Формирование личности подрастающего поколения через воспитание патриотического отншения к малой родине : Социальная педагогика

Концепция патриотического воспитания граждан РФ определяет: “Патриотизм – одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Под ним понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее, готовность к их защите”.

Актуальность данной работы определяется тем, что новой государственной идеологией, новым стержнем воспитательной системы школы должен стать российский патриотизм. Постижение красоты, культуры должно начинаться с воспитания любви и бережного отношения к малой Родине. Особое внимание в формировании личности должно быть обращено на воспитание патриотического отношения к родному краю.

В последнее время у учащихся заметно снизился интерес к героическим и трагическим страницам истории нашей Родины, ее культурным достижениям и корням, событиям военной истории. Именно поэтому школьный музей способствует: расширению общеобразовательного кругозора учащихся; воспитанию у учащихся патриотизма, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего народа; воспитанию познавательных интересов и способностей учащихся; развитию общественно-практической активности, овладению ими практическими навыками поисковой, исследовательской работы; приобщению детей и подростков к историческому и духовному наследию родного края через практическое участие в сборе и хранении документов, проведению экскурсий, изучении и благоустройстве памятников города.

Практически в каждой школе нашего города работает школьный музей или краеведческий уголок.

В МОУ “Средняя общеобразовательная школа № 1” 20 февраля 2007 года был открыт музей “Родина – это важно!”. В сборе и оформлении материалов принимали участие педагоги и учащиеся школы. Музей состоит из 3-х комнат общая площадь 79,3 кв.

Задача школьного музея состоит в том, чтобы воспитать патриота и гражданина, человека, любящего свою Родину, знающего и уважающего историческое прошлое своей страны, своего города, своей семьи, школы. Руководитель музея Лопатина Надежда Васильевна. В музее 4 раздела:

1. “Моя малая родина – Кузбасс”

Экспозиции: “Животный мир родного края”, “Предки. Быт – русская изба”.

2. “Город Березовский”

Экспозиции: “Береза – русская красавица, ты символ родины – России, и город мой – Березовский”, “Шахта “Березовская – мать города””, “Мини-музей о березе”.

3. “Великое не может быть забыто”

Экспозиции: “Никто не забыт, ничто не забыто”, “Память должна жить”, “Спасибо за жизнь”.

4. “Дом мечты и радости – школа”.

Экспозиции: “История школы. Директора школы. Гордость школы. Школьные традиции. Звездный дождь. Выпускники”.

Музейный фонд составляет 586 экспонатов, из них 456 экспонатов составляет основной фонд, 129 - вспомогательный.

В 2009 году музею присвоено звание “Музей образовательного учреждения” свидетельство №12717.

В МОУ “Средняя общеобразовательная школа №2” в ноябре 1986 года был открыт школьный музей “История школы”, 17 апреля 2000 года музей получил паспорт № П-55-02, руководит музеем последние 5 лет Гераскина Надежда Тимофеевна, заведующая библиотекой школы №2. Девиз музея: “Грядущее рождается сейчас”.

Фонд музея насчитывает около 940 экспонатов, которые представлены в 4 основных тематических экспозициях:

I. История школы - 140 экспоната

II. Они стояли у истоков - 102 экспоната

III. Учителями славится Россия - 305 экспонатов

IV. Ученики приносят славу школе - 190 экспонатов

5. Выпускники воины Афганистана - 80 экспонатов

6. Учителя Участники ВОВ - 120 экспонатов

Помещение школьного музея 60 кв. М., основной фонд насчитывает более 600 экспонатов, вспомогательный около 300 экспонатов, количество подлинных экспонатов музея – 582 экспоната, 12 особо ценных экспонатов. (Например, платок ручной работы, фронтовые письма, “Записная книжка пионера” 1961 года, личные вещи награды учителей). Для более полного восприятия и раскрытия тематики экспозиций музей оснащен теле и видеотехникой, а также мультимедийной установкой.

В музее ведется большая экскурсионно-массовая работа,общественно-полезная работа: музей ведет просветительскую и культурно-массовую работу по сохранению исторической памяти, оказывает шефскую помощь ветеранам школы и микроучастка.

Актив школьного музея в течение многих лет шефствует над памятниками города:

• памятник погибшим шахтерам и жителям поселка в ВОВ,

• памятник погибшим воинам афганцам.

В течение последних лет актив музея ухаживает:

  • За памятником Герою Советского Союза Резвых Л.С.,
  • За памятником воину интернационалисту Лужбину А.,
  • За памятником Герою Труда Коношевичу Л.С.

В МОУ “Средняя общеобразовательная школа № 16” в феврале 2009 года был открыт музей “История школы № 16”, руководит которым Проскурина Лариса Ильинична. Музей является неотъемлемой частью общешкольного организма. Учителя используют его экспозиции и фонды в учебно-воспитательном процессе. Одной из самых традиционных форм работы музея является подготовка и проведение встреч с ветеранами войны, труда и интересными людьми нашего города. В музее есть постоянные экспозиции и временные.

Постоянная: История школы (история открытия школы).

Сменные:

• первые учителя (первые директора школы, учителя, которые работают и работали со дня основания школы);

• наши прадедушки во время ВОВ (история участия в Великой Отечественной войне дедушек и прадедушек обучающихся);

• история школьных принадлежностей (какие изменения происходят с течением времени в подготовке школьных уроков, школьных принадлежностей);

• история одной пуговицы (по следам военных походов во время гражданской войны).

Основной фонд музея насчитывает более 500 экспонатов: альбомы, вещи школьной тематики, дидактическое оборудование, значки, папки, раскладушки по истории школы, методика преподавания (планы - конспекты). Материалы о детских организациях: пионерской, комсомольской, октябрятской. Материалы о спортивной жизни школы, учебная литература, учебники, учебные карты, тетради, альбомы, шефы и др.

Главная цель школьного музея – развитие личности, способной к определению, обогащению, реализации жизненных планов в различных сферах жизнедеятельности на основе интеллекта, гражданственности, гуманности и патриотизма, на основе знаний истории своей семьи, своей школы, своей Малой Родины, накопления жизненного опыта и духовности и здорового образа жизни.

В МОУ “ООШ № 8” и в МОУ “ООШ № 4” идет работа по оформлению краеведческих уголков. В МОУ “Лицей № 17” идет работа по созданию музея. Уже собрано достаточно много материалов из истории школы, города, родного поселка.

С целью активизации изучения историко-культурного пространства родного города, выявления талантливых учащихся, гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколенияпо инициативе Центра развития творчества детей и юношества было решено организовать в городе конкурс “Юный экскурсовод”.

30 ноября 2010 года на базе Центра развития творчества детей и юношества прошла школа актива для экскурсоводов школьных музеев и краеведческих уголков, на которой поднимались вопросы по организации, проведению экскурсий, оформлению методической разработке, подготовке к первому городскому конкурсу. По итогам работы все участники получили методическую разработку “Школьный экскурсовод”. (Приложение 1)

15 и 16 декабря 2010года прошел первый городской конкурс “Юный экскурсовод”. (Приложение 2)

В конкурсе приняли участие МОУ “СОШ №1”, МОУ “СОШ №2”, МОУ “ООШ №8”, МОУ “СОШ №16”, МОУ “Лицей №17”.

Работы участников оценивала экспертная группа в составе:

Цыпкайкина Марина Викторовна – заведующая экскурсионно-массовым отделом городского краеведческого музея.

Полосухина Татьяна Дмитриевна – заведующая краеведческим сектором центральной городской библиотеки.

Михайлов Юрий Михайлович – корреспондент газеты “Мой город”.

Литвинова Елена Анатольевна – методист МОУДОД “цртдию”.

По итогам работы определились победители:

1 место - Горюнова Мария, МОУ “СОШ № 16”, 8 класс, экскурсия: “Из истории школьных принадлежностей”.

2 место - Новицкая Надежда, МОУ “СОШ № 2, 6 класс, экскурсия: “Улица моя”.

3 место - Родак Ольга, МОУ “ООШ № 8, 9 класс, экскурсия: “Город мой, любуюсь и горжусь тобой”.

17 и 18 октября 2011 года прошел второй городской конкурс “Юный экскурсовод”.

В конкурсе приняли участие МОУ “СОШ №1”, МОУ “СОШ №2”, МОУ “ООШ №4”, МОУ “ООШ №8”, МОУ “СОШ №16”.

В первый конкурсный день гостеприимно открыл двери музей школы №16. Канина Нина с улыбкой встретила своих маленьких экскурсантов и очень подробно и интересно рассказала детям об истории школьной формы и школьного портфеля.

В школе № 8 Болдова Лиза рассказала об улице Черняховского, биографию Ивана Даниловича, его жизненный путь. Провела виртуальную экскурсию по улице Черняховского.

Экскурсоводы школы № 4 рассказали об истории создания памятника воинам – жителям посёлка Барзас, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Возложили цветы к памятнику и почтили погибших солдат минутой молчания.

Чирухина Татьяна экскурсовод школы № 1 познакомила первоклашек с жизнью, бытом, традициями и обычаями русского народа. Ребята побывали в исконно русской избе, где смогли прикоснуться к старинным вещам, предметам быта и послушать музыку из граммофона.

Экскурсоводы школы № 2 провели обзорную экскурсию по школьному музею. Рассказали об основных тематических экспозициях музея.

По итогам работы жюри в составе:

Войцеховская Юлия Владимировна – старший инспектор Управления образования.

Крылик Ольга Александровна – главный хранитель городского краеведческого музея.

Полосухина Татьяна Дмитриевна – заведующая краеведческим сектором центральная городская библиотека.

Литвинова Елена Анатольевна – методист МОУДОД “цртдию”.

Были определены победители:

Первое место - Канина Нина, МОУ “СОШ № 16”, “Из истории школьной формы. Из истории школьного портфеля”.

Второе место - Чирухина Татьяна, МОУ “СОШ № 1”, “Русская изба”.

Второе место - Климентьева Виктория, Кузнецов Илья, Поспеловский Артём, Сагитова Мария, Турков Никита МОУ “ООШ № 4”, “История создания памятника воинам – жителям посёлка Барзас, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.”.

Третье место - Морозова Вика, Новицкая Надя, Красноперова Надя, Манакова Аня, МОУ “СОШ № 2”, “Я поведу тебя в музей”.

По итогам конкурса были выпущеныбуклеты и сборники. В сборники вошли методические разработки экскурсий, представленные на городской конкурс “Юный экскурсовод”. (Приложение № 3)

Работа школьного музея – это живая и гармоничная частица педагогического процесса, воспитания патриотизма и гражданственности, идеологического воспитания учащихся. А идеология нашего государства – это духовный стержень, который связывает историческое прошлое, современность и будущее, это лучик, который освещает путь политического, социально-экономического и духовного развития общества.

Городской конкурс “Юный экскурсовод” для учащихся нашего города стал традиционным.

Читать еще:


Новые материалы:

Развитие речи младших школьников на уроках русского языка :: День знаний (Конкурсно-игровая программа, 2-й класс) :: Урок математики в форме экологической сказки по теме "Корректировка, проверка знаний, умений и навыков сложения и вычитания в случаях вида +1, -1, +2, -2" :: Урок литературного чтения в 4-м классе по теме "А.О. Ишимова «Славяне»" :: Тема: "Компьютерная графика" :: Ангелы в Америке. Часть 1: Приближается Миллениум ( National Theatre Live: Angels in America Part One - Millennium Approaches ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Прихожие/Шкафы/Тумбы / Сокол / Вешалка с тумбой ВШ-5.1+ТП-6 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Приемы самообезболивания родов - Хелси и Смарт

Приемы самообезболивания родов

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD