Интерактивное занятие "Нет ничего важнее самой жизни" : Социальная педагогика

Цель: Расширение у обучающихся репертуара конструктивных способов поведения подростков в сложных жизненных ситуациях.

Задачи:

  1. Познакомить обучающихся с понятием стресса и кризиса, и путями выхода из них.
  2. Сформировать первоначальные умения выхода из стрессовых и кризисных ситуаций.
  3. Развить умение работать в коллективе, защищать и отстаивать свою точку зрения.

Целевая аудитория: подростки 14-16 лет.

Количество участников: 15-20 человек

Кадровое обеспечение: Социальный педагог, педагог-психолог.

Форма реализации: интерактивное - занятие

Продолжительность мероприятия: 40 минут.

Материально-техническое обеспечение: просторное помещение, стулья. Ручки, тетрадки по количеству участников, экран, поектор.

Презентация.

Учитель: Здравствуйте ребята, я рада видеть вас. На предыдущем занятии мы говорили с вами о причинах начала употребления подростками ПАВ, давайте вспомним их. (ответы ребят).

Все верно основными причинами, приводящими подростков к началу употребления ПАВ, являются:

1. Любопытство: жажда испытать новые ощущения (“все в жизни надо испытать, попробовать”), проверить себя в новой ситуации.

2 Подражание: желание походить на друзей, знакомых, соответствовать своей группе.

3. Влияние окружения: старшего по возрасту или значимого для подростка человека (часто это бывает старший брат, а также школьный или спортивный кумир). Подросток желает быть причастным к “избранным”, имеющим собственный жаргон, особый стиль жизни, определенные манеры поведения.

4. Чувство протеста. Например, когда наркотики употребляют близкий друг, родители. Подросток может протестовать против навязываемых ему требований в семье и школе.

5. Желание получить удовольствие.

6. Мнение об отсутствии негативных последствий их употребления.

7. Генетические причины.

8. Личностная ущербность.

9. Облегчение психического состояния.

Сегодня наш разговор будет о том, как решать подростковые проблемы не прибегая к употреблению ПАВ.

Эпиграфом сегодняшнего занятия будут следующие слова:

Живя, умей все пережить,
Печаль, и радость, и тревогу.
Ф.И.Тютчев

А начать разговор я хочу со сказки, а ваша задача послушать сказку и придумать свой конец или согласится с тем, которой есть.

Давным-давно в одном прекрасном лесу среди красивых деревьев с густыми кронами и стройными стволами жила странная Коряга. Своим причудливым видом она вызывала всеобщие насмешки соседей. Долго лежала коряга среди этих деревьев, горько размышляя, почему она не такая, как все. Все деревья как деревья, красавцы как на подбор, а она скрюченная, ободранная, кривая - ни красоты, ни проку... Как ей было обидно! (Метафорический кризис: мы видим, что у коряги идет непринятие своей уникальности, так как она сравнивает себя с другими; она страдает от этого; Коряге некому помочь принять свою уникальность)

Однажды в лес приехали лесорубы. Они срубали деревья одно за другим, укладывали их в грузовик и увозили на мебельную фабрику. “Счастливчики... ”, - думала Коряга, завидуя этим деревьям, - “Из них изготовят красивую мебель, которая будет радовать людей и приносить им пользу, а я такая никому не нужна. Так и сгнию в этом лесу, и никто даже не узнает о моем существовании...”. (Метафорический кризис: обида и зависть, захлестывала чувства коряги, происходило крушение её надежд)

Как-то утром в лес забрел один старичок. Он долго ходил по лесу и набирал хворост для обогрева своего жилища. Коряга, уже отчаявшись быть когда-то кому-то полезной, лежала среди зарослей травы и думала о чем-то своем. Для нее было крайне неожиданным, что старик обратил на нее внимание. Он поднял Корягу с земли, попробовал на прочность, слегка согнув ее, и положил в свою телегу. Ей предстояло сгореть без следа, если не считать золы, да и ту выметут, выкинут и позабудут... Но, не смотря на это, она была счастлива! (Метафора: коряга хотела быть хоть кому-то нужной, и не важно какой ценой )

В телеге Коряга оказалась в большой компании различных палок и поленьев и, как всегда, тут же нашлись и добрые и завистники. Вредных оказалось большинство, и они стали злословить и хихикать по поводу ее внешности. И так ей стало больно за все эти годы страданий и издевательств ... (Бессознательные процессы)

В довершение всех унижений телегу неожиданно тряхнуло. Коряга вылетела, закувыркалась по дороге и начала скатываться по склону горы. Для чего жить, если даже в костер не сгодилась! О, как же тяжело достался ей этот спуск! От страха перед тем, что же с ней произойдет в конце, она судорожно пыталась зацепиться за небольшие деревца, за камни, за траву, за землю..., но ничего не получалось. В конце концов, бедная Коряга поняла, что летит с обрыва. Внутри все сжалось и казалось, перед ней промелькнули все картинки из ее жизни (Долгая пауза). (Метафорический кризис: Она очень хотела иметь шанс изменить свою жизнь)

Она упала в море. “Что это? Куда я попала? Что со мной будет?” - думала Коряга. Эта стихия пугала своей неизведанностью, непонятностью, нереальностью... Через некоторое время на море начался шторм. Все вокруг потемнело, завыл ветер, над морем угрожающе стянулись огромные тучи. Корягу кидало из стороны в сторону, било холодными волнами. Она, то погружалась в морскую пучину, то всплывала на поверхность, и думала, что этот кошмар никогда не закончится, что вот сейчас точно ей придет конец... Но вот шторм начал потихоньку стихать... на небе показалось солнышко... Оглянувшись вокруг, она увидела много интересного: стаи проплывающих рыб, коралловые рифы, пеликана, реющего над водой в поисках пищи, приятно и ласково шелестящие волны... Теплые морские волны, словно любимое дитя, убаюкивали Корягу... Она по-другому увидела этот мир: вокруг не было никого, с кем можно было бы ее сравнивать... Здесь она была одна такая..., единственная... И на душе у нее стало радостно и спокойно (Пауза) (Метафора: Вода и шторм - метафорические символы души и кризиса. Когда человек меняет свою жизнь, он попадает в кризис; т.е. ему представляется возможность пережить это, как шанс поменять свое мироощущение; кризис меняет человека шторм поменял самоощущение Коряги, погрузил ее в себя, в свою психику, и ей стало спокойнее - именно кризис принес оздоровление. Чем больше мы в своей жизни переживаем этих бурь, тем меньше у нас становится тревожных ожиданий, тем “здоровее”, сильнее мы становимся. Происходят видоизменения в душе, осознание себя в новом качестве.)

Так она плавала по волнам, пока ее не выбросило на берег. Опять безнадежность - так и придется лежать здесь, пока не сгниешь и не превратишься в труху. До чего же бессмысленной оказалась моя жизнь! Прогревшись на солнышке, коряга как-то незаметно уснула под равномерный шорох волн. На поверхность ее ствола вышла морская соль, и постепенно образовались, сверкающие в лучах солнца, кристаллики... (Коряга постоянно чем-то недовольна.)

Пробудилась она от прикосновения чьих-то ласковых рук, которые ее подняли. Коряга увидела улыбающееся лицо человека, который с восторгом повторял: “Это просто чудо! Настоящее чудо!”. На нее никто не смотрел с такой любовью..., (Пауза)...и никогда она не слыхала такой похвалы в свой адрес..., (Пауза) и никто не держал ее в руках так осторожно и заботливо (Долгая пауза). Человек поднял Корягу, отряхнул песок со ствола, принес ее домой, отшлифовал и покрыл лаком. (Метафора: Наконец-то происходит признание своей индивидуальности; )

Коряга была в полной растерянности, но ее ловко подхватили и доставили туда, где было много народа и все восхищались ее формой, ее неповторимостью, ее художественной ценностью... (Долгая пауза). Корягу поместили на стенд с надписью “Дар моря” и относились к ней с большим почтением. Ее неоднократно представляли на различные конкурсы, и она завоевала огромное количество наград. Во всем мире отмечали ее изысканность и теплоту, и массу других удивительных качеств. Для Коряги была сделана специальная подставка, на которой она счастливо покоилась, наблюдая радостно улыбающиеся лица и вслушиваясь в восторженные похвалы посетителей, которые старались невзначай прикоснуться к ней, просто потрогать это чудное творение природы.

“Сколько бедствий я перенесла, - думала Коряга, - и все же в конце пути моя жизнь обрела смысл. До чего же мне хорошо и спокойно”. (Метафора: Коряга торжествует, в её душе наступает покой)

Обсуждение в круге: Какой сюжет вызвал у наибольший отклик в вашей душе? Какое завершение сказки вас устроило бы больше? Почему именно такое ? (ответы ребят).

Ведущий: “Это история про открытие уникальности Коряги. Она столько раз испытывала стресс, ощущала кризис, безысходность и безвыходность. Это история учит нас самопринятию. А, что такое самопринятие, по вашему мнению? (Ответы учащихся с последующим обобщением психолога). Самопринятие - это один из очень важных жизненных навыков.

А жизненные навыки – это умения, которые позволяют людям контролировать свою жизнь, нести за нее ответственность, успешно взаимодействовать с другими людьми и оказывать определенное воздействие на происходящее, справляться с кризисом. С какими словами у вас ассоциируется понятие “кризис”?” (Катастрофа, стресс, довели и т.п.)

Для того, что вы могли работать с ребятами, которые испытывают стресс, вы должны уметь его определять. Для этого сейчас, вы сами определите свой уровень стресса.

Тест: “Мой уровень стресса”

Ответь на вопросы, приведенные ниже. Поставь галочку в колонке, соответствующей твоему ответу.

1. В последние месяцы ты:

2. Писал контрольную в школе

3. Сильно спорил/а или подрался(лась) с кем-то

4. Опаздывал(ла) на занятия куда-нибудь еще

5. С тобой произошло что-то волнующее

6. Чувствовал(а) печаль или одиночество

7. Выступал(а) перед классом

8. Встретился(лась) с новым человеком

9. Имел(а) проблемы в отношении проблемы в отношениях с родителями

10. Старался(лась) изо всех сил победить в соревнованиях

11. Был(а) чрезмерно загружен(а) делами

12. Имел(а) проблемы с приготовлением уроков

13. Не смог(ла) выполнить возложенные на тебя обязанности

14. Должен(а) был(а) стать первым в каком-либо деле

15. Помогал(а) в организации крупного мероприятия

16. Чувствовал(а) замешательство

За каждый ответ “да” поставьте себе по 1 баллу, сложите количество своих утвердительных ответов (да).

Шкала оценок: если у вас получилось:

Вывод: Каждый человек подвержен стрессу. Очень важно знать о причинах стресса и уметь бороться с отрицательными последствиями стресса.

На протяжении своей жизни каждый человек сталкивается со стрессовыми ситуациями. Само рождение – это стресс для ребенка, который только появился на свет. Вот маленький человек достиг 3-х летнего возраста и идет в детский сад. Там его ожидает воспитатель, новый детский коллектив, Это стресс для ребенка? Да. Далее он идет в школу, затем в институт. И снова стресс и снова стресс.

Стресс – это неспецифический ответ организма на любое предъявляемое к нему требование. Понятие “Стресс” (англ.-напряжение) ввел канадский врач и биолог Силье в 1936 г.

Стрессоры – это факторы, вызывающие напряжение организма

Физические

1. Холод, Загрязнение среды, инфекции и т.д.

Психические

1. Конфликтные ситуации

Стресс имеет несколько фаз :

1) состояние тревоги – организм оценивает характер воздействия, возникает ощущение трудности

2) повышенная сопротивляемость – мобилизуются все защитные силы организма.

3) фаза истощения – человек ощущает, что его силы на исходе.

Обычно люди стараются справиться с проблемами 3 способами:

1. Пытаясь изменить восприятие проблемы

2. Пытаясь изменить ситуацию, породившую ее;

3. Пытаясь справиться со стрессом, который эта проблема порождает.

А вот какие пути решения борьбы со стрессом предлагают нам ученые

Способы борьбы со стрессом

Помни, мы сильны, когда верим в себя!

Часто главной проблемой является, неумение справится со стрессом, выйти из сложной жизненной ситуации, и человек начинает испытывать душевный кризис, кризисные ситуации. Под такими ситуациями мы понимаем не природные катаклизмы, стихийные бедствия, а проблемные, сложные моменты в жизни, трудности, случаи, когда есть определенный риск для здоровья, эмоционального состояния человека. Кризис может наступить после катастрофы, физического насилия, разлуки с дорогим человеком, ухода из жизни близких людей, развода родителей и т.п. Не всякий стресс выливается в кризис, но психоэмоциональный стресс может привести к кризису. Ребята, по каким признакам окружающие могут догадаться, что человек в данный момент находится в сложной жизненной ситуации, переживает кризис? (Ответы учащихся).

При кризисе может наблюдаться несколько реакций (какая-то одна или в сочетаниях): тревога, снижение ясности мышления из-за рассеянности и потери способности к концентрации внимания, страх, уход в себя, депрессия, гнев, чувство вины, стыд.

Мозговой штурм.

Подумайте пожалуйста какие жизненные трудности, проблемные, критические ситуации могут произойти в жизни людей вашего возраста? Каковы типичные способы поведения людей в данных ситуациях? (Записи ведущего на доске).

Мы видим с вами, что способы решения могут быть разные конструктивные и неконструктивные. К неконструктивным относятся употребление психоактивных веществ.

Последствия неконструктивных способов сохраняется и накапливается напряжение; есть уход от проблемы, но нет решения, могут возникнуть и негативные последствия употребление ПАВ - это болото, из которого не выбраться; самоуничтожение не ведет к разрешению проблемы

Моделирование ситуации “Проблема”. Все участники становятся за спинками своих стульев. Ведущий приглашает одного участника (А), просит придумать себе имя и представить проблемную ситуацию — эта ситуация обозначается стулом, который ставится перед А. Далее разыгрывается эта ситуация: некий знакомый Б (второй участник) предлагает А наркотик как способ забыть проблему. Тот соглашается — проблема немного отдаляется (ведущий немного отодвигает стул-проблему). Далее ведущий говорит о том. что у А могут возникнуть другие проблемы — с милицией, с родителями, в школе. Эти проблемы обозначаются стульями, которые окружают А (участники, стоящие за кругом, двигают свои стулья к центру круга, говоря при этом о каких-либо сопутствующих проблемах). В конце ведущий говорит, что ситуация первая также усугубилась (стул придвигается).

Обсуждение: Какие чувства возникали по ходу ситуации, ее усугубления (вопрос А)? Вопросы группе о ситуации, которая возникла.

Итог: ситуация с помощью неконструктивных способов (в данном случае, наркотика) не разрешается, а лишь может отодвинуться на время, но потом к ней обязательно присоединяются и другие проблемы. В любой проблемной ситуации возникают негативные чувства, эмоции, напряжение. Важно их не отодвигать, а определенным образом прорабатывать, выражать, давать им выход, используя конструктивные способы, позволяющие не нанести вред себе и другому человеку.

Тренинг разрешения проблемных ситуаций. Упражнение “Проблема”. Работа идет параллельно в нескольких группах. Каждая команда выбирает актуальную для нее проблему. За 3 минуты надо придумать сценку. В сценке необходимо отразить суть влияния проблемной ситуации на жизнь человека. Команды показывают сценки. Мы видим с вами 2 позиции решении проблемы

Пассивная позиция: “Меня заставили; так получилось; все пошли, и я пошел; он сказал, и я сделал; меня все достали”.

Активная позиция, принятие ответственности по отношению к проблеме способствуют ее решению. Важна оценка собственных сил, принятие ответственности на себя, посмотреть на проблему по другому : “Что я могу сделать, чтобы ситуация разрешилась?”.

Итак, у нас получился следующий алгоритм разрешения проблемы:

1) Четкое знание того, почему эта проблема возникла и понимание, того что проблемы в жизни - нормальное и неизбежное явление.

2) Формирование уверенности в том, что существуют эффективные способы решения проблемы. 3) Поиск всей доступной информации о проблеме, разделение информации на объективную, субъективную и непроверенную.

4) Определение факторов и обстоятельств, которые делают ситуацию проблемной.

5) Определение различных вариантов решения проблемы

6) Принятие решения.

Если ситуация не решается, то она может перейти в кризисную.

Кризис затрагивает не только эмоциональную сферу, но и привычный уклад жизни и вносит неопределенность в будущее. Поэтому для преодоления кризиса нужно:

1) преодолеть негативные чувства;

2) преодолеть проблемы, к которым он привел.

1. Что нужно для преодоление негативных чувств. При кризисе образуются два порочных круга, каждый из которых подпитывает сам себя.

Первый — это “тревога — паника”, второй — “депрессия — отчаяние”. Поэтому для выхода из кризиса нужно преодолеть, прежде всего, эти негативные эмоциональные состояния.

Главное в преодолении эмоционального беспокойства — не сдерживать чувства, которые возникли по поводу случившегося. Это могут быть: грусть, печаль, повторяющиеся, насильственно внедряющиеся в сознание, воспоминания о событии, вспышки воспоминаний, кошмарные сны, избегание напоминаний о событии, равнодушие, утомляемость.

Эти чувства — обязательная проработка вашим сознанием того, что с вами произошло, адаптация к ним. Это все естественно, но, к сожалению, не значит безболезненно. Главное в преодолении чувств — проговаривание с кем-либо, кому вы симпатизируете или доверяете, того, что с вами произошло. Если вам это трудно, то напишите то, что вы пережили. Особенно это касается кризиса, связанного с разрывом отношений с близкими людьми. Написанное потом можно сжечь, но можно и не сжигать. Так, например, Гёте после того, как расстался с любимой девушкой, описал свои чувства в романе “Страдания молодого Вертера”. После того как девушка отказалась выйти за него замуж, Ганс Христиан Андерсен написал сказки “Гадкий утенок” и “Снежная королева”.

Часто человек, испытывая чувство вины, хочет принять желаемое за действительное (“если бы я сделал это и это, то не произошло бы того, что произошло”; “если бы я не ушла, “если бы я был таким-то и таким-то, то она бы меня не бросила”). Это не приведет к уменьшению негативных чувств, потому что событие уже произошло, ничего не вернешь. Это — свершившийся факт и его надо принять.

Иногда травматическое событие может быть настолько сильным, что человек избегает о нем говорить, вытесняет его в подсознание и забывает о нем. Однако травма дает о себе знать в самых неожиданных случаях, и никто не знает, когда она всплывет. В таких случаях требуется работа специалиста (психолога или психотерапевта).

Когда пик отрицательных переживаний начнет спадать, преодолению чувств поможет взгляд на себя со стороны. Для этого подумайте о том, как бы поступил в этой ситуации тот, кем вы восхищаетесь или кого уважаете. Либо представьте себе, что вы хотите помочь человеку, оказавшемуся в подобной ситуации. Что бы вы ему посоветовали? Какими качествами ему нужно обладать, чтобы пережить и выстоять?

Преодоление проблем, порожденных кризисом, возможно только с активной позиции, с изменения собственного поведения. Это трудно сделать, т.к. все время прокручивается одно и то же, т.е. проблема видится очень узко, как будто вы смотрите на нее из туннеля. Этот “туннельный эффект” надо преодолеть с помощью “расширения его границ”. Для этого найдите информацию о том, как выходили из таких кризисов другие люди, имеющие подобные проблемы, вспомните о том, как вы сами раньше выходили из подобных ситуаций. Сбор информации поможет найти новые способы решения проблемы, о которых вы, возможно, даже и не подозревали. Кроме того, составьте план в письменном виде, что нужно сделать, чтобы выйти из кризиса. Сбор информации и планирование дают ощущение контроля над ситуацией и уменьшают неопределенность.

Находясь в проблемной ситуации, человек испытывает стресс. Даже если негативные эмоции выплеснулись, все равно он может чувствовать себя не вполне комфортно. Не до конца удовлетворена потребность в безопасности, сложно достичь успокоения и гармонии. В таком случае можно использовать определенные техники, открывающие каждому человеку его внутренний ресурс устойчивости к стрессу и напряженной ситуации, позволяющий найти силы для решения проблемы. Одно из таких упражнений мы сейчас с вами проиграем - это упражнение “Похвались соседом”.

Не обязательно обладать психологическим или медицинским образованием для того, чтобы внимательно относиться друг к другу и поддерживать в трудной ситуации. Учащиеся по кругу говорят о своем соседе справа все самое замечательное, что знают о нем, хвалятся своим соседом перед остальными. Сосед выслушивает его молча и потом дает обратную связь о том, принимает ли он то, что услышал о себе или нет.

Человек находящийся в кризисной ситуации нуждается в поддержке одобрении и понимании, не забывайте об этом.

В заключение нашей встречи я хочу рассказать вам одну притчу: “о человеке, который отправился в кругосветное путешествие. За время круиза он ни разу не зашел в ресторан поесть, и когда путешествие окончилось, капитан спросил у него: - Почему Вы никогда не обедали у нас?

- Дело в том, что все деньги я отдал за билет на пароход, и мне не на что было купить еду, - ответил пассажир.

- Но ведь еда входила в стоимость вашего билета... - сказал ему капитан”. О чем эта притча? (ответы учащихся). Каждый из вас увидел в ней свой смыл, но один из них таков: в “стоимость” нашей жизни уже входят радость и любовь, самореализация и свобода выбора, и только личные ограничения мешают нам это понять и жить счастливо”. Очень важно человеку уметь найти ценное в любой ситуации, в своем опыте переживания, взаимодействия и взять из этого опыта лучшее для развития. Искусство мудреца — это искусство ставить для себя жизненные цели, намечать путь движения вперед, оценивать препятствия и искать ресурсы для их преодоления. Даже, если вас проглотили, у вас есть два выхода!

Любите жизнь, цените каждую минуту вашей жизни и помните, что жизнь это бесценный дар и дается она один раз.

Библиографические источники.

  1. Азарных Т.Д., Тыртышников И.М. Психическое здоровье (вопросы валеологии). Учебное пособие. – Воронеж: НПО “МОДЭК”, 2000. – 111 с.
  2. Млодик И. Материалы обучающей программы “Детская комната, или когда мудрость ребенка важнее знания терапевта”.
  3. “Я буду жить, даже если это пока невыносимо ...”. Суицид: причины, диагностика, кризисная терапия. Учебно-методическое пособие / Под ред. Володько Н.В. – Саров: СарФТИ, ОСПП, 2005. – 60 с.
Читать еще:


Новые материалы:

Логопедические сказки в системе коррекционной работы с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста :: Предупреждение дисграфии при использовании нетрадиционных методов развития мелкой моторики: "Пальцы помогают говорить" :: Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие в старшей группе «Путешествие в «Сказку о рыбаке и рыбке»» :: Некоторые размышления по поводу элективных курсов в предпрофильном и профильном обучении учащихся :: Интегрированный урок: математика + биология + физика + изобразительное искусство + музыка + литература по теме: "Этот удивительный мир симметрии" :: Гонка века ( The Mercy ), 2017 :: Дом и дача/Дача, сад и огород/Мебель и декор/Садовая мебель/Садовая мебель/Детские спортивные комплексы / Kms-sport / Детский спортивный комплекс Kms-sport ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD