Профориентационные игры как средство развития ценностных ориентаций у старших школьников : Социальная педагогика

В последнее десятилетие тема раннего профессионального самоопределения школьников встала особенно остро. Повысились требования к поступлению высшее учебное заведение на бюджетной основе, стали вводиться подготовительные курсы для учащихся старших классов при вузах. Общеобразовательные учреждения вынуждены реагировать на данную ситуацию введением профильного обучения в старшем звене, дающим возможность несколько конкретизировать рамки образовательной программы в различных профильных направлениях. Таким образом, перед учащимися старшего звена остро встаёт проблема: как минимум к окончанию 9-го класса и как максимум уже к началу 10 класса определиться не только с выбором будущей профессии, но и конкретного учебного заведения. Вместе с тем, вскрылся ряд проблем. Оказалось, что чаще всего профессиональное самоопределение происходит формально, если выбор происходит неосознно. Выбор дальнейшего профиля обучения должен происходить на основе осознания индивидуальных особенностей, способностей и что самое необходимое на осознание ценностных ориентации личности. В последнее время профориентационная работа достаточно хорошо прорабатывалась как диагностическое направление в изучении личностных индивидуальных особенностей, и недостаточно проработана с точки зрения изучения и формирования ценностных ориентаций.

МОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 73" в течение 6 лет работает в рамках эксперимента по профильному образованию. На протяжении всего периода проводится предпрофильная подготовка. На этом этапе мы проводим диагностику учащихся 9 классов с целью определения личностных особенностей учащихся, ведущих мотивов и что особенно важно с целью изучения сформированности ценностно- нравственных качеств.

Для проведения диагностики сформированности ценностных ориентаций мы используем методику М.Рокича “Ценностные ориентации”, которая основана на прямом ранжировании списка ценностей. Проведя, диагностику ценностных ориентаций в начале учебного года мы выявили, что у девятиклассников ведущими терминальными ценностями, определяющими личностные ориентации, являются материальная обеспеченность, наличие хороших друзей, развлечения, здоровье, а ведущими инструментальными ценностями являются жизнерадостность, честность, непримиримость к недостаткам других. Ценностные ориентации, определяющие профессиональное самоопределение и профессиональную самореализацию, такие как активная деятельная жизнь, интересная работа, общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе), продуктивная жизнь (максимально полное использование своих способностей, возможностей, сил), исполнительность, ответственность, самоконтроль, эффективность не являются значимыми. Поэтому возникает необходимость в профориентационной работе, направленной на формирование и на осознание значимости ценностных ориентаций, необходимых для профессиональной самореализации и самоопределения.

Следующим этапом нашей работы был подбор и изучение профориентационных игр, которые можно было бы использовать в дальнейшей работе. Изучив особенности профориентационных игр, мы увидили, что профориентационные игры рассчитаны на реальные условия работы в школе, где учитываются ограниченность временем урока, необходимость работы с целым классом ит.д. По содержанию профориентационные игры определяются следующими направлениями:

Рассматривая профориентационную работу в аспекте осознания и формирования ценностных ориентаций, для нас важно, что в данном содержании присутствует ценностно-нравственное направление.

Итак, мы поставили перед собой задачу исследовать влияние профориентационных игр на формирование иерархической структуры ценностных ориентаций у девятиклассников.

Исследование проходило на базе МОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 73" в сентябре-марте. Выборку исследования составили учащиеся 9 классов, прошедшие курс факультативных занятий с использованием профориентационных игр. Для проведения сравнительного анализа была подобрана контрольная группа, где не проводились факультативные занятия с использованием профориентационных игр. В контрольную группу вошли учащиеся, имеющие приблизительно ту же успеваемость в учебной деятельности, что и экспериментальной группе.

Исследование проходило в три этапа:

  1. Первичная диагностика проводилась в сентябре месяце. По результатам диагностики была сформирована группа для проведения профориентациооных игр. Также была сформирована контрольная группа.
  2. Проведение факультативных занятий с использованием профориентационных игр длилось с октября по март. За это период было проведено 24 занятия (1 факультатив в неделю).
  3. Итоговая диагностика была проведена в марте. в обеих группах. В апреле-мае проводилась обработка и анализ полученных результатов. Отчет по проведенному исследованию был оформлен и заслушан на педсовете МОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 73" в мае месяце.

Проведя итоговую диагностика сформированности ценностных ориентаций, обработав и проанализировав полученные результаты, мы увидели, что проведенные профориентационные игры оказали позитивное воздействие на формирование ценностных ориентаций, определяющих профессиональное самоопределение и саморазвитие. Данные ценности заняли ведущее место в иерархии ценностей у учащихся экспериментальной группы. В контрольной группе, где не проводились профориентационные игры, данные ценности так и не занимают ведущее место в иерархии ценностных ориентаций.

Заключение

Исследуя эффективность профориентационных игр, мы пытались ответить на вопрос, возможно ли воздействие на такие глубинные психологические личностные образования, как ценностные ориентации. В основном бытует мнение, что иерархическую структуру ценностных ориентаций определяют ценностные установки внутри семьи. Исследование иерархической структуры в экспериментальной группе показывают, что в подростковом возрасте данная структурная взаимосвязь неустойчива и может переконструироваться с деструктивной модели, не позволяющей сделать подростку осознанный профессиональный выбор, на более адаптивную модель. Также мы увидели, что профориентационные игры, поскольку в них существует уровень работы с ценностными ориентациями, способны каким-то образом перестраивать иерархическую структуру ценностей. Данный факт подтверждает эффективность профориентационных игр в формировании наиболее адаптивной модели иерархической структуры ценностей, необходимых для личностного и профессионального определения.

Читать еще:


Новые материалы:

На почте :: Формы контроля в обучении английскому языку :: День святого Валентина :: День святого Валентина :: Конспект урока с презентацией :: Шпион, который меня кинул ( The Spy Who Dumped Me ), 2018 :: Дом и дача/Текстиль/Постельное белье/Комплекты/Текстиль/Текстиль для детской/Комплекты постельного белья/Комплекты в кроватку / Непоседа / Комплект детский Покоритель морей 277994 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD