Организация работы по профилактике правонарушений и безнадзорности в условиях сельской школы, на примере МБОУ "Илезская СОШ" Устьянского р-на Архангельской обл. : Социальная педагогика

Профилактика правонарушений и безнадзорности - одно из основных направлений в деятельности образовательного учреждения. Это системная комплексная работа всех органов и учреждений системы профилактики, в первую очередь – школы: МБОУ “Илезская средняя общеобразовательная школа” Устьянского района Архангельской области и районных социальных учреждений: ПДН, КДН, Отделения социальной защиты населения, Отдела опеки и попечительства, Центра социальной реабилитации несовершеннолетних д. Нагорской, Службы по профилактике безнадзорности и семейного неблагополучия п. Октябрьский и др. социальных структур.

Связующим звеном в данном направлении является системная работа образовательного учреждения с семьями и детьми по профилактике безнадзорности и правонарушений, которая направлена на оздоровление социальной среды, создание условий для становления несовершеннолетнего ребёнка с законопослушным поведением, коррекции поведения отдельных подростков, формирование ответственного человека, с чёткой жизненной позицией и целью в жизни.

Согласно Федерального закона № 120 от 1999 г. “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”: “Профилактика безнадзорности и правонарушений - это “система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, правонарушениям и общественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально-опасном положении” [1]

На основании каких документов осуществляется данная профилактическая работа в образовательном учреждении, в МБОУ “Илезская СОШ”?

  • Конституция РФ.
  • Закон “Об образовании”
  • Конвенция о правах ребёнка от 1989г.
  • Семейный Кодекс.
  • Гражданский кодекс.
  • Кодекс РФ “Об административных правонарушениях” (КоАП РФ от 26.12.2001, с изменениями и дополнениями на 2011 г.)
  • ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” № 120 от 1999 г.
  • ОЗ “О профилактике безнадзорности и правонарушений в Архангельской области” от 19.10.2006 г.
  • Закон Архангельской области “Об административных правонарушениях” от 03.06.2003 г. № 172-22-ОЗ (с изменениями и дополнениями)
  • Закон Архангельской области “Об отдельных мерах по защите нравственности и здоровья детей в Архангельской области” от 15.12.2009 г. № 113-9-ОЗ
  • Постановление правительства Архангельской области № 373 от 7.12.2010 г. “Об утверждении положения о формировании, ведении и использовании единого областного банка данных о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально-опасном положении, и порядка взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по выявлению, учёту и организации индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально-опасном положении, на территории Архангельской области”.
  • Постановление главы МО “Устьянский муниципальный район” от 16.06.2009 г. Положение об организации учёта детей, подлежащих обязательному обучению в ОУ, реализующих образовательные программы начального, основного общего и среднего общего образования.

В МБОУ “Илезская СОШ” разработана и внедряется в практическую деятельность Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений среди подростков в МБОУ “Илезская средняя общеобразовательная школа” (Приложение 1), автор и составитель социальный педагог Байковская Е.А. Цель программы: осуществление в школе мероприятий, направленных на снижение случаев правонарушений и фактов безнадзорности в Илезской школе. Программа рассчитана на 2012-2017 гг. Также осуществляется в школе социальная работа по профилактике правонарушений и безнадзорности среди учащихся. (Приложение 2), составлен план работы Совета по профилактике правонарушений в МБОУ “ИСОШ”, осуществляется сотрудничество Илезской школы с ПДН Устьянского РОВД и Котласским ЛОВДТ, составляется план работы с участковым инспектором по профилактике правонарушений на учебный год.

Исходя из практической деятельности социального педагога, определены следующие формы работы по профилактике:

  • Тесная взаимосвязь школы с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.
  • Отслеживание социальной ситуации на исследуемой территории.
  • Осуществление патронажа неблагополучных семей (семей СОП – социально-опасного положения) и семей группы “социального риска”).
  • Проведение индивидуальной превентивной работы с детьми, склонных к правонарушениям, с девиантными, аддиктивными, делинквентными формами поведения.
  • Профилактическая работа в классах (индивидуальные, групповые, классно-коллективные формы работы).

Основными элементами профилактико-коррекционной работы в Илезской школе являются:

  • Ежедневный контроль за посещаемостью всех детей в школе. Учёт несовершеннолетних непосещаемых по неуважительным причинам школу, работа с семьями и детьми.
  • Выявление проблем дезадаптации учащихся и коррекция девиантного (отклоняющегося) поведения подростков.
  • Социально-педагогическое сопровождение образовательного процесса (силами социального педагога и классных руководителей, т.к. в школе нет педагога-психолога), которое включает в себя:

Проведение индивидуального консультирования и оказание психолого-педагогической помощи учащимся и их семьям в индивидуальной и групповой форме с применением проективных методик, психолого-педагогического консультирования, круглых столов с родителями по вопросам воспитания детей, проведение бесед, анкетирования, тестирования, тренингов среди детей на проблемы здорового образа жизни, формирование подростка с законопослушным поведением, на предмет общения подростков, вопроса толерантности и т.д.

  • Осуществление цикла профилактических бесед в классах: (охватывается начальное, среднее и старшее звено социальным педагогом, согласно плана часов-общения в 1 и 2 полугодии с учащимися), а также профилактических бесед с представителями социальных и правоохранительных структур:

Тематика профилактических бесед, проводимых социальным педагогом в течение учебного года в классах: “Уберечь детей от опасности”, “Административная и уголовная ответственность подростков за правонарушения”, цикл бесед по Областному Закону “Об отдельных мерах по защите нравственности и здоровья детей в Архангельской области”, тренинг: “Умеем ли мы общаться?”, “Тренинг толерантности”, тренинговое занятие по профилактике ПАВ: “Сделай правильный выбор”, “Конвенция о правах ребёнка” (аргументация статей конвенции, презентация 1-6 классы), “Психология семейных отношений” (9-11 класс), “Основы здорового образа жизни” (9-11 кл.), “Профилактика ЗППП, венерических заболеваний” (9-11 кл.), профориентационная работа по вопросам дальнейшего определения выпускников (9-11 кл.), тесное взаимодействие по вопросам профтестирования учащихся школы с профконсультантом Центра Занятости.

  • Организация рейдов (патронажа) по обследованию ЖБУ учащихся и их семей социальным педагогом, классными руководителями, зам. главы по социальным вопросам, участковым инспектором, инспектором ПДН. (В обязательном порядке перед 1 сентября посещаются социальным педагогом все неблагополучные семьи с целью: на предмет готовности детей в школу, выявление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, выявление фактов социального неблагополучия в семьях СОП и социального риска).
  • Посещение на дому проблемных учащихся, беседы с их родителями, установление причин отклоняющегося поведения. Коррекционные мероприятия с самим ребёнком, разработка ИПР (индивидуальной программы реабилитации) несовершеннолетнего, подростка преступившего закон.
  • Организация занятости учащихся во внеурочной деятельности - это в первую очередь: кружковая работа и работа спортивных секций (баскетбол, волейбол, теннис, футбол) – 50 детей по школе ежегодно посещают спортивные секции в течение учебного года, в том числе и “трудные” подростки.
  • Организация летнего отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних. В профилактической работе образовательного учреждения неотъемлемая часть по предупреждению безнадзорности и правонарушений является организация летнего отдыха. Анализ за три учебных года представлен следующими цифрами:
Отдых при школе 2009-2010 уч.год. 2010-2011 уч.год 2011-2012 уч.год
Лагерь с дневным пребыванием “Солнышко” 70 67 65
Трудовой лагерь  “Алые паруса” 41 35 38

В течение лета 2012 г. отдохнуло на оздоровительной площадке в лагере дневного пребывания “Солнышко” для детей с 1 по 5 класс – 65 человек, лагерь с трудовым направлением “Алые паруса” для учащихся 8, 10 классов - 23 человек в июне и 15 детей в июле. (Заключён был также договор с Центром Занятости об организации временного трудоустройства подростков и материальное их поощрение.)

Социальный педагог школы, работая с отделением социальной защиты населения, помогает родителям с оформлением детей в загородные лагеря в летний период времени. Анализ отдохнувших и оздоровившихся учеников следующий:

Загородные лагеря 2009-2010 уч.год. 2010-2011 уч.год 2011-2012 уч.год
Загородный лагерь “Колос” 18 21 16
Черноморское побережье 2 6 3

Летом 2012 г. учащиеся в количестве 16 человек отдохнули в загородном лагере “Колос”. Это дети из многодетных, неполных, малообеспеченных и неблагополучных семей. В сравнении с 2009 годом - 18 путёвок от социальной защиты было выделено, в 2011 г. - 21 путёвка. В 2012 году летом на Черноморском побережье отдохнуло - 3 ребёнка  г.Анапа - 2 и Туапсе - 1 учащийся.

  • Материальная помощь нуждающимся семьям учеников Илезской школы.

Так как материальный достаток семей п.Илеза ниже прожиточного уровня, то работая с категорией социально-незащищённых семей, социальный педагог помогает оформить материальную помощь от 1500 до 3000 рублей через отдел социальной защиты населения малоимущим семьям. Например, в течение учебного года 2009-2010 гг. выплачено из средств социальной защиты населения, согласно ходатайства школы, 21 семье, в 2010-11 уч. год - 11 семьям (по причине отсутствия денежных областных средств в ОСЗН). 2011-2012 учебный год – материальную поддержку получили 14 семей.

Материальная помощь от ОСЗН 2009-2010 уч.год. 2010-2011 уч.год 2011-2012 уч.год
Количество семей. 21 11 14
  • Организация бесплатного питания в Илезской школе для детей из малообеспеченных семей. Анализ питающихся представлен следующими цифрами:
Бесплатное питание от ОСЗН 2009-2010 уч.год. 2010-2011 уч.год 2011-2012 уч.год
Количество питающихся 30 51 85

Бесплатное питание организуется ежегодно в течение учебного года. Деньги выделяютя от отдела социальной защиты населения. Например, в 2009-2010 уч.году было организовано бесплатное питание для 30 детей из семей, где душевой доход на одного члена семьи составил не более 2500 рублей, в 2010-2011 уч. году денег Илезской школе было выделено больше и на бесплатное питание детей было поставлено уже 51 человек, питание было организовано в 2 этапа: осенью (с октября по декабрь) и весной с (марта по май 2012 г.), в 2011-2012 питалось - 85 человек также в течение полугода.

  • Профилактическая работа по раннему выявлению неблагополучных семей п.Илеза.

Социальный педагог в школе работает также с семьями и на территории МО “Илезское”. Осуществляется работа по раннему выявлению семей, находящихся в социально-опасном положении. Всего неблагополучных семей на территории МО “Илезское” - 12, к группе “социального риска” отнесены 6 семей на учёте в ПДН Устьянского ОВД – стоит 6 неблагополучных семей. Постоянно проводится патронаж данных семей социальным педагогом, зам. главы по соц. вопросам МО “Илезское”, классными руководителями, рейды в неблагополучные семьи осуществляются комиссионно, 5 родителей в течение 2010 г. удалось убедить на кодирование от алкогольной зависимости, 1 семья восстановлена в родительских правах. В 2012 году один родитель лишён родительских прав, ребёнок был определён в опекунскую семью. В 2013 году родители из одной семьи “группы риска” закодировались. Осуществляется также работа социальным педагогом по профилактике социального сиротства. Привлечены были родители к административной ответственности по ст. 5.35 КоАП РФ (за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей) в течение трёх учебных лет. Анализ представлен следующим образом:

  2009-2010 уч.год. 2010-2011 уч.год 2011-2012 уч.год
Количество семей, привлечённых к административной ответственности по ст. 5.35 КоАП. 7 8 6
  • Постановка на профилактический учёт несовершеннолетних в ПДН. На учёте в ПДН за три года было поставлено учащихся школы, за совершённые правонарушения:
  2009-2010
уч.год.
2010-2011
уч.год
2011-2012
уч.год
2012-2013
уч.год
Учащиеся стоящие на учёте в ПДН 2 1 2 -

По школе составлен список детей, требующих особого внимания (2009-2010 уч.год – 17, в 2010-2011 уч.год – 14 учащихся, в 2011-2012 уч.год – 15 учеников, поставленных на ВШК), определены в каждом классе данные ученики, причины их постановки на внутришкольный контроль, социальным педагогом осуществляется индивидуальная коррекционно–профилактическая работа с данными детьми и их семьями. (это проблемы с поведением, посещаемостью уроков, учёбой). Все подростки, стоящие на внутришкольном контроле определяются и посещают спортивные секции. В целях корректировки поведения подростков используются воспитательные мероприятия – это участие в культурно-массовых мероприятиях, например, посвящённые Дню Победы, выступления на Дне матери, к Дню пожилых людей, на празднике лета при местном Доме культуры.

  • Организация встреч в школе с представителями правоохранительных структур:

С участковым инспектором осуществляются индивидуальные формы работы с “трудными” детьми в течение учебного года и профилактические беседы с ребятами, а также на заседаниях Совета профилактики осуществляются в присутствие участкового инспектора, заместителя главы по социальным вопросам МО “Илезское” рассматриваются случаи нецензурной брани, случаи курения ребят около школы, вопросы отклоняющегося поведения подростков. Инспектором Котласского ЛОВДТ (в ноябре 2009 г., в январе 2010 г., в марте 2010 г., в ноябре 2011 г, в ноябре 2012, в феврале 2013 г.) охвачено беседами профилактического характера среднее и старшее звено. Темы: “О случаях травматизма и профилактике правонарушений на железной дороге”, “Административная ответственность учащихся за правонарушения на железной дороге”, “Железная дорога – зона повышенной опасности”, т.к. линия северной железной дороги проходит через наш посёлок. Инспектором ПДН Устьянского РОВД проводятся циклы профилактических бесед в классах, например в 2011 году были проведены встречи в 7, 8, 9, 10, 11 кл., июнь 2012 г. - инспектором ПДН с подростком – правонарушителем.

  • Инновационная деятельность в разделе по профилактике правонарушений и безнадзорности.

С 2011 года начата реализовываться социальная работа и отрабатываются её элементы, согласно распоряжения постановления правительства Архангельской области от 7.12.2010 г. “Об утверждении порядка взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по выявлению, учёту и организации индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально-опасном положении, на территории Архангельской области”. С января 201 2г. в Устьянском районе организована работа Службы по профилактике правонарушений и семейного неблагополучия, которая, взаимодействуя с Илезской школой по данному направлению, помогает реабилитировать семьи, находящиеся в социально-опасном положении. Так, в феврале, апреле и июле 2012 года были посещены все неблагополучные семьи, вынесены рекомендации по нормализации детско-родительских отношений, по проблемам, связанных с алкоголизмом родителей, проведено патронажное консультирование с семьями и подростками - правонарушителями. Эта работа социального педагога является одной из инновационных технологий в профилактике правонарушений и семейного неблагополучия.

Инновациями также в социально-педагогической практике является совместная работа школы и детского нарколога по профилактике подросткового алкоголизма, индивидуальных профилактических бесед с учащимися “группы риска”, склонных к употреблению ПАВ, тренинговых занятий с учащимися по данной проблеме специалистом по соц. работе и психолога Службы по профилактике и семейного неблагополучия.

Таким образом, работа по профилактике правонарушений и безнадзорности – это большая системная, комплексная работа с учащимися, родителями, школы сельского социума, органами и районными учреждениями системы профилактики: Центром занятости, ПДН, КДН, ГСУ “Устьянским Центром социальной реабилитации несовершеннолетних д. Нагорской”, Отделом опеки и попечительства, службой по профилактике и семейного неблагополучия и др. социальными учреждениями. Неотъемлемая часть в работе с самими подростками: это и использование различных методик, анкет, тренингов в работе с детьми с девиантным, аддиктивным, делинквентным поведением и, конечно же, своевременная реабилитация неблагополучной семьи ребёнка (изучение социального здоровья семьи, потребностей семьи, системы внутрисемейных отношений, проведение патронажа, привлечение к административной ответственности родителей, профилактике социального сиротства и т.д.)

Перечисленные выше направления, на мой взгляд, помогут осуществить мероприятия по профилактике правонарушений и снижению случаев безнадзорности, укреплению института семьи на территории сельского социума и в будущем, а деятельность социального педагога на селе является востребованной в настоящее время.

Литература

1. ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” № 120 от 1999 г.

2. Постановление правительства Архангельской области № 373 от 7.12.2010 г. “Об утверждении положения о формировании, ведении и использовании единого областного банка данных о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально-опасном положении, и порядка взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по выявлению, учёту и организации индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально-опасном положении, на территории Архангельской области”.

Читать еще:


Новые материалы:

Умножение суммы на число. 2-й класс :: Интегрированный урок по русскому языку. 2-й класс :: Урок русского языка во 2-м классе "Произношение и написание парных звонких и глухих согласных в конце слова" :: Письмо заглавной и строчной буквы Д, д. Урок письма в 1-м классе. Образовательная система "Начальная школа XXI века" :: Урок-конкурс по теме: "Земноводные" :: Кредо убийцы ( Assassin's Creed ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для спальни/Мебель/Спальня/Мебель с зеркалом/Столики туалетные / Garda Decor / Стол туалетный ART-4474-D ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Водоемы Краснодарского края. Их использование и их охрана : География

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Аргановое масло для волос — Уход за волосами

Аргановое масло для волос — Уход за волосами


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD