Социальное проектирование и научно-исследовательская деятельность учащихся в социальной сфере : Социальная педагогика

Современная российская школа – это результат огромных перемен, произошедших в системе отечественного образования за последние годы. Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов. Из социально пассивного, рутинизированного, совершающегося в традиционных социальных институтах, образование становится активным. Актуализируется образовательный потенциал, как социальных институтов, так и личностный. Раньше безусловными ориентирами образования были формирование знаний, навыков, информационных и социальных умений (качеств), обеспечивающих “готовность к жизни”, в свою очередь, понимаемую как способность приспособления личности к общественным обстоятельствам.

Сегодня образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и творческой активности в области научно-исследовательской деятельности.

Применение проектных технологий в социально-педагогической работе, включающей детей в социально значимую деятельность, развитие у них учебно-исследовательских (проектных) навыков работы в области социально значимых проблем, как города, так и страны в целом, на мой взгляд, и является инновационной составляющей социально-педагогического образования и воспитания в нашем лицее.

Разработанный мною информационно-обучающий курс “Введение в социальное проектирование” предназначен для учащихся 8-11 классов, целью которого является формирование у учащихся активной гражданской позиции, создание методологической основы для проведения социального проектирования и научно-исследовательской деятельности в социальной сфере.

При реализации курса поставлены следующие задачи:

  • Сформировать и углубить знания о методологии и особенностях социального проектирования.
  • Развить навыки индивидуальной и коллективной проектной работы в процессе подготовки сообщений, рефератов, творческих работ, проектов по социально значимым вопросам и актуальным проблемам социальной политики государства.
  • Закрепить умения анализировать, систематизировать, обобщать материал, полученный в процессе обучения.

Представленный курс имеет модульную систему обучения и рассчитан на 36 часов. Модульный курс обучения предполагает, что работа ведется в рамках конкретного проекта, доводя его от начала до конца по следующему комплексу блоков занятий:

1 блок (рассчитан на 4 часа) "Проект: результат или технология" предполагает знакомство учащихся с методикой социального проектирования, основными понятиями, принципами и видами научно-исследовательской деятельности в социальной сфере, технологиями построения социальных проектов и рассмотрением его структурных элементов. Данный материал представляет собой важную и актуальную основу проектирования, на которую будут накладываться основные навыки ведения научной деятельности учащихся.

2 блок (рассчитан на 18 часов) "Выход в “поле”. Стратегии проектной работы", включает информацию и практическую работу по выполнению проектной деятельности. Блок подразумевает не только получение новых знаний детьми, но и процесс самостоятельного определения социально значимых проблем в современном обществе, поиск путей их решения, формулирования научных целей, задач, гипотез, освоение научного стиля изложения материала, построение исследовательской деятельности и ее анализ в рамках проекта.

3 блок (рассчитан на 14 часов) "Вам слово: презентация научного труда", посвящен вопросу представления социального проекта перед научным сообществом. Данная тема направлена на рассмотрение основных правил создания презентаций проектов и их защиты перед аудиторией.

Процесс обучения социальному проектированию в рамках курса представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника. Активный, творческий характер изучению социальных проблем в обществе придают проблемные задания, постановка вопросов, требующих анализа материала, его оценки. В такой обстановке совершенствуется умение аргументировать свою точку зрения, выслушивать противоположные взгляды и относиться к ним терпимо, а главное начать собственное социально ориентированное исследование.

При выполнении социально ориентированной научно-исследовательской работы, проектировании предполагается использование учащимися различных социологических методов сбора данных: интервью, беседы, анкетирования, наблюдения, а также анализа документов, постановки научных экспериментов и опытов по интересующим их темам. На занятиях предлагается в качестве практического задания составить план проведения исследования, определить необходимый инструментарий (гид интервью, анкеты, видео и аудио аппаратура, карточка наблюдения и другие). Учащиеся должны представить не только ответы на поставленные вопросы, они должны проанализировать полученные результаты, сделать определенные выводы, самостоятельно аргументировать свою позицию по отношению к социальной политике государства и социально значимым проблемам общества.

За время работы данного курса учащимися было подготовлено несколько социально ориентированных проектов, среди которых:

  1. Правовое пространство несовершеннолетних.
  2. СПИД как актуальная проблема современности.
  3. Социально-демографическая ситуация в России: прошлое, настоящее и будущее.
  4. Школьные фобии.
  5. Роль темперамента в структуре межличностного взаимодействия индивидов.
  6. Социальное сиротство в России.
  7. Лабиринты одиночества. Проблема одиночества в современном мире.
  8. Благотворительность и меценатство.
  9. Вредные привычки. Проблема наркомании в молодежной среде.
  10. Насилие над детьми: система социальной защиты в современном мире.
  11. Маркетинг социальных услуг.

Календарно-тематическое планирование курса:

"Введение в социальное проектирование"

1 блок (4 часа)

"Проект: результат или технология"

№ п/п

Тема

Часы

Форма занятия

всего

теория

практика

 

“Методика проектирования: определение, сущность, типология”

1

0,5

0,5

Дискуссия.

Определение тем проектной работы, типов проектов

 

“Структура проекта, его основные элементы”

1

0,5

0,5

Лекция – беседа.

Работа с проектами

(разбиение проектов на элементы, группировка материала)

 

“Визитная карточка проекта -

форма заявки”

1

 

1

Знакомство и заполнение форм заявки проекта

 

Заключительное занятие по блоку

“Проект: результат или технология”

1

 

1

Творческая работа.

Закрепление пройденного материала.

 2 блок (18 часов)

"Выход в “поле”. Стратегии проектной работы "

№ п/п

Тема

Часы

Форма занятия

всего

теория

практика

 

“Программа проекта: цель, задачи, методы работы”

4

2

2

Дискуссия.

Определение цели, задач, научной новизны, практической значимости, методов проектов

 

“Информационный дизайн проекта”

4

2

2

Лекция – беседа.

Работа с проектами

(использование научного стиля изложения материала, текстовое оформление проекта)

 

“Исследовательское поле проекта”

3

1

2

Дискуссия.

Работа с проектами

(выбор формы анализа полученных данных)

 

“Продукты

исследовательской деятельности”

3

1

2

Работа с проектами

(оформление результатов проекта, формулировка выводов, построение рекомендаций)

 

“Практическая ценность проекта”

3

1

2

Беседа.

Разработка и создание информационных материалов, программ, технологических разработок

 

Заключительное занятие по блоку 2

1

 

1

Представление информационных материалов, программ, технологических разработок учащимися.

3 блок (14 часов)

"Вам слово: презентация научного труда"

№ п/п

Тема

Часы

Форма занятия

всего

теория

практика

 

“Знакомство с программой Power Point”

2

1

1

Беседа.

Освоение программы. Подробное

изучение ее основ.

 

“Презентация проекта: программа Power Point”

3

1

2

Лекция – беседа.

Создание презентаций проектов

 

“Защита проектов:

основные правила и процедура”

4

1

3

Дискуссия.

Защита проектов учащимися

Самостоятельная работа

 

Публикация результатов проекта

3

1

2

Беседа.

Создание тезисов проекта, научных статей, аннотаций и выступлений

 

Итоговая конференция

2

 

2

Защита проектов учащимися.

Литература:

  1. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Вебрум-М, 2001.
  2. Клещеева Т. В. Особенности работы в классах, спрофилированных на вузы// Преподавание в школе. – 2001.-№6.с.14.
  3. Кохтев Н.Н Риторика: учебное пособие для учащихся 8-11 кл. с углуб. изуч. гуманит.предметов.-М.: Просвещение, 1994.
  4. Никитина Р.и др. Введение в научно-исследовательскую работу: учебная программа./Школа, -1996-№2
  5. Развитие научно-исследовательской деятельности учащихся: Учебное пособие.– М.: Народное образование, 2001.
Читать еще:


Новые материалы:

Воспитание потребительской культуры :: Организация сотрудничества классного руководителя с родителями учащихся начальных классов :: Классный час "Символы Республики Казахстан – национальная гордость". 10-й класс :: Родительское собрание на тему "Семейные традиции. Их роль в воспитании ребенка" :: Интерактивный урок «Мои жизненные ценности, или Ценности, которым нет цены» :: Kingsman: Золотое кольцо ( Kingsman: The Golden Circle ), 2017 :: Кресла / MOON TRADE / Кресло раскладное Барон 022 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD