Социальный проект по созданию и поддержке замещающих семей «Путь домой» : Социальная педагогика

Не вызывает сомнения, что наилучшая среда для воспитания ребенка - семья, если она не является крайне дисфункциональной. Проанализировав ряд сравнительных исследований о развитии ребенка в условиях детского дома и профессиональной замещающей семьи, ряд учёных пришел к заключению о практически полной согласованности своих выводов с опытом воспитателей: в замещающих семьях развитие детей по всем направлениям происходит значительно успешнее, чем в сиротских учреждениях. В нашей стране медленно, но все же формируется новый профессиональный статус: замещающий профессиональный родитель. Это требует определения круга его профессиональной компетентности.

Стихийно же созданные, несопровождаемые профессиональные замещающие семьи либо перестают существовать в качестве замещающих, либо в этих семьях приемные дети живут в ситуации эмоционального отторжения, что противоречит целям замещения. Но на всех этапах формирования семьи с приемным ребенком актуализируется потребность в помощи специалистов. При этом сами приемные родители и члены их семей являются полноправными участниками команды сопровождения. Поэтому помощь специалистов должна быть направлена на поддержание целостности семейной системы, обучение способам принятия общих решений, снижение уровня эмоционального напряжения у всех членов семьи.

Несмотря на многочисленные трудности, развитие института профессиональной замещающей семьи в настоящее время является наиболее приемлемым решением проблемы интеграции детей-сирот в общество. Цель профессиональной замещающей семьи - помочь ребенку успешно социализироваться; научить его выполнению положительных социальных ролей, дать модель для формирования положительной идентичности. Воспитание ребенка, лишенного родительской заботы и получившего негативный жизненный опыт, является профессионально значимым трудом, который необходимо всемерно поддерживать, в том числе и экономически. Семья является важнейшим условием нормального развития, она дает ребенку модели надежного и стабильного мира с возможностью постоянной привязанности.

История разработки и создания проекта возвращает в 2008 год, когда на базе Центра помощи семьи и детям под руководством Чебатковой И.В., заведующей психолого-педагогического отделения начал действовать клуб для приёмных родителей. Цель деятельности клуба – повышение уровня социально-психологической и педагогической компетенции замещающих родителей, оказание им эмоциональной поддержки. В целях реализации статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 28 сентября 2012г. №386 был утверждён порядок и программа “Школы приёмных родителей” для подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью детей, оставшихся без попечения родителей, в целях психолого-педагогической и правовой подготовки приёмных родителей. Курс обучения включает в себя 14 занятий с общим объёмом в 62 часа. Занятия проводятся с кандидатами в замещающие родители 2 раза в неделю. По завершении подготовки лицам, желающим принять на воспитание в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей, выдаётся свидетельство о прохождении подготовки. Так за период с октября 2012 года по 1.04.2014г. на базе Центра проведено 5 курсов обучения, с общим охватом числа обученных в 49 человек. Всем кандидатам выданы свидетельства. Данное направление реализуется в рамках деятельности нашего учреждения. В ходе реализации мероприятий Школы приёмных родителей достигнуты следующие результаты:

Увеличение в районе числа приёмных семей, соответственно и увеличение в них приёмных детей:

  • 2011г – 62/127,
  • 2012г.-64/128,
  • 2013г.- 71/158.

Увеличение в районе опекаемых семей с детьми:

  • 2011г – 89/124,
  • 2012г. – 97/132,
  • 2013г.-103/133.

Увеличение семей с усыновлёнными детьми:

  • 2011г- 1/1,
  • 2012г.-1/1,
  • 2013г-5/9.

Обучение в Школе приёмных родителей, комплексное психологическое сопровождение, поддержка как “до” так и “после” создания замещающих семей с привлечением специалистов различных сфер деятельности: здравоохранения, образования, социальной защиты населения было описано и оформлено в социальный проект “Путь домой”, который представлялся Чебатковой И.В. в мае 2013 года на региональном конкурсе в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения Кемеровской области “Лучший по профессии”, где получил наибольшее количество баллов и положительные отзывы членов жюри. В октябре 2013 года администрацией учреждения было принято решение об участии данного проекта в федеральном конкурсе инновационных социальных проектов по развитию социальных услуг детям и семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации. Была проделана очень большая работа по подготовке к участию Центра в данном конкурсе. Собран и оформлен заявочный пакет документов: информационная карта и описание проекта, бюджет и финансово-экономическое обоснование, нотариально заверенные копии учредительных документов, копии отчётов о финансовых результатах деятельности МКУ “СРЦдН” за последний год, сведения об основных мероприятиях заявителя за предшествующий год, в том числе реализованных за счёт привлечённых благотворительных средств; письмо Главы района К. А. Соловьёва о поддержке данного проекта, письма соисполнителей проекта за подписью главного врача МУЗ ТЦРБ Кошкина С.Н., начальника управления образования Абразумовой О.В., начальника управления социальной защиты населения Саватейкиной О. Н.

529 заявок из 79 субъектов РФ подлежало рассмотрению в отборочном туре конкурса, из них было рассмотрено 295 из 56 субъектов. Остальные отклонены по причине не соответствия условиям оформления пакета документов. Хотелось бы отметить, что из Кемеровской области заявлялись 6 учреждений из городов Кемерово, Калтана, Анжеро-Судженска и пгт. Тяжинского.

В результате правлением Фонда поддержки детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации г. Москвы, 13 декабря 2013 года был утверждён рейтинговый перечень инновационных проектов для финансовой поддержки Фондом в 1,5 млн. рублей. В перечень было включено всего 87 проектов, получивших наиболее высокую оценку (не менее 85 баллов, из Кемеровской области таких проектов - 2). Сумма рейтинговых оценок представленных проектов составила от 35 до 99 баллов, оценка проекта “Путь домой” - 90 баллов.

В период с января по апрель 2014 года Центр непосредственно сотрудничал с кураторами Проекта от Департамента поддержки социальных проектов и Департамента управления финансами и имуществом. Центром непосредственно предоставлялись проекты плана реализации мероприятий, финансово-экономического обоснования, бюджета, после чего данные документы были утверждены и завизированы в автоматизированной подсистеме для хранения и доступа к электронному архиву программ и проектов Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Реализация проекта началась с 1.04.2014г. на базе социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних и продолжится до 30.09.2015года. Территория реализации проекта - Тяжинский муниципальный район.

Был подписан договор руководителем проекта Карабановой О.В. с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации о выделении денежных средств.

Предоставлен первый транш (50% от выделенных денежных средств 750 тыс.руб). 2-ая (40% - 600 тыс.руб.) и 3 часть (10% -150 тыс.руб.) финансирования будет предоставлена после предоставления в Фонд отчётной документации по финансовой и практической деятельности Проекта в указанные сроки договора.

Создана рабочая группа учреждения и утверждён координационный совет при администрации района. Проведён районный семинар по теме “Презентация социального проекта по созданию и поддержке замещающих семей “Путь домой” (фото 1). Проведены конкурсные процедуры и заключены договора на поставку заказов. Так, в учреждении появилось оборудование сенсорной комнаты, комплект компьютерного оборудования, многофункциональное устройство для выпуска газеты Центра типографским способом, цифровая видеокамера, программное обеспечение: методика “Психологическая автоматизированная экспертная система, методика “Диагностика межличностных о отношений”, “16 когнетивных методик”, дающие возможность выявления межличностных взаимоотношений, акцентуализации характеров и психофизиологического обследования личности (фото 2-5).

фото 1

3.jpg (57802 bytes)

фото 2, 3

фото 4

фото 5

С целью повышения квалификации исполнителей Проекта, волонтёров, родителей по вопросам профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства детей и по заключённому договору с Кузбасским региональным институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования со 2.09. по 10.09.2014г. на базе района проведены курсы по обучению 30-ти специалистов нашего Центра, органа опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, социальных педагогов образовательных учреждений по дополнительной профессиональной программе “Теория и практика правоприменительной деятельности по охране прав и законных интересов несовершеннолетних” (фото 6, 7); 4 специалиста стали участниками курсов повышения квалификации на базе КРИПКиПРО в г. Кемерово по теме “Теория и практика социально-психолого-педагогической деятельности”; проведён практический семинар - практикум с охватом в 30 человек (замещающие родители, психологи, специалисты МКУ “СРЦдН”, органа опеки и попечительства, ОУ, детского дома по теме “Депривационные нарушения в развитии ребёнка из замещающей семьи и проблемы компенсации” с выдачей свидетельств ООО “Консалдинговый центр “25 кадр”” поскольку для достижения устойчивых положительных результатов в работе с замещающими семьями специалисты структур должны владеть современными и эффективными методами социально-психологического воздействия на клиентов.

фото 6

фото 7

Проходит активное информирование населения о возможностях создания приёмных семей. Разработано и выпущено типографским способом 15 вариантов буклетов, 2 памятки для родителей, 3 брошюры - 1735 экземпляров данных материалов распространены на территориях сел района, области и в рамках Всероссийской выставки-форума (фото 8). Бесплатно выпущено 9 информационных статей по запуску и реализации социального проекта “Путь домой” в газетах “Призыв”, “Мариинский курьер”, “Кузбасс” (фото 9). Оформлено 12 пресс-релизов в учреждении, 12 на официальном сайте района. Вся информация по проекту предложена на сайте МКУ “СРЦдН” - http://crcdn-tiajin.ucoz.ru/, открыта и действует страница “Путь домой”. Специалистами учреждения проведено 6 выступлений на родительских собраниях.

фото 8

С целью отбора и психологической диагностики кандидатов в приёмные родители, изучения внутрисемейной ситуации, выделения специфических проблем кандидата, требующих внимания специалистов; получения объективной информации об окружении кандидата, а так же подготовки психологического заключения в рамках проекта используется адаптированная и разработанная специалистами Центра программа “Психодиагностика будущих приёмных родителей”. За отчётный период в отборе и оценке приняли участие 42 обратившихся кандидатов в приёмные родители (фото 10). Используются адаптированные методики: тест Люшера, опросник родительского отношения (ОРО), методика PARI, характерологический опросник Леонгарда, а так же специализированное программно-методическое обеспечение, приобретённое за счёт средств Гранта ДМО, ПАЭС, АРМ. Девять кандидатов собственных детей не имеют. По результатам психодиагностики все кандидаты имеют положительные заключения, но к экзаменам были допущены 35 человек.

фото 10

Гендерный потрет кандидатов в замещающие родители: женщин- 34 чел., мужчин – 8 чел. По возрастной категории: до 30 лет – 4 чел., 30-40 лет – 10 чел., 40-50 лет - 17 чел., 50-60 лет – 11 чел.

С целью повышения уровня правовой, социально-психологической и педагогической компетентности замещающих родителей, их обучения способам позитивного общения и взаимодействия с приёмными детьми проведено 3 курса обучения в Школе приёмных родителей. Обучено 37 кандидатов, из них 34 получили свидетельства. 42 кандидата прошли психологическую диагностику на предмет создания семей. Курс обучения состоял из 14 занятий. Занятия проводились по апробированной программе “Подготовка лиц, желающих принять в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей”, используя имеющийся опыт эффективных технологий и методик “Поуровневого психологического сопровождения замещающей семьи”, “Семейного коучинга”, “Семейный патронаж” (фото 11).

фото 11

Утверждена и реализуется комплексная программа сетевого взаимодействия в профилактике социального сиротства и поддержке замещающих семей. Это дало новый импульс в работе по профилактике социального сиротства. Помочь семье на раннем этапе неблагополучия, задействовать потенциал семьи в решении её проблем стало возможным благодаря комплексной работе включённых специалистов групп основных партнёров. Как правило, семья, оказавшаяся в трудной жизненной ситуации, нуждается в комплексной реабилитации, включающей в себя психологическую, медицинскую, социальную, юридическую, педагогическую и иную помощь, содействие в преодолении жизненных проблем. Специалисты служб собираются для встречи с семьями, для проведения беседы и содействия в решении поставленных задач.

Сокращение числа детей воспитывающихся вне семьи, создание и развитие приёмных семей, увеличение числа успешных, способных к самостоятельному проживанию детей, снижение социального сиротства в районе проходило через: создание приёмных семей и этап “гостевой” семьи. Посещение семьи ребенком в выходные дни, проживание в потенциальной замещающей семье во время школьных каникул является естественным и обязательным этапом в процессе подготовки ребенка и кандидатов к передаче детей в семью. Такие события позволяют в неформальной обстановке познакомиться и привыкнуть друг к другу, а так же окончательно определиться с решением о создании замещающей семьи и выборе данного ребенка. В данный момент 24 семьи являются “гостевыми”.

За счёт средств гранта в августе 2014г. установлено оборудование для сенсорной комнаты: трапеция с гранулами, пуфик-кресло “Груша” с гранулами, детское панно “кривое зеркало”, панно “Бесконечность”, безопасная пузырьковая колонна, профессиональный источник света к зеркальному шару “Зебра”, зеркальный шар с приводом вращения, звукоактивированный проектор со светоэффектом “Русская пирамида”, комплект “Сенсорный уголок”, безопасный оптиковолоконный пучок торцевого свечения “Светлячок”, набор рыбок для пузырьковой колонны. От полученной экономии по статьям бюджета проекта и по разрешению Фонда после всех проведённых процедур на официальном сайте в ноябре было поставлено дополнительное оборудование в сенсорную комнату: диван “Комфорт”, сенсорный крокодил (диван), мягкая мебель для релаксации “Малютка”, тактильная панель “Акустическая”, двусторонняя ширма, стол для песочной анимации, банкетка, дидактический коврик, настенное панно, сенсорная дорожка, сухой бассейн, горка прямоугольная для бассейна, стол-мозаика (фото 12, 13). Работа проводилась с группой детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (35 человек) по действующей программе “Коррекция эмоционально-волевой сферы ребёнка” а так же проводилась коррекционная работа с 14 замещающими семьями.

фото 12

фото 13

Работа за ходом адаптации и проживания детей в приёмных семьях, предупреждение негативных моментов в их поведении и взаимоотношениях с замещающими родителями специалистами межведомственного взаимодействия осуществляется в рамках выездных дней в сёла района. Проведение коррекционно - развивающей работы специалистами Проекта с приёмными детьми на базе комнаты психологической разгрузки. За отчётный период проведено 13 выездных дней в сёла района. Неоднократно посещено 35 семей, в которых проживает 84 приёмных ребёнка.

С целью повышения роли и значимости замещающей семьи в обществе, распространения положительного опыта семейных отношений, повышения социального статуса замещающей семьи, улучшения внутрисемейных отношений, поддержки таких семей проводились совместные досуговые мероприятия с вручением подарков и сувениров участникам праздников. Так, в отчётный период организованы и проведены: экскурсионные поездки:в музей-заповедник “Томская писаница”; в г. Кемерово- областной краеведческий музей, областной музей изобразительных искусств, музей-заповедник “Красная горка”; г. Мариинск: в краеведческий музей, музей “Береста Сибири”, дом – музей В.А. Чивилихина. Проведены районные соревнования среди замещающих семей: “От семейных побед к спортивным рекордам”, “Осенний марафон”, “Спортивная семья”; прошёл районный конкурс “Творческая семья (фото 14-17). Все мероприятия способствовали укреплению психического и физического здоровья детей, формированию активной жизненной позиции здорового стиля жизни. Охват целевых групп, участвующих в досуговых мероприятиях: приёмные родители – 86 человек, созданные замещающие семьи – 26, приёмные дети - 264 человека, специалисты -30 человек. Обратная связь с целевыми группами Проекта осуществлялась через мнения, пожелания, зафиксированные в книге отзывов.

фото 14

фото 15

фото 16

фото 17

С целью обобщения опыта работы по реализации проекта и с разрешения Фонда, за счёт полученной экономии и перераспределения денежных средств разработан и типографским способом выпущен сборник “Новые методы и технологии работы с замещающей семьёй” общим тиражом в 100 шт. Сборник распространён среди представителей служб-соисполнителей Проекта, замещающих семей района, а также распространение планируется в марте 2015г. в рамках проведения 3-х дневного семинара - практикума с участием представителей данных служб области.

С 17.09.2014г. по 19.09.2014г. в рамках проекта Чебаткова И.В. стала участницей V Всероссийской выставки-форума “Вместе - ради детей” в г.Уфа. Участию в данном мероприятии предшествовала большая подготовительная работа: разработка и выпуск информационного материала, подготовка выступлений, презентаций, видеофильма о реализации проекта “Путь домой” (фото 18). Ежегодное мероприятие проводит Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В 62 субъектах Российской Федерации реализуются многочисленные программы фонда. Так, в 2014 году в 38 регионах РФ Фонд поддержал 72 региональные программы и 199 проектов на общую сумму 680 млн рублей. Выставки-форумы, которые проходили в прошлые годы в Казани, Астрахани, Тюмени и Ульяновске, являются кульминацией работы Фонда с российскими регионами. Именно на выставочных площадках форумов демонстрируется все то, что было достигнуто в исполнении общих программ. Более 500 участников собрались на уфимский форум, чтобы не только показать итоги своей совместной работы с Фондом в данном направлении, но и освоить новый опыт, инновационные технологии. Основные гости мероприятия — профессионалы, работающие в сфере защиты детства. Программа выставки-форума “Вместе — ради детей!” включала в себя работу интерактивных выставочных площадок, тренинги, круглые столы.

фото 18

13.11.2014г. ответственное лицо за реализацию проекта Чебаткова Инна Викторовна, психолог дневного отделения (по профилактике безнадзорности несовершеннолетних) стала участницей регионального Форума по Всероссийскому проекту “России важен каждый ребёнок”, проводимого на базе Тяжинского муниципального района, где представляла опыт работы по проекту, итоги деятельности за 9 месяцев и методический материал данного направления.

11.12.2014г. наше учреждение радушно встречала участников межведомственного семинара: представителей сфер образования, здравоохранения, социальной защиты населения, общественности района, которые являются соисполнителями социального проекта “Путь домой”. Семинар открыла заместитель главы района по социальным вопросам О.В. Коновалова, остановившись на актуальности реализуемого проекта и важности предупреждения социального сиротства в целом. С докладом об итогах реализации мероприятий в 2014 году и эффективных используемых технологиях в работе по созданию и поддержке замещающих семей выступила психолог Центра Чебаткова И.В.. Ведущая семинара О.В. Карабанова познакомила всех присутствующих с планированием в рамках проекта на 2015год. Вопрос об организации деятельности по возврату детей в кровные семьи осветила Шарычева Н.И., директор детского дома “Ласточкино гнёздышко”. В программу встречи вошла и презентация комнаты психологической разгрузки, оборудование которой так же было приобретено за счёт средств гранта (фото 19, 20). Всем участникам представилась возможность высказать своё мнение о необходимости такой комнаты в работе с детьми специализированного учреждения, познакомиться с приобретённым оборудованием и программным обеспечением психологического изучения личности. В завершении воспитанники социально-реабилитационного центра, исполнив музыкальные номера, подарили хорошее настроение и новогодние сувениры, выполненные своими руками. А участники межведомственного семинара за круглым столом и чашечкой чая обсудили текущие вопросы по проекту и планируемым мероприятиям в 2015 году.

фото 19

фото 20

Это половина реализации проекта, но уже видны статистические результаты. Из 37 обученных кандидатов 11 человек уже создали замещающую семью и два кандидата усыновили детей. Так на 31.12.2014 года в районе насчитывается 91 приёмная семья, в которых воспитывается 218 детей и 92 опекаемых семьи, в которых 125 детей. Если сравнивать данные на начало реализации проекта, то в районе проживало – 76 приёмных семей с меньшим количеством детей - 159 и 103 опекаемые семьи, в которых воспитывалось 132 ребёнка).

Из детского дома в этом году 28 детей передано в приёмные семьи Тяжинского района, 7 детей под опеку (выехали за пределы района), усыновлено 24 ребёнка. Снижается и количество возвратов детей из приёмных семей. Так в 2014 году таких случаев - 7, когда в прошлом году таких фактов было 12.

Таким образом, помогая ребенку, семье, и членам общества установить гармоничные отношения, специалисты совместными усилиями решают проблему адаптации ребенка. Комплексная профессиональная работа с семьями опекунов и усыновителей как “до”, так и “после” помещения ребенка в семью, является ключевой для развития ребенка, а, следовательно, при адаптации ребенка и семьи – это необходимое условие для сохранения семьи, предотвращения возвратов детей в детский дом и для гарантированной безопасности ребенка в приёмной семье.

Читать еще:


Новые материалы:

Урок-путешествие с использованием ИКТ "Путешествие по Африке" :: Проект туристско-краеведческого похода "Тоболиада–2010" :: Особенности работы учителя-предметника в С(к)К VIII вида :: Внеклассное мероприятие по географии с региональным компонентом "Город на Двине" :: Экскурсионно-краеведческая работа в школе :: Трансформация ( Rupture ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Корпусная мебель/Полки и Стеллажи/Стеллажи/Стеллажи деревянные / Сильва / Стеллаж комбинированный Артек НМ 014.54 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD