Организация работы школы по профилактике наркомании среди учащихся : Социальная педагогика

Наркомания – одна из острейших проблем современности. За ней – пагубное и массовое воздействие на здоровье людей, особенно молодежи, рост преступности, теневой экономики, насилия, истощение людских, природных и финансовых ресурсов страны.

Наша страна и наш регион, к несчастью, в силу различных причин, не избежали этой участи.

По официальным данным Управления Госнаркоконтроля РФ по Астраханской области на сегодня в области официально зарегистрировано более 7 тысяч наркоманов. Однако, по оценкам специалистов число потребителей наркотиков в Астраханской области намного больше. Особенно эта проблема проявляется в подростковой и молодежной среде. Только за 5 последних лет, по официальным данным, количество молодых людей, зависимых от наркотических средств, выросло в 3,5 раз. Среди подростков и молодежи каждый десятый пробовал или систематически употребляет наркотические вещества. Порог обращения к наркотикам опустился до 9 – 10 лет, встречаются случаи приема наркотиков с 6–летнего возраста. Распространение наркомании неизбежно ведет к росту преступности. По сравнению с 2002 годом наблюдается значительное увеличение количества преступлений, связанных с оборотом наркотических средств, в том числе совершаемых несовершеннолетними.

Центр медицинской профилактики провел социологическое исследование для изучения распространенности в области вредных привычек, в частности, употребление наркотических и токсических веществ среди молодежи. По полученным данным, около 80 процентов опрошенных считают наркоманию болезнью, но 19 % не видят в наркотической зависимости угрозы здоровью, потому что считают это явление модным или просто увлечением. 52 % признались, что в окружении есть лица, употребляющие наркотики. (File:\F:\НАРКОТИКИ РУ НОВОСТИ.htm)

Реалии современного общества подводят образовательные учреждения к необходимости организации работы по профилактике наркомании. С опорой на достижения психолого-педагогической науки (труды основателей гуманистической психологии А. Маслоу, К. Роджерса, Р. Мия, а так же на работы психологов и педагогов начала XX в. В.А. Сухомлинского, А.с. Макаренко, С. Т. Шацкого и современных исследователей отклоняющегося поведения детей и подростков В.С. Битенского, И.С. Кон, И.Е.Личко, М.И. Мосягина), нормативно-правовую базу (Конвенцию ООН о правах ребенка от20.11.89 г., Конституцию РФ, ряд Федеральных законов России, в том числе: Федеральный Закон “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”, “О наркотических средствах и психотропных веществах”) и Федеральную целевую программу “Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы”.

Наша школа №71 расположена в поселке Янго-Аул. Это поселок пригородного типа, который находится на острове и значительно удален от центра. В настоящее время в нем отсутствуют культурно-досуговые учреждения, спортивные комплексы, промышленные предприятия.

Обобщенные сведения о семьях учащихся показывают, что растет число неполных семей ( 20,6%) и социально – неблагополучных семей (19,3%). Во многих семьях прослеживается плохая наследственность (9% учащихся школы имеют диагноз задержка психического развития. Таким образом, основной целью работы по профилактике наркомании руководство школы и педагогический коллектив видит в создании единой школьной политики, направленной на распространение знаний о пагубности, опасности и незаконности употребления наркотических средств, приобретению учащимися устойчивых установок на их неприятие и формирование основ здорового образа жизни.

Исходя из опыта работы нашей школы, хочется остановиться на следующих направлениях:

Методическая и психолого-педагогическая подготовка учителей   (классных руководителей) к ведению профилактической работы:

  • Поэтапное обучение педагогов школы в рамках областной программы “Профилактика аддиктивного поведения у детей и подростков” специалистами детского подростково-поликлинического отделения ОГУЗ “Наркологический диспансер”.
  • Практический двухдневный семинар с классными руководителями классов VII вида коррекции “ Основные положения работы по профилактике наркомании”, проводимый специалистами ОГУЗ “Наркологический диспансер” во главе с заведующий ДПО ОГУЗ “Наркологический диспансер”.
  • Цикл практических занятий, организованные педагогами-психологами школы на МО классных руководителей:
    • “Психолого-педагогическая диагностика и ее роль в предупреждении наркомании”;
    • “Причины начала употребления наркотиков и алкоголя в среде подростков”;
    • “Наркотики и семья”;
    • “Оказание психолого-педагогической поддержки детям группы риска” и т. д.
  • Педагогический совет: “Пути сохранения физического, психологического и социального здоровья подрастающего поколения”.

Воспитательная работа с учащимися через школьный модуль “Мы хотим жить в здоровом мире”:

  • Цикл классных часов под рубрикой “Здоровье” (беседы, викторины, брейн-ринг). С учетом возрастных и психологических особенностей учащимся рассказывают об опасности вредных привычек, в том числе употребления алкоголя, наркотических средств и последствиях как медицинских, так и социальных
  • КТД “Я выбираю жизнь” (1–11-е кл.)
  • Акция “Спорт вместо наркотиков”. В программе:
    • Спортивный праздник “Мама, папа, я – спортивная семья (1–2-е кл.);
    • Спортивный праздник “Пять олимпийских колец” (3–4-е кл.);
    • Спортивный калейдоскоп” (5–7-е кл.);
    • Деловая игра “Наркотики. За и против” (8–9-е кл.);
    • Тренинг “Твой выбор?!” (10–11-е кл.);
    • Конкурс сочинений “Мир без наркотиков” (9–11-е кл.)
  • Традиционный ежегодный круглый стол для старшеклассников “Мы хотим жить в здоровом мире”, с приглашением специалистов ОГУЗ “Наркологический диспансер”, сотрудников КДК ЗП ИДИ.
  • Конкурс рисунков, аппликаций и плакатов “Я за здоровый образ жизни”.
  • Подготовка волонтерских групп учащихся 8–10-х классов специалистами ДПООГУЗ “наркологический диспансер” в рамках областной программы “Профилактика аддиктивного поведения детей и подростков”.

В развитии профилактической работы с учащимися имеет большое значение укрепление материально-технической базы школы и конкретно развитие спортивной базы. Благодаря усилиям администрации Ленинского района в 2001 г. построен на территории школьного двора спортивный стадион, который включает баскетбольную и волейбольную площадки, футбольное поле, беговые дорожки, трибуны для зрителей, что расширяет возможности для проведения спортивно-массовых мероприятий и формированию основ здорового образа жизни:

  • Сложилась положительная практика проведения общешкольных спортивных праздников. Состязаний, посвященных знаменательным событиям школы, района и города (ко Дню города, Дню Победы и т.д.);
  • Традиционный “День Здоровья” (сентябрь, апрель) с привлечением родителей, учащихся и жителей микрорайона;
  • Несколько лет проводится районная Спартакиада “Остров Надежды” по 5 видам искусств;
  • В летний период в рамках городской программы “Астраханские дворы” проходят мероприятия спортивно-развлекательной направленности для учащихся и населения пос. Янго-Аул;
  • Два раза в неделю организуются спортивные игры для населения микрорайона по волейболу, футболу на спортивном стадионе.

Коррекционно-развивающая работа с учащимися девиантного поведения:

  • Индивидуальная работа (индивидуальные консультации и коррекционные занятия, беседы)
  • Групповая работа:
    • Социально-психологический тренинг “Вместе мы выбираем жизнь” (10-й кл.)
    • Игровое моделирование реальных ситуаций наркозависимости подростков в имитации телешоу “Пусть говорят” (11-й кл.)
    • Мозговой штурм “Что такое наркотики?” (7–8-е кл.)
    • Групповая дискуссия “Наркомания – это болезнь?”

Задача работы психолога заключается в создании у подростков личностных ресурсов, позволяющих находить выход из трудных жизненных ситуаций, обучение навыкам уверенного поведения, установки на самостоятельный выбор, обсуждение и демонстрация преимуществ здорового образа жизни.

Таким образом, именно школьная среда, по нашему мнению, должна стать основной “ареной” профилактики наркозависимости. К этому обязывает не только то, что большую часть времени дети и подростки проводят именно в стенах школы, но и то, что отсутствие знаний, навыков, стратегий поведения взрослой части населения не позволяет им оказывать необходимое воспитательное воздействие. Появилась потребность развития концептуально обоснованного подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами среди подростков и молодежи, разработки и внедрения комплекса воспитательных и образовательных мер, программ для школьников.

Список литературы

  1. Методические рекомендации по профилактике наркозависимости у детей и подростков. АОИУУ, 2001 г.
  2. Наркоситуация в молодежной среде. Структура, тенденции, профилактика. Ф.Э.Шереги, А.А. Арефьев.
  3. Региональные модели социально – педагогической профилактики пав-зависимостей в молодежной среде. ООО фирма “Вариант” Москва, 2005 г.
  4. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании. С.В. Березин, К.С. Лисецкий, Из-во Института психотерапии, 2000 г.
  5. Школа без наркотиков. Л.М. Шипицина, Е.И. Казакова, Образование – культура, Санкт-Петербург, 1999 г.
Читать еще:


Новые материалы:

Урок русского языка по теме "Имя прилагательное" :: Методическое пособие для уроков русского языка в начальной школе "Мы читаем с песенкой по музыкальной лесенке" :: Внеклассное чтение. Вопросы к художественным произведениям. 3-й класс :: Деловая игра "Консилиум по вопросу: правила и гигиена питания" :: Урок русского языка по теме "Глаголы в предложении. Частица "не" с глаголами" :: Анна Каренина. История Вронского, 2017 :: Дом и дача/Текстиль/Постельное белье/Комплекты/Текстиль/Постельное белье/Комплекты Полутораспальные / Karna / Комплект полутораспальный EVONNA ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Как накачать пресс для детей

Как накачать нижнюю часть пресса?x Check Also Во время беременности фигура женщины претерпевает большие перемены. Появляются лишние килограммы, кожа...

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Легкая зарядка для похудения

Зарядка для похудения Эффективная зарядка для похудения живота и боков займет всего несколько минут Вашего времени, но в ответ даст очень быстрый эффект. Делать...

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD