Туристский поход "Осенние тропы" : Спорт в школе и здоровье детей

Цель похода:

  • Популяризация туризма и активного отдыха учащихся.

Задачи похода:

  • Проверка специальных туристских умений и навыков;
  • Обучение учащихся особенностям организации и проведения туристских мероприятий, а также подвижных и спортивных игр на свежем воздухе.

Паспорт туристского похода

(Основные сведения о походе)

Название: “Осенние тропы” активный отдых на свежем воздухе в местности “Мольта”.

Участники: обучающиеся с 1-го по 9-й классы МОУ “Мольтинская основная общеобразовательная школа имени Богданова Г.Н.”, разделены на 5 разновозрастных команд.

Период деятельности: 19 сентября 2012 г.

Количество участников: 72 человека.

Вид туризма: пеший (7 км).

Продолжительность похода: однодневный (10 часов).

Руководитель: Биртанова Аюна Дабацыреновна – учитель физической культуры.

Место проведения: МО “Каха-Онгойское” Осинского района.

Наши координаты:

104о восточной долготы.
53о северной широты.
669230 с. Мольта, ул. Молодежная, 2.
Осинский район Иркутская область.

Введение

“День, прожитый ребенком на природе”
среди рощ и полей”, стоит многих
проведенных им недель на учебной скамье”.

К.Д.Ушинский

Туризм является одним из важных способов гармоничного развития личности, ведения здорового образа жизни, а также одним из наиболее массовых и доступных видов физического совершенствования.
В нашей школе есть и свои традиции по организации активного общения детей с природой. Одна из них – проведение Дня здоровья. Когда был проведен опрос среди учащихся нашей школы о мероприятиях проводимых в школе, отношению к ним, самым запоминающимся был назван День здоровья “Осенние тропы”. Этот день открывает спортивный сезон в учебном году, который проводится во вторую субботу сентября в местности “Мольта, расположенного в четырех километрах от школы. Относительно происхождения названия существует несколько версий. По более распространенной, название произошло от слова “Мойhотой”, что в переводе означает черемуховая или черемушная. К слову сказать, не зря местный поэт назвал долину черемуховым раем.
Такое мероприятие помогает пробудить мотивацию у детей заниматься туризмом, развивать образное и пространственное мышление через различные виды деятельности, привать учащимся любовь к природе и спорту, сплотить коллективы учеников, учителей и родителей.
Общее руководство проведением Дня здоровья осуществляют заместитель директора по воспитательной работе и учитель физической культуры. В его организацию вовлекается весь педагогический коллектив, а также родители. Классные руководители за несколько дней до проведения Дня здоровья инструктируют детей по правилам безопасности в лесу, бережному отношению к природе, готовят их для участия в конкурсах. 9 класс заготавливает сухие дрова и костровые принадлежности для разжигания общего костра. Каждый участник для подготовки получает Памятку участника (Приложение 1). В связи с тем, что поход является однодневным, комплекты личного и группового снаряжения собираются в минимальном количестве.

Общая физико-географическая характеристика района похода

Описание подготовили:
Кириллова Наташа Кириллова Кристина

Кахинская долина начинается с левого склона Березового хребта, являющегося мировым водоразделом между Леной и Ангарой. Протяженность долины составляет примерно 70 км, занимаемая территория равна 160 кв.км. В долине есть деревня Хокта, по территории которой проходит 104о восточной долготы, широта же равна примерно 53о к северу.
С географической точки зрения долина находится на стыке двух природных зон: тайги и луговой. Языки леса опускаются по склонам и хребтам гор до самой речки, протекающей по ее дну. Горы Кембрийского происхождения имеют высоту от 600 до 1000 м. Они защищают долину от ветров, температуры зимняя и летняя всегда выше, чем в соседней Осинской долине.
Климат характеризуется резко выраженной континентальностью. Суточная амплитуда температур доходит до 25о. Летняя максимальная температура доходила до 40о в 2000 г, зимняя – до 52оС в 1969 г. Данные взяты из дневников наблюдений учащихся географического кружка.
Территория относится к зоне умеренного увлажнения. Среднегодовое количество осадков составляет 350-450 мм в жидком виде, причем преобладающее их количество приходится на летне-осенний период, с августа по сентябрь.
По совокупности метеорологических процессов, характерных для различных сезонов года в районе четко выделяются: зима (ноябрь-март), весна (апрель-май), лето (июнь-август), осень (сентябрь-октябрь).
Зима продолжается от 4,5 до 5 месяцев. Средняя температура воздуха в январе составляет 21 и 31оС. Продолжительность солнечного сияния с ноября по январь не превышает 4-5 часов.
Лето начинается в первой половине июня и продолжается до конца августа. Самый теплый месяц года – июль со средней температурой +16-18оС. летом преобладает ясная погода, которая отличается неустойчивостью. Дождливая погода продолжается недолго, 1-3 дня.
Основная водная артерия исследуемого района – река Каха, впадающая в Осу. Она берет свое начало в восточных отрогах Березового хребта. Общая длина реки около 100 км, глубина реки в межень 1,2-2м. Долина реки довольно широкая с низкими затопляемыми берегами, русло извилистое с многочисленными меандрами до села Мольта. Дальше русло реки было искусственно выпрямлено вплоть до впадения в реку Оса. Река Каха принадлежит к рекам с ярко выраженным весенним половодьем, в течение которого осуществляется основная доля годового стока. В остальное время река маловодна.
Питание реки смешанное с преобладанием снегового. Впадает в реку около десяти притоков.
Зона отдыха расположена в лесолуговой зоне, на большей части территории преобладают серые лесные почвы со значительным содержанием глины. Рядом протекает речка “Мольтинка” и родник “Хара уhан” (“Черная вода”).
Под лесами сформировались серые лесные и мерзлотно-таежные кислые почвы.
Естественная растительность занимает большую часть территории. Она представлена лесом, естественными кормовыми угодьями (луга, пастбища и болото).

Растительный мир

Описание подготовил Шодонов Влад

Участие в туристских походах способствует развитию не только таких качеств как личная инициатива, взаимная выручка, настойчивость, сила воли, дисциплинированность, пребывание на свежем воздухе, укрепление здоровья, но и связь с живой природой. Мы увидели, как меняется природа– деревья, растения. В нашей местности, где мы ежегодно отдыхаем, растут следующие растения:

  1. Мох — кукушкин лён. Многолетнее растение, с невысокими до 30 см коричневато — зелёными стеблями, с густыми узкими зелёными стеблями. Корней нет, вместо них имеются нитевидные выросты — ризоиды.
  2. Щавель конский. Часто встречается на лугах по берегам водоёмов, в посёлках, по обочинам дорог. Цветёт в июне-июле. Растение лекарственное.
  3. Паслён сладко-горький. Растёт по оврагам сырым лесам, зарослям кустарников, берегам водоемов. Стебель у основания древеснеющий, а вверху травянистый, лазающий. Цветет в июне-июле.
  4. Осока цветки обоеполые, обычно с околоцветником из щетинок или волосков, редко без околоцветника; мешочек не образуется. Околоцветник из волосков, сильно удлиняющихся после цветения и образующих пушистую головку.
  5. Подорожник большой — одно из самых обычных растений, встречающихся на пустырях, по обочинам дорог, на полях в оврагах. Цветет в июне-сентябре.
  6. Луговик дернистый или щучка – обычное растение влажных и сыроватых лугов, болот, лесов. Цветет в июне-июле. Растение кормовое.
  7. Иван-чай узколистый — обычное растение лесов, вырубок, гарей, осушенных торфянников. Цветет в июне-августе. Растение медоносное, пищевое.

Естественная древесная растительность представлена березой, осиной, ивой, хвойными деревьями (сосной и лиственницей). Кустарниковая растительность представлена шиповником, кислицей, черной смородиной, черемухой и боярышником, которая растет, вдоль речки “Мольтинка”
Растут грибы и ягоды, и местность “Мольта” является богатой для ягодников и грибников.

Животный мир

Описание подготовил Батудаев Александр

В реке Каха обитают пескари, окуни, щуки.
В результате исследования экологической группы учащимися нашей школы под руководством Биртановой Лилии Ильиничны за период с 2009-2011г. были обнаружены около 30 видов животных. Среди них самым многочисленным был класс птиц – 9 видов. Наибольшее количество особей: воробей полевой, сорока, цапля серая, кряква обыкновенная, ворона. Это говорит о том, что условия очень благоприятны для них.
Менее распространенными являются следующие птицы: кукушка, огарь, ласточка береговая, пустельга. Огарь и пустельга занесены в Красную Книгу округа и области.
Из земноводных и пресмыкающихся встречаются ящерицы (ввиду отсутствия определителя не смогли распознать вид ящерицы), уж обыкновенный и лягушки озерные.

Большим разнообразием отличаю класс насекомых, определили только 8 видов:

  • стрекозы – Большое коромысло, Стрелка, Красотка.
  • Бабочки – Голубянка, Дриада, Лимонница, Капустная белянка.
  • Муравьи
  • Кузнечики – Кузнечик Певчий.
  • Виды мух, ос, пчел, слепней и другие.

Из млекопитающих обитаются ондатры обыкновенные, лисы, косули, зайцы. На водопой к роднику приходят крупный рогатый скот, лошади и овцы.
Видовое разнообразие невелико, и это связано, на наш взгляд, с погодными условиями, кормовой базой, антропогенным воздействием и близостью автотрассы “Оса-Каха”.

Программа:

9.00 – Сбор у школы учащихся с классными руководителями. Слова-напутствия, повторение правил, инструктаж ТБ. Выдача маршрутных листов для каждой команды. Распределение туристского снаряжения. Ознакомление с картой местности.
9.15 – выход на маршрут, применение спортивного ориентирования;
11.00 – прибытие на место соревнования;
11.15-11.30 – завтрак;
11.30 – конкурс биваков;
12.00 – полоса препятствий; школа туризма (постановка палатки, раскладка разных видов костров, туристские узлы);
14.00 – обед;
14.30 – отгадывание туристских кроссвордов;
15.00 – игра “Русская лапта”;
16.00– уборка и сдача территории;
16.30 – подведение итогов соревнований;
16.30-16.45 – полдник;
17.00 – организованное отбытие команд с поляны;
19.00 – прибытие домой.

Название команд:

1 команда – “Костер”,
2 команда – “Лидер”,
3 команда – “Дружба”
4 команда – “Сигнал”
5 команда – “Солнышко”

Соревнования начинаются с первых шагов похода.

Соревнование по спортивному ориентированию. С каждой группы по 2 человека ведут команды от места выхода до ориентира, указанного на карте, другие – от ориентира до места стоянки. Здесь жюри оценивает навыки обращения с компасом, знание топографических знаков и умение читать карту. (Приложение 2)

Следующий конкурс биваков. Что же такое бивак? Это, прежде всего место для отдыха, укрытие от непогоды. Сюда входит площадка для установки палатки, проведения игр, место для костра, просушки одежды и обуви, место для приема пищи.
Этот конкурс оценивается на протяжении всего пребывания на соревнованиях. Учитывается чистота и порядок на территории, наличие ямы для мусора, уборка территории по окончании соревнований.
По сигналу каждая команда двигается по своему маршруту.

Полоса препятствий состоит из переправы по веревке, где каждый участник должен перебраться на другую сторону оврага. Маршрут продолжается по топкой местности, где оборудованы “кочки”, преодолев болото команды, двигаются выше по склону к пещере. Возле пещеры следующий конкурс– “Ловкий повар”. Задача: за максимально короткий срок очистить картошку. В конкурсе принимают участие три человека из каждой команды. Команды двигаются с горы вниз, при спуске последним этапом в полосе препятствия оборудован медицинский пункт “Первая помощь”, нужно перенести пострадавшего и оказать ему первую помощь. У каждой команды индивидуальные задания (Приложение 3).
Жюри оценивает время прохождения дистанции, качество выполнения заданий.

Школа туризма. 4 человека от каждой команды показывают умение в постановке палатки. Оценивается качество и быстрота.

Раскладка туристских костров два мальчика из каждой команды. Мальчики должны показать различные виды костров и рассказать, как можно применить их в зависимости от типа похода и погодных условий.
“Шалаш” – удобен для приготовления пищи и освещения лагерной площадки. Можно использовать валежник и хворост. Недостаток этого вида костра – узкая зона нагрева, мало углей, быстро сгорает, нуждается в постоянном подкладывании.
Для приготовления пищи на большую группу удобнее костер “колодец” из толстых поленьев, положенных крест-накрест. Он дает много углей и хорош как для приготовления пищи, так и для обогрева и сушки одежды.
“Таежный” – сооружают из больших бревен (2-3 м) – длинный костер. Удобен для зимних походов для обогрева и сушки вещей.
“Звездный” – из-за своего узкого, жаркого медленного пламени является костром для освещения.
Для обогрева и особенно зимних ночевок, незаменим костер “нодья”. На него идут сухие толстые из ели или сосны, распиленные двух-четырех метровые бревна. Два бревна укладывают параллельно друг другу, с большим зазором между ними. Зазор заполняют сухими мелкими дровами и поджигают. Затем сверху укладывают третье бревно. “Нодья” горит жарким пламенем и, если бревна достаточно толстые ее хватает на всю ночь.
“Камин” – удобен для разведения в ветреную погоду. Используется для ночлега одного-двух человек. (Приложение 4)
Рубить живые деревья для костра категорически запрещается. На дрова, оборудование костра, колышки для палаток, настилы употребляют только сухостой. Нельзя разжигать костры вблизи деревьев, на торфяных болотах и т.д. Перед разжиганием костра необходимо окопать кострище и обложить его камнями особенно это важно в местности с сухой травой. Нельзя при разжигании костра использовать легковоспламеняющиеся и эфирные соединения. После окончания использования костер нужно тщательно потушить, залить водой и присыпать землей.

Конкурс “Туристские узлы” один участник с команды.

Чтобы отработать технику вязания узлов проводится практическая работа в классах. Для этого заготавливаются капроновые веревки диаметром 5-10 мм. Знания и умения использовать туристские узлы, нужны при передвижении по маршруту и преодолении препятствий в туристском походе, при страховке, при наведении переправ, организации подъема и спуска по крутому склону, при постановке палатки и т.д.

Туристские узлы бывают двух видов:

  • узлы для связывания двух веревок: “ткацкий”, прямой (морской), брамшкотовый;
  • 2.узлы для петель и обвязки (применяются для привязывания к неподвижному предмету-дереву, скале и обвязывания туриста при организации страховки): “восьмерка”, “штык”, “марка” (Приложение 5)

14.00 – обед (меню Приложение 6).
После обеда тренировка ума – туристический кроссворд (Приложение 7).
Жюри подводит и объявляет итоги после каждого конкурса.
Игра “Русская лапта”.
16.00 – уборка и сдача территории;
16.30 – сигнал на общее построение школы и объявление итогов дня. По итогам дня победители награждаются грамотами и сладкими призами;
16.30-16.45 – полдник;
17.00 – организованное отбытие команд с поляны;
19.00 – прибытие домой (фото отчет Приложение 8).

Закончился еще один День здоровья, который отличается своей оригинальностью, любознательностью, в познании окружающей природы, человеческих отношений, зрелищностью и весельем. Набравшись позитива, дети идут с новыми силами за знаниями.

Читать еще:


Новые материалы:

Конспект занятия по предпрофильной подготовке :: Культура, как ценностная ориентация личности :: Самооценка младшего школьника :: Реализация коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога во внеурочной деятельности. "Сердце добротой наполним" :: Здоровый ребенок – в здоровой семье :: Аритмия (), 2017 :: Дом и дача/Текстиль/Пледы и покрывала/Текстиль/Пледы и Покрывала/Наборы / Karna / Покрывало с наволочками полутораспальное 502/CHAR ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Приемы самообезболивания родов - Хелси и Смарт

Приемы самообезболивания родов

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD