Методы оздоровления и закаливания часто болеющих и ослабленных детей в процессе социальной адаптации : Социальная педагогика

Современный ритм и условия жизни создают для человека комфортные условия, которые уменьшают приспособляемость человека к изменениям климатических и погодных факторов. Человек постепенно теряет устойчивость к воздействию неблагоприятных погодно-климатических условий (к низкой и высокой температуре воздуха, пониженному атмосферному давлению и др.)

Закаливание – комплекс мероприятий, направленных на восстановление этой устойчивости.
Прежде чем приступить к закаливанию, нужно твердо усвоить принципы, предложенные В.Скрипалевым, и руководствоваться ими.

1. Необходим психологический настрой на закаливание, заинтересованность в нем. Это самый важный принцип, опасно его комкать, или заменять понуканием. На закаливание не нужно жалеть времени. Человек должен психологически «созреть» для любви к холоду, для желания жить в холоде, тогда и только тогда система закаливания превратиться в способ «жить в удовольствие».
2. Закаливание должно быть систематическим, ежедневным, постоянным.
3. Закаливание должно быть комплексным. Этот принцип хорошо вписывается в семью. Он предполагает различные виды закаливания: пассивные и активные, общие и местные, коллективные и индивидуальные.
4. Закаливание должно быть постоянным. Разумно подбирать средства закаливания (солнце, воздух, земля, вода и др.)
5. Закаливание должно учитывать индивидуальные особенности организма и климатические условия конкретного региона.

Учитесь управлять собой,
Во всем ищите доброе начало.
И, споря с трудною судьбой,
Умейте начинать сначала.
Споткнувшись, самому вставать,
В себе самом искать опору.
При быстром продвиженье в гору
Друзей в пути не растерять...
Не злобствуйте, не исходите ядом.
Не радуйтесь чужой беде.
Ищите лишь добро везде,
Особенно упорно в тех, кто рядом.
Не умирайте, пока живы!
Поверьте, беды все уйдут:
Несчастья тоже устают,
И завтра будет день счастливым!

Детство – самая счастливая, но и самая ответственная пора в становлении человека.

Центры социальной помощи семье и детям стали одним из важнейших звеном в строительной системе воспитания здорового ребенка.

Воспитание здорового ребенка не может быть обеспечено проведением одних только медицинских мероприятий. Оно включает в себя широкий круг вопросов: создание оптимальных санитарно-гигиенических условий среды, в которой живет ребенок, организация рационального, научно-обоснованного питания и физического воспитания ребенка, развитие и совершенствование у него двигательных навыков.

В работе центра одну больших ролей играют медики. Все разделы работы медицинского персонала (врача, старшей медсестры, массажистов, инструктора ЛФК), а также воспитателей, социальных педагогов, педагогов-психологов, специалистов по социальной работе имеют и профилактическую направленность.

Главной задачей профилактического направления в медицине вообще является борьба за снижение заболеваемости. Перед центром, кроме этой выдвигается еще и задача создания оптимальных условий для воспитания и своевременного всестороннего развития детей. Для решения этой задачи необходимо укреплять здоровье каждого ребенка, заботиться о его своевременном и физическом развитии, закаливать его, повышать сопротивляемость организма к различным заболеваниям.

В связи с погодными условиями, в структуре заболеваемости детей в городе занимают острые респираторные заболевания и грипп.

Наш центр на протяжении 2-х лет занимался внедрением в свою оздоровительную работу закаливающий метод рижан, который дал неплохие результаты.

В своей работе мы применяем неспецифическую профилактику часто болеющих детей. Закаливание является одним из основных средств повышения неспецифической защиты организма. Ребенок, регулярно принимающий закаливающие процедуры, гораздо, реже болеет, легче переносит любое заболевание, быстрее выздоравливает. Особенно высока эффективность при сочетании закаливания с массажем и гимнастикой. Учитывая, что у часто болеющих детей, прежде всего, поражается дыхательная система, закаливающие процедуры целесообразно сочетать с теми методами массажа и гимнастики, которые стимулируют функцию дыхания ребенка. Элементы дыхательной гимнастики включаются в комплекс утренней зарядки.

Работа по физическому воспитанию ослабленных детей строится с учетом особенностей состояния их здоровья, наличия или отсутствия у них отставания в физическом и двигательном развитии от возрастных нормативов, их физиологических возможностей.

Как показали наблюдения, нередко дети в силу своих относительных низких двигательных возможностей сами отдают предпочтение малоподвижным играм, связанным с однообразной позой, не умеют организовать без помощи взрослого свою деятельность, проявляют нежелание участвовать в коллективных играх. С другой стороны, врачи, педагоги ограничивают и без того небольшие потребности ослабленных детей в движении, создавая тем самым прочный круг, препятствующий дальнейшему развитию. Это свидетельствует о том, что дети, имеющие даже незначительную патологию со стороны отдельных органов и систем, которая носит функциональный обратимый характер, особенно нуждаются в полном физическом воспитании. Организация их двигательной деятельности должна предусматривать возможности каждого ребенка и быть адекватно и его физическому статусу. Поэтому очень важно, чтобы все виды физических упражнений в самостоятельной или организованной деятельности в первую очередь были направлены на устранение имеющих у детей отставании конкретных видах движения или в развитии физических качеств и в дальнейшем способствовали бы повышению тренированности и выносливости организма к нагрузкам.

Двигательный режим для каждого ребенка или группы детей со сходной симптоматикой отклонений в состоянии здоровья должен предусматривать постепенное повышение двигательной активности и объема нагрузок по мере улучшения здоровья и функциональных возможностей организма. Правильно выбранный индивидуальный двигательный режим будет способствовать и лучшей адаптации ребенка к общим требованиям жизни, что является одной из главных задач физического воспитания ослабленных детей: иными словами, средствами физической культуры создать предпосылки для укрепления здоровья и совершенствования развития.

При организации режима, включающего все виды двигательной деятельности, содержание ее должно быть щадящим: вводятся ограничения физических упражнений, связанных с интенсивной мышечной нагрузкой и мышечными усилиями.

Организация занятий физической культуры желательно в первую очередь широко использовать общеразвивающие упражнения, активизирующие разные группы мышц и улучшающие кровоснабжение внутренних органов. Особая роль принадлежит упражнениям, направленным на развитие и укрепление дыхательной мускулатуры и опорно-двигательного аппарата. Для тренировки дыхания наиболее полезны доступные детям естественные движения – дозированные ходьба и бег. Для правильного выполнения детьми дыхательных упражнений большое значение имеет исходное положение рук: руки на поясе; положение или движение рук на уровне головы и выше содействует активизации дыхательной функции мышц нижней части клетки и диафрагмы. Укрепление дыхательной мускулатуры достигается использованием упражнений для развития мышц плечевого пояса: поднимание рук вверх, вперед, отведение их назад, вращение руками с разной амплитудой, как в плавном темпе, так и рывками из разных исходных положений.

Упражнение для мышц туловища, живота, нижних конечностей также развивают и укрепляют мускулатуру: сгибание и разгибание ног, маховые движения ногами из исходных положений; разнообразные движения туловища – наклоны в сторону, вперед, пригибание назад, вращение и т.п. Значительное повышение внутри – брюшного давления, которое наблюдается при напряжении мышц живота, вызывают ответственную реакцию со стороны диаграмма – это один из путей повышения ее тонуса.

Укрепление мышц верхних конечностей, туловища, живота, ног можно усилить путем использования специального оборудования и различных предметов (гимнастическая стенка, гимнастическая палка и др.) Серьёзное внимание следует уделять показаниям и противопоказаниям в отношении использования тех или иных физических упражнений . Так, при наличии у ребенка плоскостопия ему противопоказаны спортивная ходьба на пятках, на внутренней стороне стопы, босиком по мягкой основе. Полезна ходьба «по-медвежьи». Детям, имеющим «0»-образные ноги, противопоказана ходьба «по-медвежьи», но полезны упражнения на сведение коленных суставов. При «X»-образных коленных суставах целесообразны ходьба на внутренней стороне стопы, прыжки с мешочком, наполненным песком, зажатым между коленями, ходьба и прыжки на носках, но полезная посадка «по-турецки» и ходьба «по-медвежьи».

Дорожка-массажер позволяет детям побегать, походить, что способствует раздражению рефлексогенных зон подушек, предупреждая тем самым обострение болезней верхних дыхательных путей.

Индивидуальную работу с детьми по физическому воспитанию лучше проводить в игровой деятельности, а также с использованием тренажеров. Детям могут быть предложены игровые упражнения типа «космонавты готовятся к полету» (диск «Здоровье»); «Туристы в походе» (беговая дорожка); «Цирковые артисты» (диск «Здоровье»), тренажер «Колибри» (беговая дорожка).

Детям, у которых выявлены функциональные изменения в сердце, ограничивает нагрузку в подвижных играх, длительность бега, прыжки: для этих детей особенно вредны упражнения со статический напряжение мышц.

Большое внимание надо уделять индивидуальной работе с детьми на прогулке. Следует отдавать предпочтение подвижным играм с небольшими группами дошкольников. Такие игры на воздухе способствуют тренировки носового дыхания улучшению аэрации разных отделов легких, углубления выхода, улучшения дыхания в целом. В этих целях можно использовать такие игры, как «Филин», «Подуй на шарик», «Лети перышко», «Кошка и мышка», «Ванька-встанька», «Увернись» и др.

В работе с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата целесообразно использовать тренирующие выносливость спины, брюшного пресса и грудной клетки, упражнения, создающая «мышечный корсет», и упражнения, укрепляющие святочно-мышечный аппарат голени и стопы.

В частности, упражнения, направленные на профилактику
нарушения осанки включает: ходъбу с высоко поднятыми руками: поочередное выбрасывание вперед рук. наклоны корпуса вправо-влево: поочередное поднимание ног вверх лежа не спине (прямых и со сгибанием в коленных и тазобедренных суставах), имитация езды на велосипеде – одновременное сгибание правой руки в локтевой и, левой ноги в коленном и тазобедренном суставах и наоборот; стоя на четвереньках – прогибание и выгибание корпуса ("кошка притаилась»)и т.д.

Важная роль в работе с часто болеющими детьми отводится упражнениям, улучшающим местное крово- и лимфообращение. Это приседание, ходьба на согнутых ногах, бег на месте, бег по пересеченной местности и др. В этом случае эффективность физических упражнении равноценна физиологическому действию горячих ножных ванн, поэтому такие упражнения для нижних конечностей полезно проводить при поступлении воздуха в верхние дыхательные пути.

Выполнение основных рекомендаций по организации двигательной деятельности болеющих детей, безусловно, будет способствовать укреплению их здоровья. Однако этот процесс станет более эффективным, если будет осуществляться в условиях рациональной организации всех других видов деятельности и отдыха дошкольников.

Индивидуальный подход осуществляем при подготовке детей ко сну: подбираем спокойную музыку и дети после закаливающих процедур спокойно засыпают под минорную музыку, а проснувшись они занимаются под бодрящую музыку: делают побудку лежа в постели, затем встают и проходят по солевым дорожкам, «уздечками» натирают стопы ножек, делают сухое обтирание себе и своему товарищу.

При выявлении отклонении в физическом развитии врач дает рекомендации по корректирующей гимнастике, которые учитываются воспитателями при проведении утренней гимнастики

Примерная схема закаливания ЧБД

Температура воздуха в помещении + 20, +19 градусов.

1. Воздушная ванна с утренней зарядкой (в трусах и майках с короткими рукавами) Продолжительность 10-15 мин. (на зарядку 6-7 мин.)
2. Умывание водой температуры +28 градусов, к концу года снижающаяся летом до +18 градусов, зимой – +20 градусов.
3. Дневной сон летом в хорошо проветренном помещении (при температуре +15,+16 градусов)
4. Прогулка 2 раза в день при температуре от +30 градусов (в тени деревьев, до – 15 градусов)
5. В летнее время пребывание под лучами солнца от 5-6 мин. до 8-10 мин. 2-3 раза в день.
6. Зимой контрастное обливание ног (стоп и нижней трети голени) водой температуры (+38 гр.)–(+28гр.) – (+38гр.) – перед дневным сном. Летом обливание ног после прогулки с постепенным (каждые 5-7 дней на 1 градус) снижением температуры воды с +28 градусов до +18 градусов.

Мероприятия по проведению оздоровительных мероприятий в центре

1. Выполнение санитарно-гигиенического режима.

2. Сквозное проветривание в течение 3-5 минут в отсутствии детей с периодом температуры воздуха до 5 градусов по графику:

а) утром с 7.00 – 7.05
б) перед занятиями с 8.55 – 9.00.
в) перед возвращением детей с прогулки 11.15 – 11.20
г) перед сном 13.50 – 13.55.
д) после полдника 16.00 – 17.05.

2. Одностороннее проветривание группы в присутствии детей ежечасно в течение 3-5 минут.

3. Сон при открытых форточках

4. Кварцевание групповой комнаты и игрушек с 11.20 – 11.50.

5. Одежда детей в групповой комнате при температуре +20 градусов: х/б белье, х/б платье с длинным рукавом, носки, туфли.

6. Одежда детей на открытом воздухе при тем.+ 6 до – 2 гр. 4-слойная: белье, платье, трикотажная кофта, колготки, панталоны, куртка, сапожки.
При температуре от – 3 до 2-8 гр. 4-слойная одежда: белье, платье, трикотажная кофта, колготки, панталоны, зимнее пальто, утепленные сапоги. При температуре от – 9 до – 21 гр. 5-слойная одежда: белье платье, трикотажная кофта, свитер, колготки, панталоны, 2 пары, зимнее пальто, утепленные сапоги с носками.

7. Утренняя гимнастика под музыку с 8.20 – 8.30.

8. Умывание с обливанием рук до локтя.

9. Физкультурные занятия на воздухе в форме подвижных игр с элементами психогимнастики – ежедневно на прогулке. Игры с бегом 2-3 раза в неделю.

10. Пребывания детей на воздухе: утренняя прогулка с 10.00 до 12.00; вечерняя прогулка с 16.55 до 18.00.

11. Ходьба босиком перед сном по дорожке, после сна по ребристой дорожке.

12. Физические упражнения после сна в кроватях:

– наклон головы до упора к груди (3-4 раза)
– поворот головы в правую и левую сторону (2-3 раза)
– шевеление пальцами рук и ног, сжатие и разжатие пальцев (3 раза)
– движение стоп на себя, от себя, круговые движения (3-4 раза)
– потягивание на спине, на правом и левом боку (2-3 раза)

13. Полоскание полости рта водой комнатной температуры после каждого приема пищи, полоскание горла перед сном.

Читать еще:


Новые материалы:

Музыкальное развлечение для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну дружбы" :: Формирование личностных качеств ребёнка с нарушением слуха в процессе работы с серией сюжетных картинок :: Игры-упражнения на уроках французского языка в начальной школе :: От уроков немецкого языка к исследовательскому творчеству учеников :: Применение мультимедиатехнологий в обучении аудированию :: Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Россия 2018) - спойлеры, пересказ, трактовка :: Дом и дача/Мебель/Детская мебель/Парты и стулья/Мебель/Детская/Столики и Стульчики/Стулья детские / Абсолют-мебель / Стул Школярик С330 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Приемы самообезболивания родов - Хелси и Смарт

Приемы самообезболивания родов


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD