Социальные и образовательные проблемы инклюзивного обучения : Социальная педагогика

Сегодня, когда инклюзивное образование закреплено законодательно, каждое образовательное учреждение обязано зачислить в контингент обучающегося ребёнка-инвалида, ребёнка с ОВЗ. Если коррекционные образовательные программы I-VII видов являются общеобразовательными и не требуют изменения Устава учреждения, прохождения процедуры лицензирования, то в случае обучения ребёнка по программе VIII вида эти изменения обязательны. Кроме того, необходимо разрабатывать локальные нормативные акты, регламентирующие порядок пребывания, жизнедеятельности этой группы детей в образовательном учреждении. Нормативная документация по вопросам инклюзии недостаточно разработана не только в учреждениях, но зачастую и в муниципалитетах.

Образовательное учреждение чаще всего узнаёт об ученике с ОВЗ, когда он уже стоит на пороге, не имея возможности заблаговременно подготовить архитектурную среду, необходимое оборудование, специфические учебные принадлежности. Но самое худшее в подобной ситуации, что неготовыми оказываются педагоги, ученики, родители. Персонал учреждений не имеет опыта работы с детьми данной категории, часто бывает сложно подобрать описание его в популярной педагогической и методической литературе, ведь дети с ОВЗ – это очень разнородная группа.

У педагогов нет опыта разработки, реализации, ведения специальной документации (карт диагностики, карт комплексной коррекции, программ сопровождения и пед.поддержки, рабочих программ и программ социализации для учащихся с особыми образовательными потребностями); они не владеют технологиями поддержки и сопровождения (супервизией, коучингом, тьюторством, фасилитацией и др.). Ситуация взаимной изоляции общества и инвалидов обуславливают общую неготовность и малограмотность образовательной среды в вопросах инклюзивного обучения, напряжённость и агрессию во взаимоотношениях семьи ребёнка с ОВЗ и условно здорового сообщества.

Проблемная ситуация возникает с индивидуальными программами реабилитации детей-инвалидов: их полностью заполняют врачи детской поликлиники, включая раздел “Образование”. Насколько они компетентны в этом, и как медик может оценить образовательный потенциал ребёнка - остаётся вопросом. Медицинское сопровождение детей-инвалидов и детей с ОВЗ осуществляет не врач школы или сада, который ежедневно находится в учреждении, а врач поликлиники, которому сложно видеть целостную картину развития ребёнка, его образовательные проблемы из-за нечастых визитов пациента.

Трудности в выполнении рекомендаций медиков и ПМПК также вызваны несовершенством штатного расписания учреждений: сказывается дефицит психологов, логопедов, отсутствие дефектологов, социальных педагогов, тьюторов, сопровождающих. Недостаточное финансирование и дефицит кадров вызывает перекосы: специалисты работают только с детьми с ОВЗ, игнорируя проблемы остальных обучающихся; нерационально организованное замещение отсутствующих педагогов не позволяет специалистам заниматься их непосредственными обязанностями и т.д. Отсутствие системы в сопровождении ребёнка с особыми образовательными потребностями на всех образовательных этапах становится причиной снижения успешности, недостаточной социализированности в среде сверстников.

Итоговый контроль в образовательных учреждениях во многом инерционен, контрольно-измерительные материалы направлены на измерение знаний, умений, навыков, компетенций, и без внимания остаются показатели социальной адаптации (число и качество контактов, их эмоциональная окрашенность, наличие структуры взаимоотношений и её качество, развитие культурных навыков).

Многие вопросы в инклюзивном образовании пока остаются без ответов:

  • Какие итоги можно считать значимыми для всех участников инклюзивного образования? (Отметки? ЗУНы? Отношения? Причастность?).
  • Какие результаты даст инклюзивное образование при реализации в обычных (не идеальных) условиях?
  • Равноценна ли замена профессионального коррекционного педагога на тьютора?
  • Возможно ли качественное инклюзивное образование для детей с комплексным дефектом, сложной структурой дефекта? (Cлепоглухонемые, умственно отсталые, болезнь Дауна)
  • Проблема результирующей отметки: по единой шкале для всех учеников, либо по разным шкалам?
  • Сколько детей-инвалидов должно быть в классе? Должна ли снижаться общая наполняемость класса при зачислении туда детей-инвалидов?
  • Как сложатся взаимоотношения коррекционной педагогики и инклюзивного образования?

Поиск ответа на них – наша с Вами задача, коллеги.

Читать еще:


Новые материалы:

Урок физики в 10-м классе "Законы сохранения в механике" :: Влияние атомной энергетики на жизнедеятельность человека и окружающую среду :: "Я превращал магнетизм в электричество". Майкл Фарадей. (Явление электромагнитной индукции) :: Открытое занятие (физика + астрономия) на тему "Вычисление линейных скоростей точек земной поверхности, находящихся в различных местах земного шара" (7-й класс) :: Обобщающий урок в 8-м классе по теме "Тепловые явления" :: The Nightingale (), 2019 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для кухни/Для дачи/Мебель для дома/Столы и Подставки/Обеденные / Волшебная сосна / Стол обеденный Fermex 140/160/180/200 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD