Общение в жизни человека : Социальная педагогика

Цель:

  1. Выявить на практике:
    А) какова роль общения в жизни человека;
    Б) проблемы, возникающие в процессе общения;
    В) способы и виды общения.
  2. Воспитывать в детях культуру общения.

Ход урока

Учитель:

У вас на столах апельсины. У меня тоже есть апельсин. Если я отдам апельсин одному ученику, а он подарит мне свой апельсин, у нас у каждого все равно останется по одному апельсину. Согласны? Если у меня есть идея и у каждого из вас есть идея, то мы обменяемся идеями, тогда у каждого из нас будет много идей. Согласны? Так вот, у меня есть идея на практике раскрыть смысл высказывания Л.Фейербаха: “Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком” (Презентация. Слайд 4.) Как вы понимаете это высказывание? (Ребята высказывают свое мнение)

Вопросы учителя:

  1. Когда наступит весна?
  2. Какого цвета честность?
  3. Сколько лет Санкт-Петербургу?
  4. Если ночной сторож умер днем, будут ли ему платить пенсию?
  5. Кому на Руси жить хорошо?
  6. Плачут ли богатые?
  7. Зачем я задаю все эти вопросы?

Ученики высказывают свое мнение.

Учитель обобщает:

Общение начинается с диалога, а диалог – с постановки вопроса.

У Сократа есть высказывание: “Заговори, чтоб я тебя увидел” (Слайд 5.) Так вот, я “увидела вашу интеллектуальную реакцию, ваше настроение. Я поняла, что наш диалог должен состояться.

Задание (работа в парах):

1. Расшифруйте по буквам слово “диалог” (доброта, истина, анализ, логика, общение, гармония). (Слайд 6.)

2. Используя придуманные слова, сформулировать несколько правил ведения диалога.

(Соблюдать логику, нести истину друг другу, добро, анализировать проблемы во имя гармонии.) (Слайд 7.)

Учитель:

Поскольку диалог – это форма общения, давайте мы вместе попробуем вывести правила общения между людьми, используя высказывания известных русских писателей. (Работа в парах.) (Слайды 8–11.)

1.“Не от недостатка ума нет разговора, а от эгоизма. Всякий человек хочет говорить о себе или о том, что его занимает”. (Л.Н.Толстой).

2. “Общение подобно танцу. Для его успешного исполнения важно вовремя отступить, пропустив партнера, сделать это с желанием и тактом”.

3. “Если вы будете внимательны к любому человеку, с которым вступаете во взаимоотношения – будь то случайный попутчик в трамвае или родная мать, – то это и будет ключ поведения. Попробуйте. Если исходить из того, что любой человек так же сложен, интересен, глубок, раним, как вы сами, то вы не сможете ни за что причинить ему неудобство, неприятность, а тем более горе, жестокую обиду, рану”. (М.Рощин)

4. “Никогда не подходите к человеку, думая, что в нем больше плохого, чем хорошего”. (М.Горький).

(Слайд 12.) (Работа в парах.)

  1. Проявлять интерес к человеку;
  2. Уступчивость и тактичность проявлять;
  3. Уважай другого человека, его взгляды и чувства;
  4. Доверие к человеку, вера в хорошее в человеке.

Учитель:

Сравните сформулированные вами правила с 6 правилами Дейла Карнеги (Слайд 13.), соблюдение которых позволяет понравиться людям (правила на плакате и на отдельных листах, подарить детям индивидуально каждому).

  1. Искренне интересуйтесь другими людьми.
  2. Улыбайтесь.
  3. Помните, что имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.
  4. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самих себе.
  5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.
  6. Внушайте вашему собеседнику сознание его значимости и делайте это искренне.

Задание:

Прочитать вслух и постараться их запомнить (можно перенести в тетрадь).

Попробуйте использовать эти правила на практике (в общении с родителями, друзьями, родными и т.д.).

Учитель:

Общение во многом зависит от психологического типа по отношению к людям.

Сейчас я проведу психологический тест на выявление вашего психологического типа отношения к людям. Оценить высказывания применительно к себе в баллах от 0 до 4. (Слайд 14.)

  1. Я легко сближаюсь с людьми.
  2. У меня много знакомых, с которыми я охотно встречаюсь.
  3. Я разговорчивый человек.
  4. Я непринужденно чувствую себя с незнакомыми людьми.
  5. Мне стало бы неприятно, если бы надолго исчезла возможность общения.
  6. Мне удается оживить скучную компанию.
  7. Я говорю быстро.
  8. Когда я надолго оторван от людей, мне хочется поговорить с кем-нибудь.

Оценка результатов: (Слайд 15.)

1–12 баллов – интраверт, т.е. обращенный в себя человек, с трудом вступающий в контакт; в компании способен нагнать на всех тоску, ориентирован на собственные чувства, сдержан, застенчив, общению предпочитает книгу, в решениях серьезен, эмоциям не доверяет, любит порядок, пессимистичен.

13–24 балла – амбаверт; для него характерны спокойные, ровные отношения с людьми, ответственность за свои поступки.

25–36 баллов – экстраверт; словоохотливый, общительный оптимист, любит каверзные вопросы, острые шутки; общение с кем бы то ни было для него непроблемно, все у него получается легко и непринужденно, но не менее легко он относится к собственным обязательствам, и поэтому хозяином своего слова его не назовешь; несдержанный, не считающий нужным контролировать свои эмоции и чувства человек.

Учитель:

Все данные правила можно выразить в одной мысли:
Народная мудрость гласит: “У человека один рот и два уха, чтобы меньше говорить и больше слушать” (слайд №16).

Учитель:

Какие проблемы могут возникнуть у человека, если правила, выведенные нами сегодня или правила Дейла Карнеги нарушаются?
Чтобы это выяснить, проведем мини-практикум: (Слайд 17.)

Задание:

I в. – рассказывают о своем увлечении, любимом занятии;
II в. – должны внимательно следить за выражением лица, интонацией партнера, а затем описать то, что заметили.

Задание:

Поменяться заданиями; II в. закрывают глаза, а I в. читают на доске задание: “Не смотрите в глаза. Делайте вид, что вам очень скучно, неинтересно, можете отвлекаться”. (Слайд 18.)
После этого II в. описывают, что мешало им общаться.

Учитель:

Мы выяснили, что самая главная проблема в общении – несоблюдение правил общения. Отсюда всевозможные конфликты. Но, оказывается, что можно быть хорошим слушателем, но общение почему-то не состоится. Видимо, существуют какие-либо барьеры, мешающие общению.

Задание:

Проведем эксперимент в форме игры “Испорченный телефон”.

Описание игры:

Несколько человек (4–5) выходят из класса, остальные – “эксперты”.

Учитель читает текст ребятам, входящим в класс по очереди. Первый из них должен текст передать 2-му, 2-й – 3-ему и т.д. В конце то сообщение, которое “дойдет” до последнего участника, сравнить с первоначальным текстом.

“Эксперты” отвечают на вопросы:

  1. Что произошло с информацией?
  2. Почему?
  3. Состоялось ли общение полноценное?
  4. Всегда ли просто общаться самым распространенным способом – с помощью устной речи? (Слайд 19.)

Учитель:

О каком виде общения идет речь? (Вербальном – словесном.) (Слайд 20.)
Большую роль в общении играет интонация.

Задание:

Я произношу фразу, а вы определяете, с какой интонацией я это сделала.
(Ах. Саша, Саша. – с упреком;
Ах, Саша! – с радостью)

Теперь учитель предлагает уч-ся произнести фразу “Иди сюда”

А) таинственно, чтобы никто не услышал;
Б) кокетливо;
В) капризно, как ребенок матери;
Г) с угрозой.

Учитель:

Проведем имитационную игру. (Слайд 21.)

Приглашаются 2 уч-ся (желающие). Раздать карточки с надписями “Глухой”, “Слепой” (можно прикрепить на грудь).

Задание:

Передать информацию:

  1. Пригласить на рыбалку;
  2. Пригласить кататься на лыжах.

Учитель:

  1. Какой способ общения состоялся? (Невербальный – несловесный.)
  2. С помощью чего осуществляется данный способ общения? (Мимика, жесты.) (Слайд 22.)

Задание:

На слайде приведены примеры осознанного языка тела. (Слайд 23.)

Какому психическому состоянию соответствует тот или иной жест?

  1. Сжатый кулак – знак угрозы;
  2. Поднятый вверх большой палец – знак одобрения;
  3. Палец, прижатый к губам – призыв к тишине;
  4. Палец указывает на часы – пора заканчивать;
  5. Ладонь, прижатая к уху – говорите громче. Я плохо слышу.

На Слайде 24 приведены примеры неосознанного языка тела. Какому психическому состоянию соответствуют они?

  1. Постукивание пальцами – знак нетерпения;
  2. Рука прикрывает рот, нос – неуверенность в чем-то;
  3. Расширенные зрачки – волнение или боль;
  4. Опущенные уголки рта – печаль.

Учитель:

35% информации мы получаем с помощью глаз.

Задание:

Выполнить задание по указанным иллюстрациям. (Слайды 25–28.)

Работа в группах.

Илл. № 1 – размышление, раздумье;
Илл. № 2 – а) раздумье, б) готовность к действию;
Илл. № 3 – а) уверенность, б) неуверенность;
Илл. № 4 – защита, оборона.

Задание:

Привести в соответствие. (Слайд 29.)

Невербальные сигналы:

1. Раскрытые руки
2. Рука у щеки
3. Почесывание подбородка
4. Рука прикрывает рот
5. Подергивание себя за ухо

 Психические состояния:

1. Раздумье, оценка, принятие решения
2. Удивление, сожаление
3. Искренность, открытость
4. Желание перебить собеседника
5. Размышление

1 – 3
2 – 5
3 – 1
4 – 2
5 – 4
(Слайд 30.)

Рефлексия.

  1. Знаниевый уровень – тест (электронный учебник “Обществознание 8–9 классы, смотреть данную тему).
  2. Воспитательная цель – цветопись.

Задание:

Оценить, насколько хорошо вы усвоили материал. Выбрать из рисунков наиболее подходящий для вашей самооценки.

Задание: Оценить урок

Домашнее задание: Написать мини-сочинение на тему “Роль общения в жизни человека”.

Читать еще:


Новые материалы:

Интегрированное занятие "Путешествие в страну насекомию" :: Комплексное занятие в средней группе "В весеннем лесу" :: Занятие по развитию речи в старшей группе. Тема "Сочиняем сказку" :: Сценарий театрализованного представления "Кузьминки" по циклу календарно-обрядовых праздников для среднего и старшего дошкольного возраста :: Интегрированное занятие "Перелетные и зимующие птицы Астраханского края" :: Слендермен (Slender Man), 2018 :: Дом и дача/Мебель/Готовые комплекты/Гостиные/Мебель для гостиной/Гостиные и стенки/Модульные распашные шкафы / Витра / Шкаф для одежды Витра ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Как правильно качать мышцы в тренажерном зале

Как правильно тренироваться в тренажерном зале | Бодибилдинг и фитнес программы тренировок, как накачать мышцы, сбросить лишний вес  Многие из нас по разным...

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Как часто качать плечи

Программа тренировки плеч на массу - полное руководство Чтобы накачать широкие плечи, необходимо выполнять упражнения с максимально правильной техника. Так вы...

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD