Урок в 8-м классе по теме "Правонарушение. Преступление как вид правонарушения" : Социальная педагогика

Цель:

  • Объяснить значение понятий: “правонарушение”, “преступление”.
  • Выявить взаимосвязь правонарушения и преступления, и различия этих понятий.
  • Воспитание ответственности за свое поведение.

Задача: Создать условия для осмысления темы урока.

Основные понятия: “правонарушение”, “преступление”, “деяния”.

Оборудование: тетрадь, словарик, карточки для индивидуальной работы.

Тип урока: урок – проблема.

Ход урока

I. Мотивация к теме урока:

– Ребята, вспомните, какие права вы имеете?
– Какую роль играют права в жизни человека?

Создание проблемы: (рассказ из жизни).

“В кинотеатре шел очередной фильм. Через полчаса после его начала в зале появилась группа подростков – парней и девиц. Смотреть фильм стало невозможно: выкрики, комментарии, нецензурные выражения. Потом выяснилось, что и бутылку портвейна они успели распить прямо в первом ряду, кто-то из зрителей сбегал к телефону”.

– Зачем кто-то из зрителей сбегал к телефону?
– А, что я не имею право разговаривать? И выпить? Чьи я права нарушаю?
– Продолжение ситуации: “Подозреваемые были задержаны. Надо было видеть их невинные лица. Чувствовали себя уверенно. Еще не понимали, за что их держат в инспекции по делам несовершеннолетних. Вдруг осознали, что лейтенант составляет протокол. Вздрогнули от слов “административное нарушение”. Никак не могли понять, за что же их привлекают к административной ответственности. Заговорили: “Ну выпили – а что, нельзя?” , “Ну погалдели – а вы балдеть не любите?”, “Пошумели? Так ведь фильм неинтересный”.
– Так что такое право? (Взаимосвязанные между собой нормы или правила поведения, которые надо исполнять, иначе придется нести ответственность.)
– Так чьи права были нарушены в данном случае?

Вывод: Когда человек нарушает какую-то особую норму поведения, принятую в обществе, то это совершается правонарушение. Эта норма обязательно записана в законе. И действия милиции по отношению к разгулявшимся подросткам были законны.

II. Работа в тетрадях:

– Записывается число и тема урока.
– Под диктовку определение: “правонарушение – это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу и караемое по закону”.

III. Упражнения в определении: какие, предлагаемые действия, можно отнести к правонарушениям, какие – к правам:
– ходить босиком по траве, 
– сорить в общественном месте,
– распивать алкогольные напитки,
– зарабатывать много денег,
– смотреть видеофильмы,
 – грубить,
 – ловить рыбу,
 – курить,
 – сплетничать,
 – жадничать.

IV. Беседа по решению проблемы урока:

– Но только ли права имеет подросток, проживая в обществе? (Совершая любой поступок, нужно помнить об ответственности, которая может наступить после этого.)
– Ваши ассоциации со словом “ответственность”.

Таким образом, мы выяснили, что ответственность – это обязанность людей отвечать за свои поступки. Приведите примеры подобных неблагонамеренных поступков (правонарушений), за которые придется нести ответственность?

Но следует отличать просто проступки (правонарушения) человека от преступлений. А кто защищает права граждан? Кто устанавливает правопорядок? По ходу беседы на доске появляется схема:

Ученые-правоведы утверждают, что эти понятия (порядок, законность) тесно связаны между собой. Докажите правильность подобного утверждения.

Вывод по проблеме: Правонарушения совершаются тогда, когда человек нарушает какую-то особую норму, принятую в обществе. И эта норма обязательно записана, зафиксирована в законе. Нарушение закона влечет за собой ответственность. А те правонарушения, которые имеют значительно большую общественную опасность, это уже преступление. Преступление – это деяние, отличающееся особой опасностью для общества. И эта опасность определена законом. Такие деяния отделили от всех остальных и поместили в Уголовный кодекс под названием “преступления”. И в этом законе за такие деяния предусмотрены наказания.

– Что означает слово “деяние”? (действие и бездействие).
– Какого рода бездействие может стать преступлением?

V. Работа по карточкам. Чтение и осмысление прочитанного текста с последующим обсуждением:

1 – Преступлением считаются деяния, представляющие опасность для личности, общества, государства. Однако распитие спиртных напитков тоже опасно. Но оно включено в Кодекс РФ об административных правонарушениях и в перечень преступлений не входит. Значит, преступление – это деяние, отличающееся особой опасностью для общества. И эта опасность определена законом. Такие деяния отделили от всех остальных и поместили в Уголовный кодекс под названием “преступления”. И в этом законе за такие деяния предусмотрены наказания.

2 – Преступление – это деяние, совершенное виновно. То есть деяние будет считаться преступлением, если будет установлена вина совершившего это деяние. Таким образом, преступление – это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания.

VI. Релаксационная пауза.

VII. Работа в тетрадях:
– Списать определение слову “преступление” из карточки:

Преступление – это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания.

VIII. Работа в словариках:
– записать и запомнить написание слов “деяние”, “правонарушение”, “преступление”.
– Где чаще всего можно встретить эти слова? Знать объяснение значения этих слов.

IX. Упражнение на закрепление: Записать в один столбик действия, которые на ваш взгляд являются правонарушением, а в другой столбик, какие действия – преступлением.

– Угон автомобиля;
– вымогательство денег;
– кража личного имущества;
– Переход улицы на запрещающий сигнал светофора;
– Торговля с рук в неустановленных местах;
– распитие спиртных напитков в общественных местах;
– кража;
– Ловля рыбы в запрещенном месте;
– нарушение правил пожарной безопасности.

X. Рефлексия урока: Как мы решили проблему урока?
Какой этап урока понравился и почему?
Что такое правонарушение?, Преступление?

Читать еще:


Новые материалы:

Знакомство с глиной. Плоскостные фигурки :: Формирование УУД на уроках ИЗО средствами интерактивных методик :: Межпредметные связи в обучении химии и биологии :: Галактика. Многообразие галактик :: Животные Арктики - медведи и тюлени. Полярное сияние. Рисование акварелью и восковыми мелками с элементами обрывной аппликации :: Барбадожкины истории, 2016 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Прихожие/Стенки для прихожей/Модульные прихожие / Сокол / Стенка для прихожей Пурано орех испанский ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Приемы самообезболивания родов - Хелси и Смарт

Приемы самообезболивания родов


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD