Развитие быстроты и скоростно-силовых способностей у школьников 8–10 лет : Спорт в школе и здоровье детей

Развитие быстроты и скоростно-силовых способностей у школьников 8–10 лет : Спорт в школе и здоровье детей

Известно, что спринтерский бег является важнейшим видом легкой атлетики, и имеет как самостоятельное значение, так и предопределяет успешное выполнение большинства других упражнений.

Приобщение детей к беговым дисциплинам и помощь им в овладении техникой бега поможет выявить наиболее одаренных из них, заинтересовать их занятиями бегом и развить их талант в ДЮСШ.

Массовое обучение основам техники бега можно осуществлять в условиях школьного урока физической культуры. На уроках физической культуры дети овладевают правильными навыками ходьбы, бега, прыжков, метаний и т.д. Формирование этих навыков тесно связано с развитием у них быстроты движений, силы, гибкости, ловкости и выносливости.

Среди многочисленных средств физического воспитания легкоатлетические упражнения занимают одно из ведущих мест. Естественность, доступность легкоатлетических упражнений, относительная простота выполнения позволяют широко применять их в физическом воспитании школьников [2, 8]. Организация занятий в школе, на открытом воздухе или площадке в любое время года способствует оздоровлению и закаливанию растущего организма школьников. Особое место среди средств легкой атлетики занимают прыжковые упражнения. Прыжки воспитывают смелость и находчивость, чувство равновесия, то есть способствуют комплексному развитию двигательных качеств человека. Развитие двигательных качеств человека представляет собой одну из центральных проблем физического воспитания [1, 7].

Прыгучесть является одним из важнейших показателей общей физической подготовки школьников. Также в настоящее время большое внимание уделяется совершенствованию развития быстроты, так как особенность быстро выполнять движения одно из важнейших качеств легкоатлета. Наиболее благоприятный возраст для развития быстроты 8-10 лет [5, 9].

Исследования показывают, что наиболее благоприятным возрастом для воспитания быстроты является период 8-13 лет [3, 6]. Инструкцией возрастной физиологии Академии педагогических наук Российской Федерации рекомендована определенная схема периодизации [11]. Возраст от 7 до 12 лет именуется порой "второе детство" или младший школьный возраст. В этом возрасте меняются строение и деятельность организма. В начале этого возрастного периода девочки обнаруживают более низкие резервные возможности, чем мальчики. Как же совершается деятельность мышц у детей и чем она отличается от взрослых? У детей в 8 лет, все эти качества еще недостаточно развиты. Они развиваются с возрастом. Ориентировка в пространстве происходит под контролем зрения, вестибулярного аппарата и особенно благодаря сигналам, поступающим в мозг по нервам от мускулатуры. Эти функции совершенствуются и к 13-14 годам достигают уровня взрослых. В этом периоде дети характеризуются высокой возбудимостью нервных центров и мышц, а также малой экономичностью вегетативных функций. Они очень подвижны, но не выносят длительных и однообразных нагрузок. Бурные темпы развития быстроты у подростков объясняются пластичность, подвижностью нервных процессов [6, 10].

В настоящее время большое внимание уделяется вопросу эффективности отбора детей для занятий спортом и, в частности, легкой атлетикой. В многочисленной специальной литературе [4, 5] представлены материалы исследований развития скоростно-силовых способностей у школьников разного возраста, определены периоды наиболее интенсивного и замедленного роста показателей.

Говоря о физическом развитии детей, необходимо отметить то, что дети одного календарного возраста имеют в основном сходный уровень функционального развития. Однако в индивидуальном развитии имеют место отклонения от общих закономерностей.

Результат прыжка в длину с места у девочек в 3 классе (9 лет) в сентябре равен 147±5 см, а в мае - 160±5см; у мальчиков 155,5±4,5 см и 170±5 см. Уровень прыжка в длину с места у мальчиков и девочек 9 лет отличается от уровня восьмилетних школьников. Прирост результатов в начале третьего класса по сравнению с этим же периодом второго класса составляет 8 см, соответственно в конце учебного года - 19 см. У мальчиков тот же показатель составил 8 и 21 см, что говорит о необходимости постоянных занятий физкультурой и спортом для повышения своих спортивных результатов. В течение же всего третьего класса (9лет) у девочек прирост результатов составил 13 см, у мальчиков 14,5 см.

У школьников 10 лет результат прыжка в длину с места в сентябре и мае составил: у девочек - 168±5 см и 172±5 см, прирост результата составил 4 см.; у мальчиков - 171,5±5 см и 179±5 см, прирост равен 8 см.

Рис.1. Прирост показателей в прыжках у мальчиков и девочек 8-10 лет.

Видно (рис.1), что максимальный прирост результатов, как у мальчиков, так и у девочек произошел в 9 лет (3 класс), а также, что развитие скоростно-силовых качеств у девочек происходит более плавно.

Таким образом, было выявлено, что наибольший прирост результатов происходил в течение учебного года, т.е. во время занятий спортом на уроках физической культуры, а не во время летних каникул (май-сентябрь), что говорит о существенном и положительном влиянии физической культуры на уровень и темпы прироста в развитии скоростно-силовых качеств у школьников. Это отражается как на различных этапах возрастного развития, так и внутри каждого из них.

Уровень прироста быстроты в беге на 30 м от начала до конца учебного года во втором классе составил у девочек 4,8 %, а у мальчиков - 5,13 %. Уровень прироста быстроты в третьем классе составил у девочек 5,22 %, у мальчиков - 5,31 %. У десятилетних (4 класс) школьников быстрота выросла у девочек на 2,98 %, у мальчиков на 5,51 %. Абсолютный прирост уровня быстроты в беге на 30 м от 8 до 10 лет у девочек составил 13 %, а у мальчиков равен 15,95 %.

В то же время прирост результатов в течение летних каникул (май-сентябрь) происходил не всегда. У мальчиков между вторым и третьим классами результат в беге на 30 м уменьшился на 1,7 %, а у девочек увеличился на 3,3 %. Во время летних каникул между третьим и четвертым классами тот же показатель у мальчиков уменьшился на 1,9 %, а у девочек увеличился на 0,7 %.

Динамика результатов в прыжках в длину с места у школьников 8-10 лет с сентября по май у девочек 8 лет (2 класс) составила 2,22 %, а у мальчиков - 1,01 %. Уровень прироста у девочек и мальчиков 9 лет (3 класс) равен 8,47 % и 8,91 %, а уровень прироста в 10 лет (4 класс) составил у девочек 2,35 %, у мальчиков 4,57%. Абсолютный прирост от 8 до 10 лет у мальчиков составил 14,49 %, а у девочек - 13,04 %.

Если сравнивать темпы прироста результатов в беге на 30 м и прыжках в длину с места, то видно, что развитие быстроты из года в год (8-10 лет) идет более плавно и равномерно, тогда как развитие скоростно-силовых качеств наиболее бурно происходит в третьем классе (с 9 до 10 лет). Во втором и четвертом классах темпы прироста скоростно-силовых качеств заметно снижаются.

Наблюдения, проведённые в рамках учебного процесса, позволили сделать следующие выводы:

  1. Установлено, что развитие быстроты и скоростно-силовых способностей у школьников происходит неодинаково и неравномерно на протяжении изучаемого нами периода (от 8 до 10 лет).
  2. Наиболее интенсивное развитие быстроты и скоростно-силовых способностей наблюдается в период от 9 до 10 лет и менее интенсивно в промежуточные возрастные периоды от 8 до 9 лет и от 10 до 11 лет.
  3. Развитие быстроты из года в год (8-10 лет) идет более плавно и равномерно, тогда как развитие скоростно-силовых способностей наиболее бурно происходит в третьем классе (9-10 лет).

Для оценки и контроля исследуемых качеств у школьников 8-10 лет целесообразно систематически использовать контрольные тесты в виде прыжков в длину с места, а также бега на 30 м с высокого старта.

Литература

  1. Абрамов Е.В. Физическая подготовка детей старшего школьного возраста на основе учета оздоровительной эффективности нагрузок: Автореф. дис… канд. пед. наук. – Малаховка: МГАФК, 1999. – 22 с.
  2. Аврутин Ю.А. Особенности учебно-тренировочной работы по легкой атлетике с детьми 1-4 класса в условиях общеобразовательной школы: Автореф. дис… канд. пед. наук. - Минск, 1999. – 24 с.
  3. Алабин В.Г. Развитие физических качеств в общеобразовательной школе // Физкультура и спорт. - 1986.- № 3.- С.15-16.
  4. Аркадьева В.А. Основные направления дифференцирования физической подготовки школьников на основе конституциональной идентификации: Автореф. дис… канд. пед. наук. – Волгоград, 2000. - 24 с.
  5. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. – М.: Теория и практика физической культуры, 2000. – 275 с.
  6. Бахрах И.И. Влияние индивидуальных темпов развития на проявление двигательных качеств юных спортсменов / И.И.Бахрах, Е.А.Фомина // Сб. тр. - М.: Физкультура и спорт, 1974. - Вып. 1. - С.6-8.
  7. Бахрах И.И. Физическое развитие школьников 6-17 лет в связи с индивидуальными темпами роста и формирования организма. - Смоленск: СГИФК, 1975. - 39 с.
  8. Бурханов А.Н. Влияние спорта на организм школьников // Теория и практика физической культуры. - 1995. - №4. - С. 12-14.
  9. Василенко О. Обучение бегу по программе 1-3 классов // Физическая культура в школе.- 2000.- №4.- С.21-24.
  10. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1970. - 263 с.
  11. Дорохов Р.Н. Физическое развитие детей и подростков, исследование и оценка / Р.Н.Дорохов, И.И.Бахрах // Детская спортивная медицина. - М.: Медицина, 1990. - С. 144-147.
Читать еще:


Новые материалы:

Сценарий вечера на тему "Цветы — любимые друзья человека" :: "Прощание с 1-м классом" :: Конспект открытого урока по математике во 2-м классе по теме "Понятие "задача". Части задачи и ее признаки" :: Методическая разработка внеклассного занятия "По лесным тропинкам" :: Классный час: "Путешествие в Страну Знаний" :: Джунгли ( Jungle ), 2017 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list24.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list24.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list24.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Мотылёк ( Midnight Sun ), 2018 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Разработка урока "Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления". Математика, 1-й класс. Первые шаги

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С. Пушкина. 10-й класс

Урок литературы в 10-м классе интересен формой организации учебной деятельности: от заполнения сводной таблицы, отражающей причины, сущность изменения взглядов поэта по теме и наглядно демонстрирующей удивительное единство формы и содержания пушкинской лирики, до перевода информации из таблицы в опорную схему и создания нового речевого продукта – устного монологического ответа. Каждый этап работы сопровождается презентацией.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD