Психологическое сопровождение детей-инвалидов с сохранным интеллектом при дистанционном обучении : Социальная педагогика

В настоящее время актуальной проблемой в области организации дистанционного образования детей-инвалидов с сохраненным интеллектом, является недостаток внимания к проблеме психологического сопровождения таких детей. Анализ современной научной литературы по проблеме психологического сопровождения позволяет сделать вывод о существовании нескольких точек зрения на понимание сущности данного процесса. С первой точки зрения психологическое сопровождение рассматривается как сопровождение соответствующими специалистами обучения и воспитания ребенка. Вторая точка зрения сводится к трактовке данного процесса как сопровождения развития детей-инвалидов с сохраненным интеллектом. Данные взгляды не противоречат, а дополняют друг друга. Поэтому необходимо рассматривать психологическое сопровождение как комплексный процесс, затрагивающий все сферы жизнедеятельности детей-инвалидов [2, 2008].

Комаров Ю.А. в разработанной им методике определяет основные составляющие психологических исследований в области дистанционного образования в телекоммуникационной компьютерной образовательной среде для детей-инвалидов. Из них определены такие основные составляющие как:

1. Изучение комплекса психологических условий, необходимых для успешного обучения детей с ограниченными возможностями в системе дистанционного образования;

2. Создание психологической модели “эффективного обучающегося”: выделение его интегративных личностных характеристик (показателей умственного развития, особенностей восприятия информации, личностных качеств, наличия навыков пользования компьютерными сетями и программными приложениями);

3. Изучение психологических компонентов учебной деятельности в системе дистанционного образования и разработка структурной модели такой деятельности;

5. Психологический анализ содержания учебных программ при их адаптации к системе дистанционного образования;

6. Психологическое обеспечение методических (программных) средств обучения для системы дистанционного образования;

7. Психологический анализ методических средств, используемых для обучения в системе дистанционного образования на предмет их психолого-педагогической адекватности декларируемым целям и задачам;

8. Создание методов и практического психологического инструментария для решения проблемы идентификации обучаемых [3, 2012].

Деятельность специалистов сопровождения направлена, в том числе, и на подготовку учителей для работы с детьми-инвалидами в дистанционном режиме, формирование социального интереса к этим детям, корректность участников сопровождения в отношении используемой терминологии. Психолого-педагогическое сопровождение функционирует на всех ступенях образования, благодаря чему и обеспечивается непрерывность процесса сопровождения.

Соответственно требуется такая система обучения детей-инвалидов, которая учитывала бы характер их заболевания, учитывающая психолого-медико-педагогические особенности ребенка, составленные индивидуальные программы обучения и сопровождения каждого ребенка-инвалида, разработанные методики и соответствующие технологии обучения.

Процесс сопровождения проблемного ребенка выполняет диагностико-профилактическую, коррекционно-направляющую, координационно-организационную, научно-методическую, аналитико-прогностическую, инновационно-исследовательскую, образовательно-просветительскую функции.

Интеграция в общество человека с особыми образовательными потребностями и ограниченной трудоспособностью сегодня означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни.

Значимость и продуктивность сопровождения определяется его системностью, вниманием к широкому кругу вопросов. Среди них семья, обустройство дистанционной образовательной среды, обучение и воспитание, вопросы самопознания и личностной самореализации [1, 2010].

На всех этапах дистанционного образования психологическое сопровождение специалистом обеспечивает положительное эмоциональное самочувствие учащихся, положительную динамику в развитии и положительные учебные достижения. При обучении старшеклассников, кроме этого, сопровождение призвано помочь в решении экзистенциальных проблем, в первую очередь самопознания и самореализации.

Важный принцип, которым руководствуются специалисты психолого-педагогического сопровождения – индивидуальный подход к каждому ребенку и его семье. Даже если у детей, обучающихся дистанционно сходные нарушения, требующие создания похожих условий в образовательной среде, у каждого из них есть различия в особенностях микросреды, стиля воспитания в семье, возможностей для развития, потребностях и мотивах. Поэтому каждый ребенок и его семья требуют индивидуального подхода с учетом всех этих факторов.

В дополнение к вышеизложенному, хотелось бы упомянуть о важности командного междисциплинарного подхода в психолого-педагогическом сопровождении. То, насколько сотрудники объединены идеей и философией дистанционного образования, насколько понимают друг друга и придерживаются единого подхода к сопровождению “особого” ребенка и его семьи, напрямую влияет на эффективность работы, успешность сопровождения ребенка и эмоциональный климат. Системный междисциплинарный подход выражается и в таких конкретных вещах, как: опора на единую научно-методологическую концепцию в понимании нормативного и нарушенного развития ребенка; общего междисциплинарного языка в трактовке тех или иных результатов диагностики; разработка взаимодополняющей коррекционно-развивающей программы; открытость информации о ребенке для всех специалистов, которые работают с ним и его семьей; единое календарно-тематическое планирование; проведение специалистами коррекционно-развивающих занятий на материале, включенном в содержание общеобразовательной программы [4, 2007].

Таким образом, можно выделить следующие принципы психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов с сохраненным интеллектом при дистанционном обучении: непрерывность, системность, индивидуальный подход, обеспечение положительного эмоционального самочувствия всех участников образовательного процесса, междисциплинарное взаимодействие в команде специалистов сопровождения.

Успешное психологическое сопровождение детей-инвалидов с сохранным интеллектом при дистанционном обучении зависит от формирования правильного комплексного подхода к решению данной проблемы.

Литература.

  1. Дмитриева Т.П. Организация деятельности координатора по инклюзии в образовательном учреждении. Выпуск 2. Москва, 2010. – С. 9–12.
  2. Вачков И. Дистанционное обучение детей-инвалидов // Школьный психолог. – Издательский дом “Первое сентября” – № 38, 2008. – С. 20–22.
  3. Комаров Ю.А. Методика дистанционного обучения биологии детей-инвалидов с сохранным интеллектом // Междисциплинарные исследования в науке и образовании. – 2012. – № 1.– С. 23–26.
  4. Михайлина М.Ю. Социально-психологическое сопровождение образования детей с ограниченными возможностями // Психологическое сопровождение образовательного процесса: Материалы областной научно-практической конференции 28 марта 2007 года. – Саратов: Научная книга, 2007.– С. 207–210
Читать еще:


Новые материалы:

Россия Игоря Талькова :: Урок мировой художественной культуры в 11-м классе по теме "Природа в музыке, поэзии, живописи" :: Богатырская тема в искусстве (5-й класс) :: Великий Бах, ты – музыка Вселенной! :: Фольклорный праздник "Народный календарь" :: Три сестры, 2017 :: Все для офиса/Мебель/Офис/Офисные кресла/Компьютерные кресла / Tetchair / Кресло компьютерное COMFORT ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Как выбрать велотренажер для похудения для дома

Выбор велотренажера для домашних занятий Как бы это ни было полезно для здоровья, но оседлать двуногого коня и помчаться по близлежащему парку на велосипеде даже...

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Как убрать целлюлит с икр ног

Целлюлит на икрах Борьбу с бугорками и впадинами на бедрах, ягодицах и животе женщины начинают на начальных стадиях их возникновения. А вот такое явление, как...

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Как правильно качаться на турнике

Советы начинающим: как накачаться на турнике Когда человек решает начать заниматься спортом, ему совсем необязательно сразу же посещать спортзал. Особенно, если...

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Как накачать сухожилия на руках

Развитие силы мышц Здравствуйте! Сегодня у меня для вас статья одного из моих читателей — Виталия. Мне она понравилась, и я решил ее опубликовать. Речь пойдет о...

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD