Диагностика в работе социального педагога как средство эффективности межведомственного взаимодействия : Социальная педагогика

Диагностика в работе социального педагога как средство эффективности межведомственного взаимодействия : Социальная педагогика

Современная общеобразовательная школа при всех ее проблемах, трудностях, недостатках сохраняет статус одного из основных институтов социализации личности, ее становления и развития. В МБОУ гимназии № 63 накоплен опыт комплексного решения проблемы профилактики девиантного поведения учащихся с участием социального педагога, психолога, учителей – предметников, классных руководителей, родителей в условиях организованного детского коллектива.

Результативность деятельности по устранению причин, препятствующих успешной адаптации ребенка в социуме обучению в школе, во многом зависит от слаженности межведомственного взаимодействия и очень важно иметь достоверную информацию о количестве таких детей. В условиях работы гимназии важнейшей задачей социального педагога является ранняя диагностика отклоняющегося поведения, с целью организации внутриведомственного и межведомственного взаимодействия

В процессе предупреждения и преодоления отклоняющегося поведения социально-педагогическая диагностика выполняет комплексные функции. Сложный мир современного ребенка, его неповторимость, своеобразие, специфика проявления личностных качеств делают обязательной постоянную социально-педагогическую диагностику, что совершенно необходимо для эффективности непрерывного воспитательного процесса. Социально-педагогическая диагностика позволяет учителю-предметнику, классному руководителю, социальному педагогу выбрать оптимальную методику, которая подходит индивиду, учитывает интересы, особенности данного ребенка, и тогда она выступает как фактор действенности педагогических влияний. В процессе преодоления асоциального поведения социально-педагогическая диагностика выполняет и специфические функции. Объективная информация об учащихся дает возможность правильно определить цели и задачи воспитательной работы с детьми «группы риска». В то же время формируются единые педагогические позиции в учительском коллективе по отношению к конкретным подросткам с отклоняющимся поведением, выясняются возможности прогнозирования их положительного развития. Социально-педагогическая диагностика способствует созданию единых педагогических требований к ученику. На основе объективного представления о личности школьников с отклоняющимся поведением осуществляется программа коррекции их поведения с четким определением их возможностей и действий всех, кто с ним работает: учителей, классных руководителей, администрации, родителей, окружения. Так какова технология социально-педагогической диагностики.

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА – это специально организованный процесс познания, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-педагогических, экологических и социологических факторов в целях повышения эффективности педагогического воздействия.

Социально-педагогическая диагностика является одним из начальных и очень ответственных этапов в общей системе социальной работы. Ведь от обоснованности и достоверности диагностических данных, умения их верно интерпретировать зависит эффективность последующей профилактической и коррекционной работы.

Будучи технологической процедурой, социальная диагностика включает в себя определенные этапы:

  1. Предварительное ознакомление с несовершеннолетним, постановка задачи, выделение состава диагностики, выбор методик.
  2. Измерение и анализ показателей.
  3. Построение выводов.

Способами, специальными приемами ведения социально педагогической диагностики являются методы.

Среди методов диагностирования выделяют следующие:

НАБЛЮДЕНИЕ – метод, который используется при изучении внешних проявлений поведения подростка, по которым можно составить представление о нем.

БЕСЕДА – метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуникации. Основное требование – умение расположить к себе несовершеннолетних, вызывать их доверие и добиться искренности в их ответах.

АНКЕТИРОВАНИЕ – метод сбора статистического материала путем опроса диагностируемых.

МЕТОД ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ – это опрос путем анкетирования и интервьюирования. Иногда социальная проблема нуждается в оценке компетентных лиц – экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования с предоставлением мотивированного заключения. Представляет собой исследование задачи, плохо поддающейся количественному анализу и трудно формулируемой.

Весьма благополучная социально-экономическая среда, в которой находятся большинство учащихся гимназии, влияет на направления социально-педагогической диагностики:

Направления Технология отслеживания
1. Социальная среда учащихся – анкетирование в начале учебного года

– составление социальных паспортов учащихся «группы риска»

– составление социальных паспортов классов и социального паспорта гимназии

– создание банка данных учащихся гимназии

– создание банка данных детей «группы риска» (малообеспеченные, многодетные, состоящие на учете в ОДН УВД, состоящие на внутришкольном учете, дети-инвалиды, дети из семей участников боевых действий)

2. Посещаемость учебных занятий – ежедневное заполнение журнала посещаемости дежурными

– ежемесячный анализ посещаемости по классам и по гимназии

– ежемесячные информативные отчеты в РУО, а так же в рамках проводимых акций

3. Преступность – ежемесячные сверки состоящих на учете ОДН УВД

– участие социального педагога в допросах и дознаниях

– беседы с учащимися

4. Адаптация несовершеннолетних в социуме – индивидуальные беседы с детьми и их родителями (законными представителями)

– встречи-беседы с классами

5. Защита прав несовершеннолетних – индивидуальные беседы с детьми и их родителями (законными представителями)

– встречи-беседы с классами

Основной технологией социальной диагностики в гимназии является проводимой в начале учебного года или при поступлении в учреждение анкетирование родителей учащихся. В данную анкету, основываясь на многолетнем опыте, были включены все необходимые данные, как для социального педагога, так и для других служб гимназии: общие сведения о ребенке, его родителях (законных представителях), о составе и условиях жизни семьи, о здоровье и внеучебной деятельности учащегося. При обработке анкет классными руководителями и социальным педагогом формируется полное представление об отдельных учащихся, их семьях и коллективе в целом. С помощью данной диагностической технологии формируется полный и информативный банк данных учащихся гимназии, составляются социальные паспорта классов и гимназии.

В заключении можно сказать, что социальный педагог стремится своевременно определить проблему, выявить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода и, таким образом, оздоровить окружающую микросреду, оптимизировать социальное пространство школы. Поэтому всесторонняя диагностика социального пространства с целью контроля социальных характеристик и организации межведомственного взаимодействия – важнейшая функция социального педагога и условие его эффективной жизнедеятельности. Задачей социального педагога как специалиста по оптимизации социального пространства является активизация потенциала социальных субъектов для повышения эффективности социальных взаимодействий, развития отношений в социуме через определение скрытых неиспользованных социальных ресурсов жизнедеятельности школы, их диагностику и определение необходимости подключения к решению обнаруженных проблем соответствующих специалистов и ведомств.

Приложение 1

Читать еще:


Новые материалы:

Программа факультативного курса для 7—9-х классов. Тема: "Комплексный анализ текста как способ систематизации знаний" :: Урок русского языка в 8-м классе по теме "Односоставные и двусоставные предложения" :: Урок развития речи по теме "Рецензия как жанр сочинения". 9-й класс :: Урок русского языка в 5-м классе :: Интегрированный урок литературы, русского языка, природоведения, ОБЖ "Васюткиными тропами" (по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро") :: Терминатор 2: Судный день ( Terminator 2: Judgment Day ), 1991 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list37.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list37.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list37.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Я заберу твои деньги ( Blood Money ), 2017 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD