Особенности социализации детей с ограниченными возможностями : Социальная педагогика

Особенности социализации детей с ограниченными возможностями : Социальная педагогика

Современная модель образования, президентская инициатива: "Наша новая школа" определяют приоритетные задачи образования, среди которых:

  • ориентация школьного образования на практические навыки и способности, овладение обучающимися умениями применять знания, реализовывать собственные проекты;
  • овладение обучающимися умениями коммуникации, анализа, понимания, принятия решений;
  • возрастание роли и значимости учебных курсов с элементами освоения технологий;
  • вовлечение обучающихся в проектную и практическую деятельность; осуществление к каждому ребенку индивидуального подхода, минимизация риска для здоровья в процессе обучения.

Возникновение понятия "универсальные учебные действия" связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития Личности учащегося от стихийности - к целенаправленному и планомерному формированию УУД. Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Особо важное значение имеют социальные институты образования в процессе социализации детей с ограниченными возможностями, в том числе с нарушением интеллекта.

В настоящее время лица с проблемами в развитии получили право на обучение и воспитание, на равные возможности в производственной и общественной деятельности. Эти права гарантируются международным сообществом и закреплены рядом специальных документов: "Декларация прав ребёнка" (1969), "Конвенция по правам детей" (1989), "Декларация прав инвалидов" (1975), "Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов" (1989), а также Российскими законами и типовыми положениями: "Конституция Российской Федерации",закон РФ "О социальной защите инвалидов" (1995), закон РФ "Об образовании" (2007), типовое положение "О специальном (коррекционном образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии" (1997).

Интеллектуальная недостаточность обязательно означает значительное ослабление умения приспосабливаться к социальным требованиям общества. Проблеме социализации ребенка с интеллектуальной недостаточностью посвящено значительное количество исследований.

Отмечается неадекватность самооценки этой категории обучающихся (Л.В. Викулова, Л.С. Выготский, С.Я. Рубинштейн).

Проблему нарушения мотивационно-эмоциональной сферы умственно отсталых детей затрагивают исследования Ю.Т. Матасов, А.Г. Московкина.

Для этой категории детей характерно отсутствие достаточного межличностного общения, в том числе невербального (А.С. Белкин, Н.П. Долгобородова, Г.М. Дульнев).

Отмечается ограниченность знаний и представлений о социальной действительности, склонность к социальному иждивенчеству (В.В. Воронкова, К.М. Турчинская, Н.П. Павлова).

Исследование проблемы мотивации приводит к выводу, что нельзя подготовить воспитанников специальной школы к самостоятельной трудовой деятельности, к жизни в обществе, не воспитав у них эмоционально-волевых качеств, не научив правильно вести себя в различных ситуациях, проявлять необходимое волевое напряжение при выполнении любой задачи. Только действенная практика укрепляет мотивацию достижения успеха. В итоге ребенок, познавший вкус успеха, перестает чувствовать себя неспособным к обучению (Г.Н. Андросова).

Полноценная социальная адаптация детей с отклонениями в развитии невозможна без формирования системы их нравственно-правового сознания и ценностных ориентаций. Эта проблема рассматривалась в исследованиях В.В. Воронковой, которая отмечает, что наличие интеллектуального дефекта повышает вероятность социальных отклонений в поведении личности. Неумение разобраться в ситуации, осознать причинно-следственные связи между поступком и результатом является истинной причиной нарушения поведения умственно отсталых детей. Незрелость эмоций, направленность на удовлетворение примитивных потребностей, снижение самокритичности, нарушения в развитии волевых качеств - все это является факторами, значительно затрудняющими процесс социализации и интеграции таких детей в социум. Сниженная самостоятельность, моторная неумелость приводит к тому, что ребенок становится объектом насмешек со стороны окружающих, исполнителем социальных ролей, унижающих его достоинство, подвержен манипуляциям

Дефект интеллекта особенно заметно сказался на становлении и развитии способностей эстетического освоения действительности. "Умственно отсталые подростки не обнаруживают сколько-нибудь глубокого, адекватного эмоционального отношения к музыке, поэзии, живописи. По-видимому, как познавательные интересы, так и эстетические эмоции, как наиболее сложные образования в психике, стоящие в тесной зависимости от общего интеллектуального развития, у умственно отсталых подростков закономерно менее развиты" (Г.С. Дульнев). И.Г Ерёменко отмечает слабое развитие у таких детей эстетического восприятия и вкуса. Под влиянием воспитания и коррекции удается добиться значительного продвижения детей в этом направлении. "Благодаря таким изменениям личность аномального ребенка поднимается на более высокий уровень духовного развития, открываются новые возможности преодоления отрицательного воздействия патологической возбудимости и заторможенности на эмоциональное развитие, переживания своей неполноценности сглаживаются, вытесняясь оптимистическим настроением, происходит процесс обновления и психического оздоровления личности, её гуманизация" (Т.И.Пороцкая).

Многолетние наблюдения польского специалиста Д.Плох за жизнью умственно отсталых подростков показывают, что они обычно безболезненно включаются в производительный труд по данной им специальности и относительно успешно адаптируются в трудовом коллективе. Основные трудности возникают в сфере использования свободного времени и адекватном определении своего места в непроизводственном коллективе. Свободное время должно быть организовано разнообразно, но, прежде всего, необходимо предусмотреть такие занятия, которые способствовали бы вхождению умственно отсталых подростков в самостоятельную жизнь, повысили бы уровень сформированности социального опыта. К ним относятся занятия, мероприятия, ставящие задачи физического, эстетического, духовного воспитания, углубление и совершенствование трудовых умений и навыков, формирование определенных психических качеств личности.

Не менее важное значении в социализации подростков с нарушением интеллекта имеет семья.

Адаптивность человека понижается или повышается под воздействием воспитания, обучения, условий и образа жизни. Большая часть воспитанников школы-интерната из неблагополучных, неполных, малообеспеченных семей с низким образовательным уровнем. Но именно в семье закладываются базисные ценности и долговременные цели, на основании чего строится свой жизненный сценарий.

На основе проведенного социологического исследования условий первичной социализации воспитанников школы-интерната можно сделать вывод, что воспитательный потенциал семей воспитанников крайне низкий (Приложение 1)

Противоречие между жизненными реалиями настоящего времени и социальными качествами выпускников с ограниченными возможностями определяет актуальность проблемы - поиск путей и средств, повышающих эффективность социализации воспитанников с нарушением интеллекта в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида.

В целях совершенствования процесса социализации детей с интеллектуальной недостаточностью необходимо более глубокое использование социально-педагогического потенциала дополнительного образования, который восполняет недостающие или отсутствующие звенья основного образования. Именно здесь в полной мере осуществляется принцип природосообразности, существенным образом меняется характер воспитательных отношений, превращая их в партнерские. Именно здесь включаются механизмы творческого воспитания, потому что имеет место труд не по необходимости или по принуждению, а по велению души. Ремесло, как вид деятельности, является очень богатым и сложным процессом, в котором принимают участие основные функциональные комплексы нашего организма: воспринимающие (анализаторы, органы чувств), перерабатывающие (мозг), моторные (исполнительские функции). При этом незаменима роль искусства, которое всегда выполняло компенсаторскую функцию. Оно спасает людей, которых относят к "группе риска. Еще Л.Н. Толстой отмечал, ":что искусство не убеждает. Оно заражает идеями, верой, идеалами". Итог эмоционально-образного познания мира выражается, по мнению Б.Каменского, "в жизнедеятельности, во внутренних глубинных стимулах поступков, в эмоционально-ценностных ориентациях и критериях".

В школе-интернате VIII вида №1 г. Красного Сулина воспитанники с увлечением занимаются в кружках декоративно-прикладного творчества, принимают участие в различных выставках, что даёт возможность увидеть и оценить работы других детей, формирует умение представить свою работу, дать интервью, рассказать о технологии выполнения работы, о себе, что для детей, воспитывающихся в условиях ограниченного социума очень важно.

В основе воспитательной системы школы-интерната лежит комплекс приоритетных ценностей: добро, красота, культура, искусство, традиции; осуществление созидательной деятельности различной направленности.

Воспитательная система имеет социокультурную ориентацию, где воспитание трактуется как процесс проживания и присвоения ценности культуры в специально созданной социально - культурной среде, при этом декоративно - прикладное творчество является одним из важных звеньев воспитательной системы школы-интерната.

Программа "Бисерное рукоделие как педагогическое средство социализации подростков с ограниченными возможностями" представлена в приложении (Приложение 2).

Динамика показателей социализированности воспитанников.

Проведение методики "Тест самооценка" Дембо-Рубинштейна дало возможность выявить динамику уровня самооценки. В результате были получены следующие данные (табл.1).

Таблица 1
Динамика уровней самооценки

Уровень самооценки адекватный заниженный завышенный
До эксперимента 32% воспитанников 20% воспитанников 48% воспитанников
После эксперимента 55% воспитанников 13% воспитанников 32% воспитанников

Показатели усредненных данных фиксируют увеличение количества воспитанников с адекватной самооценкой на 23%,. Для 16% воспитанников снизилась завышенная самооценка, для 7% воспитанников из 20% уровень заниженной самооценки поднялся до адекватного уровня.В результате анализа проведенной методики "Представление об осмысленности жизни" были получены следующие данные (табл. 2).

Таблица 2
Динамика представлений об осмысленности жизни

эксперимент
уровень
до после
низкий 40 % воспитанников 20 % воспитанников
средний 56 % воспитанников 64 % воспитанников
высокий 4 % воспитанников 16% воспитанников

Полученные результаты показывают устойчивую динамику всех уровней по показателю осмысленности жизни. Для пятой части всех подростков (16%) определен высокий уровень осмысленности жизни, т.е. на 12 % больше, чем было до эксперимента. Это выражается в том, что подростки стали тверже высказываться относительно своей жизненной перспективы, увереннее говорить о своих целях и планах, активнее и критичнее оценивать свое будущее, переживать и намечать пути решения проблем. Низкий уровень этого показателя отмечен у 20% воспитанников, это те подростки, которые не тревожатся о будущем, неосмысленно относятся к жизненным перспектива.

В результате анализа экспериментального материала по выявлению отношения испытуемого к окружающему (методика "Незаконченные предложения") были получены следующие данные (табл.3).

Таблица 3
Динамика осмысления жизненных перспектив

эксперимент перспектива учеба работа перспектив нет
до после до после до после
Близкая 20% 35%. 7% 15%уч. 73% 50%.
Средняя 42% 50% 20% 20%уч. 38% 30%
Дальняя 28% 30% 8% 20%уч. 64% 50%

Результаты осмысления близкой, средней и дальней перспектив показывают динамику осмысления подростком окружающего. Достаточно прослеживается показатель по близкой перспективе, снижаясь примерно на четверть относительно факта праздного существования (с 73% до 50% учащихся). В два раза увеличивается количество воспитанников, которые связывают свой завтрашний день с учебой и работой (на 15-20%). Относительно средней перспективы получены следующие данные. Не изменилось количество воспитанников, для которых послешкольная жизнь связана с работой (20%), но на 8% больше связывают будущее с учебой, столько же воспитанников изменили свое отношение относительно праздного существования. Большинство ответов говорит о желании учиться, работать. Выделен и такой ответ: "Сперва отдохну от школы, а потом пойду учиться". Не получено ни одного ответа, связанного с криминогенной направленностью по сравнению с начальными данными. Показатели ответов относительно осмысления дальней перспективы свидетельствуют о незначительной динамике, но и эти результаты радуют изменением показателей и подтверждают формирование новообразований в структуре личности. Это видно из следующих высказываний: "наступит день, когда я буду самостоятельным человеком, и буду зарабатывать деньги". Много суждений относительно создания своей семьи: "После школы я выйду замуж, и буду работать", "Я вырасту и выйду замуж". Показатели свидетельствуют, что 50% воспитанников не осознали в дальнейшей перспективе необходимости в работе или учебе, основное количество ответов по данной характеристике соотносится с устройством своей собственной жизни.

Что касается данных по второму аспекту - наличие осознания стремления к жизни -мы отмечаются следующие высказывания: "Надо найти в своей жизни что-то новое", "Я не хочу умирать, надо сделать много дел", "Я хочу увидеть мир" и т.д. Очень много ответов, которые содержат понятия любви к своим близким, к своим родным, желания иметь своих детей, доброго по отношению к окружающему ("я всех люблю, я люблю своих родителей"). Такие ответы отмечают позитивное отношение восприятие мира, но, тем не менее, они характеризуют размытость жизненных перспектив.

В таблице 4 педставлены результаты диагностики ценностей - целей и ценностей -средств (методика М. Рокича)..

Таблица 4
Динамика показателей ценностных ориентации воспитанников
(ценности - цели)

Место до эксперимента после эксперимента
1. Интересная работа - 67% Интересная работа -70%
2. Образование - 48% Образование - 56%
3. Любовь - 48% Друзья -48%
4. Наличие друзей - 36% Любовь - 40%
5. Красота природы - 32% Красота природы - 40%

Выбор ценностей - целей не изменился, но показатель значимости фиксирует динамику выбора, особенно таких ценностей как образование (на 8% больше); с 36% до 48% увеличилось количество воспитанников, которые признают ценность дружбы; поднялась ценность любви и красоты природы (на 8% больше). Увеличилось количество выборов не указанных ранее: счастье других, познание, приобщение к культуре. Хотя эти ценности и не вошли в пятерку значимых, но, главное, что они были выделены как важные для некоторых подростков.

Таблица 5
Динамика показателей ценностных ориентации (ценности - средства)

Место до эксперимента после эксперимента
1. Аккуратность - 53% Аккуратность -55%
2. Смелость - 47% Образованность -43%
3. Жизнерадостность - 35% Воспитанность - 40%
4. Образованность - 30% Жизнерадостность - 40%
5. Воспитанность - 29% Самоконтроль - 36%

Выбор ценностей - средств в результате констатирующего эксперимента показал другой вариант выбора: изменились сами ценности и их количественный показатель. Появилась новая ценность- самоконтроль и эта ценность стала значимой для 36%. Воспитанников Остальные характеристики подняли свой рейтинг, особенно образованность (на 13%), воспитанность (на 11 %), аккуратность считают важным для себя более половины воспитанников (55%). Таким образом, выявлена динамика в значениях ценностных ориентации для личности подростка с интеллектуальной недостаточностью, что важно для его социализации.

В результате можно сделать следующие выводы:

1 Интеллектуальная недостаточность является фактором, затрудняющим приспособление подростка к социальным требованиям общества и обуславливает необходимость организации целенаправленного процесса его социализации в условиях специальной (коррекционной) школыVIII вида.

2. Эффективным средством социализации подростка с нарушением интеллекта является дополнительное образование на основе социокультурного подхода.

3. Взаимодополняющим направлением социализации подростка выступает внеклассная форма деятельности учащихся, формирующая в единстве с содержанием курса СБО, уроков трудового обучения социальную субъектность подростка с нарушением интеллекта.

Список используемой литературы.

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1997.3
  2. Андросова, Г. Л. Курс "Социально-бытовая ориентировка" как педагогическое средство социализации подростка с нарушением интеллекта
  3. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать.- М.: Просвещение, 1991
  4. Васенков Г.В. Актуальные проблемы профессиональной подготовки умственно отсталых учащихся //Дефектология. 1998. № 4. С.40-46
  5. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе /Под ред. В.В. Воронковой. М., 1994
  6. Коррекционное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально- эмоциональные проблемы /Под ред. Л.М. Шипицыной, Е.И. Казаковой. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии. 2000
  7. Щербакова A.M., Москоленко Н.В. "Формирование социальной компетентности у учащихся старших классов специальных образовательных учреждений VIII вида" //Дефектология. 2001. № 3. с. 19-34.
Читать еще:


Новые материалы:

Классный час "Если в сердце живет любовь" :: Внеклассное мероприятие по теме "Дорогами войны..." для учащихся 5–6-х классов :: Что такое бытовой гибкий эндоскоп :: Земля разверзлась и поглотила озеро со всеми обитателями в 270 километрах от Москвы. Озера Саканцы больше нет. :: Историческая игра "Путешествие в древнегреческую школу" :: Кредо убийцы ( Assassin's Creed ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Детская мебель/Парты и стулья/Мебель/Детская/Столики и Стульчики/Столы детские / Дэми / Стол учебный СУТ 17-05 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.

Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD