Основы социологии : Социальная педагогика

Основы социологии : Социальная педагогика

Пояснительная записка

Программа элективного курса в рамках предпрофильной подготовки “Основы социологии” предназначена для учащихся 9-х классов, ориентированных на социально-гуманитарный и социально-экономический профиль. Курс рассчитан на 17 часов: лекций – 8, практических заданий – 7, семинаров – 2.

В настоящее время в России осуществляется реформа всей системы образования. Одно из важных направлений этой реформы – изменение целей образования, его переориентация на удовлетворение запросов и потребностей конкретных людей, личностей.

Социология одна из самых молодых и, при этом, самых бурно развивающихся современных наук. И хотя еще несколько лет тому назад слова “социолог” и “социология” воспринимались без понимания, а, порой, даже настороженно, сегодня социология прочно вошла в нашу жизнь. Мнения социологов-экспертов можно услышать с экрана телевизора, прочитать в газете, наконец, можно и самому оказаться участником опроса.

Социология не только высокодоходная и престижная профессия, она – одна из самых интересных сфер человеческой деятельности. Однако знание социологии необходимо не только будущим профессионалам. Практически вся жизнь человека проходит в обществе, и, в конечном счете, от его отношений с окружающим социальным миром зависит и его профессиональный успех, и личное счастье, да и вообще практически все. Но умеем ли мы взаимодействовать с этим миром? Знаем ли мы, как необходимо вести себя в тех или иных ситуациях, как их предвидеть, формировать, или, напротив, как их избегать? Разве редко бывают случаи, когда, казалось бы, совершенно мирная ситуация в трудовом коллективе, в семье, или дружеской кампании буквально взрывается конфликтом?

Значение социологии как науки обусловлено возрастающими требованиями к личности специалиста любого профиля, к его интеллектуальной, общекультурной, гуманитарной подготовке – в этом заключается актуальность данного курса.

Цели курса:

способствовать определению учащимися правильности выбора социологического профиля обучения;

сформировать социальное мышление учащихся, понимание ими социологических проблем, источников их возникновения и возможных путей решения;

помочь учащимся разобраться в сложных социальных системах, социальных институтах, которые создаются людьми для обеспечения своей жизнедеятельности и регуляции общественных отношений;

получить представление о вопросах, без которых трудно объяснить поведение людей в различных жизненных ситуациях;

сформировать умения применять полученные знания для определения собственной позиции в общественной жизни, для решения познавательных и практических задач.

Задачи курса реализуется посредством решения ряда задач:

– ознакомить учащихся с профессией “социолог”: условиями работы, требованиями к профессии, где получить профессию;

– знакомство учащихся с общими представлениями о социологии;

– формирование у учащихся обобщенных знаний о человеке и обществе, об отношении к другим людям, обществу, государству;

– воспитание гражданственности, социальной ответственности, толерантности.

Технология учебно-познавательной работы при изучении курса направлена на формирование позитивной мотивации с учетом возрастных особенностей учащихся. Особое место здесь отводится внутрипредметным и межпредметным связям, нацеленным на побуждение учащихся к размышлению, высказыванию личностных оценок, практическому применению полученных знаний.

Содержание программы представляет собой возможность помимо формирования общеучебных умений на основе обществоведческого материала развивать у учащихся специальные умения и навыки:

– анализировать и сопоставлять факты;

– описывать результаты полученной информации;

– выдвигать гипотезы;

– представлять полученную информацию в виде таблиц, графиков и презентаций;

– делать выводы;

– обсуждать полученные данные и участвовать в дискуссии.

Методика работы с учащимися предполагает следующие формы и приемы:

– лекции;

– исследовательская работа (выяснение неясных вопросов, опрос, анкетирование), планирование учебных действий, сбор данных, анализ и синтез собранных данных, выступление с сообщением, переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы, прверка гипотез, построение обобщений, выводов, заключений;

– беседы;

– семинары;

– практические занятия;

– индивидуальная работа;

– работа в группах.

Основная деятельность учащихся направлена на:

– усвоение знаний по основам социологии;

– овладение практическими умениями по разработке и составлению вопросов для социологических анкет и социологического исследования;

– овладение навыками проводить анкетирование и социологическое исследование;

– овладение умениями обрабатывать и оформлять полученную информацию;

– овладение и закрепление умения делать выводы и прогнозировать.

Среди учебных и вспомогательных материалов используются:

– учебная программа по обществознанию (9 кл.);

– различные словари, справочники, электронные пособия.

Основными методами преподавания и учения в образовательном процессе являются:

– объяснительно-иллюстративный;

– побуждающий;

– практический;

– поисковый (исследовательско-познавательный).

Виды деятельности учащихся: разработка и оформление вопросов для анкеты и исследования, подготовка презентаций, проведение опросов и исследований, представление результатов проделанной работы.

В результате изучения дисциплины обучающиеся должны:

иметь представление:

– о сущности предмета социологии и основных отраслях социологического знания;

– о социальной структуре, социальном расслоении, социальном взаимодействии и об основных социальных институтах общества;

– об обществе как о целостной социокультурной системе;

– о природе возникновения социальных общностей и социальных групп, видах социальных процессов;

– о социальных движениях и других факторах социального изменения и развития;

– о социологическом подходе в понимании закономерностей развития и функционирования общества и личности, основных формах регуляции социального поведения.

уметь:

– разрабатывать корректные вопросы для анкетирования и исследований;

– применять полученные умения на практике.

Учебно-тематический план

Тема

Всего

часов

В том числе

Лекции

Практические занятия

Семинары

1 Предмет социологии. Профессия “социолог”

1

1

   
2 Методы исследования

3

1

2

 
3 Личность, группа, общность

1

1

   
4 Значение и классификация социальных групп

2

1

 

1

5 Статусный набор

1

1

   
6 Понятие социальной роли

2

1

1

 
7 Ролевой конфликт

1

 

1

 
8 Стратификация российского общества

2

1

1

 
9 Бедность и неравенство

1

   

1

10 Социальная мобильность

2

1

1

 
11 Защита и апробирование групповых и индивидуальных проектов    

1

 

Всего:

17

8

7

2

Содержание курса

Тема 1. Предмет социологии – 1 час теория

Социология. Социальная структура. Институты общества. Социальные институты. Статус. Социальная группа. Социальная стратификация. Социализация.

Тема 2. Методы исследования – 1 час теория, 2 часа практика

Методы исследования. Анкета. Опросы на выходе. Выборщики. Электорат. Перепись. Ошибка репрезентативности. Интервью.

Практическая работа №1

Тема: Основные правила составления анкеты

Практическая работа №2

Тема: Обработка результатов исследования

Тема 3. Личность, группа, общность – 1 час теория

Личность. Общество. Народность. Нация.

Тема 4. Значение и классификация социальных групп – 1 час теория

Изолированный индивид. Номинальные группы. Социальная категория. Реальные группы. Стратификационные группы. Этнические группы. Территориальные группы. Агрегаты. Социальная организация. Малая группа. Социальное отношение. Лидер. Аутсайдер. Публика. Толпа.

Семинарское занятие

Тема: Социальная группа

Тема 5. Статусный набор – 1 час теория

Статус. Социальное положение. Социальный статус. Статусный набор. Главный статус. Личный статус. Приписываемый статус. Достигаемый статус. Статусные права. Статусный диапазон. Статусные символы. Статусные обязанности. Толерантность. Имидж. Статусная несовместимость.

Тема 6. Понятие социальной роли – 1 час теория, 1 час практика

Социальная роль. Ролевые ожидания. Социальное действие. Социальные нормы. Стандарт. Формы выражения роли. Исполнение роли. Идентификация с ролью. Ролевой набор в семье.

Практическая работа

Тема: Играем роли…

Тема 7. Ролевой конфликт – 1 час практика

Функция. Дисфункция. Конфликтная ситуация. Изменение ролевого набора.

Тема 8. Стратификация российского общества – 1 час теория, 1 час практика

Престиж. Касты. Сословия. Классы. Бесклассовое общество. Дворянство. Купечество. Пролетарий. Аристократия.

Практическая работа

Тема: Сходство и различие страт

Тема 9. Бедность и неравенство – 1 час практика

Богатые. Бедные. Масштаб бедности. Порог бедности. Прожиточный минимум. Нищие и обездоленные.

Семинарское занятие

Тема: Богатые и бедные

Тема 10. Социальная мобильность – 1 час теория, 1 час практика

Дистанция мобильности. Объем мобильности. Детерминанты мобильности. Классификация мобильности. Карьера. Групповая мобильность. Индивидуальная мобильность. Структурная мобильность. Вертикальная мобильность. Горизонтальная мобильность.

Практическая работа

Тема: Социальная мобильность

Тема 11. Защита и апробирование групповых и индивидуальных проектов – 1 час практика

Защита индивидуальных проектов. Защита групповых проектов. Обсуждение представленных проектов.

Глоссарий

Агрегаты – совокупности людей, выделенные на основе поведенческих признаков.

Анкета – размноженный на машинке, компьютере или типографским способом документ, содержащий 30-40 вопросов.

Аутсайдер – лицо с наименьшим авторитетом.

Выборщики – в ряде стран при косвенных выборах лица, непосредственно участвующие в голосовании.

Главный статус – наиболее характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым его отождествляют.

Дистанция мобильности – это количество ступенек, на которые удалось подняться или пришлось спуститься индивидам.

Дисфункция – невыполнение предписанных ролью обязанностей в силу субъективных причин, в частности нежелания (отсутствие высокой или устойчивой положительной мотивацией) или неумения (отсутствие или нехватка знаний и навыков к выполнению роли).

Достигаемый статус – статус, который человек получает благодаря собственным усилиям, желанию, свободному выбору либо благодаря удаче и везению.

Лидер – член группы, пользующийся наибольшими симпатиями и принимающий решения в самых важных ситуациях.

Конфликтная ситуация – это доведенная до поведенческого уровня дисфункция.

Личность – 1) человек как субъект отношений и сознательной деятельности; 2) устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности.

Личный статус – положение, которое человек занимает в малой, или первичной группе в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам.

Малая группа – немногочисленная общность людей, находящихся между собой в непосредственном личном общении.

Методы исследования – это средства анализа, а также способы прверки и оценки теории.

Народность – этническая общность, занимающая на лестнице общественного развития место между племенем и нацией.

Нация – автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой привержены общим ценностям и институтам.

Опросы на выходе – это традиционные вопросы избирателей за месяц, неделю перед выборами.

Ошибка репрезентативности – отклонение от оригинала.

Объем мобильности – число индивидов, которые переместились по социальной лестнице в вертикальном направлении за определенный промежуток времени.

Перепись – специально организованный периодический или единовременный процесс сбора статистической информации.

Приписываемый (аскриптивный) статус – это положение в обществе, над которым индивид не имеет контроля и (или) которое он занимает независимо от своей воли, желания, усилий.

Социализация – (от лат. socialis – общественный) – процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

Социальная группа – относительно устойчивые совокупности людей, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определенного общества, важный элемент его социальной структуры.

Социальные институты – исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.

Статусный набор – это совокупность всех статусов, принадлежащих одному индивиду.

Социальные нормы – предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно-одобряемого) поведения.

Социальная организация – такой способ совместной деятельности людей, при котором она принимает форму жестко упорядоченного, регулируемого, скоординированного и направленного на достижение конкретных целей взаимодействия.

Социальное положение – обобщенная характеристика, охватывающая профессию, экономическое положение, политические возможности, демографические характеристики человека.

Социальная роль – модель поведения, ориентированная на данный статус.

Социальная стратификация – социологическое понятие, обозначающее структуру общества и его слоев, систему признаков социальной дифференциации (образование, бытовые условия, занятие, доходы, психология, религия и т.д.), на основе которых общество делится на классы и страты (чаще всего на “высшие”, “средние” и “низшие”).

Социальная структура – совокупность социальных институтов, социальных ролей и статусов.

Социология – изучает поведение людей как представителей больших социальных групп, прежде всего, классов, слоев, сословий, профессиональных и половозрастных групп.

Стандарт – норма, образец, мерило, основа; типовой вид изделий, удовлетворяющий определенным условиям в отношении количества, физических свойств и т.д.

Статус – (от лат. status – положение, состояние) – 1) правовое положение (совокупность прав и обязанностей) гражданина или юридического лица; 2) статус социальный – положение (позиция) индивида или группы в социальной системе, определяемое по ряду экономических, профессиональных, этнических и других специфических для данной системы признаков.

Толерантность – терпимость к чужим мнениям и верованиям.

Функция – это объективная деятельность, которую выполняет человек вне зависимости от своей роли и сознания.

Электорат – (от лат. elector – выбирающий) – круг избирателей, голосующих за какую-либо кандидатуру или за политическую партию на парламентских, президентских или муниципальных выборах.

Используемая литература:

  1. Кравченко А.И. Основы социологии и политологии. – М.: Академический Проект; Фонд “Мир”, 2008.
  2. Никитин А.Ф. Большой школьный словарь: обществознание, экономика, право. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2006.
  3. Обществознание: учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений / под ред. А.Ф. Никитина. – М.: Просвещение, 2006.
  4. Обществознание: Пособие-репетитор / под ред. О.С. Белокрыловой, В.И. Филоненко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  5. Обществознание: учеб.-справ. пособие / под ред. В.В. Барабанова, В.Г. Зарубина. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
Читать еще:


Новые материалы:

Урок по теме "Поволжье". 9-й класс :: Урок географии по теме "Урбанизация" :: Оптические явления в атмосфере. 6-й класс :: Половозрастной состав (структура) населения мира. 10-й класс :: Урок по теме: "Рельеф и полезные ископаемые Северной Америки" :: Чёрная Пантера ( Black Panther ), 2018 :: Дом и дача/Текстиль/Постельное белье/Комплекты/Текстиль/Постельное белье/Комплекты Полутораспальные / Karna / Комплект полутораспальный VARON ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD