Социальные и образовательные проблемы инклюзивного обучения : Социальная педагогика

Социальные и образовательные проблемы инклюзивного обучения : Социальная педагогика

Сегодня, когда инклюзивное образование закреплено законодательно, каждое образовательное учреждение обязано зачислить в контингент обучающегося ребёнка-инвалида, ребёнка с ОВЗ. Если коррекционные образовательные программы I-VII видов являются общеобразовательными и не требуют изменения Устава учреждения, прохождения процедуры лицензирования, то в случае обучения ребёнка по программе VIII вида эти изменения обязательны. Кроме того, необходимо разрабатывать локальные нормативные акты, регламентирующие порядок пребывания, жизнедеятельности этой группы детей в образовательном учреждении. Нормативная документация по вопросам инклюзии недостаточно разработана не только в учреждениях, но зачастую и в муниципалитетах.

Образовательное учреждение чаще всего узнаёт об ученике с ОВЗ, когда он уже стоит на пороге, не имея возможности заблаговременно подготовить архитектурную среду, необходимое оборудование, специфические учебные принадлежности. Но самое худшее в подобной ситуации, что неготовыми оказываются педагоги, ученики, родители. Персонал учреждений не имеет опыта работы с детьми данной категории, часто бывает сложно подобрать описание его в популярной педагогической и методической литературе, ведь дети с ОВЗ – это очень разнородная группа.

У педагогов нет опыта разработки, реализации, ведения специальной документации (карт диагностики, карт комплексной коррекции, программ сопровождения и пед.поддержки, рабочих программ и программ социализации для учащихся с особыми образовательными потребностями); они не владеют технологиями поддержки и сопровождения (супервизией, коучингом, тьюторством, фасилитацией и др.). Ситуация взаимной изоляции общества и инвалидов обуславливают общую неготовность и малограмотность образовательной среды в вопросах инклюзивного обучения, напряжённость и агрессию во взаимоотношениях семьи ребёнка с ОВЗ и условно здорового сообщества.

Проблемная ситуация возникает с индивидуальными программами реабилитации детей-инвалидов: их полностью заполняют врачи детской поликлиники, включая раздел “Образование”. Насколько они компетентны в этом, и как медик может оценить образовательный потенциал ребёнка - остаётся вопросом. Медицинское сопровождение детей-инвалидов и детей с ОВЗ осуществляет не врач школы или сада, который ежедневно находится в учреждении, а врач поликлиники, которому сложно видеть целостную картину развития ребёнка, его образовательные проблемы из-за нечастых визитов пациента.

Трудности в выполнении рекомендаций медиков и ПМПК также вызваны несовершенством штатного расписания учреждений: сказывается дефицит психологов, логопедов, отсутствие дефектологов, социальных педагогов, тьюторов, сопровождающих. Недостаточное финансирование и дефицит кадров вызывает перекосы: специалисты работают только с детьми с ОВЗ, игнорируя проблемы остальных обучающихся; нерационально организованное замещение отсутствующих педагогов не позволяет специалистам заниматься их непосредственными обязанностями и т.д. Отсутствие системы в сопровождении ребёнка с особыми образовательными потребностями на всех образовательных этапах становится причиной снижения успешности, недостаточной социализированности в среде сверстников.

Итоговый контроль в образовательных учреждениях во многом инерционен, контрольно-измерительные материалы направлены на измерение знаний, умений, навыков, компетенций, и без внимания остаются показатели социальной адаптации (число и качество контактов, их эмоциональная окрашенность, наличие структуры взаимоотношений и её качество, развитие культурных навыков).

Многие вопросы в инклюзивном образовании пока остаются без ответов:

  • Какие итоги можно считать значимыми для всех участников инклюзивного образования? (Отметки? ЗУНы? Отношения? Причастность?).
  • Какие результаты даст инклюзивное образование при реализации в обычных (не идеальных) условиях?
  • Равноценна ли замена профессионального коррекционного педагога на тьютора?
  • Возможно ли качественное инклюзивное образование для детей с комплексным дефектом, сложной структурой дефекта? (Cлепоглухонемые, умственно отсталые, болезнь Дауна)
  • Проблема результирующей отметки: по единой шкале для всех учеников, либо по разным шкалам?
  • Сколько детей-инвалидов должно быть в классе? Должна ли снижаться общая наполняемость класса при зачислении туда детей-инвалидов?
  • Как сложатся взаимоотношения коррекционной педагогики и инклюзивного образования?

Поиск ответа на них – наша с Вами задача, коллеги.

Читать еще:


Новые материалы:

Самостоятельная двигательная активность детей в условиях группы детского сада :: Психологическое сопровождение детей с неадекватным поведением (агрессия) :: Мероприятие по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие со Светофорчиком" :: Конструктивно-художественный труд как средство развития творческих способностей дошкольника :: Использование метода проекта в учебной деятельности :: Квадрат ( The Square ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Стеллажи/Стеллажи и полки / Ангстрем / Менсолодержатель Адажио 200 Ангстрем ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Водоемы Краснодарского края. Их использование и их охрана

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Урок истории в 5-м классе по теме "Жизнь египетского вельможи"

Данная статья включает организацию самостоятельной работы учащихся на разных этапах урока с использованием различных методов и приемов.

Задания для проведения школьной олимпиады по химии для учащихся 8–10-х классов

В работе представлены задачи для проведения школьного тура олимпиады по химии для обучающихся 8–10-х классов. Олимпиада может включать заочный и очный туры. Задания должны быть разнообразными по содержанию и типу. Уровень сложности заданий должен быть доступен для большинства школьников, но по своей форме задания должны отличаться от контрольной работы по химии необычностью постановки вопроса, а в ответах на них должны допускаться приемы решений, которые не являются стандартными.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD