Формы и методы профилактики правонарушений среди воспитанников детских домов : Социальная педагогика

Формы и методы профилактики правонарушений среди воспитанников детских домов : Социальная педагогика

В городской среде проблема связанная с несовершеннолетними правонарушителями в настоящее время достаточно актуальна.

Безработица, пьянство родителей, материальная необеспеченность, жестокое обращение с детьми и нет нравственных устоев у многих семей. Это влияет в значительной степени на происходящие в процессе социальной дезадаптации подростков.

За рубежом эта социальная проблема получило название “дети улицы” (ЮНИСЭФ – Мехико) и существует она в крупных городах мира и эти проблемы присутствуют не только в России. Само понятие в определенной степени является признаком неразвитости экономики и соответствующих государственных и общественных структур, которые осуществляют поддержку детей и подростков. Хотя в городах с развитой экономикой и хорошо проработанными службами социального обеспечения эти проблемы есть и это феномен.

Заостряя свое внимание на степени освещенности вопросов детской беспризорности и бродяжничества в литературе выделяют следующих учёных.

Вопросы бродяжничества и детской беспризорности эти проблемы выделяют в литературе следующие ученные.

В работах С.Т. Шацкого, Л.С. Выгодского, П.П. Блонского, А.С. Макаренко, рассказывают об организации детского коллектива и воспитательной работе с детьми.

Чем больше будет финансовой помощи оказываться от государства и больше внимания будут оказывать политические деятели детским домам, тем самым количество беспризорных детей будет снижаться.

1. Формы и методы профилактики детской беспризорности и безнадзорности.

1.1 Важное значение в становлении и развитии новой системы профилактической работы имеет начатая с 1997 года федеральная целевая программа “Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”.

Способы профилактики и непосредственной борьбы с негативными социальными явлениями весьма разнообразны, во многом они отвечают уровню развития самого общества и соотношению сил в нем, правовым решениям.

Одно из недавних мероприятий по отвлечению детей от улицы – создание городских кадетских школ-интернатов, которые находят все большее распространение в России и на Украине, в других республиках. Началось это с того, что отдельные воинские части брали так называемых сыновей полка (вначале детей-сирот, чьи родители были военнослужащими). Затем эта практика была продолжена созданием кадетских корпусов после принятия Положения о суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах в июне 1996 г. (1) Идет развитие спортивных учреждений, открываются плавательные бассейны, аквапарки.

Убрать детей с улицы, ликвидировать попрошайничество и воровство на вокзалах, в аэропортах и других местах скопления людей – прямая задача правоохранительных органов и общественности. В этой связи нельзя не отметить новую (а по правде говоря, хорошо забытую старую) инициативу создания при школах попечительских советов для решения основных вопросов организации школьной жизни, дисциплины и воспитания детей. Входящие в эти советы компетентные представители местной власти и родители могут приостановить процесс необоснованного отчисления учеников, поднять дисциплину среди учащихся.

2. Реабилитация несовершеннолетних правонарушителей.

Примеров работы с несовершеннолетними во всех государствах СНГ немало, причем если их общее направление единое, то методы и формы большей частью национальные.

В частности, в Казахстане недавно принято Постановление Верховного Суда “Об условно-досрочном освобождении от наказания и замене неотбытой части наказания более мягким наказанием”, под которое попало большое число несовершеннолетних, отбывающих наказание. По инициативе Правительства решено обновить Закон “О семье”, учитывая усложнившуюся социальную обстановку в республике и новые проблемы воспитания молодежи. В связи с характерным для этой страны обострением наркомании создан единственный в СНГ Центр медицинско-социальных проблем наркомании в г. Павлограде, активно работает Центр по усыновлению, в котором на учете состоят сотни детей с неустроенной судьбой – кандидатов в беспризорники.

Диапазон способов профилактики и борьбы с детской безнадзорностью и беспризорностью очень широк. Но результаты пока достаточно скромны. В чем же причина такого положения? Полагаем, в определенном разрыве между принимаемыми на разных государственных уровнях решениями и практикой, реальностью. Ведь до настоящего времени и в Москве, Душанбе, Киеве и Астане на привокзальных площадях и центральных улицах, на рынках еще бродяжничают тысячи мальчишек и девчонок, которые предоставлены сами себе. Они нередко попадают под влияние криминальных структур со всеми вытекающими отсюда последствиями. Таких фактов очень много, о них постоянно сообщается в СМИ. И хотя принимаются различные нормативные акты: законы, постановления, инструкции, – значительных сдвигов в этой сфере не видно.

Спецшколы, интернаты закрытого типа, кадетские корпуса, молодежные объединения, кое-где детские дома и, наконец, изоляторы тюремного типа – вот сегодняшние пути перевоспитания. Но они – для реальных правонарушителей, состоящих на учете и под наблюдением. Просто бродяг – малолетних, не учтенных нигде, гораздо больше – порядка миллиона. Что делать с ними?

Их нельзя пускать в сферу криминалитета. Нужны новые методы, пути, акты, препятствующие распространению этого социального зла, которое, несомненно, отразится на физическом и духовном здоровье следующего, да и нынешнего поколения. Они и называют себя “поколение “Next”.

На этом сложном и длительном пути воспитания нового, нравственного поколения во всех странах СНГ следует создавать систему специализированных социальных служб для беспризорных детей и подростков: подкинутых, утративших семейные, родственные и другие социальные связи, отказавшихся жить в семье или находиться в учебно-воспитательных учреждениях, оставшихся без попечения родителей или лиц, их заменяющих, не имеющих постоянного места жительства, средств к существованию, задержанных за бродяжничество, подвергшихся физическому или психологическому унижению.

Пока еще нельзя говорить о заметных успехах в работе органов внутренних дел, органов образования и здравоохранения по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в государствах – участниках СНГ.

Немаловажным представляется и начавшееся введение в СНГ института Уполномоченного по правам ребенка. Основной задачей Уполномоченного становится защита прав сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Лицо, занимающее эту должность, может вносить в органы власти и местного самоуправления предложения о совершенствовании механизма защиты прав, свобод и интересов ребенка. Согласно, например, ст. 5 Закона г. Москвы, Уполномоченным по правам ребенка может быть гражданин РФ не моложе 30 лет, не совершивший порочащих его поступков, обладающий общественным авторитетом, а также знанием проблем детства и опытом защиты прав, свобод и законных интересов ребенка (2). При Уполномоченном состоит небольшой служебный аппарат, он пользуется содействием в своей работе всех государственных и общественных сил.

Вновь и вновь поднимается проблема альтернативных семейных форм и устройства детей, оставшихся без родительского попечения, – имеются в виду усыновление, приемные семьи и т. п. Это, конечно, при благоприятных обстоятельствах, наилучший выход для одинокого ребенка.

Усыновление предусмотрено во всех семейных кодексах и законах стран Содружества.

У нас в стране последние годы, особенно после выступлений на эту тему Президента Российской Федерации В. В. Путина, проведения конференций и совещаний, принятия экстренных мер, ситуация существенно улучшается, но до благополучного положения дел в сфере ликвидации детской безнадзорности и беспризорности еще далеко.

Требуются еще более эффективные совместные усилия всех общественных и государственных структур и учет проводимых мероприятий в системе образования и правоохранительных органов, которые в совокупности помогут изменить к лучшему весьма непростую ситуацию с детской безнадзорностью и беспризорностью.

И, безусловно, все это не может осуществляться в виде разовой кампании, какого-то прорыва. Борьба в социальной сфере предстоит долгая и напряженная. Она потребует больших финансовых вложений, создания дополнительных органов и принятия новых эффективных правовых норм.

Заключение.

В последнее время в области профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, проводимой органами внутренних дел, появился термин “криминологическая профилактика” – профилактика преступлений плюс профилактика правонарушений некриминального характера, прежде всего административных проступков, ближе всего стоящих к преступности. Этот термин получил широкое распространение и вобрал в себя практически всю профилактику правонарушений и преступлений, независимо от возраста человека, их совершившего.

Таким образом, система организации криминологической профилактики среди несовершеннолетних в настоящее время включает в себя следующие компоненты.

1) Информационное обеспечение, включающее политическую, экономическую, правовую, социально-психологическую, криминологическую, экологическую информацию. Этот компонент также должен содержать информацию о постановке на учет несовершеннолетних. На учет специализированных подразделений органов внутренних дел в соответствии с Федеральным Законом “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” ставятся для воспитательно-профилактического воздействия несовершеннолетние:
– освобожденные из учреждений уголовно-исполнительной системы;
– условно осужденные;
– освобожденные от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии либо в связи с изменением обстановки, применения принудительных мер воспитательного воздействия;
– получившие отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;
– употребляющие наркотические средства или психотропные вещества;
– употребляющие одурманивающие вещества и др.

2) Координацию мер криминологической профилактики.

3) Планирование.

4) Контроль за выполнением плановых мероприятий.

5) Оценка результатов.

Что касается субъектов современной профилактики, то их можно, вслед за Н.А. Катаевой, разделить на 2 большие группы.

1) Общие органы профилактики (учебно-воспитательные, культурно– развлекательные, спортивно-оздоровительные и др. учреждения, действующие в системе народного образования, культуры, социальной защиты и т. д.) осуществляют воспитательно-профилактическую деятельность в ходе решения задач социального воспитания и формирования у подрастающего поколения правопослушного общественного поведения.

2) Специальные органы профилактики (правоохранительные органы, органы опеки и попечительства и др.) непосредственно ведут работу с подростками и семьями “группы риска”, с несовершеннолетними правонарушителями, вернувшимися специальных учебно-воспитательных учреждений, осужденными судом к различным мерам наказания, не связанных с лишением свободы.

Современная структура правоохранительных органов, занимающихся профилактической работой по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних выглядит следующим образом.

1) Органы внутренних дел:

– криминальная полиция и входящие в ее состав аппараты уголовного розыска, по борьбе с экономическими преступлениями, с организованной преступностью и коррупцией, с незаконным оборотом наркотиков;
– подразделения по делам несовершеннолетних (ПДН);
– служба участковых инспекторов полиции (УИМ);
– патрульно-постовая служба (ППС);
– государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД);
– следственные подразделения;
– подразделения государственной противопожарной службы;
– подразделения органов внутренних дел на транспорте и УРО.

2) Прокуратура, так называемый “прокурорский надзор”.

3) Суды.

4) Федеральная служба безопасности и ряд других органов.

Таким образом, при изучении системы организации профилактики и борьбы с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних прослеживаются тенденции в ее развитии: с учетом меняющейся обстановки наряду с системой учреждений, осуществляющих устройство нуждающихся в этом несовершеннолетних (возвращение в семью, опека, патронаж, детские дома и др.), создавалась система органов и учреждений, специально предназначенных для организации работы с несовершеннолетними правонарушителями (комиссии по делам несовершеннолетних, трудовые дома, затем школы фабрично-заводского ученичества особого типа, приемники-распределители, детские воспитательные колонии, трудовые воспитательные колонии, преобразованные в спецшколы и спецпрофучилища, и, наконец, воспитательно-трудовые колонии).

Список литературы

  1. Беличева С.А. Сложный мир подростка. – Свердловск: Средне-Уральск. книжное изд-во, 2004. – 129 с.
  2. Журавлев В.С. Почему агрессивны подростки // СоцИс. – 2001. – № 2. С 34–38.
  3. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков. – М.: Медицина, 1999. 301 с.
  4. Клейберг Ю.А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков. – Кемерово: Логос, 1999. 112 с.
  5. Новоселова А. С. Специфика воспитательной работы с педагогически запущенными подростками. – Пермь: ПГПИ, 1999. 78 с.
Читать еще:


Новые материалы:

Сравнение слов-названий, слов-действий, слов-признаков со словами, которые выражают чувства. Русский язык. 2-й класс :: Логопедический утренник "Лето-лето – красота" :: Интегрированный урок по экологии и трудовому обучению на тему "Птицам - нашу заботу" :: Урок русского языка "Правописание качественных и относительных имен прилагательных" :: Давайте обсудим учебно-методический комплект В.А. Касьянова для общеобразовательной школы :: Не стучи дважды ( Don't Knock Twice ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Столы и стулья/Столы и стулья / Ангстрем / Стул K188 Ангстрем ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Урок окружающего мира на тему Когда придет суббота и когда наступит лето?

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тест по экономике для 10–11-х классов общеобразовательного учреждения с социально-экономическим профилем

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD