Программа профессионального самоопределения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Твоя жизнь. Твой выбор" : Социальная педагогика

Пояснительная записка.

Анализ современного состояния детства в российском обществе показывает, что существует комплекс проблем: скрытый отсев из школ учащихся и превращение их в бродяг, рост хулиганских поступков среди несовершеннолетних подростков, распространение токсикомании и наркомании среди учащейся молодёжи и, как следствие, снижение у них познавательных функций, низкий уровень вербального интеллекта и другие проблемы, которые способствуют стойкому проявлению у подростков социальной неустойчивости и тревожности. Особенно это касается детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В такой ситуации одним из важнейших средств защиты личности является формирование профессионального самоопределения.

Необходимость ранней профессиональной подготовки воспитанников детского дома обусловлено тем, что, во-первых, она является одной из эффективных форм подготовки к самостоятельной жизни вне детского дома, во-вторых, она выступает как средство коррекции и реабилитации детей трудом, что очень важно для их личностного и профессионального становления в обществе.

Цель программы: формирование у подростков устойчивой ориентации на трудовой образ жизни.

Реализация основной цели осуществляется через решение следующих задач:

  • Знакомить воспитанников с миром профессий;
  • Оказывать подросткам помощь в соотнесении их интересов, склонностей и способностей с требованиями профессиональной деятельности;
  • Воспитывать у детей чувство ответственности за своё будущее.

Ведущие принципы реализации программы:

  • Принцип гуманистической направленности (предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития).
  • Принцип природосообразности (предполагает построение воспитательного процесса в соответствии с природными способностями и возможностями личности воспитанника).
  • Принцип максимально активной позиции (предполагает высказывание воспитанниками своих вариантов решений предполагаемых заданий и вопросов; упражнения и занятия носят активизирующий, творческий характер).
  • Принцип открытой обратной связи (предполагает получение воспитанником информации о том, как окружающие воспринимают его высказывания и действия и как они прогнозируют их последствия).

Формы и методы работы.

Для реализации поставленных цели и задач в программе используются следующие формы и методы: анкетирование, опросник, рассказ, беседа, беседа-практикум, самонаблюдение, работа с профессоведческой научно-популярной литературой, упражнения, дискуссия, игра, круглый стол, занятие - презентация, экскурсия, вечер встреч.

Формы и методы работы подобраны в соответствии с задачами каждого занятия.

Данная программа рассчитана на воспитанников в возрасте 14-16 лет. Срок реализации программы 2 года. Объём программы составляет 36 часов в год (3 часа в месяц).

В программе предложена тематика групповых занятий, а индивидуальная работа и работа по звеньям, проводимая во время воспитательных часов, является подготовительным этапом к групповым занятиям.

Ожидаемые результаты реализации программы.

В процессе реализации программы предполагается достижение следующих результатов по годам обучения:

воспитанники I года обучения должны знать о важности профессионального самоопределения, о мире профессий и типах профессиональной деятельности; свои интересы и личностные предпочтения в выборе профессии , о состоянии рынка профессий нашего региона;

воспитанники II года обучения должны уметь анализировать информацию по общим признакам профессиональной деятельности;

воспитанники I года обучения должны знать о необходимости профессионального самоопределения, о классификации профессий, о правилах и ошибках выбора профессии, о мотивах и ценностях выбора профессионального труда, о профессиональной пригодности, о требованиях профессии к человеку;

воспитанники II года обучения должны уметь соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии, пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования, составлять личный профессиональный план.

После каждого полугодия в рамках учебных часов планируется проведение итоговых турниров, игр, викторин. Данные мероприятия являются контрольными и служат показателем освоения воспитанниками программы.

Профориентационная программа “Твоя жизнь. Твой выбор”, кроме пояснительной записки, содержит тематический план, список литературы.

Тематическое планирование.

I год обучения (36 часов).

I. Профориентационные беседы (в течение года, 6 часов).

Цель: повышение уровня информированности воспитанников по проблеме профессионального самоопределения.

Темы бесед:

- “В лабиринте профессий”.

- “Карта мира профессий. Типы профессий”.

- “Основные признаки профессии” ( предмет труда, цель, условия труда).

- “Я в мире профессий”.

- “Литература как один из источников ознакомления с миром профессий”.

- “Состояние современного рынка труда нашего региона”.

II. Профориентационные методики (сентябрь – ноябрь, 4 часа).

Цель: оказание профконсультационной помощи воспитанникам.

Задача: изучить потребностно-мотивационную сферу воспитанников.

Методики:

  • “Карта интересов” (А.В.Голомшток).
  • Дифференциально-диагностический опросник (Е.А.Климов).
  • “Ценностные ориентации” (М.Рокич).

III. Профориентационные упражнения (в течение года, 8 часов).

Цель: активизизация процесса профессионального самоопределения воспитанников.

Задачи:

- расширять имеющиеся знания воспитанников о мире профессионального труда;

- учить воспитанников соотносить человека (в том числе самого себя) с профессиями;

- повышать готовность воспитанников различать профессиональные стереотипы.

Игровые упражнения:

- “Аукцион”;

- “Пришельцы”;

- “Самая-самая”, “Профессия на букву”, “Цепочка профессий”;

- “Человек – профессия”;

- “Поступь профессионала”.

IV. Анкетирование (сентябрь; май).

Цель: анализ эффективности проведённой комплексной профориентационной работы.

Методика: “Анкета жизненного и профессионального самоопределения” (Л.С.Лернер, Н.Ф.Родичев).

V. Профориентационный кружок “Твоя жизнь. Твой выбор” (условия проведения: состав-10-12 человек, в течение года,18 часов).

Цель: актуализирование процесса профессионального самоопределения посредством разнообразных форм занятий, включающих получение знаний о себе, о мире профессий, о рынке труда.

Тематика занятий кружка:

1. Экскурсии на предприятия (6 часов).

Цель: расширение знаний воспитанников о мире профессионального труда.

Задачи:

- знакомить детей с конкретными условиями производства, сферами услуг;

- активизировать познавательный интерес к разным сферам деятельности;

- воспитывать уважительное отношение к профессиональному труду.

2. Вечера встреч с людьми профессий (4 часа).

Цель: расширение представления воспитанников о мире профессий.

Задачи:

- знакомить воспитанников с представителями данных профессий, с их сферой деятельности;

- активизировать познавательный интерес к разным сферам деятельности;

- воспитывать чувство уважения к деятельности людей различных профессий.

3. Информационные часы “Профессии вокруг нас” (работа с профессоведческой научно-популярной литературой . )(4 часа).

Цель: расширение представления воспитанников о мире профессий.

Задачи:

- информировать детей о содержании труда по данной профессии;

- знакомить с профессионально важными качествами;

- охарактеризовать востребованность данной профессии на рынке труда;

- информировать об учебных заведениях, обучающих по данной профессии.

4. Профориентационные мероприятия (4 часа).

Цель: активизация процесса профессионального самоопределения воспитанников.

Мероприятия:

  • Викторина “Любимые книги читая, профессию выбираем”.
  • Турнир эрудитов “Выбирай на свой вкус”.
  • Круглый стол “Престижная профессия”.
  • КВН “Путешествие по морю профессий”.

II год обучения (36 часов).

I. Профориентационные беседы (в течение года, 8 часов).

Цель: информационное обеспечение процесса самоопределения воспитанников и оказание содействия подросткам в выборе профессии на основе расширения представлений о самом себе.

Темы бесед:

- “Выбор профессии – твой выбор!”.

- “Восемь углов выбора профессии”.

-“Требования профессии к человеку”.

- “Склонности и интересы и их роль в выборе профессии”.

- “Где проживает профессиональная пригодность?”.

- “Пути продолжения образования после 9 класса” (памятка воспитанникам детского дома).

II. Профориентационные методики (сентябрь-ноябрь, 4 часа).

Цель: оказание профконсультационной помощи воспитанникам в самопознании и планировании своего профессионального будущего.

Задача: изучить личностные особенности воспитанников, мотивы и ценности выбора профессии.

Методики:

1.Опросник Г. Айзенка;

2.“Мотивы выбора профессии” (С.С. Гришпун).

3.Опросник “Автономность-зависимость”.

III. Профориентационные упражнения (в течение года, 6 часов).

Цель: активизирование процесса профессионального самоопределения воспитанников.

Задачи:

- учить воспитанников осознанно выстраивать свои жизненные и профессиональные перспективы;

- формировать у воспитанников готовность соотносить свои возможности с различными профессиональными целями.

Упражнения:

- “Три судьбы”.

- “Эпитафия”.

- “Ловушки - капканчики”.

- “Страшный суд”.

IV. Анкетирование (сентябрь, май).

Цель: анализ эффективности проведенной комплексной профориентационной работы.

Методика: “Анкета жизненного и профессионального самоопределения” (Л.С.Лернер, Н.Ф.Родичев).

V. Профориентационный кружок “Твоя жизнь. Твой выбор” (условия проведения: состав – 10-12 человек, в течение года, 18 часов).

Цель: актуализирование процесса профессионального самоопределения, посредством разнообразных форм занятий, включающих знаний о себе, о мире профессий, о рынке труда.

Тематика занятий кружка “Твоя жизнь. Твой выбор”.

1. Экскурсии на предприятия (6 часов).

Цель: расширение знаний воспитанников о мире профессионального труда.

Задачи:

- знакомить детей с конкретными условиями производства, сферой услуг;

- активизировать познавательный интерес к разным сферам профессиональной деятельности;

- воспитывать уважительное отношение к профессиональному труду.

2. Вечера встреч с людьми разных профессий (4 часа).

Цель: расширение представлений воспитанников о мире профессий.

Задачи:

- знакомить воспитанников с профессиональной деятельностью представителей различных профессий;

- активизировать познавательный интерес к разным сферам трудовой деятельности;

- воспитывать чувство уважения к деятельности людей различных профессий.

3. Профориентационный практикум (в течение года, 4 часа).

Цель: оказание помощи воспитанникам в планировании своего профессионального будущего.

Задачи:

- информировать воспитанников об основных факторах выбора профессии и учить принимать их во внимание при выборе профессионального образования;

- учить строить личный профессиональный план;

- способствовать формированию личностных позиций при выборе профессии;

Практикум:

- “Да – Нет”.

- “Хочу, могу, надо” ( схема выбора профессии).

- Составление личного профессионального плана.

4. Профориентационные мероприятия (в течение года, 4 часа).

Цель: активизирование процесса профессионального самоопределения воспитанников.

Мероприятия:

- Игра “Лабиринт профессий”.

- Конкурс кроссвордов “Такие разные профессии”.

- Викторина “Когда мы станем взрослыми”.

- Круглый стол “Моя жизнь. Мой выбор”.

Читать еще:


Новые материалы:

Урок-лекция по теме "Япония" :: Урок географии по теме "Москва – столица России" :: «Типы климата Иркутской области». 8-й класс :: Урок географии "Рельеф Земли. Равнины". 6-й класс :: "Многоклеточные организмы. Многообразие и значение грибов". 5-й класс :: Автобан ( Collide ), 2015 :: Дом и дача/Мебель/Детская мебель/Парты и стулья/Мебель/Детская/Столики и Стульчики/Стулья детские / Дэми / Стул Дэми СУТ-02 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - ВМЭШ

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - ВМЭШ

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Приемы самообезболивания родов - ВМЭШ

Приемы самообезболивания родов

Сценарий новогоднего утренника (детский сад) - ВМЭШ

Сценарий новогоднего утренника (детский сад)

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - КиноАнализ

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - ВМЭШ

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - ВМЭШ

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Приемы самообезболивания родов - ВМЭШ

Приемы самообезболивания родов

Сценарий новогоднего утренника (детский сад) - ВМЭШ

Сценарий новогоднего утренника (детский сад)

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - КиноАнализ

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD