Эстетическая гимнастика : Спорт в школе и здоровье детей

Пояснительная записка (Приложение 1)

Здоровье – главная ценность жизни.  Без него нет преуспевающего, активного и жизнерадостного человека. Здоровый ребенок с удовольствием и радостью включается во все виды деятельности, предлагаемые школой. Он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами, учится продуктивно и с удовольствием.

Стандарты  второго  поколения    предусматривают  создание условий  здоровьесбережения. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом  программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

В этих целях  актуальным является  формирование  культуры здоровья и безопасного образа жизни. Для реализации задач физкультурно-оздоровительного направления в нашей школе  разработана  и реализуется программа «ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА».

Эстетическая гимнастика – новое направление гимнастики. Это  очень молодой вид спорта, который за короткий промежуток времени уже отстоял свое право на существование.  В нашей школе программа по эстетической гимнастике переработана под классно-урочную систему.

В современном виде эстетическая гимнастика это – набор спортивных элементов, объединенных в хореографическую композицию, похожую на танец. Этот вид музыкально-ритмического воспитания  включает гармонические, ритмические и динамические элементы, выполняемые с естественной грацией и силой.

Гимнастические упражнения эстетической гимнастики – очень действенное средство развития физических качеств, воспитания решительности и смелости. Различные движения и положения тела улучшают ориентировку в пространстве,  оказывают специфическое воздействие на внутренние органы, повышая их функциональную устойчивость. Упражнения очень многообразны по форме, по степени сложности, по характеру воздействия на организм. Они оказывают значительную нагрузку на опорно-двигательный аппарат,  приводят к существенному развитию мускулатуры.

Эстетическая гимнастика пользуется популярностью в мире, поскольку является командным видом спорта – все движения выполняются синхронно, плавно и естественно. В результате тренировок оттачивается исполнение каждого элемента, достигается абсолютное единение с музыкой.

Каждая программа – маленький спектакль, соединяющий в себе спорт, пластику, грацию, современную хореографию, командный дух и экспрессию.

Эстетическая гимнастика – вид спорта, основанный на стилизованных, естественных движениях всего тела. Существует непрерывный поток от одного движения к другому, как если бы каждое новое движение происходило от предыдущего. Все движения выполняются  плавно, значительно изменяясь и в динамике и в скорости. Композиции содержат универсальные и разнообразные движения тела, как, например, тело волнами и качели, прыжки и подскоки, спиральные повороты и танцевальные шаги. Для этого необходимы гибкость, скорость, сила, координация и способность двигаться без усилий. Допускаются и приветствуются различные варианты поддержек и взаимодействий гимнасток.  Гимнастика эстетическая не зря получила такое название. В ней действительно чувствуется настоящая эстетика и изящество!

Слово ЭСТЕТИКА – означает «наука о красоте». (см. презентацию – Дополнительное образование)

В данном случае речь идет о физической красоте:

  • Физическое развитие (антропометрические данные – вес, рост и их соотношение)
  • Физическая подготовка (скорость, сила, гибкость, выносливость, ловкость –  морфофункциональная система организма)
  • Культура поведения.

Цель программы – гармоничное физическое  развитие,  эстетическое и музыкально-ритмическое воспитание подрастающего поколения, формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, творческом использовании средств физической культуры  и организации здорового образа жизни.

Задачи: формирование знаний о современных формах физкультурной деятельности;  формирование навыков и умений  в коллективном выполнении гимнастических упражнений под музыкальное сопровождение;  профилактика  и укрепление здоровья, коррекция телосложения, формирование правильной осанки; расширение функциональных возможностей организм, повышение его адаптивных свойств за счет  направленного развития основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации движений, гибкости.

Опираясь на базовую модель, наша школа выбрала – оптимизационную  модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения). Внеурочная деятельность является обязательной для образовательного учреждения. Продолжительность занятий внеурочной деятельности и их количество в неделю определяется приказом общеобразовательного учреждения.

«Эстетическая гимнастика» проводиться,  как в классах возрастной нормы, так и в классах компенсирующего обучения 35 часов  в год, 1 часа в неделю. Группы сформированы по желанию детей  от 15 до25 человек. Составлен план-график проведения занятий и расписание уроков.

Для занятий  оборудован   спортивный зал «Эстетической гимнастики» с необходимым спортивным инвентарем: гимнастические палки, ленты, мячи, обручи, маты, стенки, скамейки, зеркала.

При организации внеурочной деятельности учитывалось  научно-методическое обеспечение, материально-техническое  обеспечение, информационное –обеспечение.

Рабочая программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений по физической культуре начальных классов, с учетом федерального компонента государственного образовательного стандарта  начального образования.

Основная часть (Приложение 2)

Данная программа включает в себя: ритмическую гимнастику, хореографию, акробатику, элементы художественной гимнастики, музыкальные подвижные игры.

Основные блоки программы:

Содержание первого раздела «Основы знаний» соответствует основным направлениям развития познавательной активности человека. В разделе  представлен материал, способствующий расширению  знаний детей о современных формах физкультурной деятельности и  современных системах физического воспитания, что способствует формированию у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, творческом использовании средств физической культуры  и организации здорового образа жизни. Сообщение знаний предполагается  организовывать до, после, и в процессе  выполнения движения.

Раздел «Гимнастика» включает в себя: ритмическую гимнастику, хореографию, элементы художественной гимнастики, упражнения акробатики.

Специальные ритмические упражнений на согласование  движений с музыкой

  • Разновидности ходьбы с хлопками в ладоши и движениями рук.
  • Задания на отображение длительности звуков.
  • Задания на освоение ритма.
  • Задания на освоение темпа музыки.
  • Задания на  воспроизведение динамических оттенков музыки.

Ритмические упражнения танцевального характера.
Музыкально-ритмические игры

  • Игры для развития чувства ритма.
  • Игры на определение мелодии.
  • Игры на определение темпа.
  • Игры на определение динамических оттенков.

Упражнения ритмической гимнастики направлены на  воспитание  ритма движений, способствуют развитию музыкальности и пластичной выразительности. Выполняя физические упражнения под музыку, занимающиеся  воспроизводят ее ритм, темп   различными частями тела, применяя  различные по  длительности и амплитуде движения и сочетая их во времени и в пространстве.

Хореография – это тот фундамент, на котором  строится танцевальное воспитание.

Программный материал: позиции ног и рук; полуприседание и большое приседание; вытягивание ноги  в трех направлениях; вытягивание ноги, соединенное с полуприседанием по I, III и V позициям; маленький бросок ноги по I, III и V позициям в трех направлениях; полукруг ногой по полу вперед и назад,, по четвертям и по полукругу; плавное  приседание на  одной  ноге в  сторону; медленное поднимание ноги  на 45 в трех направлениях.
Путем целесообразно подобранных и постоянно повторяющихся тренировочных упражнений дети учатся  свободно и пластично управлять своими движениями.

Упражнения художественной гимнастики развивают координацию движений, быстроту, скоростные качества,  силу, увеличивают подвижность в суставах, формируют правильную осанку. Они делают занятия интересными, повышают эмоциональное состояние  занимающихся учеников, способствуют эстетическому воспитанию.

Танцевальные упражнения с предметами  разнообразны и интересны.

Танцевальные движения со скакалкой: махи скакалкой в лицевой плоскости,  махи в боковой плоскости, круги в лицевой плоскости, круги в боковой плоскости,  круги в горизонтальной плоскости, перевод скакалки назад и вперед, прыжки выпрямившись с междускоком, прыжки выпрямившись без промежуточных подскоков, прыжки с одной ноги на другую, накидывание скакалки петлей назад.

Танцевальные движения с обручем: повороты в лицевой, боковой и горизонтальной плоскостях с различными движениями туловища и ног; махи и круги обручем по дуге, по кругу, восьмеркой в различных плоскостях; вращения обруча в лицевой, боковой и горизонтальной плоскостях слегка согнутой в локтевом суставе рукой;   перекаты обруча по полу, по рукам, по туловищу, по ногам;   броски и ловля обруча одной или двумя руками в наклонной, горизонтальной и вертикальной плоскостях (с пружинистым движением ног); наклоны с обручем (вперед, назад, в стороны); выпады (вперед, назад, в стороны); приседания; прыжки: через обруч, в обруч, в качающийся обруч или вращая его, как скалку.

Танцевальные движения с мячом: выполняются броски, ловля, отбивы, перекаты, махи, круги, выкруты,  восьмерки.

Танцевальные движения с лентой: махи в боковой плоскости , махи в горизонтальной плоскости, змейки с лентой, спирали с лентой

Упражнения художественной гимнастики выполняют с большим желанием  и девочки и мальчики.  Предлагается игра: «делай как я».  Ставиться задача. Используется технология проблемного  обучения.

5-минутка с мячом – самая любимая игра детей. Упражнения, от самых простых и заканчивая самыми сложными,  выполняются на высоком эмоциональном фоне (подбрасывание и ловля мяча разными способами, на разную высоту, перекатывание мяча, ведение мяча). Ритм выполнения упражнений задает музыкальное сопровождение. Самым успешным  ученикам предлагается самостоятельно провести занятие и подобрать интересные упражнения к следующему уроку.

В конце каждого урока «ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ МАРАФОН».  Дети выполняют танцевальные комбинации: «Танец утят», «Детство», «Сюрприз», «Диско» . Музыкальные постановки используются на внеклассных мероприятиях. Эти танцевальные паузы стали хорошей традицией нашей школы.  Более сложные танцы – вальс, танго, рок-рол, марш – украшают внешкольные мероприятия и выпускные вечера. Являются хорошей базой для подготовки к  различным музыкальным конкурсам: «Президентские состязания», «Безопасное колесо», «Орленок».

Очень увлекает детей мир современных танцевальных направлений. Здесь сами ученики участвуют  в проведении урока. Обучают дуг друга новым движениям.

В классах компенсирующего обучения большая часть времени отводиться на развитие координационных способностей. Планируется больше подвижных игр, различные гимнастические полосы препятствий. Ученики этих классов очень любят прыжки через большую скакалку, современные танцы – тектоник. С трудом осваивают классические танцы и совсем не получается одновременное и синхронное выполнение упражнений.

Большое и важное место на уроке отводится элементам строевое подготовки. Это  помогает в организации занятий и увеличении плотности урока, формирует правильную осанку, воспитывает стандарт поведения, все танцевальные композиции построены на строевых командах: поворот, шеренга, колонна, перестроения, передвижение разными способами по спортивному залу
.
В заключительной части урока дети играют  в музыкальные  подвижные игры, для лучшего усвоения музыкальной грамоты. (Приложение 3)

В I классе согласно  программе школьники знакомятся с азами эстетической гимнастики. Дети разучивают самый простой комплекс ритмической гимнастики, состоящий из  упражнений, освоенных в детском саду. Учатся правильно выполнять основные положения рук и ног в хореографии. В игровой форме осваивают  упражнения с предметами: скакалкой, мячом, обручем, лентой. Разучивая музыкальные подвижные игры, знакомятся с понятиями «темп» и «ритм».

Во II классе акцент в содержании обучения смещается на освоение школьниками новых двигательных действий, применяемых в гимнастике: ритмические упражнений на согласование  движений с музыкой, упражнения хореографии, в художественной гимнастике добавляются более сложные упражнения. Особое внимание уделяется технике выполняемых  упражнений,  разучиваются не сложные комбинации эстетической гимнастики. Ученики, хорошо освоившие  акробатические элементы, выполняют кувырки и стойки  в комплексе индивидуально.

В III классе в программный материал вводится сложные гимнастические упражнения. При этом увеличивается объем физических упражнений повышенной координационной сложности из художественной гимнастики. При выполнении упражнений хореографии учитель предъявляет более высокие требования к качеству выполняемых упражнений. Более строгий контроль  осанки. При выполнении ритмической гимнастики особое внимание уделяется синхронному выполнению упражнений. При разучивании упражнений художественной и спортивной гимнастики  учитывается индивидуальное развитие ребенка.  Предлагается самостоятельное выполнение не сложных комбинаций эстетической гимнастики.

В IV классе, на завершающем этапе начального образования, содержание обучения усложняется. Это проявляется прежде всего в том, что школьники должны теперь осваивать не отдельные упражнения и движения, а элементы и фрагменты двигательной деятельности. Комплексы ритмической гимнастики включают сложные физические упражнения, выполняются синхронно. Время на занятия хореографией отводится больше, более строгие требования к технике выполняемых упражнений. Элементы художественной гимнастики выполняются с большой амплитудой. Ученикам предлагается самостоятельно составить танцевальный комплекс эстетической гимнастики.

Распределение программного материала в учебных часах по факультативным занятиям эстетической гимнастике.

Разделы программы

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Всего часов в неделю
1 Основы знаний В течение занятий В течение занятий В течение занятий В течение занятий  
2 Гимнастика:
  • Ритмическая гимнастика
  • Хореография
  • Художественная гимнастика
  • Акробатика (повторение в течение занятий)
6

1
2
3

4

1
2
1

7

1
3
3

5

1
2
2

22
3 Композиции эстетической гимнастики 2 2 2 2 8
4 Резерв 1 1 1 1 4
  Итого 9 7 10 8 34

Выводы

Используя разработанные здоровьесберегающие  педагогические технологии,  мы, учителя физической культуры, научим детей быть здоровыми. Учебный процесс будет проходить для ребенка и учителя  спокойно, радостно и комфортно. За короткое время можно достигнем высоких результатов в позитивном отношении учеников к здоровому образу жизни. Показатели физической подготовленности пойдут вверх.

От занятия к занятию дети, мальчики и девочки, становятся красивее. Они видят свое отражение в зеркале и начинают осознавать это. У них появляется уверенность в себе. Дети начинают понимать эстетику движений.

Физическая культура очень «ТОНКИЙ» предмет. Очень осторожно надо относиться к инновациям. Стоит один раз учителю ошибиться и у маленького человека появиться страх перед физическими упражнениями. Необходимо строго учитывать возраст,  развитие, подготовку. Чтобы ученику было КОМФОРТНО в мире движений, нельзя поспешно гнаться за результатами.

Занятия в парах подталкивают детей к более культурному  отношению  друг к другу. Дети более серьезно относятся к своему внешнему виду, стараются приходить на урок опрятными.

Если ребенку помочь выпрямить спину, чуть  приподнять носик, попросить улыбнуться в нем откроется природная красота. А красота – это гармония физического развития, физической подготовленности, согласованная работа всех внутренних органов, психологическое и социальное благополучие. У нового человека земли появляется желание творить.

Главная задача – открыть мир физической культуры и спорта, научить ребенка в нем счастливо и безопасно жить.

Читать еще:


Новые материалы:

Использование метода проекта на занятиях по английскому языку :: На почте :: Здоровьесберегающие технологии при обучении немецкому языку :: Личностно-ориентированный подход в обучении иностранному (английскому) языку :: Задания веселого Карлсона. Активизация изученного материала в упражнениях на уроке английского языка во 2-м классе :: Сафари ( Safari ), 2016 :: Компьютерная техника/Аксессуары/Аксессуары и запчасти для ноутбуков/Подставки и столы/Мебель/Столы/Письменные столы/Столы для дома / Merdes / Стол письменный СКМ-55 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет! - Хелси и Смарт

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD