Программа "Пропаганда здорового образа жизни и профилактика употребления психоактивных веществ" : Социальная педагогика

Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя.
От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная
жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
В.А. Сухомлинский

Нестабильность социально-экономической и политической жизни страны и как следствие стрессы, риск, невозможность четко представить и спланировать будущее, влияют на то, что у значительной части взрослого населения отсутствует уверенность в завтрашнем дне, нет чувства удовлетворенности жизнью. Такая ситуация отрицательно сказывается на уровне воспитанности детей. Воспитанию в семьях уделяется недостаточно внимания, времени и усилий, что толкает подростков на путь ухода от непонятной и нестабильной реальности в иллюзорный мир посредством использования различных психоактивных веществ (ПАВ). Эти вещества воздействуют на центральную нервную систему человека и приводят к изменению состояния сознания. Их длительное применение является причиной возникновения у личности состояний психологической и физической зависимости.

В последние годы в России употребление психоактивных веществ (ПАВ) приняло характер эпидемии. Определенная часть общества, не найдя в себе силы адаптироваться к социуму, предпочитает уход в наркогенную среду. Уровень наркотизации все больше захватывает детско-подростковые группы

Как следует из большинства социологических исследований и научных публикаций, в России 8 % молодежи периодически употребляют наркотики. ПАВ - это уже часть молодежной субкультуры, привычный элемент досуга.

С каждым годом увеличивается количество детей и подростков, начинающих пробовать различные психоактивные вещества в школьном возрасте. Это явление вызывает тревогу у педагогов и родителей и дает основание для усиления профилактических воздействий, направленных на пропаганду здорового образа жизни и снижение интереса к психоактивным веществам у учащихся.

Врачи-педиатры, наблюдающие состояние здоровья школьников, а также данные государственной медицинской статистики свидетельствуют о негативных изменениях в организме учащихся в процессе их обучения в школах разного типа. У современных школьников стали чаще выявлять такие нарушения физического развития, как дефицит массы тела и низкий рост. Заболеваемость детей школьного возраста держится на высоком уровне и составляет примерно 2400-2600 заболеваний на 1000 детей, т.к. каждый школьник на протяжении учебного года условно болеет 2,4-2,6 раза. Это свидетельствует о низкой сопротивляемости организма к патогенным микроорганизмам и вирусам, а также к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

Неблагоприятные факторы среды действуют в той или иной степени на всех. Однако подвержены заболеваниям, возникновению зависимости далеко не все, находящиеся в сходных условиях. Значит дело в самой личности, которая либо определенным образом противостоит отрицательным влияниям, либо не может им противостоять. И тогда идет по пути наименьшего сопротивления трудностям, позволяя себе употреблять психоактивные вещества, которые якобы уменьшают насущную проблему, стоящую перед личностью, либо же дают ощущение радостной эйфории в череде серых жизненных будней.

Качествами, необходимыми и достаточными для устойчивости перед наркогенным соблазном, может обладать только здоровая во всех смыслах личность. Поэтому одной из главных характеристик профилактической деятельности употребления ПАВ в общеобразовательном учреждении будет являться её направленность на формирование здорового образа жизни.

Первичная профилактика (а именно первичную профилактику проводят в школах учителя и специалисты) призывает ребят к пониманию личной ответственности за свое здоровье и происходящие в жизни события, поощряет подростков вести здоровый образ жизни.
Наркомания входит в число очень важных проблем нашей современности. Основные социальные причины, влияющие на приобщение подростков к наркотикам чаще всего следующие:

  • одиночество, неустроенность, жизненные проблемы;
  • особенности подросткового возраста;
  • неблагополучие в семье;
  • проблемы в школе;
  • доступность наркотиков.

Отклоняющееся от нормы поведение может быть следствием нижеследующих обстоятельств, присутствующих в жизни подростка:

  • социальной незрелости личности;
  • физиологических особенностей организма;
  • стремления испытать новые ощущения;
  • любопытства;
  • недостаточной способности к прогнозированию последствий своих действий;
  • повышенного желания независимости.

Положительными качествами, способствующими подрастающей личности не употреблять ПАВ и быть здоровой, являются: эмоциональная устойчивость; сформированность волевых усилий; нравственная воспитанность; межличностная адаптация; сформированность ценностных ориентации; осознанность мотивационно-потребностной сферы.

Вышеперечисленные показатели, препятствуют влияниям отрицательных факторов среды на личность. Их возможно и необходимо развивать у подрастающей личности, вовлекая ее в разные виды педагогически организованной активности. Основным институтами, создающими условия для такой активности, являются:

  • семья,
  • система образовательных учреждений,
  • система учреждений дополнительного образования.

Цели и задачи программы:

Цель: поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся школы, создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к ЗОЖ как к одному из главных достижений успеха.

Задачи:

  • Создать условия для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования ЗОЖ.
  • Популяризовать преимущества ЗОЖ, расширять кругозор школьников в области физической культуры и спорта, стимулировать их к овладению индивидуальными способами ведения здорового образа жизни.
  • Организовать систему профилактических работ по предотвращению роста заболеваемости учащихся школы.
  • Создать условия для осознания подростками здоровья как ценности, увеличить потенциальную способность детей и подростков жить без зависимостей, быть здоровым физически, психологически, социально и духовно.
  • Ориентировать профилактические действия, мобилизирующие усилия школьника, направленные на формирование психологического здоровья как фактора защиты от влияния наркогенной окружающей среды.
  • Подготовка педагогов к организации первичной профилактической деятельности.
  • Проводить работу с родителями учащихся, направленную на формирование в семьях здоровьесберегающих условий, здорового образа жизни, профилактику вредных привычек.
  • Использовать в профилактической деятельности дополнительные ресурсные возможности общественной и образовательной среды города и области.

Формы и методы работы

Цель и задачи программы определили комплекс форм и методов, позволивших определить логику работы и достичь искомых результатов.

  • Лекция.
  • Беседа.
  • Тренинги и упражнения тренингового характера.
  • Мозговой штурм.
  • Арт-терапия.
  • Ролевая игра.
  • Рефлексия опыта, полученного на занятиях.
  • Составление информационных газет с активами классов.
  • Конкурсы рисунков, плакатов, мини-сочинений.
  • Решение ситуационных задач.
  • Дискуссии.
  • Урок "вопрос - ответ".
  • Просмотр художественных и документальных видеофильмов с последующим их обсуждением.
  • Круглые столы.
  • Театрализованные представления "Суд над наркотиками", "Нет курению" и др.
  • Проведение акций, посвященных ЗОЖ, Международным дням борьбы ВИЧ/СПИД, отказа от курения, памяти жертв СПИДа и др.
  • Консультации (индивидуальные и групповые).
  • Соревнования по различным видам спорта.
  • Дни здоровья
  • Посещение театров и кинотеатров с просмотром спектаклей и фильмов по теме.
  • Демонстрация информационных стендов, плакатов.
  • Выставки литературы по теме.
  • Диагностико-аналитический блок: анкетирование, тестирование, проведение различных методик, аналитическая деятельность, мониторинги (мониторинг совершенных правонарушений воспитанниками; мониторинг участия воспитанников в системе дополнительного образования, мониторинг заболеваемости воспитанников).
  • Групповые занятия (групповые занятия проводятся классными руководителями, психологами и социальными педагогами образовательных учреждений):
  • Групповые занятия по развитию коммуникативных навыков.
  • Групповые занятия по профилактике асоциального поведения с основами правовых знаний.
  • Групповые занятия, направленные на помощь в достижении позитивных жизненных целей.
  • Групповые занятия с родителями подростков для повышения уровня осведомленности в вопросах воспитания детей и правовых знаний, касающихся их ответственности и прав, предусмотренных законодательством РФ.

Реализация программы

Программа ориентирует профилактические действия, направленные на формирование здоровья школьников.

Профилактическая работа должна осуществляться за счет интеграции усилий педагогической, социально-психологической и досуговой служб школы. Но профилактика будет действующей только в том случае, если подходить к этому с позиции системного подхода.

Исходя из задач, программные направления по реализации профилактической деятельности определились следующие:

  • Работа с субъектами педагогического процесса (с родителями, с учителями, с учащимися)
  • Взаимодействие с социальными институтами и учреждениями города и области.

Рефлексия работы в данном направлении.

Программа предусматривает деятельность субъектов профилактики в нормативно-правовом, информационно-аналитическом, психолого-педагогическом и организационном направлениях.

Программа состоит из четырех разделов:

Организационно-методические мероприятия.

Работа с субъектами педагогического процесса:

  • работа с учащимися;
  • работа с педагогами;
  • работа с родителями.

Взаимодействие с социальными институтами и учреждениями города и области.

Рефлексия работы в данном направлении.

Основные принципы реализации данной программы:

  • Возрастная адекватность (предлагаемые формы работы должны носить соответствующий психологическим особенностям детей характер).
  • Системность (ранняя профилактика наркотизма является частью общего процесса воспитания учащихся).
  • Модульный характер (программа реализуется в рамках направлений деятельности школы).
  • Включение в работу по программе взрослых членов семьи учащихся.
  • Принцип "запретной информации" (детям не сообщаются сведения, способные побуждать интерес к тем или иным аспектам наркотизма)

Данная программа проста в реализации. Может быть запланирована и осуществлена как в течение одного года, так и в течение нескольких лет.

Ожидаемые результаты:

  1. Уменьшение факторов риска употребления алкоголя, табака и наркотиков и других факторов, ведущих к нездоровому образу жизни.
  2. Овладение детьми и подростками здоровыми жизненными навыками.
  3. Адекватная самооценка.
  4. Установление здоровых про-социальных связей (коммуникативные способности).
  5. Способность решать проблемы.
  6. Способность осознавать, программировать и контролировать собственное поведение.
  7. Увеличение знаний о влиянии алкоголя, табака, легальных лекарств и нелегальных психоактивных средств на семью и общество, на физическую, эмоциональную, духовную и интеллектуальную сферы индивида.
  8. Увеличение знаний о здоровых жизненных навыках и практическое их применение.
  9. У подростков снизится потребность в самоутверждении посредством демонстративного отклоняющегося поведения.
  10. Сформируется способность к планированию своего поведения и прогнозу разрешения конфликтных ситуаций.
  11. Выработаются позитивные жизненные цели и мотивация к их достижению.
  12. Повысятся правовая грамотность и ответственность за свое поведение.
  13. Будут созданы условия для формирования у подростков антинаркогенной установки.

Участники программы:

  • Директор
  • Воспитатель
  • Учителя-предметники
  • Социальный педагог
  • Психолог
  • Заместитель директора по воспитательной работе
  • Заместитель директора по учебно-воспитательному процессу
  • Педагог-организатор
  • Родители
  • Воспитанники
  • Врач
  • Медсестра
  • Работники социальных институтов и учреждений города и области
  • Реализация программы по профилактике ПАВ осуществляется с 2007 года.

Результатами такой деятельности является:

  • Отсутствие воспитанников школы-интерната №20 в числе совершивших какие-либо правонарушения и задержанных правоохранительными органами;
  • Отсутствие учащихся школы-интерната №20 ОАО "РЖД", состоящих на учете в наркодиспансере, на учете ОДН, КДН.
  • Снижение количества учеников, состоящих на внутришкольном учете в течение учебного года;
  • Отсутствие воспитанников, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в школе.
  • 100% занятость воспитанников в системе дополнительного образования.

Литература:

  1. Тищенко О.И. Программа "Школа-территория здоровья". Журнал "Классный руководитель", №4, 2008
  2. Подобед С. Программно-целевой подход в решении проблемы преодоления наркотической зависимости у детей. Журнал "Воспитание школьников", №9, 2007
  3. Блажнова О.В. Диагностические технологии в работе социального педагога. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок", раздел "Социальная педагогика"
  4. Макарова Т.В. Программное обеспечение здоровьесберегающей деятельности. Журнал "Классный руководитель", №5, 2007
  5. Моторина Л. Организация здоровьесберегающей деятельности. Журнал "Воспитание школьников", №10, 2005
  6. Программа учебно-оздоровительной деятельности школы-интерната №20 ОАО "РЖД" "Образование и здоровьесберегающие технологии", 2006
Читать еще:


Новые материалы:

Повторительно-обобщающий урок на немецком языке "Немецкие школы. Какие они?". 6-й класс :: Урок по литературе на тему: "Прощание с героями Тургенева" (по повести Тургенева "Ася") :: События и точка зрения. Авторская позиция, идейный смысл рассказа Ю.Нагибина "Мой первый друг, мой друг бесценный" :: "…часы воодушевления эмоционального подъема… нравственного прозрения…" (Система уроков внеклассного чтения и бесед по современной литературе в школе) :: Интегрированный урок в 6-м классе по теме: "Портрет в искусстве" :: Любовь и страсть. Далида ( Dalida ), 2016 :: Дом и дача/Текстиль/Постельное белье/Комплекты/Текстиль/Постельное белье/Комплекты Полутораспальные / Karna / Комплект полутораспальный TOWEN ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD