Программа социальной адаптации детей и подростков в учреждении для детей, оставшихся без попечения родителей, "Шаг навстречу" : Социальная педагогика
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

Программа социальной адаптации детей и подростков в учреждении для детей, оставшихся без попечения родителей, "Шаг навстречу" : Социальная педагогика

Цель программы:

  • Психологическое сопровождение детей и подростков в период социальной адаптации в приюте.
  • Содействие социальной адаптации.

Задачи:

  1. Создать обстановку, способствующую устранению психологического напряжения.
  2. Провести диагностику с целью изучения особенностей личности и выявления психологических проблем и форм их проявления у детей и подростков, поступивших в приют.
  3. Формировать стремление к познанию, погружению в свой внутренний мир и ориентации в нем.
  4. Формировать навыки общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.

Структура программы.

Программа включает в себя 3 блока:
I. Диагностический.
II. Развивающий.
III. Результативный.

Реализация программы:

Срок реализации программы – 4 недели:
1 – неделя – диагностика;
2–3 – неделя – снижение эмоционального напряжения; формирование позитивной Я-концепции и коммуникативных навыков.
4 неделя – оценка результатов социальной адаптации.

Ожидаемые результаты:

  • Снижение уровня тревожности поступающих детей в приют.
  • Формирование доверительных отношений в системе педагог-воспитанник.
  • Формирование коммуникативных навыков.

I-й блок программы.

Диагностический.

Перечень диагностических методов, используемых на данном этапе:

1. Для детей младшего дошкольного возраста (3–4 года:)

  • Наблюдение.
  • Совместная деятельность.
  • Экспресс диагностика Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко.

2. Для детей среднего дошкольного возраста (4–5 лет):

  • Наблюдение.
  • Совместная деятельность.
  • Игра.
  • Экспресс диагностика Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко.

3. Для детей старшего дошкольного и преддошкольного возраста (6–7 лет):

  • Наблюдение.
  • Беседа.
  • Игра.
  • Проективные методики (“Рисунок человека”, “Рисунок семьи”, “САТ”, “Волшебное интервью”).
  • Экспресс диагностика Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко.

4. Для детей младшего и среднего школьного возраста (7–11 лет):

  • Наблюдение.
  • Беседа.
  • Проективные методики (“Рисунок человека”, “Рисунок семьи”, “САТ”, “Волшебное интервью”, т. Люшера, “Дом, дерево, человек”, “Лестница”(самооценка), “Дерево”).
  • Классические методы диагностики интеллектуального развития и развития ВПФ.

5. Для детей подросткового и старшего школьного возраста (12–18 лет):

  • Наблюдение.
  • Беседа.
  • Проективные методики (“Рисунок человека”, “Рисунок семьи”, “САТ”, “Волшебное интервью”, т. Люшера, “Дом, дерево, человек”, “Несуществующее животное”).
  • Методика экспресс – диагностики характерологических особенностей личности (Айзенка).
  • Методика диагностики и выявления детей “группы риска”.
  • Методика выявления уровня самооценки.
  • Диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения (ДАП).
  • Экспресс – методика “Прогноз”.
  • Методика определения степени суицидального риска.
  • Многоуровневый личностный опросник “Адаптивность” МЛО-АМ А.Г.Маклакова и С.В.Чермянина.
  • Классические методы диагностики интеллектуального развития и развития ВПФ.

II-й блок программы.

Снижение эмоционального напряжения. Формирование позитивной Я-концепции и коммуникативных навыков.

Блок занятий для детей младшего дошкольного возраста (3–4года)

(Приложение 1)

Игры и упражнения I этапа.

На первом этапе адаптации занятия проводятся 2 раза неделю, форма занятий индивидуальная или в подгруппах по 2 человека. Продолжительность одного занятия – 10–15 минут. Место проведения – сенсорная комната.

Занятие 1. “Знакомство”.

Цель: снижение эмоционального напряжения, формирование доверительных отношений.

Игры, используемые на занятии:

  • “Дай ручку!”
  • “Ай да, комната!
  • “Хлопаем в ладоши!”
  • “Пока! Пока!”

Занятие 2.

Цель: снижение эмоционального напряжения, формирование доверительных отношений.

Игры, используемые на занятии:

  • “Здравствуй, я котик!”
  • “Котик ласкает”.

Игры и упражнения II этапа.

Занятия 2 этапа проводятся два раза в неделю в группе не более 5 человек. Место проведения групповая комната. Продолжительность одного занятия 20 минут.

Занятие 1.

Цель: способствовать развитию самоуважения и навыков самовыражения детей.

Игры, используемые на занятии:

  • “Кто в домике живет?”
  • “Раз-два-три, заяц, замри!”
  • “Пальцы-мышки”.

Занятие 2.

Цель: способствовать развитию самоуважения и навыков самовыражения детей.

Игры, используемые на занятии:

  • “Имя шепчет ветерок”.
  • “Потерялась девочка”.
  • “Кто перед тобой – рассмотри в дырочку”.
  • “Повторяй за мной”.

Блок занятий для детей среднего дошкольного возраста (4–5 лет)

Занятия проводятся 2 раза в неделю в группе по 5–6 человек. Продолжительность одного занятия 30 минут.

Занятие 1.

Цель: снижение эмоционального напряжения, формирование доверительных отношений.

Игры, используемые на занятии:

  1. “Давай здороваться”.
  2. “Кто в домике живет?”
  3. “Пальцы-мышки”.
  4. Упражнение на расслабление “Солнечный зайчик”.

Занятие 2.

Цель: снижение эмоционального напряжения, формирование доверительных отношений.

Игры, используемые на занятии:

  • “Подарок”.
  • “Добрая аллея”.
  • “Гномик и великан”.
  • Упражнение на расслабление “Лицо загорает”.

Занятие 3.

Цель: способствовать развитию самоуважения и навыков самовыражения детей. Содействие развитию у детей положительного образа Я.

Игры, используемые на занятии:

  • “Потерялась девочка (мальчик)”.
  • “Пряничная куколка”.
  • “Я могу!”
  • Упражнение на расслабление “Котенок спит”.

Блок занятий для детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет).

Занятия проводятся 2 раза в неделю в группе по 5–6 человек. Продолжительность одного занятия 30 минут.

Занятие 1.

Цель: снижение эмоционального напряжения, формирование доверительных отношений.

Игры, используемые на занятии:

  • “Давай познакомимся”.
  • “Добрая аллея”.
  • “Дотронься до…”.
  • Упражнение на расслабление “Путешествие на облаке”.

Занятие 2.

Цель: снижение эмоционального напряжения, формирование доверительных отношений.

Игры, используемые на занятии:

  • “Доброе слово”.
  • “Запретное движение”.
  • “Музыкальные пальчики”.
  • Упражнение на расслабление “У моря”.

Занятие 3.

Цель: способствовать развитию самоуважения и навыков самовыражения детей. Содействие развитию у детей положительного образа Я.

Игры, используемые на занятии:

  • “Ты мне нравишься”.
  • “Превращение в животных”.
  • “Мы одно целое”.
  • Упражнение на расслабление “Золотая рыбка”.

Блок занятий для детей преддошкольного возраста (6–7 лет).

Занятия проводятся 2 раза в неделю в группе по 5–6 человек. Продолжительность одного занятия 30 минут.

Занятие 1.

Цель: снижение эмоционального напряжения, формирование доверительных отношений.

Игры, используемые на занятии:

  • “Давай познакомимся”.
  • “Расскажи мне о себе”.
  • Упражнение “Доброе животное”.
  • Упражнение на расслабление “Путешествие на облаке”.

Занятие 2.

Цель: снижение эмоционального напряжения, формирование доверительных отношений.

Игры, используемые на занятии:

  • “Комплимент”.
  • Упражнение “Разбуди дух”.
  • Игра “ Слушай, смотри и исполняй”.
  • Упражнение на расслабление “На лугу”.

Занятие 3.

Цель: способствовать развитию самоуважения и навыков самовыражения детей. Содействие развитию у детей положительного образа Я.

Игры, используемые на занятии:

  • “Пожалуйста!”
  • “Иголка и нитка”.
  • “Закончи строчку”.
  • Упражнение на расслабление “Водопад”.

Блок занятий для детей младшего и среднего школьного возраста (7–11 лет).

Занятия проводятся 2 раза в неделю в группе по 5-6 человек. Продолжительность одного занятия 35–40 минут.

Занятие 1.

Цель: снижение эмоционального напряжения, формирование доверительных отношений.

Игры, используемые на занятии:

  • “Давайте познакомимся”.
  • Упражнение “Расскажи мне о себе”.
  • “Три стихии”.
  • Упражнение на расслабление “Сотвори в себе солнце”.

Занятие 2.

Цель: снижение эмоционального напряжения, формирование доверительных отношений.

  • “Подари улыбку другу”.
  • “Канон”.
  • Упражнение “Ощути прикосновения”.
  • Упражнение на расслабление “Путешествие на облаке”.
  • Рефлексия занятия.

Занятие 3.

Цель: способствовать развитию самоуважения и навыков самовыражения детей. Содействие развитию у детей положительного образа Я.

Игры, используемые на занятии:

  • “Ты мне нравишься”.
  • “Кто кем будет”.
  • “Гротеск”.
  • Упражнение на расслабление “У моря”.
  • Рефлексия занятия.

Блок занятий для детей подросткового и старшего школьного возраста (12–18 лет).

Занятия проводятся 2 раза в неделю в группе по 5–6 человек. Продолжительность одного занятия 45–60 минут.

Занятие 1.

Цель: снижение эмоционального напряжения, формирование доверительных отношений.

Игры, используемые на занятии:

  • Упражнение – активатор “Представь свое имя”.
  • Заполнение схемы “Круг поддержки”.
  • Упражнение “Если бы я был…”.
  • Упражнение “Сколько ты весишь”.
  • Упражнение на расслабление.
  • Рефлексия занятия.

Занятие 2.

Цель: снижение эмоционального напряжения, формирование доверительных отношений.

Игры, используемые на занятии:

  • Упражнение – активатор “Калейдоскоп”.
  • Упражнение “Посидите так, как сидит…”.
  • Упражнение “Оптимисты и пессимисты”.
  • Упражнение “Имена чувств”.
  • Упражнение на расслабление.
  • Рефлексия занятия.

Упражнение 3.

Цель: способствовать развитию самоуважения и навыков самовыражения детей. Содействие развитию у детей положительного образа Я.

Игры, используемые на занятии:

  • Упражнение – активатор “Это я”.
  • Упражнение “Мои сильные и слабые качества”.
  • Упражнение “Ладошка”.
  • Упражнение “Мой сосед слева”.
  • Упражнение на расслабление.
  • Рефлексия занятия.

В течение реализации программы проводится наблюдение за воспитанниками и заполнение карты эмоционального состояния воспитанников. По результатам реализации программы проводится тестирование детей школьного возраста и анализируется степень адаптации каждого воспитанника.

Читать еще:

Новые материалы:

Формирование навыка говорения (из опыта работы по коммуникативной методике) :: Культурологические аспекты преподавания иностранного языка (английский язык) :: Проблемы жанра и литературного направления в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" :: Урок-исследование на тему: "Мифологический герой в произведениях Н.В. Гоголя и М.А. Булгакова" :: Создание условий для развития творческих способностей учащихся через внеклассную работу по предмету и внеурочное время :: Салют-7, 2017 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Подписаться на новые статьи:

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru