Комплексная социально-реабилитационная программа "Вдохновение" : Социальная педагогика

Комплексная социально-реабилитационная программа "Вдохновение" : Социальная педагогика

Актуальность темы

Дети являются самой незащищенной категорией населения, особенно – дети с ограниченными возможностями здоровья. По статистике, сегодня в мире около 10% людей с психофизическими, интеллектуальными и иными нарушениями, среди них немалое количество представляют дети. Вместе с тем официальная статистика не может отразить реальные проблемы семьи, в которой воспитываются дети с ОВЗ. Ребенок-инвалид ограничен в свободе и социальной значимости, у него очень высока степень зависимости от семьи, ограничены навыки взаимодействия в социуме. В нашем обществе инвалиду трудно войти в социум, а социуму трудно принять инвалида. В результате, подавляющее большинство детей с инвалидов оказались вне общества, социума.

Оставаясь один на один со своими проблемами, они лишены возможности  самореализации, а ведь среди них – множество талантливых детей.

Современная отечественная, зарубежная наука и практика показывают,
что использование средства социо-культурной анимации в процессе социальной  реабилитации, способствуют созданию условий для нормальной, полноценной жизни детей-инвалидов, в качестве полноправного представителя той или иной социо-культурной общности. К тому же, искусство способно сделать жизнь многих детей-инвалидов богатой и содержательной.

Стремление человека реализовать заложенные в нём творческие силы и способности является наиболее глубинной потребностью личности, потребностью, которая определяет смысл его жизни и значимость его в глазах других людей, особо важно это для детей с ограниченными возможностями, находясь в «социальной изолированности», они лишены способности к гармоническому развитию личности. Установлено, что детям удается достичь гораздо лучших результатов, когда в реабилитационном процессе участвуют и родители, совместно со специалистами они решают поставленные задачи, становясь партнерами.

В сфере свободного времени в различных формах анимационной деятельности ребенок-инвалид обретает широчайшие возможности воспитания в себе таких личностных качеств как способность утвердить себя и возможность проявить своё неповторимое Я.

В условиях, когда формирующееся информационно-креативное общество требует от каждого человека социальной активности и способности проявлять инициативу и самодеятельность во всех сферах жизнедеятельности, существенно актуализируется проблема самоутверждения и самовыражения личности. В связи с чем, чрезвычайно актуален социо-культурный подход, затрагивающий духовную сферу личности, в частности социо-культурная анимация, которая оказывает на неё непосредственное педагогическое влияние.

Организация социо-культурного досуга детей и подростков с ограниченными возможностями и семей их воспитывающих, является актуальной еще и потому, что способствует освоению  детьми-инвалидами социального опыта,  выявлению и раскрытию творческого потенциала,  содействует саморазвитию и самореабилитации, повышению уровня самооценки,  ориентирует на формирование жизненной устойчивости и активной позиции, тем самым, позволяет интегрировать детей в обществе.

Цель программы: интеграция детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, а также семей их воспитывающих, в современное общество средствами социо-культурной анимации.

Задачи программы:

  • организация социо-культурного досуга детей и подростков с ограниченными возможностями, а также семей их воспитывающих;
  • создание условий для вовлечения в творческие, оздоровительные и иные виды   социо-культурной деятельности;
  • способствовать освоению детьми-инвалидами социального опыта и реализации 
  • как личностного творческого потенциала, так и семьи в целом;
  • содействовать саморазвитию и самореабилитации детей с ограниченными
  • возможностями, в качестве полноправного представителя той или иной
  • социо-культурной общности;
  • повышать мотивацию родителей к сотрудничеству.

Целевая группа (объект программы): дети и подростки с ограниченными возможностями от 0 до 18 лет и семьи их воспитывающие.

Условия реализации программы

Место проведения основных мероприятий программы: ГБУ КО СРЦН «Ровесник» Отделение реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями.

Кадровое обеспечение:

  • заведующая отделением;
  • социальный педагог;
  • педагог-психолог;
  • специалист по массажу;
  • специалист ЛФК;
  • медицинская сестра.

Количество участников:  в зависимости от формы организации мероприятий количество участников варьируется.

Сроки реализации программы: с момента постановки на учет и до снятия с учета.

Количество мероприятий и занятий: согласно графику и плану работы отделения, мероприятия проводятся не реже одного раза в месяц, занятия – еженедельно.

Продолжительность мероприятий и занятий: от 30 до 90 минут, в зависимости от возрастной категории.

Основные формы организации социальной реабилитации детей:

Традиционные – коррекционные индивидуальные и групповые занятия, проводимые в условиях реабилитационного центра, тренинговые занятия.
Нетрадиционные – творческие вечера, развлечения, встречи, экскурсии, посещение театра, организация физкультурно-оздоровительных мероприятий, показ музыкально-театрализованных представлений, конкурсы, викторины.

Методы организации социально-реабилитационного процесса:
Традиционные – рассказ, беседа, наглядность (просмотр видео-сюжетов), практические упражнения, игротерапия (подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические и др.),
Нетрадиционные  – арттерапия (рисуночная терапия, музыкотерапия, танцевальная терапия, сказкотерапия, куклотерапия, песочная терапия).

Предусмотрены как теоретические занятия, так и практические. К организации крупных мероприятий привлекаются все  специалисты отделения. Мероприятия проводятся таким образом, чтобы стимулировать детей-инвалидов к активным формам рекреации, что будет способствовать их социализации. Приемлемая и привлекательная досуговая деятельность должны обеспечить интеграцию детей-инвалидов в социум.

Схема межведомственного взаимодействия

Результаты сотрудничества:

–  выявление и постановка на учет детей и подростков с ограниченными возможностями;
– создание Базы данных на всех детей и подростков с ограниченными возможностями;
– проведение социального патронажа  детей и подростков с ограниченными возможностями, с целью определение социального климата семьи, контроля защиты прав ребенка, проведения консультаций по различным вопросам социального обслуживания;
– оказание посреднической помощи в установлении контактов и связей между семьями, воспитывающих детей и подростков с ограниченными возможностями и государственными учреждениями, службами, общественными объединениями, действующих в интересах семьи и детей через организацию клубной деятельности;
– обеспечение комплексной квалифицированной помощи детям и подросткам с ограниченными возможностями.

Содержание программы

Принципы работы:

Этапность, реализация реабилитации в рамках программы имеет этапный характер.

1 этап – социальная диагностика, которая включает в себя информационные беседы, системные наблюдения, анкетирование, тестирование, патронаж;
2 этап – социальная реабилитация выстраивается с учётом индивидуальных программ реабилитации (ИПР), учитывая особенности каждого  ребенка;
3 этап – социальная коррекция, состоящая из коррекционно-развивающих групповых и индивидуальных занятий, тренингов, игротерапии, арттерпии и др.

Последовательность – этапы программы реализуются друг за другом, последовательно.
Непрерывность – последовательность этапов реализуется непрерывно.
Дифферинцированность – индивидуальная программа реабилитации выстраивается с учетом индивидуальных особенностей и способностей ребенка и семьи в целом.
Преемственность – все компоненты программы: задачи, содержание, методы и формы подчинены идее системного взаимодействия специалистов отделения – зав.отделением, психолога, соц.педагога, специалист по массажу, инструктор ЛФК, медсестры. Это всестороннее рассматривание аспектов, связанных с социальной реабилитацией несовершеннолетних, носит дополняющий, преемственный характер. 

Системное взаимодействие специалистов отделения

Комплексность – в ходе реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями, используется комплексный подход. Программа реабилитации предусматривает, во-первых, наличие междисциплинарной команды специалистов, а не хождение семьи, имеющей ребенка-инвалида, по многим кабинетам или учреждениям, а во-вторых, участие родителей в процессе реабилитации, которое представляет собой наиболее сложную проблему.

Партнерство (сотрудничество) – в процесс реабилитации  ребенка с ограниченными возможностями, привлекаются все члены семьи, т.к.  это один из способов, способствующий «оживлению», «одухотворению» межличностных  отношений, восстановлению смысложизненных ориентаций личности ребенка и семьи в целом.  Опыт работы с несовершеннолетними показывает, что родители порой не высказывают никакого желания сотрудничать, не просят помощи или совета. Возможно, это и так, однако мы никогда не узнаем намерения и желания родителей, если не спросим их об этом.
На первый взгляд ребенок-инвалид должен быть центром внимания своей семьи. В действительности же этого может не происходить в силу конкретных обстоятельств каждой семьи и определенных факторов: бедность, ухудшение здоровья других членов семьи, супружеские конфликты и т.д. В этом случае родители могут неадекватно воспринимать пожелания или наставления специалистов. Порой родители рассматривают реабилитационные услуги в первую очередь как возможность получить передышку для самих себя: они испытывают облегчение, когда ребенок начинает посещать школу или реабилитационные учреждения, потому что в этот момент могут, наконец, отдохнуть или заняться своими делами.
При всем этом важно помнить, что все же большинство родителей все же хотят участвовать в развитии своего ребенка.

«Партнерство» – наиболее идеальный тип совместной деятельности родителей, ребенка-инвалида и специалистов. Партнерство подразумевает полное доверие, обмен знаниями, навыками и опытом помощи детям, имеющим особые потребности в индивидуальном и социальном развитии. Партнерство —  позволяет определять общие цели и достигать их с большей эффективностью, чем, если бы участники действовали изолированно друг от друга

Системное взаимодействие ближайшего окружения

Доступность – все мероприятия, запланированные в рамках программы, доступны для всех, т.к. легки для понимания, как взрослого, так и ребенка.

Бесплатность – преимущество программы в том, что все услуги, оказываемые специалистами отделения, предоставляются бесплатно.

Основные направления реализации программы:

1. Организационно-методическое направление

Данное направление предполагает выявление семей, воспитывающих детей и подростков с ограниченными возможностями, создание базы данных. Изучение запроса семей и информирование о предоставляемых услугах. Составление программы сопровождения семьи и ребенка с ограниченными возможностями,  отслеживание эффективности реабилитационной помощи, внесение дополнений и изменений в разработанную программу. Организация и проведение на базе центра тренингов для родителей, исходя из их запроса и потребностей.
Разработка и составление сценариев, программ, буклетов (Приложение 1), памятки, публикации в СМИ. Организация консультаций, «круглых столов», встреч, акций и других мероприятий для развития межведомственного взаимодействия и объединения усилий в поддержку семьи с ребенком-инвалидом.
Ответственные: заведующая отделением, педагог-психолог, соц.педагог.

2. Консультативно-просветительское направление

Данной работе способствует издание справочной и информационной литературы (буклеты, справочник, информационные листы и др.), их содержание направлено на информирование семей об услугах, предоставляемых отделением, обучение родителей приемам и средствам абилитации и реабилитации ребенка, а также на информирование широкой общественности о проблемах детской инвалидности и воспитывающих детей-инвалидов семей. С этой же целью публикуется информация в средствах  массовой информации. Важную консультативно-просветительскую и психотерапевтическую роль играет родительский клуб «В кругу друзей» (Приложение 2), где организуется досуговое общение родителей и детей в форме практических занятий с элементами тренинга, на которых обсуждаются актуальные вопросы взаимоотношений Ребенок – Родитель. Вне клуба, работа по этому направлению, осуществляется взаимодействие с родителями в форме лекций, бесед, индивидуальных и групповых консультаций.
Ответственные: заведующая отделением, педагог-психолог, соц.педагог.

3. Коррекционно-развивающее направление

Коррекционно-развивающая деятельность направлена, в первую очередь, на оказание психолого-педагогической помощи родителям и членам семьи, воспитывающих ребенка с нарушениями развития. Кроме того, в целях дальнейшей психологической поддержки, по желанию родителей организуются психокоррекционные группы, в которых родители обсуждают специально
отобранные психологом темы, а также проводятся индивидуальные консультации родителей и членов семьи с психологом, тренинги, просмотр видео-сюжетов, практические упражнения. В процессе  психолого-педагогической работы осуществляется визитирование семьи специалистами службы; происходит консультирование родителей по вопросам развития ребенка, организации развивающей среды, обучения и воспитания ребенка
в условиях семьи. В случае, если ребенок не посещает детские учреждения, специалисты проводят с ним индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия в помещении центра.
Ответственные: педагог-психолог, соц.педагог.

4. Физкультурно-оздоровительное направление

В рамках данного направления проводятся физкультурно-оздоровительные мероприятия, которые организуются с учетом заболеваний и ограничений, направленные на укрепление и охрану здоровья. В задачи данного направления входит, обучение детей-инвалидов навыкам  лечебной физкультуры, организация «Группы здоровья» и проведение занятий на тренажерах, массаж. Кроме того, в целях психологической поддержки и разгрузки, для родителей организуется фитнес-клуб. В процессе  социальной реабилитации  детей и подростков с ограниченными возможностями, происходит консультирование родителей по социально-медицинским вопросам, организуется санитарно-просветительская деятельность для решения вопросов возрастной адап­тации, профилактике вредных привычек и т.д.
Ответственные: специалист по массажу, инструктор ЛФК, ст.медсестра.

5. Социо-культурное направление

Данное направление предполагает организацию мероприятий, обеспечивающие развитие разнообразных жизненно важных познавательных навыков; повышение уровня самооценки детей с ограниченными возможностями, творческое самовыражение; развитие навыков общения; формирование активной жизненной позиции. Мероприятия по социо-культурной реабилитации могут состоять из тематических праздников и различных вечеров, развлечений, встреч, экскурсий, посещение театра, показ музыкально-театрализованных представлений, конкурсы, викторины. Социо-культурная реабилитация проводиться таким образом, чтобы стимулировать детей-инвалидов к активным формам отдыха, что будет способствовать их социализации. Приемлемая и привлекательная досуговая деятельность, обеспечит возможность справиться с имеющимися ограничениями жизнедеятельности.
Ответственные: специалисты отделения – зав.отделением, педагог-психолог, соц.педагог, специалист по массажу, инструктор ЛФК, ст.медсестра.

Ожидаемые результаты программы

В процессе социальной реабилитации, организованной в различных формах анимационной деятельности, дети и подростки с ограниченными возможностями, а также семьи их воспитывающие, мобилизуют потенциал семьи в целом, улучшат  межличностные  отношения, смогут восстановить смысложизненные ориентации личности ребенка и семьи в целом.

Дети, вовлеченные в творческие, оздоровительные, развлекательные и другие виды социально-культурной деятельности, получат возможность воспитать в себе такие личностные качества как способность утвердить себя и проявить своё неповторимое «Я».

Социо-культурная анимация обеспечит условия для свободного развития, творческого самовыражения личности, что будет способствовать их социализации и интеграции в общую социо-культурную среду.

Перспективный план работы на год (Приложение 3)

Библиография:

1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011.
2. Калинина Р.Р. «Психолого- педагогическая диагностика в детском саду» – С-Петербург, «Речь», 2004, 146 с.
3. Мамайчук И.И. «Психологическая помощь детям с проблемами в развитии» – С-Петербург, «Речь», 2008, 220 с.
4. Нестерова Г.Ф, Безух С.М., Волкова А.Н. «Психолого-социальная работа с инвалидами: абилитация при синдроме Дауна» – С-Петербург, «Речь», 2007, 123 с.
5. Практикум по игровой психотерапии. – С-Петербург, «Питер», 2003, 415 с.
6. Психологическое и социальное сопровождение больных детей и детей-инвалидов/под ред. Г.Ф,  Безух. С-Петербург, «Речь», 2007, 112 с.
7. Сайкина Л.В. Технологии социально-культурной анимации в процессе коррекции девиантного поведения подростков Дисс.. канд пед наук Т. 2007
8. Семенова И.С. «Психолого-педагогическая помощь семье, воспитывающей «особого» ребенка»// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2008, №7
9. Тарасов Леонид Викторович Формирование жизненной неустойчивости инвалидов в процессе социально-культурной анимации в учреждении культуры  (Дисс..канд пед наук М. 2005)
10. Тихоновская Г.С. Функциональные свойства сценария культурно-досуговых программ. В кн.: Инновационные технологи обучения культурно-досуговой деятельности. Сб.науч.ст./ Под науч.ред. А.Д. Жаркова. – М.: МГУКИ, 2008.
11. Ткачева В.В. «Семья ребенка с отклонениями в развитии» – Москва, Книголюб, 2007, 140 с.
12. Устинова Е.В. «Детский церебральный паралич: психологическая помощь дошкольникам» – Москва, Книголюб, 2007, 167 с.
13. Цукерман Г.А. Психология саморазвития [Текст]/ Г.А. Цукерман, Б.М. Мастеров. – М.: Интерпракс,1995. – С.36.
14. Чернецкая Л.В. «Психологические игры и тренинги в детском саду» – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006, 75 с.
15. Чистякова М.И. «Психогимнастика» – Москва, «Просвещение», 2002, 158 с.

Читать еще:


Новые материалы:

Открытый урок по кулинарии в 7-м классе :: Виды соединений древесных материалов :: Урок в 5-м классе "Приготовление блюд из овощей" :: Обучение оригами в игре :: Дизайн изделия :: Kingsman: Золотое кольцо ( Kingsman: The Golden Circle ), 2017 :: Все товары/Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Шкафы/Каталог/Шкафы/Шкафы-купе/Трехдверные шкафы-купе/Шкафы-купе трехдверные 210 см / HomeMe / Шкаф-купе трехдверный Манчестер 205 см (дуб сонома+зеркало) ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Урок окружающего мира на тему Когда придет суббота и когда наступит лето?

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тест по экономике для 10–11-х классов общеобразовательного учреждения с социально-экономическим профилем

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD