Лекция на тему «Интегрированное обучение: задачи, проблемы и перспективы» : Социальная педагогика

Лекция на тему «Интегрированное обучение: задачи, проблемы и перспективы» : Социальная педагогика

Не так давно встретилась мне коротенькая заметка о великой детской мудрости и столь же великой любви. Автор её, лектор Лео Бускаглия, рассказывал о соревновании, которое ему выпало судить. Целью соревнования было найти самого любящего и заботливого ребёнка. Победителем стал 4-летний мальчик, чей сосед, престарелый мужчина, недавно потерял свою жену. Когда мальчик увидел, что старик плачет, он пришёл к нему во двор, забрался к нему на колени и просто сидел там. Когда мама потом спросила его, что он сказал дяденьке, мальчик ответил: “Ничего. Я просто помогал ему плакать”.

Ребёнок заметил горе взрослого. А все ли взрослые способны понять глубину отчаяния детей, волею судьбы закованных в одиночество, мир, ограниченный стенами комнат, детей, страдающих от невозможности получить полноценное общение. Ведь даже монитор компьютера - это только окошко в мир. Так, может, мы, умные взрослые, учителя, родители, откроем мир для них и их для себя? Пойдём сложной дорогой интеграции? Приложение 1

Бесспорно, интеграция в образовании, о которой мы говорим много в последнее время, притягательна уже потому, что инвалиды и другие дети, имеющие ограниченные возможности здоровья, интеллекта, сенсорной сферы, не изолированы, участвуют во всех видах и формах социальной жизни вместе и наравне с остальными.

Интеграция “проблемных” детей в школы — это вполне закономерный этап развития системы специального образования в любой стране мира, в том числе и в нашей. Можно назвать его социальным заказом общества и государства, достигшего определенного уровня экономического, культурного, правового развития.

Но достигла ли наша страна этого уровня? В какой-то мере, да. Мы отошли от спартанцев, расстающихся без сожаления с больными и потому ненужными детьми. А вот всё остальное вызывает много вопросов.

Что у нас есть сейчас? Особые социокультурные условия, отличающиеся от западноевропейских.

Если Европа подошла к интеграции в условиях уже установивщихся, юридически закрепленных норм демократии и экономического подъема, то Россия — в ситуации становления демократических норм и глубокого экономического кризиса. Обсуждение проблем специального обучения и интеграции ведется на Западе в рамках жестких законодательных положений; в России же такого рода обсуждения не имеют законодательной базы.

На Западе существуют богатые традиции благотворительности, финансовые льготы. В России настоящее время благотворительность — очень слабое  общественное движение, не подкреплённое финансовым законодательством. Часто ли вы их видите у себя спонсоров, филантропов, знаете их адреса?

В странах Запада в общественном сознании глубоко укоренилась идея равенства прав людей, независимо от состояния их здоровья и уровня развития. В России надолго закрепилось осторожное, если не сказать больше - опасливое отношение к детям с психофизическими отклонениями, к инвалидам.

И самое главное, на мой взгляд, отличие, между самими лозунгами, под которыми проводится интеграция в Европе и у нас. Лозунг европейцев: “Уважайте неизбежные различия между людьми, их право быть не такими, как все”. Российский лозунг: “Защитим право аномального ребенка быть таким, как все”. Вдумайтесь, насколько мы разные в своём представлении о самом процессе интеграции!

Однако, при всей сложности положения, развивать интеграцию сейчас необходимо. Ведь в нашей практике существуют комплексные программы ранней (с первых месяцев жизни) психолого-педагогической коррекции, позволяющей вывести многих “проблемных” детей на такой уровень развития, который дает им возможность влиться в нормальную общеобразовательную среду.

Конечно, понятно, что интеграция особых детей в школы не снимет проблемы их коррекционной поддержки, без нее неординарные ученики вряд ли смогут учиться наравне со своими обычными одноклассниками, реализуя свое право на образование. Ситуация нестандартная, поэтому такому ребенку будет нужна служба психологической поддержки. Потребуется обязательное специальное психолого-педагогическое сопровождение в школе и создание коррекционного блока, дополняющего и тесно связанного с общеобразовательным. Пока таких программ ещё нет.

И ещё один вопрос, который, я думаю, волнует всех. Не получится ли так, что эта интеграция (на самом деле прогрессивное начинание) станет тотальной – то есть обязательной для всех “проблемных” детей?

Опыт говорит, что не для всех интегрированное обучение является предпочтительнее специального, оно может быть полезно лишь той части особых детей, уровень развития которых в целом соответствует или близок возрасту. Необходимо кому-то определять полезную меру и формы введения особого ребенка в коллектив сверстников. Следовательно, для того, чтобы “не навредить”, специалистам надо выработать научно обоснованные дифференцированные показания, чтобы определить формы интегрированного обучения и рекомендовать их родителям.

Безусловно, решение принимают сами родители - это их право. И здесь мы можем столкнуться с проблемой: а если родитель рискнул и настаивает на интегрированном обучении ребенка, которому специалисты данной формы обучения не рекомендуют? Здесь есть, возможно, такой выход: в этом случае оплатить такое обучение родители должны сами. При этом специалисты будут продолжать регулярно отслеживать результативность обучения, меру продвижения ребенка в развитии, продолжать диалог с семьей и в случае неуспеха продолжать защищать интересы ребенка.

Конечно, не видеть преимуществ в интегрированном образовании может либо ретроград, либо мизантроп. Благодаря интеграции часть “неординарных” детей, посещая ближайшую школу, сможет не разлучаться с семьей на длительное время, как это бывает, когда ребенок учится в специальной школе-интернате. Родители получат возможность воспитывать своего ребенка в соответствии с собственными жизненными установками, влияя на него адом дома и характером взаимоотношений в семье.

И всё-таки мне кажется, что интегрированное обучение само по себе, без специальной коррекционной поддержки, не может рассматриваться как гарантированное решение всех проблем ребенка. Подлинная интеграция не противопоставляет, а сближает две образовательные системы.

И, как всегда, в центре интеграции - учитель, который должен быть подготовлен к появлению особого ребенка: иметь не только интерес и желание учить его, но и владеть методами и приемами работы с ним.

А ещё учитель не должен испытывать страха перед интеграцией и оценкой своего труда.

Особый ребенок вполне может успешно закончить школу, поступить в институт и получить профессию, но дается ему это гораздо труднее, чем обычному ребенку. Когда мы в 5 классе начинаем работать с ним, мы не можем знать, удастся ли развить его до такой степени, чтобы к концу 11 класса он стал таким, как все. Наше дело – дать ребенку шанс, сделать то, что от нас зависит. Ребенок ходит в школу, т. е. живет в коллективе, обществе, это ценно само по себе.

При этом учитель должен быть защищен, его оценка как специалиста не должна зависеть от того, как особый ребенок сдал экзамен. Ведь с его помощью ребёнок сможет сдать самый главный экзамен - на право реализовать себя в жизни. А это главное. И тогда, возможно, никогда не появятся строки, такие неумелые, но искренние, наполненные болью от непонимания.

Кто такие дети-инвалиды?
Дети-инвалиды, Ангелы земли
Сколько незаслуженной обиды
На себе они перенесли.
Сколько раз они лицом в подушку,
Чтоб не плакать на глазах у всех,
Говорили ночи, как подружке:
“Разве то, что есть мы, — это Грех?”
Сколько раз их матери украдкой
Увозили в сторону детей,
Чтоб не слышать шёпот этот гадкий
Злых, недобрых, немощных людей
Немощны они не телом бренным...
Немощны душой своей холодной.
Не помочь пытались детям бедным,
Прочь всегда их гнали взглядом злобным,
Не грустите, матери, не надо,
Ваши дети-ангелы - не зло,
Богом нам они даны в награду,
Чтобы в мир нести любовь, тепло.
Ну, а тех, кто нас не понимает
Пусть простит Господь за волю их
Пусть, они услышат как рыдают,
Мамы у кроваток чад больных
Но не все на свете равнодушны,
Больше тех, кто хочет нам помочь,
Открывая душу нам радушно,
Горе помогают превозмочь.
Пусть Господь рукой своей нетленной
Осенит крестом весь мир людской,
Чтоб на всей Земле, во всей Вселенной
Мир всегда царил, царил покой,
Чтоб ни войн и не землетрясений,
Ни цунами страшных НИКОГДА,
Сбереги Господь от потрясений
Всех людей ОТНЫНЕ НАВСЕГДА

Презентация.

  1. Материалы сайта http://neinvalid.ru/deti-invalidy-govoryat-o-lyubvi/
  2. Материалы сайта http://inclusion.vzaimodeystvie.ru/inclusion/
  3. Материалы сайта http://old.school.msk.ort.ru/integration/index.php?p=teor_iovrzpip
  4. Материалы сайта http://minieasel.ru/integrirovannoe-i-inklyuzivnoe-obuchenie/
  5. Материалы сайта http://www.stihi.ru/2013/03/01/9617
Читать еще:


Новые материалы:

Литературно-музыкальная композиция "С любовью к природе" :: Разработка урока по математике для 1-х классов по программе Л.Г. Петерсон по теме "Закрепление знаний о составе числа 10" :: Логопедическое занятие во 2-м классе по теме "Дифференциация звуков [б]–[б'], [п]–[п'] в словах и предложениях" :: Интегрированный урок математики в 1-м классе по теме "Применение вычитания для сравнения двух чисел" :: Изучение регионального содержания параллельно с федеральным компонентом на уроках природоведения :: Миссис Хайд ( Madame Hyde ), 2017 :: Шкафы-купе / MOON TRADE / Шкаф-купе Байкал Рамир 3 двери 180х240 Модель 754 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD