного поведения;

Выработка навыков противодействия наркотизирующейся среде, решения жизненных проблем, восприятия и оказания социальной поддержки в сложных жизненных ситуациях, принятия ответственности за собственное поведение, эффективного общения;

Избегания ситуаций, связанных с риском наркотизации.

I блок

"Спорт и здоровый образ жизни".

Целью действия данного блока является пропаганда, реклама здорового образа жизни, укрепления физического здоровья, занятий спортом, создание спортивного клуба.

Участники блока: 1-11 классы.

В данном блоке проводятся спортивные мероприятия, лекции о здоровом образе жизни и безопасном поведении медработником, инспектором ГАИ, пожарными, специалистами ПМС центра, инспектор ПДН. Учащиеся школ №78, №90, №91 г. Сочи посещают спортивные секции ДЮСШ №6 (футбол, гандбол, гимнастика, теннис, дзюдо). (Приложение 1.1).

В течение года проводится спартакиада учащихся СОШ №78, №90, №91 г. Сочи. Она проходит в несколько этапов.

Цель: пропаганда и популяризация здорового образа жизни, оценка возможностей команд и выявление лучших школьных команд, повышение самоэффективности школьников, укрепление физического здоровья, развитие альтернативных привычек. (Приложение 1.2)

II блок

"Наглядная агитация".

Целью данного блока является профилактика наркомании среди детей и подростков, повышение самоэффективности школьников, методом наглядной агитации, привлечение внимания общественности к здоровому образу жизни.

Основой блока являются конкурсы. (Приложение 2)

Конкурс на лучший плакат

"Быть успешным, значит быть здоровым".

Цель: пропаганда здорового образа жизни, развитие творческих способностей, навыков общения, укрепление личностной мотивации к выбору здорового образа жизни.

Конкурс проходит в два этапа:

Отборочный (в рамках СОШ №78, №90, №91 г. Сочи).

Конкурс защиты плакатов в форме творческого выступления до 5 мин (социальная реклама ЗОЖ, антиреклама вредных привычек, выступление агидбригады и др.)

Конкурс защиты плакатов пройдет на дискотеке в Головинском ДК, в ходе дискотеки будет организован интерактивный опрос, конкурсы, танцевальная программа.

Составом экспертной группы (представители ПДН, наркоконтроля, комитета по делам молодежи, участковый врач педиатр, библиотекарь, учитель ИЗО) будут определены лучшие работы. Награждение победителей.

III блок

"Информационно-обучающий жизненным навыкам"

Этапы работы:

Подготовка специалистов из числа школьных учителей (18 часов, в течение года)

Работа с детьми (реализовывается на классных часах и часах воспитательной работы):

2-4 (9 занятий, 1 раз в месяц)

5-11 (9-15 часов, 1-2 раза в месяц)

3. Работа с родителями (9 часов, 1 занятие в месяц в течение года)

Содержание III блока.

Подготовка специалистов из числа учителей.

Цель: Формирование навыков, знаний и умений по антинаркотическому воспитанию детей.

Задачи:

  • раскрыть глубину проблемы наркомании,
  • дать адекватные знания по различным вопросам антинаркотического воспитания,
  • способствовать повышению педагогической культуры учителей, как способ предотвращения появления факторов риска,
  • научить распознавать признаки употребления ПАВ ребенком и адекватно реагировать в сложившейся ситуации.

Учебно-просветительская работа с классными руководителями, учителями-предметниками (18 часов) (Приложение 3.1.)

Работа с детьми (9 часов).

2-4 классы, занятия по программе М.М. Безруких "Все цвета кроме черного". Материалы разработаны и подготовлены при содействии Управления социально-педагогической поддержки реабилитации детей Министерства образования Российской Федерации в рамках федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004 годы".

Все цвета, кроме черного. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников: Пособие для педагогов.- М.: Вентана-Графф, 2003.-64с.- (В помощь образовательному учреждению: профилактика злоупотребления психоактивными веществами).

Цель: настроить детей на познание самого себя, вызывать у воспитанников интерес к формированию образа "Я", воспитывать практические навыки и приемы, направленные на сохранение и укрепление здоровья в повседневной жизни, пропаганда здорового образа жизни, предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о вредных привычках, помочь в предупреждении приобщения учащихся начальной школы к вредным привычкам, способствовать овладению детьми правильными формами поведения в различных жизненных ситуациях.

Работа с подростками ( 5-8 классы, 9 часов - 1 раз в месяц).

Цель: подготовка к дальнейшей жизни, успешная адаптация в подростковой и взрослой среде, учить принятию решений и решению проблем, развитие коммуникативных и межличностных отношений, самосознания и сочувствия, учить сдерживанию эмоций и работе со стрессами.

Тематические занятия (программа "Обучение молодежи жизненным навыкам и приобретение опыта их использования" (автор Р.Д.Айвс). Зарубежный опыт первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних. Учебно-методическое пособие (Под ред. Л.М. Шипицыной.- М.: Московский городской фонд подержки школьного книгоиздания, 2004г.-101с.). (Приложение 3.3)

Работа с подростками

(Основана на Программе "Формирования устойчивого развития личности как основы профилактики химической зависимости среди детей и подростков", удостоенной Диплома МО РФ на Российском образовательном форуме "Школа-2003" 24.04.2003г.)

(9-11 классы, 9-15 часов, 1-2 раза в месяц).

Цель: сдерживание вовлечения несовершеннолетних в потребление ПАВ за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок, изменение ценностного отношения несовершеннолетних к ПАВ, формирование личной ответственности за свое поведение, помочь самоопределиться профессионально, осознать свое предназначение, смысл жизни. (Приложение 3.4.)

Работа с родителями (9 часов)

Цель: Формирование мотивации у родителей на активное позитивное воспитание ребенка, предупреждающее наркотизм.

Задачи:

  • формирование теоретических знаний в области психологии семейных отношений;
  • раскрыть глубину проблемы наркомании;
  • дать объективные сведения о ПАВ;
  • способствовать повышению педагогической культуры родителей, как способ предотвращения появления факторов риска;
  • научить распознавать признаки употребления ПАВ ребенком и адекватно реагировать в сложившейся ситуации. (Приложение 3.5)

IV блок.

Творческий

"Спасибо - нет!"

Целью данного блока является формирование социально-активной позиции детей и подростков, развитие творческих способностей.

В рамках блока проводятся тематические вечера, дискотеки, акции, экскурсии в музеи г. Сочи, походы, праздники, развлечения, викторины, тематические недели и т.д. (Приложение 4)

Фестиваль "Молодежь выбирает здоровье" (апрель).

Цель: формирование творческой культуры детей и подростков, развитие навыков общения, повышение самооценки.

В ДК п. Головинка г. Сочи будут организованы миниплощадки, которые покажут результаты своей деятельности в творческой форме:

Конкурс рисунков на асфальте "Я рисую добро".

Викторина "Умники и умницы".

Юмористическая полоса препятствий.

Выступление творческих коллективов школ.

На фестиваль будут приглашены представители комитета по делам молодежи, наркоконтроля, ПДН, СМИ, родители уч-ся, жители микрорайона.

V блок.

Программа

"Рука помощи"

Целью является оказание социальной, медико-психологической (специалисты ПМС центра, детской поликлиники, наркодиспансера и т.д.), правовой помощи детям, подросткам, их семьям (в том числе анонимной); профилактика и предупреждение девиантного поведения детей и подростков.

Формы работы: консультации специалистов, заседание совета профилактики, посещения на дому, беседы с учащимися и родителями, вовлечение в кружковую работу, тестирование и индивидуальное консультирование в Центре занятости.

В состав совета профилактики входят: педагоги школы, инспектор ПДН, член общешкольного родительского комитета, представитель ТОСа, член администрации школы, социальный педагог.

На совет профилактики приглашаются учащиеся (с родителями), систематически пропускающие занятия без уважительной причины, неуспевающие, нарушающие дисциплину, с девиантным поведением, замеченные в употреблении алкоголя, курящие, приглашаются семьи, стоящие на ВШУ и на учете в КДНиЗП. (Приложение 5).

Предполагаемые результаты:

Уменьшение факторов риска употребления ПАВ среди учащихся школы.

Формирование здорового образа жизни.

Развитие системного подхода к профилактике злоупотребления ПАВ.

Формирование социальных норм, коммуникативных навыков.

Дети научатся управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими.

Вовлечение учащихся школы в активную общественную жизнь.

Увеличение числа публикаций СОШ №78, №90, №91 г. Сочи по пропаганде здорового образа жизни через СМИ.

Приложение.

Читать еще:


Новые материалы:

Решение задач с использованием циклов :: Открытый интегрированный урок по технологии с применением ИКТ, теме "Кулинария" :: Защита творческих проектов :: Разработка урока по информатике и ИКТ "Текстовый процессор Word 2008", 10-й класс :: Использование графического редактора для Создания модели "Валенок" урок для учащихся 5-х классов :: Монахиня ( The Nun ), 2018 :: Дом и дача/Мебель/Детская мебель/Парты и стулья/Мебель/Детская/Столики и Стульчики/Столы детские / Дэми / Стол учебный СУТ 17-04-Д1 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Приемы самообезболивания родов - Хелси и Смарт

Приемы самообезболивания родов


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD