Влияние социокультурных практик на становление психологической и социальной зрелости учащихся : Социальная педагогика

Психологические исследования показывают, что успешность изучения  иностранного языка определяется не нормированием нагрузки, а, именно психологическими факторами. Перегрузка нервной системы возникает не тогда, когда у ребёнка много заданий, а когда отсутствует внутренняя мотивация данной деятельности.

В настоящее время владение иностранным языком является не только неотъемлемым качеством культурного, образованного человека, но и необходимым компонентом его психологического здоровья. Выводы психологов, исследующих интеллектуальные способности человека, впечатляют: изучение иностранного языка сравнивают с работой тренажёра, положительно влияющего не только на остроту слуха, зрения, памяти, но и развитие интеллекта в целом. Причём, здесь нет слов «рано» или «поздно», в любом возрасте положительное воздействие – гарантировано.

Такой подход, позволил нам усилить роль социокультурной деятельности учащихся на основе социокультурных практик.

Основными формами практик являются:

- исследовательская деятельность учащихся, как инструмент  повышения качества образования и самообразования;

- участие в конференциях (как средство самовыражения и общения);

- социально-значимые проекты (как средство привлечения к единым социокультурным ценностям).

Главная цель социокультурных практик – развитие внутренней мотивации каждого учащегося, ведущей к само созиданию своей личности и, как результат, уверенному самоопределению в будущем. Важно, что все перечисленные практики основаны на кросскультурном аспекте – пересечении областей страноведения и краеведения.

Приведём несколько примеров из практики. Ежегодное участие во Всероссийском фестивале исследовательских и творческих работ учащихся, организатор ИД «Первое сентября», г. Москва, позволил собрать на базе объединения небольшую библиотеку из печатных сборников и дисков со статьями учащихся. Прошлый год не был исключением, опубликовано пять статей в разделах искусствоведение, лингвистика, краеведение.
Особое внимание привлекает статья Екатерины Зверевой «История улицы Шелковичной» и эта история имеет «французский след». Речь идёт о французе Антоне Вердье, возглавившим в Саратове шелкоткацкое производство в XVII веке. Шелковичная, как раз расположена на месте плантации тутовых деревьев.

«Я – оптимист», - сказала Катя, и не буду писать о неудавшейся попытке производства шёлка в Саратове или описывать «Шелковичную без шёлка», я найду подтверждение того, что история названия этой улицы – одна из интереснейших страниц истории моего родного города. И … нашла  сообщение о важном событии в культурной жизни Саратова. Вот уже 17 лет подряд в декабре в школе № 77 отмечается праздник улицы Шелковичной, на котором саратовцам, чья судьба связана с этой улицей, присваивают звание Почётного жителя Шелковичной.

Как видно, французский язык является инструментом, помогающим приоткрыть занавес к культурному наследию страны, образу и стилю жизни её жителей.

Так случилось и в этом учебном году. 12 октября мы побывали с ребятами на VI Международной научно-практической конференции «Культурное наследие Саратова и Саратовской области», организатор Институт искусств СГУ им. Н.Г. Чернышевского. Сам факт участия в конференции в качестве соавторов научной статьи «История французов в Саратове: точки соприкосновения», является для ребят важным личностным результатом: приобретение нового опыта, повышение уровня самостоятельности и самоактуализации.

Рассказывая в статье о пленных французах 1812 г., распределённых в Саратовскую губернию и оставивших яркий след в истории нашего края, например: Жан Капе – гувернёр М. Ю. Лермонтова. Имение Тарханы, где проживала семья Лермонтовых, в то время входило в состав Саратовской губернии; Жан-Батист Николя Савен – беспримерный долгожитель и популярный учитель французского языка в Саратове и др., ребята делали глубокие выводы, подтверждающие зрелость своей гражданской позиции.

Например, «…жизнь этого удивительного человека – «французского героя» заставляет задуматься о том, что неважно где ты родился и какой ты национальности, важно то, что ты сделал там, где прожил свою жизнь, какой след оставил потомкам».
«Символично, что именно судьба французов, достойно проживших в нашем городе определённый жизненный период, позволяет осмыслить и понять то, что жители России и Франции только на карте, разъединены на государства, где говорят на разных языках, а в действительности, все мы едины».

Целью социально-значимого проекта «Вырасти свою розу» было объединение трёх поколений Саратовских франкофонов: детей, родителей, бабушек и дедушек общей деятельностью, связанной с изучением фр.яз. Идея о заботе, доброте и милосердии заимствована у Маленького Принца Антуана де Сент-Экзюпери. Нужно было вырастить «свой цветок» в процессе совместной трудовой деятельности с взрослыми из семян однолетнего растения «Цинния», которые каждый учащийся получил в ходе выпускного вечера.

В результате участия в проекте ребята не только вырастили свой цветок, научились ухаживать за растениями и вести дневник наблюдений, но и обрели личностно-значимый смысл в словах Лиса: «Мы навсегда в ответе за всех, кого приручили».
Начиная с малого, привычка ребят заботиться о комнатных или садовых растениях, домашних питомцах, позднее обязательно перерастёт в потребность заботиться о тех, кто с ними рядом. А свершившиеся маленькие открытия, благодаря проведённым исследованиям, от которых светло и радостно на душе, позволят ребятам не только ощутить свои возможности, поверить в себя, но и позитивно относиться к жизни сегодня и в будущем.

Читать еще:


Новые материалы:

Урок географии "Быть или не быть Катунской ГЭС?" :: Использование метода проектов на уроках географии :: Европейский Север. Факторы формирования и особенности природы района :: Занятие географического кружка "Вокруг света" по теме "Край речной, озерный" :: Особо охраняемые природные территории Амурской области :: Мертвец ( Dead Man ), 1995 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Комоды/Мебель для спальни/Шкафы, тумбы и комоды/Комоды / Компасс / Комод Компасс ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD