Тренинг для старшеклассниц "Жемчужина счастья: как быть здоровой и счастливой" : Социальная педагогика
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

Тренинг для старшеклассниц "Жемчужина счастья: как быть здоровой и счастливой" : Социальная педагогика

Цель: пропаганда морально-нравственных основ поведения в обществе, сохранение физического и психического здоровья девушки.

Задачи:

  • Способствовать формированию навыков ассертивного поведения.
  • Убеждать девушек в необходимости личной безопасности, в преимуществе отсрочки начала половой жизни.
  • Предоставление достоверной информации о последствиях ранних
    половых связей.

Продолжительность: 1,5–2 часа с перерывом 10–15 мин. Участники: девушки 15–17 лет. Оборудование: стулья по числу участников, доска, бумага, цветные мелки, цветные карандаши, мультимедийный экран, компьютер, мультимедийная презентация (Приложение 1).

План проведения

1-й этап. Приветствие, представление участников группы.

Упражнение “Я люблю себя за то, что...”.

Цель: знакомство, создание рабочей атмосферы – 10–12 мин. Каждая участница поочередно говорит две фразы “Меня зовут” и “ Я люблю себя за то, что...”.

Обсуждение правил групповой работы: право говорящего быть услышанным, конфиденциальность, правило безоценочного принятия.

Снятие запроса устно или методом “Вопросы на бумажках”. Каждая участница пишет на листочке вопрос по теме тренинга, на который хотела бы получить ответ. Бумажки перемешиваются и раздаются для обсуждения в конце занятия.

Педагог просит участниц дать свои ассоциации к слову “счастье”. Цель задания: определить ценностные ориентации, понять актуальность темы обсуждения.

После возникших ассоциативных рядов “счастье-любовь” предупреждает участниц, что сегодня они будут обсуждать тему взаимоотношений юношей и девушек. Насколько близкими могут быть эти отношения? Актуальна ли тема тренинга для Вас? (Подтверждение.)

Задание: под спокойное мелодичное музыкальное сопровождение предлагается вспомнить, когда испытывалось чувство влюбленности, свои ощущения в теле в это время и затем изобразить на контуре человека это чувство, желательно используя разные цвета. (Приложение 2) Цель: внимание к собственным чувствам и переживаниям, установление связи между чувством и его проявлением в теле. Обсуждение в группе.

2-й этап. Основной. Создание проблемной ситуации, удержание группы на разрешении этой ситуации, поддержание высокого уровня эмоционального напряжения. Методы: ситуации, круг обсуждения.

Информационная справка. В начале Второй мировой войны немецкий врач-гинеколог, проводивший исследования русских женщин, угнанных на работу в Германию, писал Гитлеру: “Русских победить невозможно, пока у этого народа такая нравственность.

Более 90% обследуемых мною лиц от 15 до 20 лет – девственницы”. Гитлер воспринял это сообщение как угрозу национальным интересам Германии.

Модно ли в наше время сохранять чистоту помыслов и быть физически и социально здоровой? К каким последствиям приводит ранняя половая жизнь у девушек? Чем она опасна? Обсуждение в группах.

Информационная справка. Последствия ранних половых связей.

Приложение 3.

Анализ утверждения: “Сексуальные отношения – это доказательство любви”. Очень часто приходится слышать, что парень просит девушку доказать, что она его любит.

Упражнение “Наши представления”. Из чего складывается “любовь” для юноши и для девушки? Предварительно до проведения тренинга проводится анонимное анкетирование старшеклассников “Что значит в Вашем понятии любовь между мужчиной и женщиной?” Результаты анкетирования записываем в 2 столбика, анализируем.

Юноши Девушки
1. Сексуальные отношения. 1. Нежность, одобрение.
2. Совместный досуг. 2. Общение.
3. Домашний уют. 3. Эмоциональный комфорт.
4. Понимание, поддержка. 4. Защита, безопасность.
5. Внешняя привлекательность партнерши. 5. Возможность во всем полагаться на своего партнера, доверие.

Обсуждение: Как вы думаете, если девушка боится сказать “нет”, на какие ее личностные особенности это указывает? Можно предположить, что в основе этого страха лежит комплекс неполноценности, неуверенность в себе, повышенная чувствительность к отвержению! Делаем вывод: А любит ли парень девушку, уважает ли он ее, если просит “доказать” любовь к нему? Разве таким образом доказывают любовь.

Вопрос для обсуждения: Чем отличается зрелая любовь от влюбленности? Объясняем, что любовь, прежде всего, это огромная ответственность за любимого человека и готовность пожертвовать своими интересами, не ощущая себя ущемлённым.

Бывают случаи, когда девушка, пытаясь удержать возле себя парня, вступает с ним в половую связь, не задумываясь о последствиях. Можно ли таким образом заставить себя полюбить? Это невозможно.

Давайте рассмотрим разные модели взаимоотношений юноши и девушки с использованием метафоры “книги”.

1. Модель зависимых отношений. Расскажите, как устроены эти отношения? Как вы думаете, как выглядит их модель (высказывают предположения)? Прислоняем книги друг к другу – вы видите, что если мы уберем одну книгу, другой нужно к чему-то прислониться. Некоторые искренне считают, что это и есть “любовь”? Что думаете вы?

2. Модель “независимых” отношений. Ставлю две закрытые книги подальше друг от друга. Как вы думаете, что каждый из них чувствует? Да, “мне и одному неплохо”. Есть ли в этих отношениях определенная выгода, например, для молодого человека?

3. Модель отношений, построенных на любви. Как она может выглядеть? Давайте попробуем представить. Ставлю две книги рядом, раскрываю их. Делаем выводы о том, что такая модель взаимоотношений является самой “здоровой”: она дает возможность каждому участнику пары раскрыть свой потенциал, самореализоваться в жизни, оставляет личное пространство каждому из участников пары.

Введение понятия ассертивность, обсуждение его значений (по материалам книги Ц.П. Короленко “Мифология пола”).

Ассертивность – это такой тип поведения, которому присущи уверенность в себе, настойчивость и напористость. Этот тип поведения отличается ясностью, прямотой, неподдельной искренностью и содержит в себе откровенные высказывания о том, что хочется; при этом отсутствует враждебность и самозащита. 
Ассертивно поступающий человек не действует в ущерб кому-либо, уважая права других людей, но при этом не позволяет, и “вить из себя веревки”. Желаемой цели он достигает, не причиняя вреда окружающим. Он добивается своего, не манипулируя оппонентами посредством чувства вины или каким-либо иным способом из разряда приемов эмоционального шантажа. Он умеет склонить других к оказанию ему помощи или любезности. Не замыкается в себе, получая отказ в том, на что он, собственно, и не имел права рассчитывать. При столкновении интересов он способен договориться и найти компромиссное решение, удовлетворяющее обе стороны.

  • Способность выразить внутреннее несогласие, несмотря на правилаэтикета.
  • Способность свободно высказать свою точку зрения, задавать вопросы в присутствии авторитетных лиц.
  • Способность предлагать свои решения проблем.
  • Способность руководствоваться в принятии решений собственным “внутренним знанием” без ориентации на получение “награды” от окружающих.
  • Способность уважать свои желания и потребности в такой же мере, как желания и потребности других людей.

Работа с телом. Цель: освобождение от скованности и эмоционального напряжения.

Упражнение на раскрепощение “Пьяный танец” (участницы свободно двигаются под музыку) или создание живой картинки “Моя внутренняя свобода”.

Задание: Почувствуй себя в этом состоянии, послушай свое тело, свои ощущения в нем.

Обсуждение в группе, выводы. Для внутренне свободного человека нет плохих и хороших чувств, он умеет с ними взаимодействовать. Он чувствует самого себя: чего я хочу? Он умеет владеть собой и контролировать свои действия. Он легко может сказать “нет”, если ему что-то не нравится.

Вопрос для обсуждения: Следует ли всегда полагаться на мнение окружающих? Чем это может быть опасно? Ты можешь приготовить блюдо, которое бы одинаково нравилось всем? В этом случае оно должно быть одновременно сладким, горьким, кислым и соленым.

Каждая из вас уникальна и неповторима, как прекрасная жемчужина. Поэтому так важно уметь выстраивать собственные границы, чтобы чувствовать себя в безопасности.

3-й этап. Заключительный. Эмоциональная рефлексия, мотивирование.

Получение обратной связи, подведение итогов. Выясняем, сбылись ли ожидания от занятия. Ответы на вопросы, оценка изменения уровня информированности.

Вручение участницам жемчужин в качестве “позитивного” якоря.

Читать еще:

Новые материалы:

Урок "Многоугольники. Виды многоугольников" в рамках технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" :: Конспект урока математики в 5-м классе по теме "Проценты" :: Решение простейших тригонометрических уравнений :: Последовательности и функции: их ограниченность и непрерывность с точки зрения высшей математики (программа элективного курса) :: Баба на чайник :: Четверо против банка ( Vier gegen die Bank ), 2016 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Подписаться на новые статьи:

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru