"Личность и общество" : Социальная педагогика

Введение:

Личность изучается комплексом наук. Социология - одна из решающих, определяющих в этом комплексе, но она все-таки не способна заменить все остальные: философию, этику, психологию, социальную психологию, педагогику и т.д. Вовлекая в круг своих размышлений данные самых различных наук, социология, между тем, преимущественно концентрируется на одном ракурсе изучения личности - личность как источник социальной жизни, как ее единственный реальный носитель и деятель, как далее неразделимый элемент социальной жизни, социальных взаимодействий, институтов и т.д.

Социальный статус - структурный элемент социальной организации общества, который предстаёт перед индивидом как позиция в системе социальных отношений. Социальный статус выступает характеристикой социальной позиции в определённой системе социальных координат. В этом отношении социальную структуру можно представить как сложную систему взаимосвязанных социальных статусов, занимая которые индивид становится членом общества. Социальный статус имеет внутренне содержательную сторону и внешние формы проявления (номинацию). Содержательная сторона социального статуса характеризуется функцией определённой для этой социальной позицией, и комплексом прав, обязанностей, привилегий, полномочий, сопряженных с реализацией данной функции. Знание содержательной стороны собственного статуса и статусов других индивидов, с которыми устанавливаются взаимодействия, позволяют определить диспозицию (расположение) конкретного социального статуса в социальной системе координат. Внешние формы проявления статуса предполагают следование индивидом нормам поведения, соответствующим данному социальному статусу. Вступая в различные социальные отношения, человек одновременно занимает ряд социальных статусов. В современном обществе, характеризующемся сложным переплетением различных сфер деятельности, социальный статус личности определяется несколькими признаками, например: престижностью профессии, уровнем дохода, уровнем образования, позицией во властной сфере. Такой обобщенный статус называется индексом социальной позиции.

Для выполнения конкретных функций в ходе социального взаимодействия на человека накладываются определенные функциональные обязанности. И вместе с тем он наделяется определенными правами, что является своеобразной формой фиксации принципа "платы" и "вознаграждения", лежащего в основе социальных связей, наиболее значимые обязанности и права возникают, естественно, в рамках социальных институтов. В этом случае обязательства и права достаточно четко регламентированы, выполнение человеком его обязанностей контролируется. В данной работе основной целью является сравнение понятия статуса которое мы можем встретить как в социологии так и в социальной психологии.

Функции индивида и вытекающие из них обязательства и права по отношению к другим участникам социального взаимодействия определяет социальный статус человека. Иначе говоря, в статусе фиксируется тот набор конкретных действий, которые должны быть ему предоставлены для осуществления своей деятельности. Зная социальный статус конкретного человека, его социальные функции, мы ожидаем от него, что он будет осуществлять исключительно типичный набор действий, которые, как нам представляется, необходимы для исполнения этих функций.

Задание:

В ходе работы выяснить, что такое социальный статус, какие статусы существуют и от чего они зависят. Возможно ли совмещение статусов? Какие статусы наибольшим образом влияют на положение человека в обществе? В конце урока каждый из вас должен научиться давать статусную характеристику себе и своему окружению.

Работа производится в группах:

1 группа – “Статус”. Приложение 1

2 группа – “Личный и социальный статус”. Приложение 2

3 группа – “Приписываемый и прирожденный статус”. Приложение 3

4 группа – “Достигаемый статус”. Приложение 4

Ключ. Приложение 5

Контрольный тест. Приложение 6

Словарь урока. Приложение

1 группа: в ходе работы ответить на следующие вопросы

1. Что такое статус?

2. Назовите основные показатели социального статуса?

3. Что такое статусный набор?

4. Описать полный набор статусов у себя, кого-нибудь из группы или знакомых (2-3 примера), причем один должен быть обязательно взрослым. Сравнить их между собой. У кого список получился длиннее?

2 группа: в ходе работы ответить на следующие вопросы

1. Что такое главный статус? Приведите примеры.

2. Какие два вида статуса нам необходимо различать?

3. Что такое социальный статус? Приведите примеры.

4. Что такое личный статус? Приведите примеры.

5. Определите главный статус, личный и социальный 2-3 человек из группы (хотя бы один – взрослого).

3 группа: в ходе работы ответить на следующие вопросы

1. Что такое приписываемый статус? Приведите пример.

2. Какие три статуса считаются прирожденными? Почему?

3. В чем разница между ними?

4. Определить, к какому статусу относятся к следующие статусы: император, глава католической церкви, сенатор, президент, свекор, муж, украинец, принц, герцог, боярин, опричник, вельможа

4 группа: в ходе работы ответить на следующие вопросы

1. Что такое достигаемый статус?

2. Каким образом человек его достигает? Привести примеры.

3. Чего требует достигаемый статус от человека?

4. Разберитесь со своим статусным набором: какие статусы в нем приписываемые, а какие достигаемые? А у ваших родителей?

Отчет:

Отчет должен быть представлен в виде устного сообщения (1, 3, 4 группы – ответы на 1-3 вопросы; 2 группа – ответы на 1-4 вопросы).

Ответы на вопрос №4 (1, 3, 4 группы) и № 5 (2 группа) подаются в письменной форме каждым учащимся.

Порядок работы:

- Произвольно разбиться на 4 группы.

- Выбрать одну из представленных групп.

- Работа с теоретическим материалом по теме группы.

- После работы с источниками информации обсудить результаты работы в микрогруппе и подготовить совместный отчет.

- При необходимости группа может получить консультацию преподаватель.

- В работе можно использовать компьютер, учебные пособия, схемы и т.д.

- Представление отчета.

Ресурсы:

При выполнении задания можно использовать следующие ресурсы:

Энциклопедии

Сайт http://svetula.ucoz.ru или http://sites.google.com/site/snbulgakova/

Учебник “Обществознание”, автор Кравченко А.И.

Учебник “Человек и общество”, автор Боголюбов Л.Н.

Словарь

Заключение:

Мы продолжим изучение данной темы, когда будем говорить о социальной роли личности. А сейчас прошу ответить на следующие вопросы:

Насколько удачной была работа по выработке общей точки зрения в микрогруппе (была ли возможность учитывать мнение каждого или пришлось подчиняться давлению группы?).

Какие еще вопросы можно было бы обсудить после завершения работы?

Почему это могло бы быть важным для ответа на главный вопрос темы?

В работе использованы материалы:

1. Учебника “Обществознание”, автор Кравченко А.И.

2.Учебника “Человек и общество”, автор Боголюбов Л.Н

3. А.Г.Эфендиев "Основы социологии". Курс лекций. М.1994.

4. Портал (http://webquest.sdsu.edu)

5. Веб-квест шаблоны (автоматическое создание квеста) http://209.85.171.104/translate_c?hl=ru&sl=en&tl=ru&u=http://webquest.sdsu.edu/LessonTemplate.html

Читать еще:


Новые материалы:

Открытый урок по алгебре и началам анализа в 10-м классе по теме "Основные формулы sinа и cosа" :: Виды алгебраических уравнений и способы их решения :: Экскурсия по Казанскому кремлю. Урок математики в 5-м классе по теме "Натуральные числа" :: "Урок Хлеба" (урок математики в 5-м классе по теме "Действия с десятичными дробями") :: Внеклассное мероприятие естественно-математического цикла "Дело о пропавших Леди" :: Трансформация ( Rupture ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Корпусная мебель/Полки и Стеллажи/Полки/Полки настенные / ОГОГО Обстановочка / Полка навесная Play ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD