Психологическое сопровождение детей-инвалидов с сохранным интеллектом при дистанционном обучении : Социальная педагогика

Психологическое сопровождение детей-инвалидов с сохранным интеллектом при дистанционном обучении : Социальная педагогика

В настоящее время актуальной проблемой в области организации дистанционного образования детей-инвалидов с сохраненным интеллектом, является недостаток внимания к проблеме психологического сопровождения таких детей. Анализ современной научной литературы по проблеме психологического сопровождения позволяет сделать вывод о существовании нескольких точек зрения на понимание сущности данного процесса. С первой точки зрения психологическое сопровождение рассматривается как сопровождение соответствующими специалистами обучения и воспитания ребенка. Вторая точка зрения сводится к трактовке данного процесса как сопровождения развития детей-инвалидов с сохраненным интеллектом. Данные взгляды не противоречат, а дополняют друг друга. Поэтому необходимо рассматривать психологическое сопровождение как комплексный процесс, затрагивающий все сферы жизнедеятельности детей-инвалидов [2, 2008].

Комаров Ю.А. в разработанной им методике определяет основные составляющие психологических исследований в области дистанционного образования в телекоммуникационной компьютерной образовательной среде для детей-инвалидов. Из них определены такие основные составляющие как:

1. Изучение комплекса психологических условий, необходимых для успешного обучения детей с ограниченными возможностями в системе дистанционного образования;

2. Создание психологической модели “эффективного обучающегося”: выделение его интегративных личностных характеристик (показателей умственного развития, особенностей восприятия информации, личностных качеств, наличия навыков пользования компьютерными сетями и программными приложениями);

3. Изучение психологических компонентов учебной деятельности в системе дистанционного образования и разработка структурной модели такой деятельности;

5. Психологический анализ содержания учебных программ при их адаптации к системе дистанционного образования;

6. Психологическое обеспечение методических (программных) средств обучения для системы дистанционного образования;

7. Психологический анализ методических средств, используемых для обучения в системе дистанционного образования на предмет их психолого-педагогической адекватности декларируемым целям и задачам;

8. Создание методов и практического психологического инструментария для решения проблемы идентификации обучаемых [3, 2012].

Деятельность специалистов сопровождения направлена, в том числе, и на подготовку учителей для работы с детьми-инвалидами в дистанционном режиме, формирование социального интереса к этим детям, корректность участников сопровождения в отношении используемой терминологии. Психолого-педагогическое сопровождение функционирует на всех ступенях образования, благодаря чему и обеспечивается непрерывность процесса сопровождения.

Соответственно требуется такая система обучения детей-инвалидов, которая учитывала бы характер их заболевания, учитывающая психолого-медико-педагогические особенности ребенка, составленные индивидуальные программы обучения и сопровождения каждого ребенка-инвалида, разработанные методики и соответствующие технологии обучения.

Процесс сопровождения проблемного ребенка выполняет диагностико-профилактическую, коррекционно-направляющую, координационно-организационную, научно-методическую, аналитико-прогностическую, инновационно-исследовательскую, образовательно-просветительскую функции.

Интеграция в общество человека с особыми образовательными потребностями и ограниченной трудоспособностью сегодня означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни.

Значимость и продуктивность сопровождения определяется его системностью, вниманием к широкому кругу вопросов. Среди них семья, обустройство дистанционной образовательной среды, обучение и воспитание, вопросы самопознания и личностной самореализации [1, 2010].

На всех этапах дистанционного образования психологическое сопровождение специалистом обеспечивает положительное эмоциональное самочувствие учащихся, положительную динамику в развитии и положительные учебные достижения. При обучении старшеклассников, кроме этого, сопровождение призвано помочь в решении экзистенциальных проблем, в первую очередь самопознания и самореализации.

Важный принцип, которым руководствуются специалисты психолого-педагогического сопровождения – индивидуальный подход к каждому ребенку и его семье. Даже если у детей, обучающихся дистанционно сходные нарушения, требующие создания похожих условий в образовательной среде, у каждого из них есть различия в особенностях микросреды, стиля воспитания в семье, возможностей для развития, потребностях и мотивах. Поэтому каждый ребенок и его семья требуют индивидуального подхода с учетом всех этих факторов.

В дополнение к вышеизложенному, хотелось бы упомянуть о важности командного междисциплинарного подхода в психолого-педагогическом сопровождении. То, насколько сотрудники объединены идеей и философией дистанционного образования, насколько понимают друг друга и придерживаются единого подхода к сопровождению “особого” ребенка и его семьи, напрямую влияет на эффективность работы, успешность сопровождения ребенка и эмоциональный климат. Системный междисциплинарный подход выражается и в таких конкретных вещах, как: опора на единую научно-методологическую концепцию в понимании нормативного и нарушенного развития ребенка; общего междисциплинарного языка в трактовке тех или иных результатов диагностики; разработка взаимодополняющей коррекционно-развивающей программы; открытость информации о ребенке для всех специалистов, которые работают с ним и его семьей; единое календарно-тематическое планирование; проведение специалистами коррекционно-развивающих занятий на материале, включенном в содержание общеобразовательной программы [4, 2007].

Таким образом, можно выделить следующие принципы психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов с сохраненным интеллектом при дистанционном обучении: непрерывность, системность, индивидуальный подход, обеспечение положительного эмоционального самочувствия всех участников образовательного процесса, междисциплинарное взаимодействие в команде специалистов сопровождения.

Успешное психологическое сопровождение детей-инвалидов с сохранным интеллектом при дистанционном обучении зависит от формирования правильного комплексного подхода к решению данной проблемы.

Литература.

  1. Дмитриева Т.П. Организация деятельности координатора по инклюзии в образовательном учреждении. Выпуск 2. Москва, 2010. – С. 9–12.
  2. Вачков И. Дистанционное обучение детей-инвалидов // Школьный психолог. – Издательский дом “Первое сентября” – № 38, 2008. – С. 20–22.
  3. Комаров Ю.А. Методика дистанционного обучения биологии детей-инвалидов с сохранным интеллектом // Междисциплинарные исследования в науке и образовании. – 2012. – № 1.– С. 23–26.
  4. Михайлина М.Ю. Социально-психологическое сопровождение образования детей с ограниченными возможностями // Психологическое сопровождение образовательного процесса: Материалы областной научно-практической конференции 28 марта 2007 года. – Саратов: Научная книга, 2007.– С. 207–210
Читать еще:


Новые материалы:

Литературно-музыкальная гостиная «Прикоснись к подвигу сердцем…» :: Конспект логопедического занятия по развитию связной речи у учащихся с ФРНР и ОНР :: Логопедическое занятие для учащихся школы VIII вида "Автоматизация звука [л]" :: Развитие диалогической речи дошкольников с ОНР путем использования работы с закрытой картинкой :: Праздник фразеологизмов, пословиц и крылатых выражений :: Мотылёк ( Midnight Sun ), 2018 :: Дом и дача/Освещение/Новый Год/Праздничный стол/Светильники для кухни / ST-Luce / Подвесной светильник SL712.883.03 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD