Основные направления успешной интеграции в социальную среду выпускников интернатных учреждений : Социальная педагогика

Основные направления успешной интеграции в социальную среду выпускников интернатных учреждений : Социальная педагогика

Большинство выпускников школ-интернатов испытывают многочисленные трудности при вливании в самостоятельную жизнь и сталкиваются с социальными, психологическими, юридическими и профессиональными проблемами.

Исследования показывают, что большинство детей-сирот отстают в своем физическом развитии и имеют хроническую патологию (в основном ЦНС). И только менее пяти процентов считаются здоровыми.

Специфика физического и интеллектуального развития у детей-сирот влечет за собой эмоционально-волевую незрелость и нарушения в социально-психологической сфере, такие как завышенная или заниженная самооценка, слабый внутренний контроль, иждивенчество, инфантилизм, подчиняемость, доверчивость, некритичность, непрактичность, неадекватное восприятие социума за стенами школы-интерната. Как следствие возникают сложности в постинтернатной адаптации.

Основными проблемами постинтернатной адаптации выпускников интернатных учреждений являются:

  1. Разрыв между представлениями о жизни и реальностью.
  2. Профессиональное самоопределение.
  3. Трудоустройство.
  4. Правовая некомпетентность.
  5. Трудности в ориентации служб социальной поддержки.
  6. Самостоятельной организации быта и досуга.

Исходя из вышеизложенного, надо отметить, что постинтернатное сопровождение призвано создать такие условия, которые способствовали-бы успешной интеграции воспитанника в общество. Сегодня для работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей уже не достаточно разработанных принципов и концептуальных установок. Необходима разработка целостностной системы постинтернатного сопровождения выпускников школ-интернатов, как особого важного компонента адаптации в социум. И как следствие этого, постинтернатное сопровождение стало приоритетным направлением государственной социальной политики.

В связи с этим в ГБОУ СКШИ № 53 г. Москвы под руководством директора Медведевой Н.В. была разработана программа по постинтернатному сопровождению “Я – не один”. Программа была одобрена комиссией ДСМП по отбору организаций, по осуществлению постинтернатного сопровождения выпускников сиротских учреждений в возрасте от 18 до 23 лет и была опубликована в научно-практическом журнале “Социальная педагогка” № 1 за 2012 год. Цель программы создание системы постинтернатной адаптации выпускника в социум. Задачами программы являются:

  1. Обеспечение комплексного сопровождения выпускника-“Социальный педагог, педагог психолог, воспитатель”;
  2. Оказание целевой профессиональной поддержки выпускнику с учетом особенностей;
  3. Проведение мониторинга постинтернатного сопровождения выпускника

Сущностной характеристикой сопровождения является создание условий для перехода, сопровождаемого от помощи к самопомощи. Условно можно сказать, что в процессе постинтернатного сопровождения воспитатель создает условия, оказывает необходимую поддержку выпускнику для перехода от позиции “Я не могу” к позиции “Я могу сам справляться со своими жизненными трудностями”. Поддержка, с одной стороны, предваряет педагогическое сопровождение, а с другой – следует за ним по запросу ребенка (Л.Г Субботина).

Программа по постинтернатному сопровождению выпускников состоит из двух этапов: основное и целевое.

1. Основное сопровождение.

Формирование социального опыта воспитанников в условиях школы-интерната. Данное сопровождение рассматриваем как систему социализации воспитанников до постинтернатного сопровождения выпускников. Мы полагаем, постинтернатное сопровождение не может быть успешным без подготовительной, целенаправленной системы формирования социального опыта воспитанников в условиях школы-интерната.

Основное сопровождение включает в себя вариативно-программный подход, обеспечивает развитие и коррекцию воспитанников в различных видах деятельности. Личностно-ориентированные, коррекционно-развивающие, личностно-деятельностные технологии позволяют достичь положительных результатов в социальной адаптации детей-сирот с особенностями развития.

В своей работе воспитатели по формированию социального опыта воспитанников школы-интерната № 53 используют следующие программы:

Направления

Цель

Название программ

Гражданско-патриотическое воспитание Формирование гражданской позиции “Я – гражданин”
“Палитра души”
Социально-правовое воспитание Формирование социально-правового самосознания “Я среди людей”
“Я и закон”
Духовно-нравственное воспитание Формирование духовно-нравственных ценностей “Народные традиции”
“Палитра души”
Спортивно-оздоровительное воспитание Формирование здорового образа жизни “Мое здоровье”
Художественно-эстетическое воспитание Формирование нравственно-эстетической культуры “Кукольный театр”
“Театральная студия”
“Хореография”
“Вокал”
“ИЗО”
“Тестопластика”
“Глинопластика”
“Роспись по ткани”
Трудовое воспитание. Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение Формирование профессионального самоопределения Профессиональное самоопределение:

“Я в мире профессий”
“Азбука профессий”
“Найди свое признание”

Основы безопасности жизнедеятельности. Формирование безопасности жизнедеятельности “Школа безопасности”
“Безопасная дорога”
Семейное воспитание Формирование позитивной модели семейной жизни “СемьЯ”

Совместно с ГОУ СПО колледжем архитектуры и менеджмента № 17 и с учебными центрами благотворительного фонда “Цвет жизни”, проводятся экскурсии и мастер-классы по творческому представлению профессий: маляр-штукатур, столяр строительного дела, парикмахерское дело, компьютерная графика, основы кулинарного дела и др. для учащихся 9-х классов.

Воспитанники 10-х классов продолжают углубленное трудовое обучение (один год) в условиях производственной практики ФГУП “НПЦ газотурбостроения “Салют” по рабочим специальностям: столяр, швея, маляр-штукатур, профессии: уборщица.

Социальная адаптация воспитанников в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната проходит успешно. Целевым фактором является то, что выпускники получают опыт в профессиональном самоопределении, трудовой деятельности, построении новых социальных отношений, общения.

2. Целевое сопровождение

обеспечить профессиональную комплексную поддержку выпускнику в социуме самостоятельного жизнеобеспечения.

Комплексная профессиональная поддержка включает:

  • Социально-правовую – осуществляет помощь выпускнику в защите прав и законных интересов;
  • Психолого-педагогическую – обеспечивает консультативную, психологическую помощь в разрешении социальных, межличностных проблем;
  • Социально-педагогическую – содействует в оказании помощи выпускнику в разрешении жизненных и социально-бытовых проблем.

В зависимости от личностных особенностей выпускника разрабатывается индивидуальная программа постинтертного сопровождения, которая содержит дифференцированный подход и может меняется в зависимости от возникших проблем, конкретных ситуаций выпускника:

– поддержка в разрешении сложной жизненной ситуации;
– поддержка в разрешении конкретной ситуации;
– поддержка в разрешении текущих жизненных запросов.

Результатом успешной реализации программы становится создание благоприятных условий жизни выпускника, трудоустройства, а также наличие личностной зрелости выпускника. Создание развитой социально-поддерживающей сети, которая включает в себя школу-интернат, ЦСО, родственников, друзей (с положительным опытом социализации) и людей, значимых для данного выпускника.

Таким образом, постинтернатное сопровождение – это совместные действия “система, процесс, виды деятельности” и взаимодействие различных субъектов в отношениях.

Такой подход открывает новые перспективы в совершенствовании постинтернатного сопровождения выпускников с особенностями развития.

Читать еще:


Новые материалы:

"Путешествие к таинственным островам". Методическая разработка литературно-географического брейн-ринга, посвященного книгам Ж.Верна, для учащихся 7-го класса :: Внеклассное мероприятие "Тернист наш путь, но светел" :: Урок России: "Город седой и молодой. Воин, рыбак, рабочий…" :: Праздник прощания с азбукой "Невероятные приключения Маши и Вити" :: Интегрированный урок для учащихся 9-го класса по теме: "Многоликая симметрия" :: Мертвец ( Dead Man ), 1995 :: Корпусная мебель/Комоды / MnogoMeb / Комод ТЯ 40-27 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD