Девиантное поведение : Социальная педагогика

Социальная нестабильность современного общества, разрушение традиционных институтов социализации, деформация привычных способов самореализации детей, подростков и молодежи, рост социально обусловленных и социально значимых болезней, коммерциализация сфер досуга настоятельно требуют обновления сложившихся форм воспитания и развития подрастающего поколения. Сегодня, как никогда прежде, перед человечеством встала глобальная проблема, – безудержный рост наркозависимости, особенно среди подростков и молодежи. Статистика неумолимо свидетельствует о том, что людей употребляющих наркотики становится все больше и больше. Только за последние 30 лет их количество увеличилось в 100 раз, и в 200 раз среди подростков. Если сейчас не обратить внимание на пьянство, бродяжничество, правонарушения, наркоманию, различные формьъ проституции, то с полным основанием можно утверждать, что молодое поколение XXI века будет потеряно для общества. В связи с этим встает вопрос о необходимости проведения активной целенаправленной профилактической работы с подростками и молодежью, как в общеобразовательных, так и социально-культурных учреждениях, уделяя особое внимание подросткам с девиантным поведением. В происхождении девиантного поведения большую роль играют дефекты правового и нравственного воспитания, несовершенство процесса формирования личности, отрицательное влияние семьи и ближайшего окружения и их ценностных ориентаций. Девиантное поведение может служить целям самовыражения, протеста или иным.

К проблеме девиантного поведения неоднократно обращались ученые как прошлого, так и настоящего, но до сих пор нет точного определения данного понятия. v* Чаще всего девиантное поведение трактуют как антисоциальное поведение, нарушающее какие-либо социальные, культурные, этические или правовые нормы. Иногда под девиантным понимают поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Основная задача, стоящая перед государством и обществом в целом в отношении детей с девиантным поведением заключается в создании надлежащих условий и оказании помощи в их социализации и нравственной реабилитации, реализации творческих возможностей, подготовка к полноценной жизни в обществе, интеграции личности в социокультурное пространство.Значительная роль в решении этих задач принадлежит учреждениям дополнительного образования, где сложились наиболее оптимальные педагогические технологии, способствующие развитию потенциальных творческих способностей каждого ребенка, с учетом его интересов, желаний и возможностей. Констатируя множественность институтов социально-культурного влияния на личность подростка в свободное время, необходимо особо отметить значение учреждений дополнительного образования в организации профилактической работы с подростками по месту жительства, т.к. именно на их базе, возможно, удовлетворить духовные потребности личности в межличностном общении, стремлении к самоутверждению, становлению индивидуальности, в физическом самосовершенствовании, творческом развитии, культурном отдыхе и развлечениях. В настоящее время существуют определенные противоречия между усилением негативных тенденций в подростковой среде с одной стороны, и наличием процессов стагнации в деятельности учреждений социально-культурной сферы с другой стороны, что обусловлено тенденциями, происходящими в нашем обществе. Указанное противоречие обусловило выбор темы данного исследования. Степень научной разработанности проблемы представлена трудами отечественных педагогов, социологов, психологов С.А.Беличева, Б.С.Братусь, Я.И.Гилинского, С.И.Голода, Ю.А. Клейберга, В.М.Когана, В.В.Ковалева, И.С.Кона, В.Н.Кудрявцева, П.Ф.Лесгафта, A.C. Макаренко, А.Н.Пыхарева, Н.Н.Толстых, Д.И.Фельдштейна, С.Т.Шацкого, А.М.Яковлева и других.

В западных педагогических исследованиях профилактики девиантного поведения особое значение имеет теория демократизации образования и воспитания, нашедшая отражение в педагогических воззрениях А.Дистервега, П.Натропа, Г.Кершенштейнера, В.Лайема, Дж.Дьюи. Среди альтернативных теорий, сложившихся в западной педагогике, следует отметить концепцию Р.Штайнера, опирающуюся на необходимость развития морали и мышления в процессе созревания ребенка. Большой вклад в изучение проблемы профилактики девиации и усиления воспитательного воздействия на подростков внесли теоретики педагогической антропологии Х.Плеснер, О.Ф.Больнов, МЛЛелер и др. Интересен подход таких ученых как Г.Рот, И.Дерболов, Е.Финк, которые поставили вопрос о необходимости построения процесса воспитания с позиции сознательного усвоения ребенком таких феноменов человеческого существования, как зрелость, любовь, жизнь, смерть, работа, игра и т.п. Особую роль в исследовании негативных явлений внесли социологи Г. Тард и Э. Дюркгейм, А. Кетле, А. Коэн, Г. Зиммель, П. Сорокин. Их концепции легли в основу специальной социологической теории — социологии девиантного поведения и социального контроля. Активное внимание к вопросам профилактики девиантного поведения было направлено в XIX столетии в педагогических теориях В.Г.Белинского, А.И.Герцена, В.Н.Шелгунова, П.Ф.Лесгафта, П.Ф.Каптерева Н.И.Пирогова и др.

О теоретических концепциях и возможностях развития интересов и потребностей личности в социально-культурной сфере писали М.А.Ариарский, С.Н.Иконникова, Т.Г.Киселева, Ю.Д.Красильников, В.Д.Луганский, А.П.Марков, Б.Д.Жарков, Г.А.Евтеева, Т.И. Бакланова, Е.И.Смирнова, В.Е.Триодин, Б.А.Титов, Б.Д.Парыгин, и др. ученые. Проблемой девиантного поведения подростков и молодежи, а также поиском путей его профилактики занимались такие исследователи как: В.Н. Кудрявцев, Я.И. Гилинский, Ю.А. Клейберг, A.A. Сукало, И.В. Шубина и др. Определенный интерес имеют работы ученых, изучающих проблемы организации досуга и социально-культурной деятельности. Среди них: Е.И. Григорьева, М.И. Долженкова, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, B.C. Садовская, В.В. Туев, H.H. Ярошенко (основы социально-культурной деятельности), С.А. Шмаков (детский досуг, досуг школьника), Э.В. Соколов (свободное время и характеристика досуга), В. Байкова, Б.А. Титов, Г.И. Фролова (социализация детей в сфере досуга), Д.В.4 Кирш, В.Я. Суртаев (социально-педагогические особенности молодежного досуга), Ю.А. Стрельцов (общение в сфере свободного времени), В.Е. Новаторов, Г.Н. Новикова (организаторы досуга), Ф.С. Махов, В.К. Крючек, О.Ю. Мацукевич (научно-педагогические основы организации свободного времени подростков), А.Д. Жарков, Ю.С. Моздокова, В.М. Чижиков (технологические аспекты культурно-досуговой деятельности) и др.

Читать еще:


Новые материалы:

Использование театральной деятельности на уроках английского языка в целях снятия языкового барьера у учащихся :: Тестирование как способ оптиматизации учебного процесса на уроке иностранного языка :: Как писать письма? :: Открытый урок английского языка по теме "Разные страны – разные люди" в 5-м классе :: Урок "Ничто не вечно" :: Притяжение 2 (), 2019 :: Все товары/Дом и дача/Новогодние товары/Елки искусственные/Мебель для гостиной/Аксессуары/Ёлки / ELK / Ёлка ELK ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».

Решение задач по теме: "Преломление света", 11-й класс : Физика - Хелси и Смарт

Чтобы подготовить молодое поколение к жизни в информационном обществе, нужно его обучать, используя технологии этого общества. Компьютерная модель "Отражение и преломление света", разработанная компанией "ФИЗИКОН", позволяет учителю организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся: компьютерная лабораторная работа и решение задач с последующей компьютерной проверкой.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD