Социальные и образовательные проблемы инклюзивного обучения : Социальная педагогика

Сегодня, когда инклюзивное образование закреплено законодательно, каждое образовательное учреждение обязано зачислить в контингент обучающегося ребёнка-инвалида, ребёнка с ОВЗ. Если коррекционные образовательные программы I-VII видов являются общеобразовательными и не требуют изменения Устава учреждения, прохождения процедуры лицензирования, то в случае обучения ребёнка по программе VIII вида эти изменения обязательны. Кроме того, необходимо разрабатывать локальные нормативные акты, регламентирующие порядок пребывания, жизнедеятельности этой группы детей в образовательном учреждении. Нормативная документация по вопросам инклюзии недостаточно разработана не только в учреждениях, но зачастую и в муниципалитетах.

Образовательное учреждение чаще всего узнаёт об ученике с ОВЗ, когда он уже стоит на пороге, не имея возможности заблаговременно подготовить архитектурную среду, необходимое оборудование, специфические учебные принадлежности. Но самое худшее в подобной ситуации, что неготовыми оказываются педагоги, ученики, родители. Персонал учреждений не имеет опыта работы с детьми данной категории, часто бывает сложно подобрать описание его в популярной педагогической и методической литературе, ведь дети с ОВЗ – это очень разнородная группа.

У педагогов нет опыта разработки, реализации, ведения специальной документации (карт диагностики, карт комплексной коррекции, программ сопровождения и пед.поддержки, рабочих программ и программ социализации для учащихся с особыми образовательными потребностями); они не владеют технологиями поддержки и сопровождения (супервизией, коучингом, тьюторством, фасилитацией и др.). Ситуация взаимной изоляции общества и инвалидов обуславливают общую неготовность и малограмотность образовательной среды в вопросах инклюзивного обучения, напряжённость и агрессию во взаимоотношениях семьи ребёнка с ОВЗ и условно здорового сообщества.

Проблемная ситуация возникает с индивидуальными программами реабилитации детей-инвалидов: их полностью заполняют врачи детской поликлиники, включая раздел “Образование”. Насколько они компетентны в этом, и как медик может оценить образовательный потенциал ребёнка - остаётся вопросом. Медицинское сопровождение детей-инвалидов и детей с ОВЗ осуществляет не врач школы или сада, который ежедневно находится в учреждении, а врач поликлиники, которому сложно видеть целостную картину развития ребёнка, его образовательные проблемы из-за нечастых визитов пациента.

Трудности в выполнении рекомендаций медиков и ПМПК также вызваны несовершенством штатного расписания учреждений: сказывается дефицит психологов, логопедов, отсутствие дефектологов, социальных педагогов, тьюторов, сопровождающих. Недостаточное финансирование и дефицит кадров вызывает перекосы: специалисты работают только с детьми с ОВЗ, игнорируя проблемы остальных обучающихся; нерационально организованное замещение отсутствующих педагогов не позволяет специалистам заниматься их непосредственными обязанностями и т.д. Отсутствие системы в сопровождении ребёнка с особыми образовательными потребностями на всех образовательных этапах становится причиной снижения успешности, недостаточной социализированности в среде сверстников.

Итоговый контроль в образовательных учреждениях во многом инерционен, контрольно-измерительные материалы направлены на измерение знаний, умений, навыков, компетенций, и без внимания остаются показатели социальной адаптации (число и качество контактов, их эмоциональная окрашенность, наличие структуры взаимоотношений и её качество, развитие культурных навыков).

Многие вопросы в инклюзивном образовании пока остаются без ответов:

  • Какие итоги можно считать значимыми для всех участников инклюзивного образования? (Отметки? ЗУНы? Отношения? Причастность?).
  • Какие результаты даст инклюзивное образование при реализации в обычных (не идеальных) условиях?
  • Равноценна ли замена профессионального коррекционного педагога на тьютора?
  • Возможно ли качественное инклюзивное образование для детей с комплексным дефектом, сложной структурой дефекта? (Cлепоглухонемые, умственно отсталые, болезнь Дауна)
  • Проблема результирующей отметки: по единой шкале для всех учеников, либо по разным шкалам?
  • Сколько детей-инвалидов должно быть в классе? Должна ли снижаться общая наполняемость класса при зачислении туда детей-инвалидов?
  • Как сложатся взаимоотношения коррекционной педагогики и инклюзивного образования?

Поиск ответа на них – наша с Вами задача, коллеги.

Читать еще:


Новые материалы:

Четные и нечетные функции :: Подготовка к ЕГЭ: решение иррациональных неравенств графическим способом :: Теорема Пифагора в решении задач :: Построение графиков функций элементарными методами :: Урок математики по теме "Правильные и неправильные дроби". 4-й класс :: мама! ( mother! ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Комоды/Мебель для спальни/Шкафы, тумбы и комоды/Комоды / Интеди / Комод Интеди ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Ходьба на месте для похудения

Ходьба на месте для похудения Большинство людей, которые желают похудеть, начинают свой опыт по избавлению от лишнего веса именно с диет. Хотя уже давно доказано...

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Как стоя качать пресс

А вы умеете качать пресс стоя? Чтобы был отличный пресс, не достаточно ограничиваться одними упражнениями, выполняемыми на полу из положения лежа. Необходимо...

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Как накачать красивый пресс

Как накачать красивый пресс, можно ли накачать пресс дома По каким-то причинам, мне неизвестным, среди мышц, которые хотел бы накачать каждый мужчина, наибольшую...

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Занятия для похудения для начинающих

Упражнения для похудения для начинающих В комплекс упражнений для похудения для начинающих включены упражнения для похудения живота, талии, бедер, ягодиц, а...

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD