Методические рекомендации к программе «Профилактика профессиональных заболеваний опорно-двигательного аппарата обучающихся» : Спорт в школе и здоровье детей

Данные методические рекомендации предназначены как для преподавателей, так и для обучающихся начального, студентов среднего и высшего профессионального образования: “Профилактика профессиональных заболеваний опорно-двигательного аппарата учащихся и студентов в профессиональном образовании”.

Может применяться как в частном индивидуальном порядке, так и в частнопредметном, и локальном преподавании физической культуры.

В качестве вспомогательного компонента предлагаются дневники “Познай и измени себя”. Они являются одним из методов воспитания НОВОГО мышления и НОВОГО стереотипа в подходе к своему здоровью, здоровому образу жизни и к физической культуре.

Методические рекомендации могут быть использованы в различных оздоровительных и учебных заведениях и применяемые в дополнительном и факультативном образовании, в вариативной части урока, внеклассных, и внеурочных занятиях по профилактике опорно – двигательного аппарата, профессиональных заболеваний, коррекции каких-либо физических недостатков, полученных в ходе жизнедеятельности детей и учащихся. А также реабилитации после каких-либо заболеваний в действенно - практической сфере или спортивной деятельности.

Данная идея и её методическое обоснование в воспитании НОВОГО мышления, НОВОГО отношения к своему здоровью, здоровому образу жизни, физической культуре и спорту, составлены преподавателем физического воспитания ГОУ СПО СК №30 Георгием Васильевичем Тропыниным на основе методических технологий МИОО и РГМУ:

Кафедры физического воспитания МИОО Н.И. Назаркина.

Кафедры функционального восстановления и физической реабилитации МИОО, с прохождением профессиональной практики и теории кинезитерапии С.М.Бубновского.

Кафедры реабилитации и спортивной медицины РГМУ. Б.А. Поляев.

Технология частнопредметного и локального преподавания физической культуры по дневникам “Познай и измени себя” (в как вспомогательный компонент). Г.В. Тропынин.

ВВЕДЕНИЕ

Существование многочисленных программ физического воспитания,

по которым работают учебные заведения Российской Федерации, только подразумевают здоровье, а вернее воспитание физически здорового подрастающего поколения. На самом же деле, на практике, получается совсем другое: на первое место ставятся развитие и совершенствование физических качеств и спортивная направленность (обучение различным видам спорта), на втором месте – спорт, на третьем ЗОЖ и на последнем – здоровье (физическое здоровье). Как мы, видим через спортивную направленность и спорт, общество должно было придти к ЗОЖ, а затем к здоровью отдельно взятого субъекта. Но данная схема не работает и отвечает старой схеме, старой системе государственной политике СССР, и его воспитательного процесса: “Спортивная направленность - Спорт - ЗОЖ - Здоровье”. Она не оправдала себя, и не оправдывает себя на данном этапе общественного развития. Здоровье общества, в особенности молодого поколения, катастрофически падает. О чём свидетельствуют данные Минздрава Российской Федерации. Современные технологии имеют возможность определять генетические предрасположенности организма человека к тем или иным заболеваниям, а это значит, что профилактика как способ предотвращений опасности заболеваний выходит на первое место.

В противоположность старой схеме предлагаю новую: “Здоровье – ЗОЖ – Спортивная направленность – Спорт” (спорт имеется в виду большой спорт, который используется, отдельными слоями общества для материального благополучия). Как видно из предлагаемой схемы, на первое место ставится ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ потому, что ЗДОРОВЬЮ надо обучать и воспитывать потребность к ЗОЖ. А уж потом идёт спортивная направленность в основной, средней и высшей школе, и на последнем месте спорт, да и то не всем. Отсюда можно понять, почему традиционное обучение (ТО) не способствует воспитанию у субъекта нового мышления и нового стереотипа по отношению к своему здоровью, а продолжает воспитывать инфантильное отношение к здоровью, к ЗОЖ да и к ФКиС. Оно не учитывает на деле индивидуальные особенности и мотивацию ученика. Это видно из практики, занятий физической культурой в школе: урок проходит с начала и до конца под авторитарным управлением и командами учителя, преподавателя и т.п.

Предлагаемые “Основы теоретических знаний”, на практике почти не применяются общей массой учащихся, считающих теорию не так важной в сравнении с практическим умением и владением спортивной направленностью.

Как видно из практики физической культуры, обучение спортивной направленности – это обучение различным видам спорта, а не обучение здоровью. Идёт воспитание волевым привычкам и силовым качествам, а не здоровью (эти качества необходимы, но их можно воспитывать на другом этапе).

С первого класса и включая высшее образование, идёт так называемый только лишь экстровертный педагогический процесс.

Надо отметить ещё одно отрицательное качество, старой схемы физического воспитания. Где спортивная направленность воспитывает не здоровье, а как один из способов развлечений физической культурой в школе и т.п., в процессе их жизнедеятельности.

Учитель, преподаватель, стараясь работать творчески, осуществляя новые подходы, для заинтересованности учащихся уроком физической культуры, проводит его развлекательно, и интересно, тем самым воспитывают в учениках, что физическая культура это не здоровье, а один из способов развлечений в его жизнедеятельности – физическая культура как мотивация к развлечению. Из этого получается, что преподаватель порой себя загоняет в “шутовскую” ситуацию или “массовика  затейника”. Забывая, что ученик не “сосуд”, который надо заполнить, а “факел”, который надо зажечь.

С воспитанием нового мышления и нового стереотипа в учащихся по отношению к своему здоровью, отпадает необходимость “принудительно”, авторитарно организовывать и проводить урок, занятия физической культуры. Как говорил Сократ: “Мудрец (учитель) никого не учат: они всего лишь люди, способные пробуждать в других стремление к истине”. Человек не может познать истину или научиться чему – либо, к чему он не готов физически, умственно и духовно.

В предлагаемой методике та же структура образовательной системы Российской Федерации: начальное, основное, среднее и высшее образование, но по содержанию они разные.

По моему убеждению, модернизация существующей системы образования заключается на основе демократизации и гуманизации педагогических отношений, на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования педагогического процесса.

МЕТОДИКА

(средства и среда методов деятельности).

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ

Основная мотивация:

- нравственно-волевая;

- вооружиться новой информацией, заполнив проблемы вооружённости;

- познавательный интерес в своих - физической, умственной и духовной сферах роста и развития (под ростом имеется в виду количественный фактор, под развитием – качественный фактор);

- упражнения профилактики будущих профессиональных заболеваний;

- коррекция каких–либо физических недостатков, полученных в ходе своей жизнедеятельности;

- лечебная реабилитация после каких–либо заболеваний, в своей жизнедеятельности.

Позиция преподавателя:

- деловой партнёр, старший товарищ;

- межличностные отношения- учитель – ученик:

1) гуманно-личностный подход;

2) не управлять, а соуправлять;

3) не принуждать, а убеждать;

4) не командовать, а организовывать;

5) не ограничивать, а предоставлять свободу выбора;

6) не от учебного предмета, а от учащегося к учебному предмету;

Позиция учащегося:

- свобода выбора;

- право на ошибку;

- возможности, которыми располагает он сам;

- совершенствовать, обогащать и находить самому свои лучшие качества личности.

НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

1. Методика оздоровительных, общеразвивающих, специально апробированных кинезитерапевтических, профилактических, коррекционных и лечебно-реабилитационных упражнений.

2. Игровые методики (оздоровительно – спортивные, познавательно – ролевые игры).

3. Педагогика сотрудничества, гуманно – личностный подход.

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

1. Методика самостоятельных занятий, оздоровительных упражнений, мероприятий и других физических упражнений.

2. Методика самопознания и воспитание СУМ, ДПС, НЭС.

3. Методика организаций и проведение соревнований.

4. Методика кинезитерапевтических, профилактических, коррекционных, оздоровительных и лечебно-реабилитационных упражнений.

ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

1. Методика индивидуальных занятий и дифференцированного подхода.

2. Методика кинезитерапевтических, профилактических, коррекционных, оздоровительных и лечебно – реабилитационных упражнений.

3. Методика самоконтроля, самоанализа физического, умственного и духовного развития, упражнений, их дозировка и интенсивность.

4. Методика организации и проведения игровых и спортивных мероприятий.

ТЕХНОЛОГИЯ КИНЕЗИТЕРАПИИ В ПРОФИЛАКТИКИ ОДА

Организм человека условно делят на три части: - верхний пояс (ПФК), туловище и нижний пояс (ПНК). Но вместе с тем, они взаимосвязаны и взаимовлияют друг на друга.

В основу предлагаемой технологии положено:

- концепция мышечной системы;

- концепция правильного дыхания;

- тренажёры;

- вспомогательные компоненты;

- диагностика;

- апробированные упражнения С.М.Бубновского и других практиков кинозитерапии.

КОНЦЕПЦИЯ МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

Это основа всех многообразий движений между звеньями скелета, перемещение тела в пространстве (П.Ф.Лесгафт, М.Ф.Иваницкий).

Так, П.З.Гудзя в своём исследовании мышц показал особенности и разницу между динамической и статической работы мышц.

По наблюдениям в многолетней практической работе лечебно – реабилитационные учреждения на практике доказали концепции мышечных систем. С использованием методики локального воздействий тренажёрами и их заменяющего инвентаря, на мышцу, мышцы или группу мышц, окружающих тот или иной сустав, в том числе и позвоночник. Если нагрузка соответствует норме адаптации ткани (клетки), т.е. способствует индукции компенсаторной реакции ткани, то такое воздействие на мышцы физиологично и оправдано. Но если нагрузка на мышцы превышает уровень адаптивно – компенсаторных возможностей ткани (клетки), развивается патологический процесс ткани (дегенерация), по выражению И.П.Павлова ““полом” структурного элемента”. В умеренных или при оптимальных нагрузках ткань (клетка) адаптируется к “полому”, осуществляя патологическую компенсацию – локализуясь, не нарушая всех функций органа. Таким образом, эволюционное развитие организма защищает человека, но оно имеет свой предел – переутомление, которое дальше переходит в стадиюразрушений – дистрофическо – дегенеративную фазу. Она опасна для здоровья, - начинается процесс разрушения ткани (клетки).

Предлагаемая методика основывается на вышеприведённых исследованиях. Известные концепции мышечной системы можно использовать не только в лечебно – реабилитационных целях, но и в коррекции каких – либо физических недостатков, полученных в ходе жизнедеятельности или спортивной деятельности, а также в профилактике профессиональных заболеваний учащихся различных учебных заведений.

ТРЕНАЖЁРЫ

Используемые программой профилактика, коррекция и лечебная реабилитация, характеризуются рядом конструктивных признаков и свойств, которые необходимо учитывать в процессе конкретной работы.

Тренажёры делятся:

- узколокального действия;

- локального действия;

- многофункционального действия;

- с искусственным отягощением;

- с естественным отягощением;

- императивные;

- со свободной геометрией.

Все перечисленные тренажёры используются в практической деятельности, в лечебно-профилактических центрах С.М.Бубновского.

КОНЦЕПЦИЯ ПРАВИЛЬНОГО ДЫХАНИЯ

В классическом дыхании существуют: “нижнее”, “среднее”, “верхнее”, а выполнение всего комплекса, называется “полным дыханием”.

ФОРСИРОВАННАЯ ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

Способствует регуляции и сочетанию такого явления, как функция внешнего дыхания. Концентрация на форсированном выдохе “Ха.....а” опускает болевой синдром на второе место. Он является основным условием от перенапряжения сосудов сердца и головного мозга. Своевременный выдох при правильном движении предотвращает опасность повышения и спазма сосудов.

Не рекомендуется повышать вес и дозировку в ущерб правильности движений и координирующего с ним форсированного дыхания.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ

Криотерапия, гидротермотерапия, форсированная дыхательная гимнастика, миорелаксационная дыхательная гимнастика, партерная суставная гимнастика, комплекс биодобавок. Всё это можно использовать в комплексном подходе, учитывая возраст, степень заболеваний или травмы, интенсивность нагрузки, дозировки нагрузки, время биоритмологического наилучшего момента. Вместе с тем, необходимо учитывать психогенные, социогенные и биогенные возможности человека.

МИОРЕЛАКСАЦИОННАЯ ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

Основывается на диафрагмальном дыхании, рациональном сочетании дыхания и движений. Выдох осуществляется при максимальном напряжении.

Выдох способствует релаксации большинства мышечных групп.

ПАРТЕРНАЯ СУСТАВНАЯ ГИМНАСТИКА

Это комплекс упражнений, направленных на расслабление, растягивание, координацию, тренировку вестибулярного аппарата и мышечной системы:

- упражнение для увеличения подвижности позвоночника;

- упражнение для формирования и закрепления навыка правильной осанки;

- упражнение для мышц шеи;

- упражнение для мышц рук и плечевого пояса (ПВК);

- упражнение для мышц туловища;

- упражнение для мышц нижних конечностей (ПНК);

- упражнение на равновесие и вестибулярного аппарата.

ДИАГНОСТИКА И ТЕСТИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СИЛЫ МЫШЦ

При диагностике определяется изменение длины мышц по отношению к антропометрическому соответствию длины мышечных волокон, даны человеку от природы. Изменение длины в сторону укорочения является одним из основных показателей нездоровья ОДА, даже при отсутствии болей. Это один из принципов предлагаемой методики, который гласит, что антропометрическая длина мышцы должна сохраняться на протяжении всей жизни человека. Во-вторых, надо учесть немаловажное генетическое значение тонуса мышц, который может быть минимальным при суперподвижности суставов. Это значит, что гипермобильность суставов при низкой мышечной константе – гипертрофия, которая может выражаться наличием острого болевого синдрома, например, диагностика сохранения антропометрической длины мышц. В жизни это наблюдается в виде ухудшения подвижности поясницы и невозможности достать пальцы ног пальцами рук, не сгибая ноги в коленных суставах. В подобных случаях могут приводиться различные причины. Поэтому, при обследовании предлагается проверить все параметры состояния миофасциального аппарата, изложенные в диагностической карте.

ТЕСТ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СИЛЫ МЫШЦ

Исходное положение (ИП). Содержание теста Критерии оценки
1 2 3 4 5
1 ПРЯМЫЕ МЫШЦЫ ЖИВОТА
  Сидя, руки за головой, ноги максимально согнуты в коленных суставах. Медленно и плавно в течение 45секунд перейти в положение лёжа на спине. 0с. 5с.-15с. 16с.-25с. 26с.-35с. 36с.-45с.
2 КОСЫЕ МЫШЦЫ ЖИВОТА
  ИП. То же самое, что № 1. Развернуть туловище на 45град. и отклониться назад на 45 град. и удержать 45сек 14с. и. ме 15с.-24с. 25с.-34с. 35с.-44с. 45с. И бо.
3 МЫШЦ - РАЗГИБАТЕЛЕЙ ПОЗВОНОЧНИКА
  ИП. Лёжа на животе, руки вытянуты вперёд, ноги и руки слегка согнуты. Одновременно максимально приподнять руки и ноги на 10-15см –держать 60секунд. 20с. и ме. 20с.-29с. 30с.-39с. 40с.-49с. 50с.-60с.
4 ПРАВОЙ И ЛЕВОЙ РОМБОВИДНЫХ МЫШЦ
ИП. Упор лёжа на полу, голеностопы ног на гимнастической скамейке, кисти рук у сосков. Выполнить медленное отжимание, туловище, не прогибать и не сгибать, жёстко зафиксировать.          

 

  Выполнение теста строго по требованию.     5
  Правая или левая ромбовидная мышца включаются в работу не одновременно. 4  
  При выполнение поднимание или прогибание 3    
  Отжимание до половины, руки согнуты. 2      
  Невыполнение - лежит в ИП. 1        
5 СИЛА ЯГОДИЧНЫХ МЫШЦ
  ИП. Живот и грудь на снаряде, руки держатся за снаряд, ноги опущены вниз на краю снаряда, вместе гребнями подвздошных костей. Одновременно поднять обе ноги (положение каждой ноги оценивается дифференцированно) выше горизонтальной линии, ноги развести на 10см. удерживать позу 60 секунд. 20с. и ме. 20с.-29с. 30с.-39с. 40с.-49с. 50с.-60с.
6 СИЛА ПЕРЕДНИХ, ЗАДНИХ И СРЕДНИХ ЛЕСТНИЧНЫХ МЫШЦ
  ИП. Лёжа, голова находится в руках обследующего и немного запрокинута. Предлагается повернуть голову последовательно на 10-30-60 град., и в каждом из этих положений произвести давление на руку обследующего, который оказывает сопротивление этому давлению.          
Предлагается три метода:

Непрерывное равномерное сопротивление в объёме всего тестового движения.

Тест “превозмогание”. Обследуемый производит тестовое движение, противодействуя начальному лёгкому и постепенно усиливающемуся ручному сопротивлению со стороны обследующего. В дальнейшем сопротивление увеличивается до степени, позволяющей преодолевать и превозмогать силу тестируемых мышц. Именно сопротивление, необходимое для превозмогания, является критерием мышечной силы.

Изометрический тест. Обследуемый потается совершить тестовое движение, противодействуя адекватному, зафиксированному сопротивлению со стороны обследующего. Сопротивление должно быть немного больше силы тестируемых мышц, поэтому последние будут находиться в изометрическом сокращении.

Результаты теста оцениваются:

– 5 баллов – мышца может совершать полный объём движения, противодействуя максимальному ручному сопротивлению;

– 4 балла – мышца в состоянии совершить полный объём движения, противодействуя ручному сопротивлению, соответствующему 75% от максимального;

– 3 балла – мышца может совершить полный объём движения, противодействуя ручному сопротивлению, соответствующему 50% от максимального;

– 2 балла – мышца в состоянии совершить полный объём движения только без ручного сопротивления;

– 1 балла – при попытки сделать движение наблюдается видимое и пальпаторное сокращение мышцы, но недостаточной силы, чтобы совершить какое то ни было движение тестируемым сегментом;

– 0 баллов – при попытке совершить движение мышца не даёт никакого пальпаторного сокращения.

СИЛА МЫШЦ - ЭКСТЕНЗОРОВ ШЕИ.

Для определения силы мышц шеи, предлагается давить головой, повёрнутой в ту или иную сторону в дорсальном направлении, в то время как обследующий оказывает сопротивление этому движению. Сила мышцы определяется на стороне поворота головы. Принципы оценки результатов аналогичны представленным выше.

СИЛА ПОДВЗДОШНО - ПОЯСНИЧНЫХ МЫШЦ, ПРЯМЫХ МЫШЦ БЕДРА И НАПРЯГАТЕЛЕЙ ШИРОКОЙ ФАСЦИИ БЕДРА.

Для оценки обследуемому в положении стоя предлагается обхватить руками ногу, согнутую в колене и максимально привести её к груди. Затем, не меняя положения, при помощи обследующего он должен сесть на край кушетки, а потом медленно лечь на спину.

Учитывается:

а) положение свободной ноги относительно горизонтальной плоскости кушетки, характеризующее функциональный тонус подвздошно – поясничной мышцы:

- 3 балла – бедро свободной конечности расположено горизонтально;

- 2 балла – бедро приподнято над уровнем кушетки до 30-и градусов;

- 1 балла - бедро приподнято над уровнем кушетки более чем на 30 град.

б) положение свободной ноги относительно сагитальной оси, характеризующее функциональный тонус мышцы – напрягателя широкой фасции бедра:

- 3 балла – бедро расположено строго сагитально;

- 2 балла - бедро отведено на угол до 20 –и градусов;

- 1 балл – бедро отведено на угол свыше 20 –и градусов.

в) угол между бедром и голенью свободной ноги, характеризующий функциональный тонус четырёхглавой мышцы бедра:

- 3 балла – угол равен 90 градусов;

- 2 балла – угол составляет от 90 град., до 120 –и градусов;

- 1 балл – угол превышает 120 градусов.

Для определения симметричности функции тест проводится на обеих свободных нижних конечностях.

СИЛА ТРЁХГЛАВОЙ МЫШЦЫ ГОЛЕНИ.

Для оценки обследуемому из положения стоя, руки на поясе, предлагается медленно сесть на корточки, не сгибая спины и не отрывая пятки от пола:

- 3 балла – пятки не отрываются от пола;

- 2 балла – угол между стопой т полом менее 30 –и градусов;

- 1 балл – угол между стопой и полом более 30 –и градусов.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

  1. Профилактика, коррекция и лечение основываются на концепции и закономерности роста и развития человеческого организма.
  2. Техника безопасности, гигиена, обязанности и права, а также поведение на данных занятиях.
  3. Диагностика при профилактике, коррекции, лечебной реабилитации ОДА.
  4. Питьевой режим.
  5. Правильное дыхание при выполнении упражнений.

На первом этапе упражнения должны выполняться медленно, целостным методом, при этом нужно учиться представлять правильное движение, концентрировать своё внимание на ту область туловища, над которой вы работаете и ощущать каждое выполняемое движение с правильным применением дыхания, учитывая индивидуальные возможности психомоторики организма. Нагрузка не должна превышать нормы, которая приводит к функциональному восстановлению структурных элементов ткани, она обоснована, имеет физиологический характер, который отвечает принципу естественного движения, каким является КиТ.

“В КиТ начальный этап носит название “паллиативный”, где основной задачей является снятие страха перед движением приводящие к боли перед нагрузкой, для этого подбираются те или иные упражнения, которые не включают поражённые отделы, а заставляют работать периферические участки от эпицентра боли” (С.М.Бубновский).

После каждого блока упражнений выполняется комплекс упражнений на дыхание.

“На первом этапе упражнения выполняются целостным методом. С каждым новым сеансом сначала увеличивается количество подходов к тренажёру от 1 до 6, затем меняется вес отягощений с расчетом выполнения движений не менее 4-6 повторений в последнем подходе. Лечебной задачей этого этапа является улучшение кровообращение, улучшение иннервации в поражённом участке. Для достижения большого эффекта и ускорения восстановления рекомендуется использовать другие тренажёры и устройства подобных диапазонов движения” ( С.М. Бубновский).

“Переход к новым движениям рекомендуется после освоения предыдущих упражнений, нагрузок и интенсивности, которая должна совмещаться с ритмом дыханий. Одним из главных критерием освоения считается избавление от страха перед движением и желание продолжать заниматься. Надо иметь в виду, что последующий этап – это ещё одно преодоление страха перед болью движением, которое может возникать при выполнении упражнений при 2-3 –х движений. Этот этап обычно носит лечебно-подготовительный характер. Здесь применяются не только узколокальные, но и локальные тренажёры. На которых подбираются базовые упражнения лечебной программы КиТ влияющих на группу мышц окружающих два и более суставов участвующих в движение” (С.М. Бубновский).

“Третий этап - восстановительный, задача которого полное восстановление подвижности сустава , кровообращение и иннервации за счёт укрепления и восстановления всей группы мышц его окружающих. Воздействием на них увеличением веса отягощений с каждым последующим занятием и в каждом последующем подходе. Повышение силовых нагрузок не должна отразиться на правильной технике движений и нарушений ритма дыхания, на психическое состояние занимающегося. Вести самоконтроль так и строгий контроль преподавателя, родителей и врача за динамикой увеличения объёма отягощений, дозировкой подходов и интенсивностью выполнений упражнений в процессе выполнения программы” (С.М. Бубновский).

В процессе многолетней практической деятельности С,М,Бубновсим и его кафедрой разработаны, апробированы и запротоколированы технология и методика правил работы на тренажёрах (привожу эти правила):

- “...вес отягощения подбирается с таким расчётом, чтобы пациент смог выполнить движение не менее 12 раз и не более 15 раз (повторений). Если он выполняет движение более 15 раз, то вес отягощений недостаточен, если не может выполнить упражнение 12 повторений, значит вес, отягощений велик. Таким образом, вес подбирается индивидуально каждому пациенту;

1)- от занятий к занятию (после 6-12 занятий) вес отягощения должен повышаться в последнем подходе (даже со снижением количества повторений до 8 ) до тех пор, пока мышцы не привыкнут к новому весу, который способны одолеть за 12 повторений. Это и есть показатель динамики лечебного процесса, связанной с восстановлением структуры мышечной ткани. Работать с одним и тем же отягощением долгое время ( если вес отягощения не соответствует норме) в лечебном аспекте нецелесообразно, т.к. мышечная ткань обладает достаточной силой выносливостью и быстрой адаптивностью к весовому раздражителю. Чтобы мышечная ткань качественно развивалась, весовой раздражитель (отягощение) нужно постоянно менять. За правильностью геометрии движения следит инструктор;

2)- любое движение в максимальной точке напряжения должно сопровождаться форсированным выдохом Ха...а. Это основное условие для предотвращения перенапряжения сосудов сердца и головного мозга. Своевременный выдох на фоне правильного движения предотвращает опасность повышения давления и спазма сосудов. Не случайно, после выполнения тренажёрной программы у больных с гипер/гипотонией обычно наблюдается нормализация артериального давления и улучшение общего самочувствия;

3)- нельзя форсировать повышение силовых характеристик в ущерб правильности движений и нарушению дыхания. Необходимо учитывать физическое состояние каждого пациента перед назначением лечебной тренажёрной программы и проводить строгий контроль динамики увеличения объёма отягощений в процессе выполнения программы. ТОРОПИСЬ МЕДЛЕННО :

4)- критерием максимального лечебного эффекта при реализации силовых характеристик является работа на тренажёре с весом, сопоставимым с весом тела пациента. Так, о нормальном состоянии мышцы нижних конечностей свидетельствует работа с отягощением, равным весу тела ( для женщин) или двойному весу тела для мужчин. Для верхних отделов туловища такими характеристиками является работа с отягощениями на уровне 7-8% от веса собственного тела. Конечно, можно достичь лечебного эффекта, работая и с меньшими отягощениями, однако приведённые выше цифры свидетельствуют о достаточном “запасе” лечебного эффекта. Дело в том, что желательные цифры отягощений 70-80% от веса тела свидетельствуют о включении в работу мышц спины, непосредственно отвечающих за питание МПД. Если эти цифры не достигаются пациентом, но он тем не менее избавляется от боли в спине, мы считаем подобный эффект нестойким и недолговременным, хотя сам по себе эффект обезболивания и общего улучшения самочувствия свидетельствует о лечебной функции мышечной ткани. Глубокие мышцы позвоночника обладают малой амплитудой. Для их раздражения и включение в режим сокращения-расслабления требуются достаточно серьёзные силовые (стрессовые) воздействия, которые и соотносятся с собственным весом. Отсюда следует вывод о том, что вес тела человека не является критерием здоровья, а многочисленные формулы диетологов вроде “нормальный вес равен росту минус 100” являются весьма умозрительными и виртуальными.

НОРМАЛЬНЫМ ВЕСОМ ТЕЛА ЯВЛЯЕТЯС ВЕС , С КОТОРЫМ СПРАВЛЯЕТСЯ СКЕЛЕТНАЯ МУСКУЛАТУРА. “В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ ЗДОРОВЫЙ ВЕС” (С.М.Бубновский)

Этому есть подтверждение в разных сферах жизни и спорта. Взять борцов сумо, обладающих явно избыточным весом. Они отличаются хорошей гибкостью, резкостью , силовой выносливостью – показателями здоровья, а уходя из активной борьбы, легко достигают нормального веса всего за 6 месяцев по специальной программе. В то же время, идеальные фигуры маникеньщиц и танцовщиц, не являются залогом здоровья. Практика показывает, что они часто страдают тяжёлыми дистрофическими изменениями межпозвоночных дисков. Поэтому критерием здоровья служит не вес тела, а умение его обслуживать;

5)- чистое время лечебного занятия должно составлять 30-60 минут. При этом самое занятие может продолжаться 2-3 часа за счёт того, что ослабленные и детренированные пациенты делают большие паузы между подходами. Пауза между подходами в норме не должна превышать 2-3 минуты;

6)- при ежедневном посещении занятий нельзя нагружать большие мышечные группы два дня подряд. Это не распространяется только на мышцы брюшного пресса и задней поверхности бедра, т.к. эти мышцы имеют способность быстрого восстановления;

7)- Необходимо стремиться к максимально большей амплитуде движений;

8)- Движение должно быть равномерным на протяжение всей траектории;

9)- необходимо учесть, что успех коррекционной и лечебной программы зависит от выполнения всего комплекса физических и физиотерапевтических воздействий , это во-первых. Во-вторых, проблем описанных выше (детренированность, страх перед движением, приносящим боль, сопутствующие заболевания). В-третьих, так называемый адаптационный криз, который характеризуется накоплением в мышечных клетках продуктов распада и молочной кислоты, которые через 2-3 занятий выводятся из организма. Но для быстрейшего выведения из организма продуктов распада и молочной кислоты применяются вспомогательные компоненты. Одним из них является гидрокриотермо – терапия - водолечение элементами бани с обязательным влажным водным конденсатом в термокамере, а в заключение воздействие холодной воды, продолжительность холодного воздействия 5-10 секунд которые: повышают иммунитет и оказывает общеукрепляющее воздействие на все функциональные системы организма человека; снижает локальную температуру тела в области воспалённых мышц и восстанавливает микроциркуляцию ищеминизированных участков больных тканей организма; лучше и безопаснее удаётся растянуть мышцы и связки тела, что в дальнейшем сопровождается восстановлением эластичности мышечно-связочных структур; усиливает кровообращение в поражённых суставах снимает отёк, воспаление и боль, помогает устранить ищемию тканей; избавляет от страха низкотемпературных водных процедур и придаёт уверенность в собственные силы;

10)- позитивное управление: осознанный контроль за объективными и субъективными показателями; осознанное использование всех ресурсов системы организма для достижения цели; осознанное выполнений упражнений и рассматривать как единственное лечебное средство, управляемое сознанием для восстановления любой погасшей функции или ослабленного органа (сустава) с учётом индивидуальных особенностей человека” (С.М. Бубновский);

11)- выше перечисленные правила распространяются на выполнение упражнений

Таким образом, физические упражнения и т.п. мероприятия коррекции или частичного устранения функциональных изменений осанки включают:

Рациональный режим статической нагрузки на позвоночник (выработка правильного положения тела при стоянии, сидении; организация рабочего места – пюпитре для книг, использование рациональной мебели, полужёсткая постель с небольшой подушкой; коррекции обуви);

Правильно подобранные в соответствии с дефектом осанки средства и методика физических упражнений и т.п., улучшающие физическое развитие ребёнка;

Утреннюю гигиеническую гимнастику, уроки физической культуры в учебном заведении, физкультурные досуги, праздники, спортивные танцы, физкультминутки и другая самостоятельная двигательная активность;

Учитывать так называемую “зону ближайшего развития” - предлагаемые упражнения должны опережать имеющийся у учащего момент – уровень умений и навыков;

Обучение движению предполагает понимание сути того или иного движения, умение сравнивать качественные характеристики (темп, ритм, амплитуда, чувства, воображение, ощущение и представление разучиваемого или совершенствующего движения).

ПРАКТИКА

(самоутверждающая деятельность).

1. Формирование опыта деятельности (профилактики, оздоровительных и лечебно – реабилитационных упражнений) в процессе учебного дня, вариативной части, внеурочных, внеклассных мероприятий, в дополнительном и факультативном образовании.

2. Формирование опыта деятельности, самосовершенствования физического, умственного, духовного развития и роста (развитие – качественный процесс, а рост – количественный процесс).

НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

1. Оздоровительно – восстановительные занятия (профилактика, коррекция и лечебно – реабилитационные упражнения).

2. Общеразвивающие и специально развивающие упражнения для различных групп здоровья.

3. Работа с дневником по ФК № 1 “Познай и измени себя”.

4. Занятия по программе, по индивидуальному плану.

5. Страховка и само-страховка в своей жизнедеятельности.

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

1. Оздоровительно – восстановительные занятия (профилактика, коррекция и лечебно – реабилитационные упражнения).

2. Работа с дневником по ФК № 2 “Познай и измени себя”.

3. Занятия по программе спортивной направленности, по мотивационным интересам, индивидуальному плану (ОФП, СФП, ОРУ, ПФПП, ППФП, ЗОЖ и т.д.).

4. Страховка, самостраховка и помощь товарищу.

5. СУМ, ДПС, НЭС (организация, судейство и проведение подвижных, спортивных игр, мероприятий с учащимися).

ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

1. Оздоровительно-восстановительные занятия (профилактика, коррекция и лечебно – реабилитационные упражнения).

2. Работа с дневником по ФК № 3 “Познай и измени себя”.

3. Занятия по программе спортивной направленности, индивидуальной программе, плану, мотивационным интересам (ОРУ, ОФП, СФП, ППФП, ПФПП, и т.д.).

4. Тестирование, самоконтроль, самоанализ, самооценка физического роста и развития, физических упражнений, нагрузок и дозировки.

5. Страховка, самостраховка и помощь товарищу.

Приложение.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Бубновский С.М. “Руководство по кинезитерапии дорсопатий и грыж позвоночника”. М.: Макс Пресс, 2002 – 100с.
  2. Бубновский С.М. “Руководство по кинезитерапии “Синдром болезненного плеча”” М.: Астрея, 2003 – 64 с.
  3. Берн Э. “Введение в психиатрию и психоанализ для непосвящённых”. Перев., с англ., - Семфирополь: Реноме, 1998.
  4. Бубновский С.М. “Природа разумного тела или как избавиться от остеохондроза”. (Руководство для тех, кто не хочет стареть), М.: 2002.
  5. Васильева В.К учебник “Лечебная физкультура”. М.: “Физическая культура”. 1970.
  6. Велитченко В.К. “Физкультура без травм”. – М.: Просвещение. 1993.
  7. ВеличкоЕ.М., ИноземцевИ.М., Сухарь Н.Е. “Как уцелеть в этот разрушительный век”: советы врачей, экологов, гомеопатов, травников; домашний гомеопатический лечебник. – М.: Стройиздат, 1996.
  8. Гладышева А.А. учебник “Анатомия человека”. И.: “Физкультура и спорт”. 1977.
  9. Гуревич И.А. “300 соревновательно – игровых заданий по физическому воспитанию”. Практ. Пособ. – 2 –е изд., стереотип. Мн.: Высш. Шк. 1994.
  10. Гуревич И.А. “Круговая тренировка при развитии физических качеств”-3-е изд. Перер. И доп. Мн., высш.шк. 1985.
  11. Гуревич И.А. “1500 упражнений для моделирования круговой тренировки”.-2-е изд., перераб. И доп. –Мн.: Высш.шк. 1980.
  12. Давыдов В.В. “Проблемы развивающего обучения”. М.: “Педагогика”.1986.
  13. Дмитриев А.Е., Маринченко А.Л. “Лечебная физкультура при операциях на органах пищеварения”. – Л.: Медицина, 1990.
  14. Дьяченко М.И., КандыбовичЛ.А. “Психологический словарь – справочник”. Мн.: Харвест, М., АСТ.2001.
  15. Епифанова В.А. “Лечебная физическая культура”. М.: Медицина.1987.
  16. Кенеман А.В., Осокина Т.И. (составители) “Детские народные подвижные игры”-2-е изд., дораб. М.: Просвещение; Владос. 1995.
  17. Киреев А. “Исцеление позвоночника”. М.: “Ч.А.О. и К”.1999.
  18. Крейз Р. “Здоровье через естественную осанку”: Александр метод (перев., с англ. Н.Палалко). –М.: ФАИР _ ПРЕСС.1999.
  19. Кондрашенко В.Т., ДонскойД.И. “Общая психотерапия”: -3-е изд., испр., и допол., -Мн.: Высш.шк.1998.
  20. Клименко В.В. “Кака воспитать вундеркинда”. Х.: Фолио.1996.
  21. Клименко В.В. “Психологические тесты таланта”. Х.: Кристалл.1996.
  22. Кудряшова Н.И. “Зрение: сохранение, нормализация, восстановление”. М.: “Грегори –Пэйдж”, “Новый центр”.1998.
  23. Курнешова Л.Е. (ответ., ред.) “Система коррекционно – развивающего обучения”.-М.: Центр инноваций в педагогике.1998.
  24. Курнешова Л.Е. (ответ., ред.) “Физическое здоровье обучающихся и пути его совершенствования в г. Москве”. – М.: Центр инноваций в педагогике. 2003.
  25. Людиновская Р.А. к.м.н.- кардиолог, Колтановский А.П. з.м.с. СССР Методические рекомендации “Оздоровительная ходьба”. М.: 1984.
  26. ЛаптевА.П. “Азбука закаливания”. М.: Физкультура и спорт.1986.
  27. ЛовейкоИ.Д., ФонарёвМ.И.. “Лечебная физическая культура при заболеваниях позвоночника у детей”. - 2-е изд., перераб., и доп., Л.: медицина. 1988.
  28. МизулинЮ. “Космос и здоровье”, как уберечь себя и избежать болезней. М.: ВЕЧЕ* АСТ. 1997.
  29. МуравьёвВ.А. и составители “Техника безопасности на уроках физической культуры”. М.: Спорт Академ Пресс.2001.
  30. МинхА.А., МалышеваИ.Н. “Основы общей и спортивной гигиены”: учеб., ин-ов ФК. М.: Физкультура и спорт.1972.
  31. ОчаповскийА.П., ЗубковА.Н. “Хатха – йога для начинающих”. М.: медицина.1991.
  32. Рипа М.Д. и др. “Занятия физической культурой со школьниками, отнесённых к специальной медицинской группе”. М.: Просвещение.1988.
  33. Соколов Э.В. “Введение в психоанализ”С-П.: “Лань”.1999.
  34. Соколов П.П., Герасимов Ю.Н. “Помоги себе сам”. М.: Физкультура и спорт. 1992.
  35. Селевко Г.К. “Совремённые образовательные технологии”. М.: “Народное образование”.1998.
  36. Попова С.Н. “Спортивная медицина, лечебная физическая культура и массаж”: учеб., для техн., физ. М.: Физическая культура.1985.
  37. Техвинского С.Б. “Детская спортивная медицина”: Руководство для врачей. - 2-е изд.,перераб., и допол.. М.: Медицина.1991.
  38. Сельченок К.В. (составитель) “Психология возрастных кризисов”.-Мн.: Харвест, М.: АСТ. 2001.
  39. Романовская Н.В., Романовский А.А. “Как победить остеохондроз”.- Мн .: Современный литератор. 2000.
  40. Салманс С. “ Боль в спине”: Вопросы и ответы. (перев., с англ., С. Богдановой). М.: КРОН – ПРЕСС. 1999.
  41. Тюрин А.М., Васичкин В.И. “Техника массажа”. Л.: Медицина. 1986.
  42. Фонарёв М.И. “Лечебная физическая культура при заболеваниях детей раннего возраста” Л.: Медицина. 1973.
  43. Фотина Л.А., Норбеков М.С. “Дорога в молодость и здоровье”: Практическое руководство для мужчин и женщин. Ек. : АРД.1998.
  44. Тетерников Л.И. “Рациональная йога”. М.: Знание. 1992.
  45. Щербаков В.П. “Физическая культура от 3 до 17 лет”. М.: Центр инноваций. 1996.
  46. .М.Б.Цыкунов, О.А.Малахов, Б.А.Поляев. “Диагностика и консервативные методы коррекции статических деформаций”: Практическое руководство. – М.: РАСМИРБИ, 2003. – 180с.
  47. Б.А.Поляев, А.Г.Румянцев, Г.Е.Иванова, И.Т.Выходец “Коррекция нарушений осанки в процессе физического воспитания учащихся”: Практическое руководство. – М.: РАСМИРБИ. – 128с.
  48. Б.А.Поляев, Г.Е.Иванова, В.Е.Житловский “Коррекция нарушений осанки в учебном процессе”: Методическое руководство для педагогов. - М.: РАСМИРБИ, 2003. – 80с.
  49. М.А.Рунова “Использование тренажёров в начальной школе”: Методическое пособие для специалистов. –М.: РАСМИРБИ, 2003. – 32с.
  50. Б.А.Поляев, О.А.Лайшева, О.М.Калашникова “Правильная осанка”: Памятка для родителей. – М.: РАСМИРБИ, 2003. – 48с.
Читать еще:


Новые материалы:

Урок русского языка в 7-м классе по теме "Наречие" (в классе компенсирующего обучения) :: Обобщающий урок по теме "Синтаксис и пунктуация" :: Урок-игра. Повторение изученного по теме "Глагол", 6-й класс :: Обобщающий урок по русскому языку в 8-м классе по теме "Односоставные предложения" :: Урок русского языка в 6-м классе "Морфологические признаки имен прилагательных. Постоянные и непостоянные признаки" :: Рождество, опять ( Christmas, Again ), 2014 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Прихожие/Стенки для прихожей/Модульные прихожие / Сокол / Стенка для прихожей Андрина орех испанский ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD